Лекция – 7 «Формирование и развитие понятий»,

Маслак Екатерина Николаевна

в которой описан путь познания мира и условия формирования понятий у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_7.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ  № 7  «Формирование и развитие понятий»


Путь познания мира:

ощущение

(отражение отдельных сторон объективно существующего мира)

 восприятие

 (объект воспринимается целиком;

соотнесение ощущения с образом в памяти)

представление 

у каждого человека свои (субъективные)

они меняются – обогащаются, они суммируются

 понятие

(форма абстрактного мышления,

фиксирующая существенные признаки предметов и явлений)

Понятие имеет термин, который его обозначает:

Термин = ключевое слово + существенные признаки

Представления

Понятия

  1. субъективны
  2. развиваются
  1. объективны
  2. относительно постоянны

  1. являются частью знаний:

отражают несущественные и существенные признаки

  1. неабсолютные и неокончательные

отражают только существенные признаки

  1. относительно окончательны

Типы формирования понятий:

- мозаичные

- непрерывные (клетка: с 5 по 11 класс)

- прерывистые (размножение организмов)

Терминология делает речь лаконичной (вместо объяснения понятия, мы говорим 1 слово «иммунитет» или «фотосинтез») и позволяет людям понимать друг друга (даже ученым-иностранцам)

На каждом этапе нужно прорабатывать понятия:

условия формирования правильности понятий:

ощущение

- рассказать

- показать

- дать потрогать (обеспечение разнообразными средствами наглядности: использование разнообразных методов, приемов и средств)

восприятие

использование наглядности + даем точную характеристику объекта, сравнивая со знакомым + зарисовка (рисунки) по памяти

инфузория на таблице

отличается от инфузории под микроскопом

представление

для формирования представлений необходимы упражнения по узнаванию

понятие

- постановка проблемы

- логичное изложение материала

- упражнения на определение систематического положения, на классификацию, на сравнение

ответ дети должны давать с обоснованием

задания на проверку не только знаний, но и умений

Терминологическая работа с понятием:

  1. термин четко произнести (в школьных учебниках нет ударений)
  2. обязателен перевод термина, если это возможно, нужно термин написать, чтоб дети потом писали правильно и нужно показать взаимосвязь с другими понятиями

термины ученики должны писать без ошибок!

Для «троечников» понятия остаются на уровне представлений

Как сделать вывод, что ученик усвоил понятие?

  1. дает определение

как в учебнике или своими словами?

принимается и собственный вариант, если не искажает суть (называет все существенные признаки)

  1. умеет понятие применять.


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

Тема формирование систем понятий является одной из самых серьезных и наболевших проблем, несомненно, заслуживает особого внимания.
Обработано большое количество научного материала, проведено исследование проблемы на уроках химии в основной школе. Практическое воплощение этой задачи в обучении возможно лишь в том случае, если учебный материал, отражает ту или иную область химии, приведен в единую систему.