Методическая разработка урока Иммунные свойства крови. Возрастные особенности

Куфаева Ирина Валерьевна

Клеточный и гуморальный иммунитет. Естественны и искусственный иммунитет. Профилактика туберкулеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon immunnye_svoystva..doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное (бюджетное) образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Усманский профессиональный колледж»

Методическая разработка

урока на тему:

 «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности»

     

2011 г.

Составитель:

преподаватель биологии  Куфаева И. В.

Название работы: Методическая разработка урока на тему:  «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности».

 Количество страниц:  16

Пояснительная записка.

Урок по возрастной анатомии, физиологии и гигиене проводится для студентов третьего курса, обучающихся по специальности 050709 с дополнительной подготовкой в области технологии.

Урок проводится в течение двух часов. Учебный материал важен для формирования понятия «Иммунитет». В настоящее время вопрос об иммунной системе, свойствах крови, является наиболее актуальным.  Задача преподавателя при изучении данного материала показать, что существуют две системы иммунитета, дополняющих друг друга, виды иммунитета, которые важны для каждого человека в определённом возрасте и в конкретных условиях. Уделяется внимание патриотическому воспитанию студентов. Знакомство с И. И. Мечниковым и его открытием имеет большое  значение при изучении фагоцитарного иммунитета. Особое место на уроке занимает вопрос о возрастных особенностях.

  Материал рассчитан на студентов старших курсов, и имеет профессиональную направленность. В теме даются практически важные сведения о профилактических мерах по борьбе с инфекционными болезнями. Урок является комбинированным. При актуализации знаний применяется письменный опрос, работа по карточкам, индивидуальный опрос. При изучении нового материала применяются активные методы обучения: беседа, мини-пресс-конференция, самостоятельная работа, работа студентов на опережающей основе. Будущий учитель должен владеть знаниями, чтобы проводить профилактическую работу с детьми и их родителями, а также, чтобы правильно спланировать учебно- воспитательный процесс.

    Материал урока усваивается хорошо при использовании таблиц, подготовленных слайдов с фрагментом учебного кинофильма. Успешности обучения помогает использование на уроке опорного конспекта, теста. Всё это способствует развитию творческих способностей студентов, развитию логического мышления. Самонаблюдения студентов приводят к установлению причинно-следственных связей.

   На уроках уделяется внимание самостоятельной работе с лекционным материалом, что активизирует учебную деятельность студентов.

   Уроки имеют практическое значение в повседневной жизни, прослеживаются межпредметные связи.

Тема: «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности».

Цель: изучить иммунитет, возрастные особенности.

Задачи: дать понятие «иммунитет»;

               познакомить студентов с системами и видами иммунитета;

               познакомить студентов с возрастными особенностями  

               иммунных свойств крови;

               формирование общеучебных умений и навыков, выделять

               главное, обобщать, сравнивать;

               развивать познавательный интерес к предмету;

               осуществлять гигиеническое воспитание студентов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку.                                

таблица  «Кровь», учебники  М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма), опорные конспекты, М. З. Фёдорова, Г. А. Воронина «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье. Лекции 1-4». М. 2009г., портреты Э. Дженнера, Л. Пастера, П. Эрлиха, И. И. Мечникова.

                           

                                 План урока.

1. Понятие об иммунитете.

2. Развитие иммунологии.

3. Системы иммунитета.

4. Виды иммунитета.

5. Возрастные особенности иммунных свойств  крови.

                                   Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

        На прошлом уроке мы познакомились с понятием «внутренняя среда организма», с составом и значением крови, а также с возрастными особенностями состава крови. Сегодня мы продолжим изучение свойств крови, но прежде повторим и закрепим пройденный материал.

1. Задание №1

Из перечня (1 – 12) выберите ответы на вопросы (I – X) и зашифруйте их.

 

                                         I вариант

1. лимфа;                                              7. продукты жизнедеятельности клеток;

2. тканевая жидкость;                         8. лейкоциты;

3. кровь;                                                9. эритроциты;

4. плазма крови;                                 10. гемоглобин;

5. тромбоциты;                                   11. питательные вещества;

6. углекислый газ;                              12. кислород.

                                                             

I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?

II. Составные части крови?

III. Из чего образуется лимфа?

IV. Как называется жидкая часть крови?

V. Где находятся белковые вещества агглютиногены?

VI. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада

       органических веществ?

