Методическая разработка урока "Семейство растений класса Однодольные" и презентация к уроку.
Целью урока является ознакомление с многообразием растений класса Однодольные, ознакомление с признаками двух семейств.
Урок с примененим ИКТ, использован матерал по многообразию растений этого семейства Тверской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.19 КБ |
prezentaciya_k_uroku.rar | 1 байт |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока. Учитель: Кусочкина Елена Валерьевна.
Предмет: Окружающий мир. 3 класс.
Программа Начальная школа «Школа России». Автор А.А.Плешаков.
Тема: Развитие растения из семени.
Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности;
Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
2. Сообщение темы урока.
Загадка: Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение)
- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения.
- Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.
3. Повторение пройденного и проверка знаний.
- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?
растение |
питается | … | … | … | … |
- Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет,тепло), вода)
- Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.
На доске: рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.
- Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.
На доске: растение фасоли.
- Какую часть растения используют для размножения? (семена)
4. Работа по теме урока. Этапы развития семени фасоли.
- Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.
На доске - вопросы:
- Какие изменения происходят с семенем в земле?
- Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?
- На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.
- У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.
- Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.
- Результат? (с сухого семени кожура не снимается)
- Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.
- Результат? (целостность кожуры не нарушается)
- У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.
Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.
- Зачем нужна такая кожура семени?
- Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)
- Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?
- Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.
- Чем они отличаются?
- Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.
- Почему так происходит? Найдите вывод.
Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.
- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.
- Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)
- Что находится под кожурой? (две половинки)
- Это семядоли.
- Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?
- Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.
- Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.
- Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.
- Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)
- Это корень. Он мал и не похож на корень взрослого растения.
- Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)
- Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. (зарисовать)
- Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. оно набухает, в нём появляется зародыш
2. из «червячка» - корень, из почки – листья, из «шарика» - стебель
5. Физкультминутка.
Стал цветок и вдруг проснулся вправо, влево
Больше спать не захотел. вперёд, назад
Шевельнулся, потянулся, руки вверх, потянулись
Взвился вверх и полетел. руками вправо, влево
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся. Покружиться
- Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?
- Продолжим наблюдения.
- Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)
На доске: рисунок семени с развитым корнем.
- Почему раньше всех трогается в рост корень?
- Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.
- Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.
- Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?
- Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.
- Что происходит с семядолями потом?
На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.
- Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.
- Какова роль семядоли в семени?
- Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?
- Какие части растения он будет кормить?
На доске рисунок взрослого растения фасоли.
- Прочитайте последний вывод.
Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.
- Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.
6.Закрепление материала.
- Давайте по схеме назовём порядок развития растения из семени фасоли.
На доске поэтапное развитие растения. Пронумировать.
- Какое значение имеет кожура для семени?
- Что развивается из корешка зародыша?
- Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?
7. Итог урока.
8. Задание на дом.