Значене экологического образования - для формирования экологической культуры подростков"

Данная статья направленна на главную проблему образования - это формирование личности, в данном случае формирование экологического образования у подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgaleva_m.o._znachenie_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение экологического образования - для формирования экологической культуры подростков».

М.О. Долгалева

МБОУ «СОШ №22»г. Астрахани

«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…»

Г. Ягодин,  Л. Третьякова

На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества неразрывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования. Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной (воспитание и обучение) целью школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина[4]. В связи с этим необходимо систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитывать  школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России. Великие педагоги Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального ее изучения выступали русские революционеры – демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.  В.А.Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.  Тем самым отношение к окружающей природе выражается в следующих характеристиках личности:

  1. готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
  2. способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде[1].

Экологическая культура в школе проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда. При работе с учащимися использую доступные им мотивы охраны природы, соответствующие уровню их развития. Велико значение в экологическом воспитании гуманистических мотивов, развивающих чувство доброты и заботы о живом. Практическая природоохранная деятельность школьников по охране природы и улучшению природной  среды организуется в современной школе в многообразных специализированных формах. Экологические знания являются основой для практической природоохранной деятельности школьников [6]. При этом экологическое образование рассматривается как образовательный процесс, формирующий у учащихся определенную систему ценностей, поведения, умения принимать осознанные решения в отношении к окружающей среде. Формирование экологической культуры подрастающего поколения предусматривает воспитание убежденности и готовности действовать в направлении рационального природопользования, что, в конечном итоге целью своей имеет реализацию стратегии эволюции человека и природы [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астарханова, Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Р. Астарханова. Махачкала, 2004. - 21 с.

2. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. -М., 2009.-195с.

3. Дежникова, Н. С. Экологическая культура: грани восприятия / Н. С. Дежникова // Биология в школе. 2005. - № 3. - С. 20-24.

 4. Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: Учебное пособие / Н. С. Дежникова, JI. Ю. Иванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.

5. Захлебный,  А. Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников // Биология в школе. 2007. - № 3. - С. 67-69.

6. Зверев,  И. Д.Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев.- М., 2000.-С. 19-25.

7. Иоганзен, Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе / Б.Г. Иоганзен // Проблемы экологического образования в школе.- М., 2009.-136 с.

8. Куликова, С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материаледеятельности сельских малокомплектных школ): Автореф. дис. канд. пед. наук 13. 00.01 /С.В. Куликова. -Брянск, 2003.-21 с.