Разрешение конфликтов с помощью посредника

Сташкова Татьяна Николаевна
  • Каким должен быть посредник?
  • Схема анализа конфликта ( по В.А. Смехову).
  • Совместное урегулирование ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_Razreshenie_konfliktov_s_pomoshchyu_posrednika.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 5

Разрешение конфликтов с помощью посредника

  • Каким должен быть посредник?
  • Схема анализа конфликта ( по В.А. Смехову).
  • Совместное урегулирование ситуации.

Агрессивность мешает человеку выслушать другого, мешает понять его. В состоянии возбуждения тем более человек может не принять выгодное для себя предложение. Нужен посредник.

1. ОБЪЕКТ

2.СОБЫТИЕ

3.ЧЕЛОВЕК

ГЛАВНОЕ                 Вызывать положительное настроение

        Иметь положительную эмоциональную окраску

ПОСРЕДНИК поможет:

  • перекинуть мостик через ров отчуждения, разногласия.
  • ЕСЛИ, например, возник конфликт с Иваном Ивановичем, а он любит футбол (положительные эмоции, то посредником может быть футбольная команда).
  • ЕСЛИ конфликт с Марьей Ивановной, а она любит народные песни, то посредником могут быть песни народа (от них Мария Ивановна испытывает положительные эмоции).
  • ЕСЛИ конфликт с подростком, а он любит Шварцнеггера (его фото вызывает положительные эмоции).

Припишите герою качества, которые важны в данный момент (точность, сила, уважительность и т.д.) Отождествляя себя с «героем», ПОДРОСТОК  автоматически, невольно примет и нужные черты.

Обращаясь к «посреднику», подчеркивайте, что цените те качества (принципиальность и другие), которые и привели к конфликту.

И только после этого перечислите те качества, которые помогут преодолеть состояние напряженности между вами.

Ситуация. Психолог как посредник эффективно помогает супружеским парам и детям с помощью тренинговых программ в разрешении конфликтов.

Каким должен быть посредник?

Посредник должен быть уважаемым человеком. Он должен быть человеком нейтральным.

Должен

Не должен

-Одинаково относиться к обеим сторонам.

-Быть спокойным, тактичным.

Употреблять:

«Мне кажется», «Давайте проверим факты».

-Уметь улучшать общение, диалог.

-Уметь выдвигать предположения.

-Уметь находить правильные решения.

-Склоняться на чью-то сторону.

-Допускать категорических, волевых ноток:

«Конечно», «Несомненно». «Этого не должно быть».

-Унижать кого-то.

Задача посредника.

1. Помочь установить доверие друг к другу.

-Без доверия мы осторожны.

-Только человеку с добрыми намерениями мы можем доверять.

 Ситуация

К психологу пришла жена и жалуется на мужа, что он ее не понимает, когда речь идет о ее маме.

Психолог предложил решить эту проблему совместно с мужем.

Если бы психолог позволил жаловаться жене на своего мужа, то он был бы вовлечен в их отношения. Это лишило бы возможности жену и мужа уладить свои отношения. Психолог должен быть нейтрален, хотя эта позиция трудная. Психолог не будет за них решать проблему, а только поможет конфликтующим ее разрешить.

2. Помочь участникам конфликта заново рассмотреть ситуацию.

-Помочь понять требования друг к другу.

-Помочь почувствовать себя понятым.

3. Заменить установку: «Я выиграл – ты проиграл» на другую «Я выиграл – ты выиграл».

  • Это ориентирует участников конфликта на взаимопонимание.
  • Это помогает лучше понять друг друга.

4. Стимулировать диалог.

Например, «Сережа, ты сказал, что…»

5. Стройте диалог в направлении анализа:

а) фактов, б) ощущений, в) реакций на определенные действия.

6. Переключать его с  «Ты – обещание»: ты не должен включать музыку громко. Меня это раздражает.

