поурочное планирование 6 и 8 класс

Татьяна Александровна Белоглазова

Планирование на 2 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продолжение табл.

Os

                    Утверждаю:

                                                               Директор школы:_______________/Семёнова Л. И./

Согласовано на МО:

______________/ _______________/

«___» ___________________2011 г.

Рабочая программа

по биологии

на 2010-2011 учебный год

5-9 классы

     Составитель: Белоглазова Т.А. учитель МОУ

«Старочемровская основная

общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края

                         Пояснительная записка

Образовательная программа составлена   на основе программы 6 класс растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой , в.С. Кучменко

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю)

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  2. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

   Задачи раздела «Растения» ( 6 класс )

Обучения:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету

через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского

  1. создать условия для формирования  у  учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования  через систему из 35 уроков
  1. способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности  через систему лабораторных работ  и экскурсии

                                           

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки  через монологические ответы на   уроках и особое отношение к  работе в тетрадях (ежемесячная  проверка ведения тетради и  конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

             

Развития:

 создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

  -слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления,  воображения,

 -эстетических эмоций,

  -положительного отношения к учёбе,

  -умения ставить цели

   через учебный материал каждого урока,  использование на уроках презентаций, красивых наглядных  пособий, музыкальных  фрагментов, стихов,  загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

                               

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать)  через учебный материал каждого урока,   лабораторные работы, КСО

          В результате изучения ученик должен

         знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов;  клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

         уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

.

Распределение учебного материала по курсу

Наименование раздела

Лабораторные и практические работы

Количество часов

1

Введение. Общее знакомство с растениями

1

5

2

Клеточное строение растений

2

5

3

Органы цветковых растений

11

22

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

4

10

5

Основные отделы царства растений

5

12

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

2

4

7

Царство Бактерии

3

8

Царство Грибы,  Лишайники.

4

3

9

Природные сообщества

0/3

6

Итого

29/3

70

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2010.
  2. Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники (в двух частях). Пономарева И.Н. и  др.  -  М.,  Вентана-Граф, 2010..

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата пров-ния

Тема

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

Д/з

Примечания

Введение. Общее знакомство с растениями(5ч)

1

3-8.09


Мир растений.

Экскурсия Мир растений вокруг нас.

Царства органического мира и место растений и нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений па Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Знать: что изучают биология и ботаника

§1

2

3-8.09

Разнообразие растений. Лабораторная работа.№1 Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Знать: органы растения (корень и побег, части побега)

Уметь: распознавать органы цветкового растения

узнавать споровые и семенные растения

§2,3

3

10-16.09

Условия жизни растений

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений.

Знать: разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам.

Уметь: описывать на живых объектах и таблицах- органы растения и делать выводы на основе сравнения

§4

4

10-16.09

Четыре среды жизни растений

Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Знать: признаки живых организмов

факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека

распознавать органы 

Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать .

§5

5

17-22.09

.Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений

Клеточное строение растений. (5 часов)

6

17-22.09

Микроскоп и лупа -приборы, для изучения растений

Лабораторная работа № 2 «Приемы работы с увеличительными приборами»

   Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура  труда и техника безопасности в работе.

Уметь: пользоваться увеличительными приборами;

§6

7

24-29.09

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с клетками растений»

      Строение и

жизнедеятельность растительной клетки. Микроскоп

Знать клеточные структуры

и их функции.

Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа

§7

8

24-29.09

Процессы жизнедеятельности клетки

         Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Знать клеточные структуры

и их функции.

Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа

§8

9

1-6.10

         .

Ткани растений и их виды

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм

Знать: Разнообразие тканей у растений Уметь: распознавать на таблицах основные ткани растений

§9

10

1-6.10

Обобщение тем : «Общее знакомство с растениями .Клеточное строение растений»

Все понятия раздела .

Органы цветковых растений (22ч)

11

8-13.10

        

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени двудольных растений»

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян.

Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений

§10

12

8-13.10

Условия прорастания семян

Прорастание семян.

Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений

§11

13

15-20.10

Значение семян Лабораторная работа № 5 «Разнообразие семян овощных культур»

Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе.

Знать строение семени. Уметь: сравнивать семена одно- и двудольных растений

§12

14

15-20.10

Корень Внешнее и внутреннее строение корня

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковата. Внешнее и  внутреннее строение корня.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня

§13

15

22-27.10

Лабораторные работа №6 «Зона роста растяжения у корня.»

Рост корня. Ветвление корней.

Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня

16

22-27.10

Рост корня Лабораторная работа № 7 «Строение корня у проростка тыквы»

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения

Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня

§14

17

29-3.11

Побег-строение и значение для растений

Строение побега, почек. Виды почек

Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной

§16

18

29-3.11

Лабораторная работа № 8 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Строение почек. Виды почек

Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной

§17

19

12-17.11

Развитие побегов из почек

Строение почек. Виды почек

Уметь: доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной

§17

20

12-17.11

Лист - часть побега. Значение листа для растений Лабораторная работа № 9 «Внутреннее и внешнее строение листа»

Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа

Знать: строение листа; типы листьев.

Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа

§18

21

19-24.11

Значение листа в жизни растений

Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа

Знать: строение листа; типы листьев.

Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа

§19

22

19-24.11

Лабораторная работа №10 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

Стебель, его внешнее строение, функции,

Внутреннее строение, ткани.

Знать внешнее и внутреннее строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей

§20

23

26-1.12

Многообразие стеблей Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение корневища и клубня»

Многообразие стеблей по положению в пространстве. Видоизменения подземных побегов

Уметь: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги

§21

24

26-1.12

Экскурсия «Жизнь растений зимой»

Разнообразие растений на пришкольном участке

Знать: процессы, происходящие в растениях зимой

25

3-8.12

Цветок Лабораторная работа № 12 «Строение цветка»

Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление

Знать: строение цветка и его функции.

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий

§22

26

3-8.12

Лабораторная работа №13 «Рассмотрение соцветий»

Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий.

Знать: виды соцветий Уметь: распознавать и описывать типы соцветий

27

10-15.12

Цветение и опыление растений

Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление

Знать: строение цветка и его функции.

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий

§23

28

10-15.12

Лабораторная работа №14 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых»

Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление

Знать: строение цветка и его функции.

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий

§24

29

17-22.12

Экскурсия «Мир растений на подоконнике

Комнатные цветы

Знать: строение цветка и его функции.

Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий

30

17-22.12

Плод

Плод - генеративный орган цветковых растений. Многообразие плодов. Значение

Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян

§24

31

24-29.12

Растительный организм как живая система

Взаимосвязь органов растения

Знать признаки различных органов растения. Уметь: объяснять влияние окружающей среды на растения; доказывать, что растение - биосистема


§25

32

24-29.12

Обобщение по теме «Органы цветкового растения»

Взаимосвязь органов растения

Знать признаки различных органов растения. Уметь: объяснять влияние окружающей среды на растения; доказывать, что растение - биосистема


С 95

Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч)

33

14-19.01

Корневое питание растений

Минеральное питание растений

Уметь объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений

§26

34

14-19.01

Воздушное питание растений

Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений

Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение.

Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений

§27

35

21-26.01

Космическая роль зеленых растений

Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений

Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение.

Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений

§28

36

21-26.01

Дыхание растений и обмен веществ

Дыхание растений. Обмен веществ и превращение энергии

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Уметь сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза

§29

37

28-02.02

Значение воды в жизни растений

Роль воды в жизни растений. Транспорт веществ

Знать сущность процесса транспорта веществ. Уметь объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды

§30,31

38

28-02.02

Размножение растений. Оплодотворение Лабораторная работа № 15 «Приемы искусственного опыления растений»

Размножение растений: половое и бесполое. Оплодотворение

Знать сущность биологического процесса размножения. Уметь отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого

§32

39

4-9.02

Бесполое (вегетативное)

размножение

растении Лабораторная работа № 16 «Черенкование корневища и  корня, деление клубня, луковицы»

Вегетативное размножение, его значение в природе и в жизни человека

Знать сущность процесса вегетативного размножения

Уметь ставить биологические

эксперименты

§34

40

4-9.02

Лабораторная работа№17  « Черенкование комнатных растений»

Размножение растений: половое и бесполое.

