ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ НА ПУТИ К УСПЕХУ

Аннотация

В статье рассмотрены различие понятий «успех» и «успешность»; важность построения собственного образовательного маршрута, роль тьютора и наставника в этом процессе; а также преимущества получения высшего образования на базе начального профессионального.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yakutinyh_-_burova.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Бурова Н.В.

учитель начальных классов школы № 507,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Якутина И.Б.

учитель школы № 376,

член Петербургского союза краеведов

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Якутина П.А.

студентка 5 курс СПб ГАСУ,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

НА ПУТИ К УСПЕХУ

Аннотация

В статье рассмотрены различие понятий «успех» и «успешность»; важность построения собственного образовательного маршрута, роль тьютора и наставника в этом процессе; а также преимущества получения высшего образования на базе начального профессионального.

Ключевые слова

Успех и успешность, профессия, начальное и высшее профессиональное образование, индивидуализация образования, наставник, тьютор.

Современное общество нацелено на успешность. Об этом говорится во всех средствах массовой информации: с экранов телевизоров и кинотеатров, по радио и в периодических изданиях. Успешность в наше время ассоциируется, прежде всего, с материальными возможностями человека: купить, что ему хочется; съездить, куда-нибудь подальше, на край света. Но успех, как нам кажется, понятие более широкое, чем успешность. Во-первых, успех, как правило, подразумевает признание. Признание заслуг человека, признание его творческих и иных достижений. Кроме того, успех – это и сам процесс творчества, удовлетворение от того, что человек делает, что создаёт. Важным для успеха, на наш взгляд, является возможность получить удовлетворение от собственной работы, возможность показать её другим. И очень показательной в этом смысле является профессия архитектора или реставратора, результаты труда которых существуют десятилетиями.

Можно зарабатывать много денег. Это позволяет человеку реализовать многие свои амбиции. Но если профессия не подразумевает творчество, то до конца раскрыться человеку в ней не представится возможности. Придется искать новые сферы приложения своих творческих сил, а это не всегда реально или попросту сложно. С другой стороны, люди большую часть жизни (если исключить время на сон) проводят на работе. Именно поэтому так важно выбрать профессию по душе, чтобы она приносила не только доход и позволяла жить в достатке, но и доставляла эмоциональное удовлетворение, вносила радость и, возможно, разнообразие в нашу жизнь.

Часто выбор будущей профессии начинается ещё в детстве. Ребёнок может принять решение последовать примеру своих родителей, родственников, продолжить династию. Иногда этот выбор обусловлен трагическими обстоятельствами: например, чьей-то гибелью или тяжелой болезнью. Тогда к ребенку приходит осознание, что он мог бы это предотвратить или помочь. Часто так выбираются профессии врачей или полицейских.

К сожалению, молодые люди не всегда четко представляют, в чём суть той или иной профессии, интересна ли будет для них такого рода работа, смогут ли они в дальнейшем устроиться работать по специальности. Они не всегда успевают следить за изменениями рынка труда. Действительно, самостоятельно сделать это не легко: ведь одни профессии исчезают и вместо них появляются новые, некоторые меняют название или суть, называясь при этом по-старому. Очевидно, что в этом современным подросткам может помочь знающий взрослый. Родитель? Но не всегда родители способны услышать пожелания своих детей, пытаясь иногда реализовать собственные несостоявшиеся амбиции. Талантливый педагог, проводя собственные уроки по школьным дисциплинам и зная учеников, может кому-то намеренно или невольно дать правильный совет.

Но будет лучше, если это сделает специалист, например, тьютор или наставник. Тьюторство уже стало востребованным в самых передовых школах. Согласно должностным обязанностям, тьютор, как раз и является тем помощником, который выстраивает индивидуальный образовательный маршрут учащегося, определяет этапы его реализации. И очень важно, чтобы эта помощь не была формальной, а учитывала особенности личности ребёнка, его реальные склонности и способности, его стремления и пожелания. Требуется проявлять умение и такт, чтобы переориентировать подростка, указать на его ошибки, или переубедить родителей, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Учитывая современную тенденцию к индивидуализации даже школьного образования, должность тьютора в школах становится всё более необходимой.

В отличие от тьютора, наставник – это не сотрудник школы, не педагог. Он обязательно должен владеть той специальностью, которую представляет.  Это сотрудник организации или предприятия, где выпускник сможет в будущем трудоустроиться. Знакомя с определённой профессией, наставник помогает понять правильность или ошибочность выбора подростка. Раньше наставники помогали освоить тонкости выбранной профессии молодым специалистам, только что пришедшим на производство после обучения.

На одной из площадок XI Петербургского международного образовательного форума московские коллеги делились опытом привлечения к наставничеству публичных людей. Этот проект позволяет подросткам, попавшим в тяжелые жизненные условия, и сиротам получить возможность лучше узнать специфику работы, например, предпринимателя или чиновника. Наставничество осуществляется по обоюдному согласию (на любом этапе подросток может покинуть проект, но этого почти никогда не происходит). Пары специально подбираются и сотрудничают в течение полугода по определенной программе.

