лекция 2. Характеристики межличностных конфликтов

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Конфликт весьма разнообразное, уникальное, многоплановое социально-психологическое явление. Каждый конфликт по-своему неповторим и уникален. Это в определенной степени определяет многообразие в подходах к классификации и типологизации конфликтов.

Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем,  и что он  не ошибается, когда судит о других.

Андре Моруа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekciya_2._harakteristiki_mezhlichnostnyh_konfliktov.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики  межличностных  конфликтов

Классификация и типологизация конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Классификация конфликтов отражает характерные связи между ними и заключается в объединении их в группы по какому-либо признаку, который называется основанием деления или основанием классификации.

В основу типологии, в отличие от классификации, закладывается существенный признак конфликта. Это более сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд соответствующих типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Подходы к классификации и типологизации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание на социальные, психологи на психические, юристы на правовые признаки конфликта.

С. Чейз дал 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами и нациями.

Типологизация конфликтов Р. Дарендорфа:
- Структурные конфликты (конфликты между социально-организованными системами);
- Неструктурные конфликты (случайные конфликты).

К. Боулдинг предложил 6-уровневую типологизацию социальных конфликтов:

- Случайные;
- Скрытые, латентные;
- Основанные на плохом знании;
- Фальшивые;
- Заместительные;
- Действительные.

Л. Козер выделяет два основных типа конфликтов:
- Конфликты по базисным принципам;
- Конфликты по проблемам.

Одну из наиболее развернутых общих типологизаций конфликта разработали А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский, выделив конфликты с участием человека и зооконфликты.

А.Г. Здравомыслов предлагает 7-уровневую типологизацию конфликтов, Е.М. Бабосов 10-уровневую, Н.Ф. Вишнякова 3-уровневую. В управленческой конфликтологии сложилась 10-уровневая типологизация конфликтов.

Определенный интерес представляет классификация конфликгов на основе потребностей субъектов взаимодействия с последующим выходом на соответствующие типы конфликтов А.И. Шипилова.

Относительно полную классификацию представил С.М. Емельянов. Он выделяет для классификации пять оснований, по каждому основанию классифицирует от двух до четырех видов конфликтов, давая каждому из них общую характеристику.

Для того чтобы не «утонуть» в разнообразии классификаций конфликтов, необходимо выделять основание для классификации.

Приведем примеры классификации конфликтов по некоторым из этих оснований.

По форме конкретных действий:
- Мирные;
- Насильственные.

По характеру противоречий:
- Главные;
- Второстепенные (побочные).

В зависимости от формы и остроты протекания:
- Явные и скрытые;
- Организованные и неорганизованные;
- Антагонистические и неантогонистические.

По функции:
- Конструктивные;
- Деструктивные.

В зависимости от пространственной распространенности:
- Микромаштабные;
- Макромаштабные;
- Мегамаштабные.

В зависимости от субъекта конфликта:
- Внутриличностный;
-
Межличностный;
- Организационный;
- Групповой.

Вместе с тем, следует отметить, что если рассматривать групповой конфликт как столкновение «личность и группа», «группа группа» это класс конфликта. Если его рассматривать, как совокупность этих классов то это тип конфликта.

Таким образом, анализ различных подходов к типологизации и классификации конфликтов свидетельствует о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

  1. соперничества - стремления к доминированию;
  2. спора - разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  3. дискуссии - обсуждения спорного вопроса.

Признаки конфликта:

- наличие значимых для сторон противоречий;

- необходимость их разрешения для эффективного  взаимодействия сторон;

- действия сторон, направленные на преодоление  возникших противоречий, реализацию собственных интересов; и т.д.

Структура конфликта включает в себя следующие составляющие:

Предмет конфликта — противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить.

Участники конфликта — отдельные люди или группы (противодействующие стороны), которые можно разделить на основных (прямых) участников и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта (оппоненты) — это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, его главные действующие лица. Противоречие именно их интересов лежит в основе противостояния.

К неосновным участникам относятся все остальные лица, вовлеченные в конфликт (организаторы, посредники, пособники и т.д.). Им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.

Макросреда конфликта — те конкретные социально-психологические условия, в которых он развертывается.

Образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп, не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

Например, мы можем преувеличивать значимость ситуации с опозданием коллеги, считая, что его поведение — это демонстрация личного превосходства или неуважения по отношению к вам. На самом деле такое поведение может быть всего-навсего следствием личной неорганизованности и не иметь лично к нам никакого отношения. То есть образ конфликтной ситуации носит субъективный характер и не отражает истинного положения дела.