  • «Ты – обещание»: ты не должен включать музыку громко. Меня это раздражает.
  • «Я – обещание»: мне нравится, что играет музыка. Но при громкой музыке мне трудно сосредоточиться.

7. Использовать изменение ролей конфликтующими и возможность обосновать чужую точку зрения. Повторять высказывания друг  друга и др.

8. Поддерживая диалог, направлять конфликтующих на выработку правильного решения. Решение они должны принять самостоятельно.

При обращении одного или обоих участников  конфликта

а) Посредник выслушивает проблему.

б) Принимает решение о предпочтительной форме работы с участниками конфликта. Это может быть беседа с участниками конфликта. Это может быть  беседа, тренинг и др. – все, что поможет трансформировать проблему, изменить отношение к проблеме у других.

Схема анализа конфликта (по В.А. Смехову).

      Оба участника конфликта отвечают на вопросы по приведенной ниже схеме.

«Образ Я»

1. Как реально я себя вел?

2. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации?

3. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации?

«Образ другого»

1. Как реально он себя вел?

2. Как он должен  был бы вести себя в подобной ситуации?

3. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации?

«Образ Я – для другого»

1. Каким он видел меня в этой ситуации?

«Взаимные предположительные ожидания»

1. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации?

2. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации?

«Субъективная детерминация  происходящего»

1. Каковы причины, цели, обстоятельства всего происходящего?

Изменить позицию можно и через смягчение обвинительной позиции участников конфликта.

Обычная интерпретация

Позитивная интерпретация

Упреки в лени. Лень – это отсутствие прилежания.

Способность человека избегать требований достижения.

Упреки в агрессивности. Агрессивность, как причинение вреда.

Способность человека реагировать:

*спонтанно

*эмоционально

*расторможено

Совместное урегулирование ситуации

1. Проблема разбивается на более мелкие части.

2. Начать с вопросов, по которым  можно достичь положительных результатов (а не трудных).

3. Во вступительной речи посредник безоценочно говорит, что предстоит обмен точками зрения по поводу конфликта. Что он как посредник приложит все усилия, чтобы результат был позитивным. В этом смысле его участие в диалоге нулевое.

4. После сделанного введения посредник предоставляет слово участникам конфликта. Они по очереди излагают свои позиции. Затем поэтапно обсуждают проблемы. Постепенно происходит переход от частных договоренности к соглашению более общего порядка. После договоренности задача посредника – помочь найти формулировки договоренности.

С точки зрения содержания действия посредника могут быть отнесены к следующим категориям.

1. Обеспечение последовательности обсуждения

Посредник определяет проблему, соблюдает последовательность обсуждения вопросов плана.

Не дает «перескакивать» на другие вопросы.

2. Локализация обсуждаемых проблем

Обеспечивает безопасность участников обсуждения (не допускает вопросов, не относящихся к проблеме)

Не допускает приведения аргументов, не относящихся к предмету обсуждения (прошлые ошибки, критика личности, негативный опыт)

3. Конкретизация обсуждаемых проблем

Уточняет и конкретизирует проблему, прежде чем попытаться  ее решить. Побуждает к более конкретным высказыванием.

Надо уточнить, какие конкретно вопросы нам придется обсудить с помощью уточнения опросов (не должно быть новых аспектов взаимодействия).

4.  Структурирование переговорного процесса.

Во-первых, инструментальная .

Во-вторых, психологическая функция.

Переспрашивания, уточнения, резюмирования. Резюмирование по отдельным фрагментам для ощущения продвижения.

5. Об объединениях отдельных и частных соглашений в более общие.

Поиск и предложение обобщенных формулировок для ряда частных соглашений.

Решается содержание задачи, уточняется правильность, понимание достигнутого.

6. Поддержка позитивных действий

Уступки одной стороны часто вызывают ответные шаги другой стороны

Их надо поддержать, акцентировать внимание сторон на позитивном.

7. Переход от одной обсуждаемой проблемы к другой

Фиксирует завершение одного фрагмента обсуждения и переходит к другому.