VII. Какие вещества поглощаются из тканевой жидкости клетками тела?

VIII. Обладают фагоцитарной способностью.

IX. Безъядерные клетки крови.

X. Какое вещество занимает большую часть эритроцитов.  

                                       II вариант

                                  Из перечня (1 – 9)

1. кровяная сыворотка;                              6. лейкоциты;

2. фибриноген;                                            7. фибрин;

3. соли кальция;                                          8. гемоглобин;

4. эритроциты;                                            9. тромбоциты.

5. плазма крови;

I. Транспортируют кислород.

II. Борются с бактериями, инородными телами.

III. Участвуют в свертывании крови.

IV. Содержатся в плазме крови.

V. Растворимый белок в плазме крови.

VI. Нерастворимый белок в тромбе.

VII. Белок, придающий крови красный цвет.

VIII. Жидкий остаток свернувшейся крови в посуде после удаления из нее сгустка.

         

IX. Где находятся аггютинины.

X. Создает осмотическое давление крови.

Проверка по слайду.

Студенты обмениваются работами и ставят оценки красной ручкой.

2. Задание №2. Работа по карточкам.

                    № 1.

Проанализируйте анализ крови:

лейкоциты – 28 тыс.

эритроциты – 3 млн.

СОЭ – 25

                    № 2.

Почему у людей, живущих в высокогорных районах, количество эритроцитов в крови на 30% больше, чем у жителей  низменных мест.

                    № 3.

Здоровый юноша женился на девушке, у которой отец был болен гемофилией. Как вы думаете, могут ли быть от этого брака дети, больные гемофилией.

                № 4.

Какие опасности возникают при переливании крови без предварительного анализа крови донора и реципиента. Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности.

3. Индивидуальный опрос. Особенности состава крови у детей (ответ у доски).

Слайд.

Цель: сделайте вывод о глубине проблемы, о значимости, как связан этот материал с жизнью и с вашей будущей профессиональной деятельностью.

Анализ ответа.

Обобщение.

Таким образом, мы с вами выяснили, что внутренняя среда организма представлена кровью, лимфой, тканевой жидкостью и благодаря относительному постоянству ее состава поддерживается нормальная жизнедеятельность всех клеток организма. По изменениям состава крови говорят об изменениях в организме. Кровь выполняет жизненно  важные функции. Защитные функции крови проявляются в свертывании крови, образовании антител, фагоцитарной способности лейкоцитов.

III. Сообщение темы и задач урока.

Показ слайда.

(В ходе урока студенты работают с опорными конспектами).

IV. Изучение нового материала.

  1. Понятие об иммунитете.

Демонстрация слайда.

Сколько раз на землю приходила беда: черная смерть, желтая смерть, белая смерть, чума, холера, оспа. Эти события нашли отражения во многих литературных произведениях.

                        Ныне церковь опустела

                        Школа глухо заперта

                        Нива праздно перезрела

                        Роща темная пуста

                        И селенье как жилище

                        Погорелое стоит

                        Тихо все (одно кладбище)

                        Не пустеет, не молчит.

Эти строки из произведения А.С. Пушкина  «Пир во время чумы». Но даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других. Посмотрите фрагмент фильма и после просмотра ответьте на вопрос:

- Что такое иммунитет?

- Работа с лекцией.

- Что такое иммунитет?

(работа с опорными конспектами).

На сегодняшнем уроке рассмотрим виды иммунитета, как его развить индивидуально. Но прежде рассмотрим кратко этапы развития иммунологии.

2. Развитие иммунологии.

В ходе сообщения ответьте на вопросы письменно в опорных конспектах.

Вопросы:

1. Кто первый применил прививку от оспы?

2. Кто первый применил прививку от бешенства?

3. Что такое антигены?

4. Что такое антитела?

5. Какую теорию иммунитета создал И.И. Мечников?

6. Какую теорию иммунитета создал П. Эрлих?

Проверка ответов.

3. Системы иммунитета.

Более подробно познакомимся с механизмом клеточного и гуморального иммунитета. Вам было дано задание, познакомиться  со статьей в учебнике «Органы кроветворения и иммунной системы». По этой теме мы с вами проведем фрагмент пресс – конференции, для которой вы подготовили вопросы. Мы пригласили ученых – сторонников клеточного и гуморального иммунитета. (Возле каждого студента стоит табличка с надписью- учёный 1 и учёный2)

 Вопрос 1

Какую функцию выполняют  Т – лимфоциты?

