Лекция – 4 «Методы обучения»,

Маслак Екатерина Николаевна

которая поможет Вам вспомнить классификации методов обучения: по характеру восприятия информации, по источнику получения знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернера)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_4.doc56 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ №4  «Методы обучения»


   Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития

КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ

А. По характеру восприятия:

  1. слово: словесно - иллюстративный, словесно-исследовательский
  2.  наглядность: наглядно - иллюстративный, наглядно – исследовательский
  3. моторика: моторно - иллюстративный, моторно – исследовательский

Б. По источнику получения знаний  

1. практические методы   (источник получения информации:  слово + образ  + действие)

       2.словесные  методы

источник получения информации: слово учителя

 «+»информация сжата (прочитали  книгу,  рассказали за 5 мин.) и адаптирована для детей

«-»продолжительная речь утомляет, первые 10 – 20 мин. слово воспринимается хорошо

  1. рассказ (непрерываемое вопросами повествование с целью познакомить, проинформировать, заинтересовать)

требования к рассказу:

- научная основа

- четкое вычленение основной мысли

- эмоциональность

- правильная выстроенность (вступление, кульминация, заключение)

  1. объяснение (четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий)

требования:

- медленный темп речи

- запись понятий на доске

- подробное толкование сложных вопросов

  1. беседа (вопросно-ответный метод обучения: диалог, полилог с целью выявления базовых знаний, побуждению к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи)

требования:

- вопросы должны быть сформулированы корректно (начинаться с вопросительного слова)

- вопросы должны логично вытекать один из другого

- нужно чередовать вопросы по сложности

- поощрять учеников за участие в беседе, побуждать их к ответам

- предусмотреть наводящие вопросы на случай затруднения

- вопросы не должны предполагать односложный ответ (да – нет)

- ошибочные ответы учеников необходимо разбирать

  1. лекция (продолжительное изложение материала, обычно используется в старших классах)

целесообразна, когда объем материала большой и его нужно обобщить

         3.наглядные методы

источник получения информации:  слово + образ

- демонстрация опыта

- демонстрация наглядных пособий

- демонстрация видеофильма

- демонстрация приемов выполнения работы

   Эти методы используют, когда нужно

- сформировать понятие об объекте или явлении

- активизировать внимание

«+»

стимулирует познавательный интерес

развивает наглядно-образное мышление

Количество наглядных пособий не должно быть велико

(«много – не есть хорошо»)

В. по уровню познавательной самостоятельности учащихся (по характеру познавательной деятельности)

автор: Лернер И. Я.

Таблица – лесенкой, так показано повышение познавательной активности учащихся

Относятся к категории

- репродуктивных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

- продуктивных: исследовательский, частично-поисковый, проблемный   

                                                                                                                       

   

Исследова-тельский



ЛЕРНЕР  И. Я.

Частично-поисковый метод


приобщить


учащихся


к


исследова-


тельской


деятель-


ности

Метод проблем-ного излож-ния



научить


учащихся


исследова-


тельской


деятель-


ности

Репродук-тивный метод


продемонстрировать


ученикам


образец


решения проблемы

Объясни-тельно – иллюстратив-ный метод


научить применять знания,

умения и

навыки

по образцу

1. Цель

помочь учащимся в усвоении знаний, умений и навыков

2. Дея-тель-ность учи-теля

объясняет с использованием различных средств наглядности, обеспечивая усвоение информации в готовом виде


разраба-тывает

алгоритм

систему

заданий,

упражне-ний

сам ставит проблему, сам ее решает, показывая путь решения (рассуж-дения)

формулирует задания проблем-ного характера,

способ выполнения которых заранее неизвестен

констру-ирует

задания

исследова-ний

 и

консульти-рует учащихся

3. Дея-тель-ность уче-нии-ков


слушают, наблюдают, запоминают

и воспроизводят

самостоя-тельно

выполняют задания

 по алгоритму

следят за ходом рассужде-ний учителя, размыш-ляют


решают проблемные задания с помощью учителя


решают проблему самостоя-тельно

4.

Ре-зуль-тат


ученики воспроизводят информацию в том объеме, в котором получают от учителя



ученики выполняют задания одинаково


ученики получают опыт научного познания

решение проблемы, приобретение учащимися опыта решения отдельных элементов исследования


ученики приобретают опыт исследова-тельской деятельности


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

При выборе и сочетании методов обучения руководствуюсь следующими критериями:

Соответствие методов принципам обучения.

Соответствие целям и задачам обучения.

Соответствие содержанию данной темы.

Соответствие учебным возможностям обучаемым:

Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Предпочтение отдаю типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)Результат обучения: ученики приобретают опыт работы и учатся самостоятельно решать проблему