Лекция – 7 «Формирование и развитие понятий»,
в которой описан путь познания мира и условия формирования понятий у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekc_-_7.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ № 7 «Формирование и развитие понятий»
Путь познания мира:
ощущение
(отражение отдельных сторон объективно существующего мира)
↓
восприятие
(объект воспринимается целиком;
соотнесение ощущения с образом в памяти)
↓
представление
у каждого человека свои (субъективные)
они меняются – обогащаются, они суммируются
↓
понятие
(форма абстрактного мышления,
фиксирующая существенные признаки предметов и явлений)
Понятие имеет термин, который его обозначает:
Термин = ключевое слово + существенные признаки
Представления | Понятия |
|
|
|
отражают несущественные и существенные признаки
| отражают только существенные признаки
|
Типы формирования понятий:
- мозаичные
- непрерывные (клетка: с 5 по 11 класс)
- прерывистые (размножение организмов)
Терминология делает речь лаконичной (вместо объяснения понятия, мы говорим 1 слово «иммунитет» или «фотосинтез») и позволяет людям понимать друг друга (даже ученым-иностранцам)
На каждом этапе нужно прорабатывать понятия:
условия формирования правильности понятий:
ощущение | - рассказать - показать - дать потрогать (обеспечение разнообразными средствами наглядности: использование разнообразных методов, приемов и средств) |
восприятие | использование наглядности + даем точную характеристику объекта, сравнивая со знакомым + зарисовка (рисунки) по памяти инфузория на таблице отличается от инфузории под микроскопом |
представление | для формирования представлений необходимы упражнения по узнаванию |
понятие | - постановка проблемы - логичное изложение материала - упражнения на определение систематического положения, на классификацию, на сравнение ответ дети должны давать с обоснованием задания на проверку не только знаний, но и умений |
Терминологическая работа с понятием:
- термин четко произнести (в школьных учебниках нет ударений)
- обязателен перевод термина, если это возможно, нужно термин написать, чтоб дети потом писали правильно и нужно показать взаимосвязь с другими понятиями
термины ученики должны писать без ошибок!
Для «троечников» понятия остаются на уровне представлений
Как сделать вывод, что ученик усвоил понятие?
- дает определение
как в учебнике или своими словами?
принимается и собственный вариант, если не искажает суть (называет все существенные признаки)
- умеет понятие применять.
Комментарии
Формирование понятий на уроках химии
Тема формирование систем понятий является одной из самых серьезных и наболевших проблем, несомненно, заслуживает особого внимания.
Обработано большое количество научного материала, проведено исследование проблемы на уроках химии в основной школе. Практическое воплощение этой задачи в обучении возможно лишь в том случае, если учебный материал, отражает ту или иную область химии, приведен в единую систему.