Ответ:

Т – лимфоциты образуются в тимусе и определяют генетическую чужеродность попавшего в организм вещества. Им все равно, какое чужеродное вещество перед ними.

Вопрос 2

Какую функцию выполняют В – лимфоциты?

Ответ:

Т – лимфоциты справились со своей работой, но армия бактерий прорвала оборону, у человека поднимается t◦. И здесь на помощь приходят В – лимфоциты, выделяющие антитела убивающие организмы. Отсюда, этот вид иммунитета – гуморальный, т.е. жидкостный.

Вопрос 3

Существуют ли другие виды лейкоцитов, кроме Т – лимфоцитов, которые отвечают за клеточный иммунитет?

Ответ:

Да, Нейтрофилы – разновидность лейкоцитов, образуются в костном мозге. Они могут проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать в места повреждения клеток и тканей. Так происходит образование гноя. Это естественная защита организма. Клетки моноциты способны переваривать грибки, простейшие, переродившиеся клетки организма.

Вопрос 4

Какая система иммунитета важнее: гуморальная или клеточная?

Ответ:

Эти системы дополняют друг друга, и обе занимают главное место в организме.

Вывод:

Таким образом, клеточный и гуморальный иммунитет имеет свой механизм. Клеточный основан на фагоцитарной теории И.И. Мечникова, а гуморальный – основан на выделении жидкостей – антител для борьбы с чужеродными веществами. Благодаря данным особенностям обеспечивается надежная защита организма. Образование лейкоцитов связано с органами иммунной системы.

Познакомимся с иммунной системой.

Посмотрите на схему (обращение к опорным конспектам). Какие органы относятся к иммунной системе?

                                           Иммунная система

                                       

   

    центральные органы                              периферические органы

(костный мозг, тимус)                 (селезенка, лимфатические узлы, миндалины,  

                                                        пейеровы бляшки кишечника, лимфоидные

                                                    образования кожи и слизистых оболочек и др).               Демонстрация слайда.                                                    

Более подробно с особенностями строения и функциями органов иммунной системы мы с вами познакомимся, выполнив самостоятельную работу.

Цель: заполните таблицу «Центральные и периферические органы иммунной системы» в опорных конспектах, используя лекционный материал «Центральные и периферические органы иммунной системы»:

  Таблица «Центральные и периферические органы иммунной системы».

Орган иммунной системы или анатомическое образование

Особенности строения

Продуцируемые клетки

Функционирование в организме человека

Возрастные особенности

Костный мозг

Тимус

Селезёнка

Лимфатические узлы

Иммунокомпетентные клетки

Проверка таблицы.

4. Виды иммунитета.

Рассмотрим виды иммунитета. Работа с терминами.

Познакомьтесь с терминами видов иммунитета (по опорному конспекту) и составьте схему.

                                   иммунитет

                                       

              естественный                   искусственный

                                                                           

врожденный     приобретенный      активный        пассивный

5. Возрастные особенности иммунных свойств крови.

Как будущим учителям вам необходимо знать возрастные особенности иммунных свойств крови для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

Было подготовлено сообщение.

Цель: ответьте на вопросы, записанные в опорном конспекте.

        В период новорожденности (первые 2 недели жизни ребёнка) защиту детского организма обеспечивают иммуноглобулины матери, полученные с молозивом  и грудным молоком. Чувствительность новорожденного к инфекциям очень высока. В 4-6 месяцев жизни ребёнка происходит утрата пассивного иммунитета, получаемого с грудным молоком. и становление собственных активных иммунных реакций. В этот период возрастает чувствительность ребёнка ко многим воздушно- капельным и кишечным инфекциям. У детей, обучающихся в школе разная восприимчивость к тому или иному инфекционному агенту. Одни дети часто болеют, другие – нет. В целях профилактики следует рекомендовать употребление в пищу витаминов, больше бывать на свежем воздухе, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены, говорить о сменной обуви, проводить влажную уборку, на переменах проветривать класс. Лучший способ проветривания – сквозное, при этом детям выходят в коридор. Главная мера профилактики заболеваний – прививки. Именно, благодаря прививкам редкими стали такие заболевания как дифтерия, полиомиелит, корь, паротит, также необходимо делать детям прививки от туберкулеза. В нашем районе 40 – 50 человек ежегодно становятся на учет. Один больной туберкулезом может заразить 20 человек. Ежегодно от этой болезни умирают 120 – 150 жителей нашей области. С 15 лет необходимо ежегодное ф/о. При введении прививки вводят антитела, которые сохраняются в крови в течение несколько лет. Ослабленным или заболевшим вводят сыворотку – готовые антитела. Такой иммунитет всего несколько дней. Но введение противостолбнячной сыворотки предотвращает смертельную болезнь – столбняк. Прививки следует проводить с разрешения родителей. (Об этом нужно помнить учителю начальных классов), т.к. дети могут страдать аллергией или в это время болеют, тогда прививки следует перенести.

 Проверка ответов.

        Подробно об инфекционных заболеваниях, их профилактике мы будем говорить на следующем уроке.

Вывод:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с иммунными свойствами крови и выяснили, что у нашего организма надежная система защиты, но не следует забывать, что защитные свойства будут ослабевать, когда организм вступает в конфликт с природой, т.е. когда не соблюдаются правила ЗОЖ.

V. Закрепление

 Слайд. (Тест.)

VI. Итог урока.

Д/з: опорный конспект, лекционный материал.

 Оценки.

опорный конспект.

Тема: «Иммунные свойства крови. Возрастные особенности».

План.

  1. Понятие об иммунитете.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое иммунитет?


  1. Развитие иммунологии.
  1. Кто первый применил прививку от оспы?


  1. Имя учёного, который впервые применил прививку от бешенства?


  1. Антигены - это___________________________________________
  2. Антитела - это____________________________________________
  3. И. И. Мечников - автор_____________________________   теории
  4. П. Эрлих - автор __________________________________   теории

    3. Системы иммунитета.

клеточный                  гуморальный

                                           Иммунная система

                                       

   

    центральные органы                              периферические органы

(костный мозг, тимус)                 (селезенка, лимфатические узлы, миндалины,                                   пейеровы бляшки кишечника,

                                                          лимфоидные образования кожи

                                                    и слизистых оболочек и др).

        Заполните таблицу «Центральные и периферические органы иммунной системы», используя лекционный материал «Центральные и периферические органы иммунной системы»:

  Таблица «Центральные и периферические органы иммунной системы».

Орган иммунной системы или анатомическое образование

Особенности строения

Продуцируемые клетки

Функционирование в организме человека

Возрастные особенности

Костный мозг

Тимус

Селезёнка

Лимфатические узлы

Иммунокомпетентные клетки

                                           

  1. Виды иммунитета.

Познакомьтесь с терминами:

Естественный врождённый иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретённый иммунитет - вырабатывается в результате перенесённых болезней. Например, переболев корью, ветряной оспой. люди, как правило. не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет - вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, полиомиелита и др.

Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Её получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют при дифтерии. Развитие столбняка можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Ангиной болеют много раз в жизни.

Составьте схему:

Виды иммунитета.

             

  1. Возрастные особенности иммунных свойств крови.

Ответьте на вопросы:

1. Как ребёнок защищён в первые недели новорожденности?

2. Какие меры профилактики заболеваний должен знать учитель?

3. Почему необходимо делать прививки?

Задание на дом: опорный конспект, лекция.

                                  Список литературы.

1. Бодрова Н. Ф «Изучение курса «Человек и его здоровье» (поурочное планирование, книга для учителя, 8 класс), Воронеж, 2002.

2. Гайворонский И. В. , Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. «Анатомия и физиология человека», М. ,2009.

3. Кириленко А. А., Колесников С. И. «Биология подготовка к ЕГЭ-2011», Ростов- на –Дону, 2010.

4. Попова Л. А. «Контрольно-измерительные материалы, биология», М., 2010.

5. Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. «Биология человека в таблицах и схемах», М.,2000.

6. Рохлов В. С., Сивоглазов В. И. «Практикум по анатомии и физиологии человека», М., 1999.

7. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология человека», М., 1999.

8. Татарникова Л. Г., Поздеева М. В. «Валеология подростка», Санкт-Петербург, 1996.

9. М. З. Фёдорова, Г. А. Воронина «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «человек и его здоровье. Лекции 1-4». М. 2009г.