Конфликты в педагогической деятельности воспитателя

Сташкова Татьяна Николаевна

Раскрываются понятие,причины возникновения и основные этапы конфликтов в педагогическом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1. Конфликты  в педагогической деятельности воспитателя.

Конфликт как социально-психологическое явление.

-Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

-Возникновение конфликта и оценка ситуации как конфликтной.

-Основные этапы конфликта.

-Основные виды социальных конфликтов.

Понятие конфликта и конфликтной ситуации

Конфликт – понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодействию людей. Но конфликт конфликту – рознь. Конфликты сопровождают нашу жизнь и в одних случаях они могут влиять положительно и на личность и на группу, развивая, совершенствуя их. Но может быть и отрицательное влияние конфликта.

Или по-другому:

Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Люди имеют разные представления, интересы, мотивы, потребности, цели, установки. действия, и нередко они противоречат друг другу. Создается конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу. Стремление к противоположным целям, использование различных стредств для их достижения. Несовпадение интересов, желаний.

Далеко не каждая спорная ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт.

Возникновение конфликта предполагает:

  • Восприятие и осознание противоречия ( с самим собой или с другими людьми);
  • Развитие активности для преодоления этого противоречия.

Ситуация. Петю (7 лет) мальчика слабого кто-то толкнул, кто-то подразнил. Как-то его не приняли в игру. Учительница при всех сделала ему замечание и. наконец, за отвлекаемость на уроке отсадила его за отдельную парту. Мама все это расценила как «унижение» сына.

Действительно ли Петю обижают, унижают, как это кажется маме?

Решение.

Детские обиды обычно нестойки и быстро улетучиваются. Но когда на них фиксируется внимание взрослых, обида приобретает качественно иной характер. Родители не только заостряют внимание ребенка на пустяковых обидах, повышая его самолюбие, но и мешают ребенку нормально развиваться. Ребенок во всем начинает видеть подвох, развивается злость, зависть, ненависть.

Здесь надо учитывать отношение к ситуации своего ребенка и отношение к ней родителей. Не раздувать из мухи слона.

Определение ситуации как конфликтной часто связано с индивидуальными особенностями людей.

Существуют личности, обладающие психическими качествами, предрасполагающих к конфликтности:

 1. Невротическая личность реагирует на ситуацию, которая у здорового человека реакции не вызывает.

2. Личность с негативитическими чертами характера, что проявлется:

-в упрямстве,

-в пренебрежительном отношении,

-в подозрительности.

-в навязчивом иронизировании,

-в подтрунивании и насмешках,

-в стремлении к спорам по любому вопросу.

3. О личности с завышенной самооценкой. Тенденция к самоутверждению происходит за счет понижения оценки других.

4. О личности со сформированной потребностью к драматизации отношений – при ориентации на восприятие преимущественно негативных проявлений свойств окружающих.

Ситуация. Вам предстояло вести разговор с работником-истериком. Коллеги не советовали трогать нервного коллегу, предполагая, что таких, как он, лучше обходить стороной.

Решение.

1. Определите, к какой категории относится истерик.

А) если он трудоголик, то он обычно недоволен тем, что другие раньше уходят с работы, много отдыхают;  

Б) если он лентяй, то недоволен тем, что надо вовремя приходить на работу, ограничениями в перекурах.

2. Вы должны знать его больные места – на что он болезненно реагирует (завидует чужим успехам, неравнодушен к женщинам (мужчинам);

3. Не вступайте в прения. Истерику вы ничего не докажете. Все попытки что-либо объяснить ни к чему не приведут. Может быть только очередной взрыв истерики.

4. Если вы оказались объектом истерики – не обижайтесь. Относитесь к истерику как к человеку с проблемами.

5.Делайте вид, что внимательно его слушаете. Смотрите в точку между бровей. Ему будет казаться, что вы смотрите ему прямо в глаза. Сосредоточьтесь на выбранной точке, пристально разглядывайте неровности кожи и создайте видимость внимания. Тогда все слова истерика пройдут мимо вас.

