Лекция – 3 «Содержание биологического образования»,
в которой дан ответ на вопрос «Чему учить?», т.к. описаны 5 компонентов содержания образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekc_-_3.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ №3 «Содержание биологического образования»
Особенности отбора содержания биологического образования.
Проблема содержания образования курса биологии сегодня актуальна так же, как и 20, и 30 лет назад. Вопрос «Чему учить?», постоянно обсуждается в академических, министерских, учительских кругах. Объем и содержание учебного материала постоянно входят в противоречие с необходимостью разгрузки ученика и попытками отобрать так называемый «жизненно важный материал».
Попытки разрешить эти противоречия отражаются в стандартах образования. Закон «Об образовании» – это единственный документ, которым следует руководствоваться авторам программ, учебников и, в конечном счете, учителю. Именно поэтому в системе образования придается огромное значение государственным образовательным стандартам. Что они определяют?
Государственный образовательный стандарт по биологии определяет:
- цели биологического образования
- обязательный минимум содержания основных
- образовательных программ для основной и полной (средней) школы;
- требования к уровню подготовки выпускников основной и полной школы.
Образовательный стандарт является основополагающим для всех участников учебного процесса.
Цели (цель – это ожидаемый результат) биологического образования, из образовательного стандарта:
- Освоение системы биологических знаний.
- Ознакомление с методами познания живой природы.
- Овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: 1. знания 2. умения 3. навыки 4. опыт эмоционально – ценностного отношения к миру 5. опыт творческой деятельности |
В каких целях отражается первый компонент содержания образования – знания? Конечно, это первая цель, т.е. освоение системы биологических знаний.
Итак, знания включены.
Вторая цель призывает познакомиться с методами познания живой природы. Это означает, что в стандарт включены и методологические знания, которые совершенно необходимы для интеллектуального развития ученика. Это, прежде всего, знания из истории науки, знания о методах и логике исследования, о противоречиях, встречающихся на пути исследователя и способах разрешения этих противоречий. Эти знания помогают детям стать исследователями.
Следующая цель, заявленная в стандарте образования, связана с применением знаний в практической деятельности.
Очень важной в современном стандарте образования является цель, призывающая к развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Именно достижение этой цели должно быть отражено во всех программах, учебниках и учебных пособиях для школы. Таким образом, стандартом образования предусматривается включение в содержание образования его творческого компонента.
Следующий компонент содержания образования – эмоционально-ценностный – также отражен в стандартах пунктом о необходимости воспитания позитивного, ценностного, отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения на природе.
Развитию отношения к природе также способствует «натурализация» биологического образования. Биологические кружки, работа на станциях юннатов, биологические исследования в походах, работа в музеях, на экологических тропах, на школьной весенней практике должны стать неотъемлемой частью школьного биологического образования.
Повторим некоторые основные положения
- Государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы, учебники и учебные пособия, которые затем рекомендуются Департаментом науки и образования в качестве основных средств обучения в основной и полной (средней) школе.
- В соответствии с Законом «Об образовании» учитель обязан обеспечить усвоение каждым учащимся обязательного минимума содержания по одной из рекомендованных министерством и избранных школой программ.
- Профессиональной задачей учителя является компенсация ряда недостатков программ и учебных пособий путем отбора и включения в учебный материал всех компонентов содержания образования, в том числе творческого и эмоционально-ценностного.
- Учитель в меру своих возможностей и возможностей школы должен стремиться к «натурализации» биологического образования, применяя самые различные формы работы с живыми объектами.
Перейдем теперь к проблеме формирования учебных, предметных и надпредметных (метапредметных) умений. Эта проблема органично вытекает из того, что было сказано о целях образования и их реализации в учебных материалах и в учебном процессе. Организовать усвоение знаний, умений, опыта переживания должен учитель. Реализуются провозглашенные цели в знаниях, которыми может свободно оперировать выпускник, а также в умениях, которыми он владеет.
Не менее важна и система ценностей, в которой человек строит собственную жизнь. Иными словами человек – это то, что он знает, умеет, чувствует. Однако знать не значит уметь. Следовательно, речь идет об умениях. Надо не только знать, но и уметь.
Умение – это возможность выполнить то или иное действие (интеллектуальное, практическое, эмоциональное) в соответствии с поставленными задачами и реальными обстоятельствами.
В педагогической литературе существуют различные классификации умений, однако в общем виде они сводятся к следующим группам:
- познавательные,
- практические,
- организационные,
- психолого-характерологические,
- самоконтроля и
- оценочные (по А.Усовой и А.Боброву)
Комментарии
Учить учиться
Основной результат современного образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как способов действий, так и способов, изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует планирования совместной деятельности учителя и учащихся.