Знать сущность биологического процесса размножения.

§33

41

11-16.02

Рост и развитие растительного организма Лабораторная работа № 18 «Приемы опытнической работы»

Систематизация знаний.

Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике

§34,35

42

11-16.02

Обобщение и систематизация знаний по теме«Основные процессы жизнедеятельности растений»

Контроль усвоения знаний по теме

Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике

Основные отделы царства Растения (12 ч)

43

18-23.02

Понятие о систематике.

Классификация растении.

Уметь: распознавать растения

разных отделов и классов;

§36,

44

18-23.02

Водоросли. Общая характеристика 

Строение водорослей

Знать признаки водорослей.

Уметь: распознавать растения

разных отделов и классов;

сравнивать одно- и многоклеточные водоросли

§37,38

45

25-2.03

Лабораторная работа № 19«Определение одноклеточных водорослей»

Строение водорослей

Знать признаки водорослей.

Уметь: распознавать растения

разных отделов и классов;

сравнивать одно- и многоклеточные водоросли

§38

46

25-2.03

Отдел Моховидные Лабораторная работа № 20 «Изучение внешнего вида мохообразных растений»

Строение мхов, их размножение, многообразие; значение в природе и в жизни человека

Знать: признаки моховидных растений; значение мхов в жизни человека.

Уметь: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли

§39

47

4-9.03

Отдел Папоротниковидные

Строение, размножение, многообразие папоротниковидных; значение в природе и в жизни человека

Знать: признаки папоротниковидных растений ;значение в природе и в жизни человека. Уметь находить отличительные признаки отдела и описывать их

§40

48

4-9.03

Лабораторная работа № 21 «Изучение внешнего вида хвощевидных. Плауновидных, папоротникообразных растений»

Строение, размножение, многообразие папоротниковидных;

Уметь находить отличительные признаки отдела и описывать их

§40

49

11-16.03

Отдел Голосеменные Лабораторная работа №22 «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Строение, размножение, многообразие голосеменных; значение в природе и в жизни человека

Знать признаки голосеменных растений.

Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространённых растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных

§41

50

11-16.03

Отдел Покрытосеменные Лабораторная работа №23 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Многообразие, значение в природе и в жизни человека. Классы Однодольные и Двудольные

Знать признаки покрытосеменных растений.

Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространённых в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными

§42

51

18-23.03

Семейства класса Двудольные

Семейства класса Двудольные

Знать: основные семейства класса Двудольные. Уметь находить отличительные признаки семейств

§43

52

18-23.03

Семейства класса Однодольные

Семейства класса Однодольные

Знать: основные семейства класса Однодольные. Уметь находить отличительные признаки семейств

§44

53

1-6.04

Экскурсия «Представители отделов царства растений»

Разнообразие видов растений

Уметь находить отличительные признаки семейств

54

1-6.04

Обобщающее повторение тем  «Основные отделы царства Растения»

Контроль усвоения знаний по теме

Уметь:  распознавать растения

разных отделов и классов;

Историческое развитие и многообразие растительного мира(4ч)

55

8-13.04

Понятие об эволюции растительного мира

Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции

Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира

§45,46

56

8-13.04

Эволюция высших растений 

Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции

Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира

§46

57

15-20.04

Многообразие и происхождение культурных растений Лабораторная работа № 24 «Весенние работы по уходу за комнатными растениями»

Роль растений в жизни человека.,

Уметь: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений

§47

58

15-20.04

Дары нового и старого Све та Лабораторная работа № 25 «Подбор семян к выращиванию рассады для школьного участка»

Важнейшие сельскохозяйственные культуры

Уметь: распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры;

§48

Царство Бактерии(3ч)

59

22-27.04

Царство Бактерии

Особенности строения и жизнедеятельности

Знать признаки бактерий. Уметь находить отличительные признаки царства бактерий

§49

60

22-27.04

Многообразие и значение бактерий

Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Знать основные виды бактерий.

Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями

§50

61

29-4.05

Распространение бактерий Значение бактерий в жизни человека

Особенности строения и жизнедеятельности Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Знать основные виды бактерий.

Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека;

§51

Царство Грибы,  Лишайники(3ч)

62

29-4.05

Царство Грибы Лабораторная работа №26 «Строение плесневых грибов» Лабораторная работа № 27 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов»

Особенности строения грибов на примере плесневых грибов

Знать признаки плесневых грибов.

Уметь: давать систематическую характеристику грибов

§52

63

6-11.05

Многообразие, значение грибов Лабораторная работа № 28 «Внешнее строение плодового тела гриба трутовика»

Разнообразие шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты

Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы

§53

64

6-11.05

Лишайники Лабораторная работа № 29 «Строение слоевища лишайника»

Строение, питание, многообразие лишайников; их значение в природе и в жизни человека

Знать особенности строения лишайников.

Уметь: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека

§54

Природные сообщества(6ч)

65

13-18.05

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме Практическая работа № 1 «Весенняя работа по уходу за комнатными растениями»

Биогеоценоз как целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;

§55

66

13-18.05

Приспособление растений к совместной жизни в природном сообществе Практическая работа № 2 «Пришкольный учебно-опытный участок»

Целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Знать признаки экосистем Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды;

§56

67

20-25.05

Смена природных сообществ Практическая работа № 3 «Благоустройство растительных сообществ вокруг школы»

Процесс смены природных сообществ

Знать процессы смены экосистем Уметь:  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;

§57

68

20-25.05

Многообразие природных сообществ

Виды сообществ. Отличительные признаки

Знать Виды сообществ Уметь: понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах

§58

69

27-30.05

Жизнь организмов в природе

Особенности жизни в природе

Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах

§59

70

27-30.05

Экскурсия Жизнь растений в весенний период года

Разнообразие растений на пришкольном участке, их количество, названия, повреждённые и неповреждённые

Уметь: выявлять ослабленные и здоровые кустарники; высказывать своё мнение по вопросам ухода за повреждёнными деревьями

                         Пояснительная записка

Образовательная программа составлена   на основе программы 8 класс Человек и его здоровье авторским коллективом  под  руководством А.Г Драгомилов, Р.Д. Маш

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю)

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

По программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения. 

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  2. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых  бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.  

                           Задачи раздела  обучения:создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования 
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности  через лабораторные работы и систему особых домашних заданий 
  3. продолжить развивать у учащихся  умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
  1. развития:  

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы),  развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  1. воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  независимость через учебный материал. В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

         уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
  5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Наименование раздела

Лабораторные и практические работы

Количество часов

Введение

1

Общий обзор организма человека

5

Опорно-двигательная система

8

Кровь и кровообращение

9

5

Дыхание

5

6

Пищеварение

8

7

Обмен веществ и энергии

4

8

Выделение

2

9

Кожа

4

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

5

12

Органы чувств и анализаторы

5

13

Поведение и психика

6

14

Индивидуальное развитие организма

6

Итого

70

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  2. Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  3. Драгомилов, А. Г. Биология. Человек. 8 класс [Текст] : методическое пособие / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  4. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2006.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата пров-я

Тема урока

Основные понятия

Обязательный минимум содержания образования

Д/ з

Примечания

Введение (1 ч)

1

3-8.09

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека

Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека

Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека

§1

Общий обзор организма человека (5 ч)

2

3-8.09

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них

Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

§2

3

10-15.09

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность

Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ

Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных

§3

4

10-15.09

Ткани Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендри- ты, аксон. Межклеточное вещество

Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

§4

5

17-22.09

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция Практическая работа№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция.

