ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гончарова Ирина Олеговна
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ПАМЯТНИКАМИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Архитектура17.34 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ПАМЯТНИКАМИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.О. Гончарова

МБОУДОД «ДХШ №1»

e-mail: HistoriaSztuka@mail.ru

Стратегия работы с памятниками архитектурного наследия нацелена на привлечение внимания к проблеме роста влияния современных технологий и цифровых устройств на отношение учеников к пространству и архитектуре. Новые способы взаимодействия с окружающей средой и друг с другом изменили способ восприятия; следовательно, возведенные здания меняют смысл. Если архитектура собирается справиться с этими изменениями, необходимо расширить границы.

В виде архитектурных памятников, технических сооружений или их фрагментов дошла до нас, значительная часть культурного наследия, которое изучается на занятиях «История искусств». Древнейшие архитектурные мегалитические сооружения, Индийские ступы, Японские минки, тории, курганы и пагоды, гробницы и пирамиды Древнего Египта, зиккураты Древней Месопотамии, полуразрушенные храмы Древней Греции, форумы, триумфальные арки, виадуки, акведуки и термы Древнего Рима, ступенчатые храмы инков, дворцы китайских императоров – все это символы ушедших цивилизация, составляющие видимую кладовую культуры.

Само по себе, каждое из перечисленных архитектурных сооружений, может служить прекрасным путеводителем по культуре отдельной цивилизации, выражая нравственные и эстетические идеалы, духовные и материальные достижения культуры, идеи преемственности и развития, отражающие научно-технические достижения цивилизации и ее эстетические предпочтение, позволяющие судить об экономическом и социальном развитии общества.

Программа по «Истории искусств» предполагает разработку особых стратегий освоения архитектурных памятников, в основе которых лежит понимание специфики пространственного искусства.

Архитектурная среда в силу своих специфических особенностей, несет самый значительный информационный поток, доступный человеку.

Выделяется четыре уровня восприятия этой информации:

- восприятие объемно-пространственной структуры сооружения;

- понимание функционального назначения и соответствия этого назначения форме;

- постижение художественной формы:

- осмысление, анализ полученной информации, и выявление идейно-художественного содержания.

Органичное соединение практической и познавательной деятельности учащихся составляет суть стратегии освоения памятников архитектурного наследия.

Первоначальное знакомство учеников с древнейшими памятниками архитектуры происходит с помощью компьютерных технологий и инструментов, которые открывают новые возможности для работы с иллюстративным материалом:

 - на экран компьютера одновременно выводится несколько изображений, в связи с чем ученикам предоставляется возможность получить множественный образ памятника, примеры его осмысления в современной культуре, составить о нем собственное представление; 

- появляется возможность выделить те или иные фрагменты изображения, приблизить и рассмотреть отдельные детали, обратить внимание на важные подробности оформления или конструкторского решения, с помощью, использования специального инструмента «Рамка»;

- виртуальное путешествие по архитектурным шедеврам дает уникальную возможность «зайти» в здание и ознакомиться с его устройством изнутри – осмотреть пространство помещений, детали убранства, элементы материального наполнения, что позволит выявить соответствия вешнего облика сооружения и его внутреннего убранства, функционального назначения здания и его внутренней структуры.

Вышеизложенная стратегия освоения памятников архитектуры не предполагает только применение компьютерных технологий, но и образовательные путешествия, позволяющие изучить типовые объекты – храм, крепость, монастырь, или объекты, цитирующие конструктивные и декоративные элементы архитектурных сооружений прошлого. Также их цель заключается и в том, чтобы обогатить ученика новыми впечатлениями, расширить его кругозор, дать возможность увидеть незнакомые места, а прежде всего, они призваны научить его путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способные «приоткрыть» дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те «послания», которые содержат объекты культурной среды. Непосредственное знакомство с реальным объектом расширяет знания о нем, и формирует навык, столь необходимый учащемуся – способность читать и «расшифровывать» архитектурные знаки и символы, понимать язык архитектуры. В результате чего памятники архитектуры «трансформируются» из застывших и немых объемов в движущиеся, многозначные, связанные с особенностями восприятия человека произведения искусства.

Подводя итоги работы с архитектурным сооружением, для выявления его художественного и культурного значения педагог может предложить ученикам описать (нарисовать, показать) исследуемый объект и высказать свои самые яркие впечатления об экстерьере и интерьере здания, а также об ландшафте исследуемой местности.