класс Паукообразные Класс-7 Автор УМК: Константинов, В. М. Биология. 7 класс Тема : « Друзья или враги?»

Татьяна Александровна Белоглазова

Урок составлен в соответствии с современными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_paukoobraznye.doc186.5 КБ
Office presentation icon paukoobraznye.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку

 Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Друзья или враги?».

Тема по  программе: класс Паукообразные

Методическая разработка урока биологии 7 классе с использованием ИКТ

Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку в рамках введения ФГОС. Данный урок проводиться после изучения внешнего и внутреннего строения паукообразных, многообразия представителей класса. На уроке учащиеся знакомятся с образом жизни паукообразных и их ролью в природе и жизни человека. В ходе занятия используется элементы ИК технологии через использование: видеофрагмента, презентации, ресурсов интернета. Так же используется: раздаточный материал и тесты.


 Учебный предмет-биология

Класс-7

Автор УМК: Константинов, В. М. Биология. 7 класс

Тема : « Друзья или враги?»

Цель: Создать условия для формирования представления об особенностях представителей класса       Паукообразные и их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • На основе представлений об особенностях строения тела паукообразных, сформировать представление об их среде обитания и особенностях жизнедеятельности,  роли в природе и жизни человека.
  • Продолжить формировать умение логически мыслить на основе работы с информацией о роли в природе и жизни человека  пауков
  • Создать условия для формирования мотивации на ЗОЖ.

Тип урока: Новых знаний

Метод проведения: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Междисциплинарные связи: История, экология, русский язык, медицина.

Внутридисциплинарные связи: систематика, арахнология.

Обеспечение занятия: видеофрагмент фильма «Гарри Поттер»,Презентация «Пауки», раздаточный материал, учебник, натуральный объект(Паук с паутиной),  ресурсы интернета:

Этап урока

Методы Методические приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Орг. момент:

2 мин.

Элемент  Интерактивного обучения- умение находить проблемную формулировку темы урока

2 мин

Изучение нового материала

4 мин.

Словесный метод

Эвристическая беседа

4 мин

Эвристическая беседа

1,5 мин.

1 мин

5 мин

Частично-поисковый метод

Элемент технологии критического мышления.

Закрепление

5 мин. Проверка знаний

Проблемный метод Эвристическая беседа

2 мин

Рефлексия

3 мин 

Элемент технологии критического мышления.

Эвристическая беседа

2 мин

Д/З

1 Предлагает посмотреть отрывок из фильма(Приложение 1) о Гарри Потере и  просит выдвинуть предположение о теме урока (Приложение2) Слайд 1 (Установка на контроль в конце урока), организует беседу по выявлению значимости данной темы

2. Организует обсуждение фрагмента фильма, через использование слайда 2

  • Как называется боязнь пауков?
  • Какими учеными мы сегодня будем?

3.Организует работу  по определению направлений дальнейшей работы на уроке. Слайд 3

  • На прошлом занятии вы составили план изучения темы.(табл

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  •  Какие пункты нами не рассматривались на прошлом уроке

4. Декламирует стихотворение

Ю Лазарева Слайд 4 (Приложение 3)

5. Организует беседу об особенностях образа жизни паукообразных на примере жизни пауков и использовании ими паутины. Составляет на доске схему. Слайд 5

6.   Организует дискуссию на вопрос-Почему паук не прилипает  к своей паутине? Слайд 6

7. Физкультминутка:

Спал паук и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Спрыгнул вниз и полетел!

8.Организует работу по дальнейшему планированию работы. Работа с раздаточным материалом, учебником и раздаточным материалом по выбору и поиск информации о положительной и отрицательной роли паукообразных в природе и жизни человека.

 Обобщает полученную информацию на доске в виде таблицы

+

-

 по поиску информации в интернете, учебнике, раздаточном материале  (Приложение4) для заполнения таблицы о положительной и отрицательной роли пауков в природе и жизни человека. Слайд 7

9.Организует проверку сформированности знаний через выполнение тестов в раздаточном материале. (Приложение 5)

Организует заполнение в тетради таблицы последней колонки(Узнал) и проверяет выполненные работы

10.Сообщает результаты заполнения проверочной таблицы и подводит итог урока беседой на вопрос в теме урока «Друзья или враги?» 

  • Изменилось ли у вас отношение к паукам, как представителям класса паукообразные? и почему?
  • Определите для себя направление дальнейшего изучения темы. Что вам нужно изучить более подробно?

11. Объясняет сущность домашнего задания и выставляет оценки за урок:  Организует беседу  и поиск информации ( в интернете, учебнике ) об особенностях образа жизни паукообразных на примере жизни пауков и использовании ими паутины. Составляет по результатам опорную схему паутину: Слайд 7

  • Обязательная часть-параграф и вопросы в конце устно.
  • Вариативная часть:
  • Найти в Красной книге Алтайского края представителей Паукообразных
  • Составить текст Благодарственной грамоте какому либо представителю класса.

