Лекция – 4 «Методы обучения»,
которая поможет Вам вспомнить классификации методов обучения: по характеру восприятия информации, по источнику получения знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернера)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekc_-_4.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ №4 «Методы обучения»
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения, воспитания и развития
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
А. По характеру восприятия:
- слово: словесно - иллюстративный, словесно-исследовательский
- наглядность: наглядно - иллюстративный, наглядно – исследовательский
- моторика: моторно - иллюстративный, моторно – исследовательский
Б. По источнику получения знаний
1. практические методы (источник получения информации: слово + образ + действие)
2.словесные методы
источник получения информации: слово учителя
«+»информация сжата (прочитали книгу, рассказали за 5 мин.) и адаптирована для детей
«-»продолжительная речь утомляет, первые 10 – 20 мин. слово воспринимается хорошо
- рассказ (непрерываемое вопросами повествование с целью познакомить, проинформировать, заинтересовать)
требования к рассказу:
- научная основа
- четкое вычленение основной мысли
- эмоциональность
- правильная выстроенность (вступление, кульминация, заключение)
- объяснение (четкое изложение материала на основе толкования, анализа, обобщения: с целью формирования понятий)
требования:
- медленный темп речи
- запись понятий на доске
- подробное толкование сложных вопросов
- беседа (вопросно-ответный метод обучения: диалог, полилог с целью выявления базовых знаний, побуждению к осмысленному усвоению материала, анализу, размышлению, развитию речи)
требования:
- вопросы должны быть сформулированы корректно (начинаться с вопросительного слова)
- вопросы должны логично вытекать один из другого
- нужно чередовать вопросы по сложности
- поощрять учеников за участие в беседе, побуждать их к ответам
- предусмотреть наводящие вопросы на случай затруднения
- вопросы не должны предполагать односложный ответ (да – нет)
- ошибочные ответы учеников необходимо разбирать
- лекция (продолжительное изложение материала, обычно используется в старших классах)
целесообразна, когда объем материала большой и его нужно обобщить
3.наглядные методы
источник получения информации: слово + образ
- демонстрация опыта
- демонстрация наглядных пособий
- демонстрация видеофильма
- демонстрация приемов выполнения работы
Эти методы используют, когда нужно
- сформировать понятие об объекте или явлении
- активизировать внимание
«+»
стимулирует познавательный интерес
развивает наглядно-образное мышление
Количество наглядных пособий не должно быть велико
(«много – не есть хорошо»)
В. по уровню познавательной самостоятельности учащихся (по характеру познавательной деятельности)
автор: Лернер И. Я.
Таблица – лесенкой, так показано повышение познавательной активности учащихся
Относятся к категории
- репродуктивных: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы
- продуктивных: исследовательский, частично-поисковый, проблемный
| Исследова-тельский |
ЛЕРНЕР И. Я. | Частично-поисковый метод | приобщить учащихся к исследова- тельской деятель- ности |
Метод проблем-ного излож-ния | научить учащихся исследова- тельской деятель- ности |
Репродук-тивный метод | продемонстрировать ученикам образец решения проблемы |
Объясни-тельно – иллюстратив-ный метод | научить применять знания, умения и навыки по образцу |
1. Цель | помочь учащимся в усвоении знаний, умений и навыков |
2. Дея-тель-ность учи-теля | объясняет с использованием различных средств наглядности, обеспечивая усвоение информации в готовом виде | разраба-тывает алгоритм систему заданий, упражне-ний | сам ставит проблему, сам ее решает, показывая путь решения (рассуж-дения) | формулирует задания проблем-ного характера, способ выполнения которых заранее неизвестен | констру-ирует задания исследова-ний и консульти-рует учащихся |
3. Дея-тель-ность уче-нии-ков | слушают, наблюдают, запоминают и воспроизводят | самостоя-тельно выполняют задания по алгоритму | следят за ходом рассужде-ний учителя, размыш-ляют | решают проблемные задания с помощью учителя | решают проблему самостоя-тельно |
4. Ре-зуль-тат | ученики воспроизводят информацию в том объеме, в котором получают от учителя | ученики выполняют задания одинаково | ученики получают опыт научного познания | решение проблемы, приобретение учащимися опыта решения отдельных элементов исследования | ученики приобретают опыт исследова-тельской деятельности |
Комментарии
Методы обучения
При выборе и сочетании методов обучения руководствуюсь следующими критериями:
Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым:
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Предпочтение отдаю типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)Результат обучения: ученики приобретают опыт работы и учатся самостоятельно решать проблему