Лекция – 3 «Содержание биологического образования»,

Маслак Екатерина Николаевна

в которой дан ответ на вопрос «Чему учить?», т.к. описаны 5 компонентов содержания образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_3.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ №3 «Содержание биологического образования»


Особенности отбора содержания биологического образования.

     Проблема содержания образования курса биологии сегодня актуальна так же, как и 20, и 30 лет назад. Вопрос «Чему учить?», постоянно обсуждается в академических, министерских, учительских кругах. Объем и содержание учебного материала постоянно входят в противоречие с необходимостью разгрузки ученика и попытками отобрать так называемый «жизненно важный материал».

     Попытки разрешить эти противоречия отражаются в стандартах образования. Закон «Об образовании» – это единственный документ, которым следует руководствоваться авторам программ, учебников и, в конечном счете, учителю. Именно поэтому в системе образования придается огромное значение государственным образовательным стандартам. Что они определяют?

     Государственный образовательный стандарт по биологии определяет:

  1. цели биологического образования
  2. обязательный минимум содержания основных
  3. образовательных программ для основной  и полной (средней) школы;
  4. требования к уровню подготовки выпускников основной и полной школы.

   Образовательный стандарт является основополагающим для всех участников учебного процесса.

Цели (цель – это ожидаемый результат) биологического образования, из образовательного стандарта:

  1. Освоение системы биологических знаний.
  2. Ознакомление с методами познания живой природы.
  3. Овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности.
  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
  6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

КОМПОНЕНТЫ  СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ:

1. знания

2. умения

3. навыки

4. опыт эмоционально – ценностного  отношения к миру

5. опыт творческой деятельности

     В каких целях отражается первый компонент содержания образования – знания? Конечно, это первая цель, т.е. освоение системы биологических знаний.

     Итак, знания включены.    

     Вторая цель призывает познакомиться с методами познания живой природы. Это означает, что в стандарт включены и методологические знания, которые совершенно необходимы для интеллектуального развития ученика. Это, прежде всего, знания из истории науки, знания о методах и логике исследования, о противоречиях, встречающихся на пути исследователя и способах разрешения этих противоречий. Эти знания помогают детям стать исследователями.

     Следующая цель, заявленная в стандарте образования, связана с применением знаний в практической деятельности.

     Очень важной в современном стандарте образования является цель, призывающая к развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Именно достижение этой цели должно быть отражено во всех программах, учебниках и учебных пособиях для школы. Таким образом, стандартом образования предусматривается включение в содержание образования его творческого компонента.

     Следующий компонент содержания образования – эмоционально-ценностный – также отражен в стандартах пунктом о необходимости воспитания позитивного, ценностного, отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения на природе.

   Развитию отношения к природе также способствует «натурализация» биологического образования. Биологические кружки, работа на станциях юннатов, биологические исследования в походах, работа в музеях, на экологических тропах, на школьной весенней практике должны стать неотъемлемой частью школьного биологического образования.

     

Повторим некоторые основные положения

  1. Государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы, учебники и учебные пособия, которые затем рекомендуются Департаментом науки и образования в качестве основных средств обучения в основной и полной (средней) школе.
  2. В соответствии с Законом «Об образовании» учитель обязан обеспечить усвоение каждым учащимся обязательного минимума содержания по одной из рекомендованных министерством и избранных школой программ.
  3. Профессиональной задачей учителя является компенсация ряда недостатков программ и учебных пособий путем отбора и включения в учебный материал всех компонентов содержания образования, в том числе творческого и эмоционально-ценностного.
  4. Учитель в меру своих возможностей и возможностей школы должен стремиться к «натурализации» биологического образования, применяя самые различные формы работы с живыми объектами.

     Перейдем теперь к проблеме формирования учебных, предметных и надпредметных (метапредметных) умений. Эта проблема органично вытекает из того, что было сказано о целях образования и их реализации в учебных материалах и в учебном процессе. Организовать усвоение знаний, умений, опыта переживания должен учитель. Реализуются провозглашенные цели в знаниях, которыми может свободно оперировать выпускник, а также в умениях, которыми он владеет.

     Не менее важна и система ценностей, в которой человек строит собственную жизнь. Иными словами человек – это то, что он знает, умеет, чувствует. Однако знать не значит уметь. Следовательно, речь идет об умениях. Надо не только знать, но и уметь.

        Умение – это возможность выполнить то или иное действие (интеллектуальное, практическое, эмоциональное) в соответствии с поставленными задачами и реальными обстоятельствами.

     В педагогической литературе существуют различные классификации умений, однако в общем виде они сводятся к следующим группам:

  1. познавательные,
  2. практические,
  3. организационные,
  4. психолого-характерологические,
  5. самоконтроля и
  6. оценочные (по А.Усовой и А.Боброву)


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

Основной результат современного образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как способов действий, так и способов, изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует планирования совместной деятельности учителя и учащихся.