Просматривают фрагмент фильма

Выдвигают гипотезу

Высказывают свое отношение к данным организмам

Формулируют тему урока

Выдвигают гипотезу, просматривают слайд презентации

Обучающие прослушивают стихотворение и просматривают фото на слайде Высказывают свое отношение к красоте объекта

Отвечает на вопросы учителя, анализируют таблицу в тетради, с целью дальнейшего планирования работы на уроке.

Обучающиеся работают по желанию с различными источниками информации и по результатам работы составляют опорную схему

Обучающиеся заполняют таблицу на основе сформированных знаний, затем систематизируют информацию с урока в тетради, заполняя последнюю колонку.

Обучающиеся участвуют в беседе по поставленному вопросу в теме урока.

Актуализация жизненного опыта

Взаимодействие с учителем во время фронтальной беседы

Актуализация жизненного опыта

Осуществление анализа проделанной работы на прошлом уроке

Осуществление анализа проделанной работы. Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Умение замечать и видеть красоту природных объектов и явлений

Осуществление анализа проделанной работы. Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Осуществление анализа проделанной работы.  Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Осуществление анализа проделанной работы.

Взаимодествие с учителем во время беседы

Взаимодействие с учителем во время опроса

Взаимодействие с учителем во время опроса

Взаимодействие с учителем во время опроса

Взаимодействие с учителем, во время прослушивания и просмотра

Взаимодействие с учителем во время опроса

Взаимодействие с учителем и обучаемыми  во время беседы

Умение слушать собеседника

Умение слушать собеседника

Умение слушать собеседника

Строить монологическое высказывание.

Умение слушать собеседника

Строить монологическое высказывание.

Строить монологическое высказывание.

 В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль

В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль

В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль, контролируют полноту и правильность ответов

В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль, контролируют полноту и правильность ответов

В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль, контролируют полноту и правильность ответов

        

В ходе высказывания мнений обучающихся осуществляют самоконтроль, контролируют полноту и правильность ответов

        

Принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать оценку учителя

Принимать и сохранять учебную задачу.


Приложение 3

Дмитрий ШАРАБАРИН

КУКУШКИНЫ СЛЕЗКИ

Паутинка - не память ли детства? -

Держит желтый березовый лист.

Лишь прислушаться да приглядеться,

И кукушка заплачет вдали.

Сиротливо, раскаянно, слезно.

И тогда, словно звезды, чисты

В кедрачах у дороги колесной

Зацветут голубые цветы.

Ароматом, пронзительно нежным,

Незабытым, печальным и свежим

Напахнет, затуманит глаза…

Сколько лет? -

Страшно глянуть назад!

Никогда там не высохнут росы.

И сквозь годы - не кончится срок! -

Будут звезды кукушкиных слезок

Мне светить у колесных дорог.

Приложение 4 

Ресурсы интернета:

Есть среди «домашних» восьминогих существ Оонопс доместикус — мини- паучок, величиною не более двух миллиметров,— большой «эстет». Наряд его выдержан в карминово-красных тонах. Слывет он невиданным «книголюбом». Почти всю жизнь проводит среди книг, особенно старинных, но не прочь порыться и в архивных документах. Книг и ценных бумаг он не портит, наоборот, их охраняет с рвением, достойным похвалы. Охотничьи угодья оонопсов находятся там, где пасутся сеноеды, кожееды и прочая живность — вредители книг.

На охоте эти крошки проявляют высшее мастерство — «дичь» промышляют гипнозом. Стоит им передними ногами погладить жертву, как та замирает, остается сидеть на месте, словно зачарованная. А такую добычу можно хватать голыми лапками.

Клещи — вредители продовольственных запасов, Наши продовольственные запасы портят очень мелкие, почти микроскопических размеров амбарные и сырные клещи (рассматривать их лучше всего под микроскопом при слабом увеличении).

Особенно вредны амбарные клещи. В благоприятных для них условиях — при наличии в амбарах сырости — они сильно размножаются и поедают зерно и муку, постепенно обращая их в бурую пыль с неприятным затхлым запахом.

Приложение 5

Тест     Ф.И.______________________________________

Представители класса Паукообразные имеют:

4 пары ходильных ног

3 пары конечностей

Сложные глаза

Простые глаза

Среда обитания паукообразных:

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Организменная

Паукообразные, как и ракообразные, имеют:

Сходные сегменты тела

Брюшную нервную цепочку

Незамкнутую кровеносную систему

4 пары ходильных ног

Выберите правильные утверждения.

Все пауки дышат атмосферным воздухом.

Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства.

Таежный клещ является возбудителем энцефалита и паразитирует в спинном мозге человека.

Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука.

Пауки дышат кислородом, растворенным в воде.

Яд каракурта смертельно опасен для человека.

Тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: