Путешествие с комнатными растениями

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе. Проводится на предметной неделе. Способствует формированию знаний о биологических особенностях растений. Воспитывает гигиеническую грамотность на основе знаний о лекарственных свойствах комнатных растений. Рассказывается об икебане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_komnatnymi_rasteniyami.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие с комнатными растениями»

Цель: сформировать знания о биологических особенностях комнатных растений; формировать навыки выращивания комнатных растений; учить использованию имеющихся знаний; развивать познавательный интерес; воспитание гигиенической грамотности и любви к комнатным растениям.

Ведущая: Добрый день уважаемые пассажиры!

Командир корабля и его экипаж приветствует вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать.

1.На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать.

2. Разрешается принимать активное участие в программе полета!

А теперь – внимание! Мы отправляемся в наше первое  путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Америке! Ведь Мексика, Куба, Перу являются родиной кактусов(показывает по карте).

Биолог:  Первоначально необходимо уточнить, а что же такое кактус? Ведь стапелия, толстянка, алоэ, каланхоэ кактусами не являются!

Во – первых, практически все кактусы – это растения с толстыми, мясистыми листьями.

Во – вторых, среди них почти нет видов, имеющих листья.

В – ТРЕТЬИХ,  У БОЛЬШИНСТВА КАКТУСОВ ЕСТЬ КОЛЮЧКИ,  КОТОРЫЕ ТОРЧАТ из  округлых ворсистых «пятнышек», которые называются ареолы.

В – четвертых, колючек у некоторых кактусов нет совсем, но регулярно расположенные ареолы есть обязательно.

В – пятых, ни у кого из других растений нет таких замечательных цветков!

В - шестых, цветки кактусов развиваются прямо из стебля, точнее, все из тех же ареол.

Мы определили видовые названия кактусов нашей коллекции:

  1. Гибридный эхинопсис – самый обычный зеленый ежик.
  2. Рипсалидопсис – декабрист
  3. Маммиллярия грацилис цветет мелкими желтыми цветками.
  4. Опунция вульгарис.
  5. Скалистый цереус.
  6. Эспостоа ланата (волосатая)

Цветовод: Как ухаживать за кактусами?

Особенности ухода зависят от биологических особенностей растений, те в свою очередь от климатических условий родиеы данных растений.

--- Ребята, подскажите , как правильно ухаживать за кактусами?


  1. Поливать отстоянной  водой, температура чуть выше температуры воздуха.
  2. Периодичность полива зависит от скорости высыхания субстрата.
  3. Кактусы любят свет и тепло.
  4. Отзываются на рыхление почвы.

Америка – родина не только кактуса, но и абутилона, афеландры, диффенбахии, монстеры, хлорофитума, спатифиллюма, хлорофитума, эухариса, сингониума.

Ведущая: Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Южную Америку на родину пеларгонии. Послушайте сказку о «Доброй Геране»(рассказ ученика).

Врач: Гераниевое масло обладает противовоспалительным и противогнилостным действием при абсцессе и гангрене легких. Назначается при бронхиальной астме. В народной медицине настой травы применяют при дезентерии, болезнях почек, ревматизме, а распаренной измельченной травой сводят сухие мазоли.

Ведущая: Наш мыслелет приземлился на о. Мадагаскар, который является родиной каланхоэ.

Малагасиец: Это лекарственное растение , в соке  которого содержатся дубильные вещества, витамин С, алюминий, магний, железо, кальций, марганец, медь, органические кислоты, ферменты. Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, пролежней, свищей, фурункулов.

Ведущая: Мы приземляемся в Восточной Африке – родине фиалок.(слайды презентации) 

Ведущая: Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию – в страну восходящего солнца на выставку цветов.

Ученица в костюме кимоно: Добрый день,  дорогие путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей выставке цветов. Особую радость доставляют людям букеты, правильно составленные, изящные, красивые. Искусство составления букетов, аранжировок из цветов по – японски называется икебана. Это искусство берет начало в 12-13 веках. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. В цветочных композициях кроме веток, цветов и листьев используют перья птиц, ветки с плодами. Особое внимание уделяется выбору вазы. Икебана заставляет человека всматриваться в каждый цветок, выделять детали его строения, форму, окраску.  (слайды презентации)

 Ведущая: Мыслелет хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени.

Сейчас мы отправимся в Европу 17 века на заседание ученого совета цветоводческих наук.

Профессор: Указ о проведении конкурса.

  Всем ребятам необходимо отвечать на вопросы и получить как можно больше жетонов. Лучший знаток комнатных растений будет удостоен звания «Магистра цветоводческих наук».

1конкурс:

Кто больше назовет комнатных растений.

2конкурс:

1.Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо

По стеклу она пошла и растение нашла.

Муха на цветок взглянула и обратно повернула.

Что же это за цветок? Угадай – ка, мой дружок!

(плектрантус, мольное дерево)

2.Почему называем:

а) бальзамин – огоньком? (за яркую окраску)

б) монстеру – плаксой? (перед дождем выделяются капли воды)

в)зефирантес – выскочкой? (цветочные стрелки появляются неожиданно) 

г) плющ – резиновым деревом (сок содержит каучук).

3. Как часто цветут агавы и алоэ? (через 20-25 лет)

4.Сок каких комнатных растений ядовит? (ОЛЕАНДР, МОЛОЧАЙ, диффенбахия)

5.Семена каких растений предсказывают погоду?(длинные ости семян пеларгонии выпрямляются в сухую погоду; плач монстеры перед дождем)

6.Почему комнатные растения нельзя поливать холодной водой?

7.Каково значение комнатных растений? (радуют глаз, поддерживают влажность воздуха; выделяют фитонциды)

Подведение итогов, вручение медали «Магистра цветоводческих наук» (по числу жетонов).

Ведущая: Часто ли вы говорите своим растениям комплименты? Дотрагиваетесь  ли с нежностью до их листьев хотя бы раз в неделю? Стоят ли ваши растения там, где собирается вся семья? Если да, то вы предоставили своим растениям наилучшие условия, ведь комнатным растениям необходимо ваше внимание и любовь.

Наш полет подошел к концу.

Литература:

  1. http://bio.1september.ru/artikl.php?1D=200401503
  2. http://bio.1september.ru/2004/17/5.htm
  3. http://bio.1september.ru/2004/16/3.htm
  4. http://bio.1september.ru/2004/18/5.htm
  5. http://kraski-prir.blogspot.com/2011/10/blog-post_28.htm

Название: игра – путешествие (ролевая игра)

Режим игры: 16 учеников

Возраст участников: 11-12 лет

Роли участников: ведущая, биолог, цветовод, врач, профессор, малагасиец, девушка в кимоно, пассажиры мыслелета.

Реквизит: комнатные растения, костюмы, жетоны, медаль,  презентация.

Время на подготовку: неделя

Предметная направленность: 7 баллов, закрепляются знания о растениях суккулентах, о минеральном питании растений, о видоизмененных листьях ; биологических особенностях растений и о влиянии абиотических факторов среды на растение.

Правила и цели игры:

Сформировать знания о биологических особенностях комнатных растений; формировать навыки выращивания комнатных растений; учить использованию имеющихся знаний; развивать познавательный интерес; воспитывать гигиеническую грамотность и любовь к комнатным растениям.

Правила игры: 1. Запрещается шуметь и скучать.

  1. Необходимо активно участвовать в игре; отвечать на вопросы, зарабатывая жетоны.

Продолжительность игры: 45 минут.

Эффект: данная игра развивает познавательный интерес, расширяет биологические, гигиенические знания ребят; способствует применению полученных знаний на практике; несет эстетическую направленность и воспитывает любовь к комнатным растениям.

Способствует развитию монологической речи и формированию коммуникативных качеств у ребят.

Время жизни игры: провожу один раз в год на протяжении 5 лет.

Место в курсе: проводится как внеклассное мероприятие на предметной недели биологии.