6. Постарайтесь выждать время; истерики – люди отходчивые. Когда он успокоится, то можно и поговорить. Но лучше общаться в письменной форме.

7. Не пытайтесь исправить истерика. Его исправить сложно, а легко потерять время, подорвать свою нервную систему.

8. Попытайтесь разглядеть в нервном человеке положительные черты, понять, за что его все-таки терпят другие. Возможно, у него есть какие-то таланты, и вы будете терпимы к его характеру.

9. Начинайте разговор с комплимента. Скажите, например, что только он один так профессионально разбирается в таком-то вопросе.

Основные сферы конфликтов:

  • семья и быт,
  • учеба,
  • производство.

Основные этапы конфликтов

1. Возникновение конфликтной ситуации

2. Инцидент

3.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального ваимодействия

4. Начало открытого конфликтного действия

5. Развитие открытого конфликта

6. разрешение конфликта (исход).

Основные виды социальных конфликтов

По особенности сторон

Межличностные

Между личностью и группой

внутригрупповые

Между малыми и большими группами

Межэтнические

Межгосударственные

По характеру причин

Объективные

Субъективные

По сфере общественной жизни

Экономические

Политические

Идеологические

Социальные

Юридические

Семейно-бытовые

Социально-культурные

По направленности

Горизонтальные

Смешанные

Вертикальные (70-80%)

Одинаковая иерархия:

-воспитанник-воспитатель

-воспитатель-воспитатель

Разная иерархия:

-воспитатель-воспитанник

-воспитатель-администрация

Нежелательны для вышестоящего

Руководитель не должен вовлекаться в конфликт

Каждое действие рассматривается всеми через призму этого конфликта

При недостаточности информации действия руководителя «домысливаются»

По объекту

Внутриличностные

Межличностные

Межгрупповые

Борьба мотивов,

влечений, интересов

-при отказе выполнить какую-либо роль,

-при трудностях в развитии личности

Стремление реализовать цель

Противостояние интересов, групп

По времени протекания

Быстротечные (динамичные)

Затяжные (статичные)

-остродинамические

-опасные для жизни

-остростатические

-опасные для психич. состояния

По масштабу

Локальные

Широкомасштабные

По сфере приложения

Конструктивные

Деструктивные

-деловые

-созидательные

-проясняющие позиции

-деловые отношения

-поиск вариантов решения

-разрешение конфликтов

-развитие личности. группы

-личностные

-разрушительные

-выясняющие отношения

-нравственные осуждения

-психическое подавление, дискриминация

-жесткая позиция без учета интересов другой сторон

-психологическая несовместимость

-разрушение личности, группы

По последствиям

Позитивные

Негативные

По психическому состоянию сторон

Разрушительные

Эмоциональные

Что необходимо:

1. Отделить человека от проблемы;

  • не обсуждать личные качества партнера (и свои собственные);
  • все внимание сосредоточить на проблеме.

2.Обратить внимание на интересы, а не на позиции;

  • разговор на уровне позиций – это борьба сил.

Ситуация. Жена, обращаясь к мужу. Вместо того, чтобы сказать: «Почини, пожалуйста, холодильник», кричала, что устала говорить обо всем: «Тебе нужна бессловесная дура…»

А муж вместо того, чтобы сказать: «Ладно, сделаю», начал кричать: «Ты не понимаешь! Я работаю с утра и до вечера, вас обеспечиваю…»

Она ему; «А вот когда я была девушкой, ты…» И понеслось. Каждый говорил, не слушая другого.

В чем проблема семьи?

Решение. В данной ситуации отсутствует конструктивный диалог. Каждый говорит о своем, не слушая другого. Это,  по сути,  монологи мужа и жены…Проблема современной семьи – это постоянный режим монолога при отсутствии режима диалога.