        Очевидно, что существует необходимость ещё в школе знакомить подростков с возможностями получения дальнейшего, причём не только высшего, но и начального профессионального образования. На такие занятия целесообразно приглашать не только состоявшихся специалистов, но и студентов. Ведь они смогут рассказать об особенностях процесса обучения, о его сложностях и преимуществах. Например, мне, как студентке выпускного курса архитектурно-строительного факультета и будущему реставратору, удалось донести до девятиклассников особенности этой профессии, её необычайную востребованность в Петербурге, сложности при её освоении. При этом я сделала акцент на том обстоятельстве, что выпускникам архитектурных колледжей осваивать вузовскую программу, особенно в её практической части, было значительно легче.

Подобные занятия, адаптированные для младших школьников, надо обязательно проводить и в начальных классах. Очень важно в этом смысле и обучение детей в музыкальных и художественных школах, занятия в которых не только развивают их творчески, но и закладывают основы знакомства с творческими профессиями.   Кроме того, детям разного возраста необходимо участвовать в различных конкурсах и мастер-классах, посвященных профессиям. Интересна в этом смысле практика некоторых петербургских музеев (например, Русского и Этнографического, ориентированная в том числе и на дошкольников), где наряду с рассказом об истории развития ремесел проводятся мастер-классы и интерактивные занятия. Таким образом, с одной стороны, создаются условия для знакомства с профессиями (гончара, иконописца, ткача, вышивальщицы и т.д.), а с другой – возможность создать что-то своими руками. Полезна также практика посещения учащимися начальной, средней и старшей школы современных предприятий, выбранных соответственно возрасту (например, для начальной и средней школы – фабрика мороженного «Петрохолод»). Выстроенная таким образом система предпрофильной подготовки позволит каждому ученику в будущем найти в жизни свой путь и не ошибиться.

         Безусловно, наличие диплома о высшем образовании повышает социальный статус и авторитет человека, позволяет занять определённые должности. Кроме того, высшее образование позволяет человеку лучше адаптироваться в жизни, предоставляет больше возможностей для выбора и самореализации, может стать трамплином к смене деятельности. Обучение в вузе влияет на формирование личностных и деловых качеств, дает системный подход к решению возникающих проблем. Конечно, всё это относится только к качественному высшему образованию, которое ни в коем случае не должно стать просто самоцелью. Ведь есть люди, которые только получают диплом, а потом не работают по профессии. Им не важна специальность, по которой они обучаются. Это приводит к отсутствию интереса к учебе и, следовательно, низким результатам во всём. И всё это очень негативно сказывается на экономике страны, раз выполненный социальный заказ не может быть реализован. (Печально, но такая негативная практика часто имеет место у выпускников именно педагогических вузов).

Но успешным может быть и человек, необязательно имеющий высшее образование. Можно сказать, что начальное профессиональное образование, если она грамотно организовано, позволяет вникнуть во все тонкости специальности, освоить всевозможные технологии, своими руками опробовать их. Эти знания, бесспорно, являются основой для хорошей работы на любой должности, в том числе и руководителя. Сложившаяся в советское время система непрерывного профессионального образования, позволяет будущему специалисту ещё в период учёбы, проходя практику на предприятиях и объектах города, получить прочные практические навыки, проверить и подкрепить теорию практикой. Другими словами, хорошо выстроенная систем начального профессионального образования позволяла не только освоить профессию, но и научить учиться. К сожалению, в настоящее время становится трудным получить возможность пройти полноценную практику, в том числе и из-за утраты на предприятиях статуса наставников (Наставничество перестало быть престижным и дополнительно оплачиваться). Надеемся, что ситуация в ближайшее время всё же будет меняться к лучшему.

Очевидно, что качество работы во многом зависит от того, способен ли человек к дальнейшему совершенствованию как специалист, способен ли он к непрерывному обучению. Выстраивание своего образовательного маршрута, начиная с рабочей специальности, позволяет пройти все этапы подготовки специалиста. И самым ярким примером может стать биография первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина. Не секрет, что идея непрерывности образования, сейчас в мире занимает прочные позиции. Высококлассные специалисты встречаются на симпозиумах, конференциях, обмениваются мнениями, дискутируют. Это позволяет получать новые знания, позволяет обогащать свой профессиональный багаж.

Получение высшего образования, когда есть базовое начальное, имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, можно понять, правильно ли сделан выбор, и, в случае ошибки, изменить сферу деятельности, потеряв при этом меньше времени. Во-вторых, уже имеется определенный навык, который будет применен в процессе обучения. Например, работа архитектора требует умения работы с планами и чертежами. И здесь наличие такого навыка значительно ускоряет подготовку учебного проекта, а, следовательно, учёба будет проще и успешнее. В-третьих, теория легче усваивается, если понятно практическое применение полученных знаний. Умение решать более конкретные задачи, например, расчет освещенности помещения, или его акустических характеристик, можно выполнить качественнее и быстрее, если научиться этому ещё в профессиональном лицее.

Высшее образование обязательно понадобится тем, кто сам станет руководить людьми и принимать ответственные решения. Это чаще всего случается, когда изначально сделан правильный выбор, и карьера пошла вверх. Вот тогда обязательно и понадобится документ о высшем образовании, чтобы подтвердить правильность назначения руководителя коллектива исполнителей, подрядчика. И это может стать следующим этапом подготовки.

Хочется также отметить, что осознание сложности своей профессии, её значимости для людей – это тоже важный аспект самореализации, которая так важна для каждого человека.

Литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации от 26.08 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».