Выделяют следующие виды межличностных конфликтов.

В зависимости от потребностей, неудовлетворение которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:

материальные (например, конфликт из-за кабинета, в котором несколько педагогов одновременно хотели бы вести урок);

статусно-ролевые (например, конфликт между учителем и учеником, который ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус);

духовные (возникают как следствие рассогласования жизненных ценностей и смыслов).

По направленности конфликты подразделяются на:

горизонтальные, возникающие между лицами, равными по социальному статусу (например, коллегами по работе);

вертикальные, возникающие между лицами неравными по социальному статусу (например, учитель — ученик);

смешанные (например, учитель — родитель).

По временным параметрам конфликты подразделяются на:

кратковременные (длятся в течение непродолжительного времени);

быстротечные (краткосрочные конфликты, например, между пассажирами общественного транспорта);

длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетия ми (например, конфликт между членами семьи, соседями).

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счёт ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий - представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искажённой) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

В зависимости от того, какие именно проблемы затрагиваются возникшим противоречием, выделяют следующие типы конфликтов:

ценностные конфликты — разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер;

конфликты интересов — затрагивают цели, устремления участников, которые оказываются противоречащими или несовместимыми;

конфликты, возникающие из-за нарушений норм  или правил взаимодействия.

Особо можно выделить виды педагогических конфликтов:

конфликты  деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

конфликты  поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;

конфликты  отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Понимание специфики различных конфликтов является важным, так как это во многом определяет способ их разрешения.

Однако, анализируя различные виды конфликтов, следует учитывать некоторую условность их разделения, так как одни и те же причины могут порождать разные конфликты.

Например, отказ учащегося выполнить задание учителя может стать основой для возникновения конфликта деятельности, который впоследствии может стать конфликтом отношений или конфликтом поступков, как и произошло в рассматриваемом примере.

Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила «3», что вызвало ее негативное отношение к учителю. На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей «2». Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания. После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу.

На этом примере мы видим, что конфликт деятельности (разногласия по поводу критериев выполнения задания) приводит к возникновению конфликта поведения (отказ выполнять задания педагога, попытка сорвать урок), что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликта отношений (просьба  ученицы перевести ее в группу к другому педагогу).

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  1. ученик — ученик;
  2. ученик — учитель;
  3. учитель — учитель.

Конфликт “ученик — ученик”

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт “ученик — учитель”

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция “Я — взрослый”, которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме.

Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт “педагог — педагог”

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Характеризуя педагогические конфликты, М.М. Рыбакова отмечает следующие их особенности:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный  статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;

различное понимание событий и их причин участниками  (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

присутствие других учеников при конфликте делает их  из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

 конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной особенностью педагогических конфликтов является ответственность учителя за их разрешение. Умение педагога предотвращать и разрешать конфликтные ситуации может служить для учеников примером эффективного поведения и будет способствовать созданию более благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе.

Хороший пример — это самая лучшая  проповедь.

Немецкая пословица

Ситуация 1

Возник конфликт между учеником и учителем: учитель возмущен плохой успеваемостью ученика и дает ему возможность исправить оценки с помощью реферата, ученик соглашается и на следующий урок приносит реферат. Во-первых, не по теме, а так, как ему вздумалось, хотя и потратил, по его словам, на его подготовку весь свой вечер. Во-вторых, весь помятый. Учитель возмущен еще сильнее и в резкой форме говорит, что это унижение его как учителя. Ученик демонстративно встает и начинает раскачивать ногами вперед и назад, держась за парту. Учитель сначала пытается усадить ученика, но, не выдержав, хватает его и выталкивает из класса, потом отводит к директору, оставляет его там и уходит в класс.

Ситуация 2

Учитель математики после звонка задержал класс на перемене. В результате учащиеся опоздали на следующий урок — урок физики. Разгневанный учитель физики высказал свое негодование учителю математики, так как у него была запланирована контрольная работа. Его предмет, как он считает, очень сложный, и терять время урока из-за опоздания учащихся он считает недопустимым. Учитель математики возразил, что его предмет не менее важен и труден. Разговор происходит в коридоре на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

1. Укажите структурные компоненты (предмет, участники, макросреда, образ) конфликта в каждой представленной ситуации.

2. Определите вид конфликта, представленный в каждой из ситуаций.