Знать органы и системы органов.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

§5

6

17-22.09

Обобщение  темы «Общий обзор организма человека»

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

Уметь применять полученные знания при решении практических заданий

Опорно-двигательная система (8 ч)

7

24-29.09

Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани»

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы

Знать особенности строения скелета.

Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей -

§6

8

24-29.09

Скелет головы и скелет туловища Лабораторная работа №3 «Исследование свойств нормальной, жженой, декальцинированной кости»

Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища

Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета

§7

9

1-6.10

Скелет конечностей Практическая работа № 2 «Роль плечевого пояса в движении» Практическая  работа № 3 «Функции костей предплечья при повороте кисти»

Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей

Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей

§8

10

1-6.10

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двига- тельной системы

Уметь использовать приобретённые знания и умения для оказания первой помощи при травмах и в практической деятельности

§9

11

8-13.10

Мышцы человека Практическая работа №4 «Функции основных мышечных групп»

Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия

Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц

§10

12

8-13.10

Работа мышц Практическая работа №5 «Утомление при  статической и динамической работе»

Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений

Понимать сущность биологического процесса работы мышц.

Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц

§11

13

15-20.10

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно- двигательной системы Практическая работа № 6 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни

Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни. Уметь использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки

§12,13

14

15-20.10

Обобщение темы «Опорно-двигательная система»

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Кровь и кровообращение (9 ч)

15

22-27.10

Внутренняя среда. Значение крови

и её состав Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Внутренняя среда

организма: кровь,

тканевая жидкость

и лимфа. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови, свёртывание крови

Знать признаки биологи

ческих объектов.

Уметь: характеризовать

сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения

§14

16

22-27.10

Иммунитет

Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки

Знать виды иммунитета, его проявления. Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний

§15

17

29-3.11

Тканевая совместимость и переливание крови

Группы крови. Переливание крови

Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус- фактор.

Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье

§16

18

29-3.11

Строение и работа сердца

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды

Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца

§17

19

12-17.11

Круги кровообращения

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения

Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ

§17

20

12-17.11

Движение лимфы Практическая работа № 7  «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение»

Лимфатическая система. Значение лимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической систем

Знать сущность биологического процесса лимфообразования.

Уметь понимать сущность транспорта веществ

§18

21

19-24.11

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Практическая работа № 8 «Опыты, выясняющие природу пульса»  Практическая работа № 9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Практическая работа № 10 «Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости»

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогу- моральная регуляция работы сердца и сосудов

Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

§19,20

22

19-24.11

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа № 11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку-функциональная проба»

Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и пре дупрсждсние; артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

§21,22

23

26-1.12

Обобщение  темы «Кровь и кровообращение»

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Дыхание (5 ч)

24

26-1.12

Значение дыхания. Органы дыхания. Практическая работа № 11 «Измерение обхвата грудной клетки»

Дыхание. Система органов дыхания и её роль в обмене веществ

Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания

§23

25

3-8.12

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа № 5 «определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лёгкие. Обмен газов в лёгких и тканях

Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения

§24

26

3-8.12

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 6 «Изготовление самодельной модели Дондерса» Практическая работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки»

Механизм вдоха

и выдоха. Дыхательные движения

Знать сущность процесса

регуляции жизнедеятель

ности организма.

Уметь характеризовать

механизм вдоха и выдоха,

его значение для жизни

человека

§25,26

27

10-15.12

Гигиена дыхания. Первая

помощь при поражении органов дыхания. Практическая работа № 13 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях»

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Знать: меры профилактики

инфекционных и простудных заболеваний органов

дыхания; вредные привычки; приёмы оказания пер

вой помощи при отравлении угарным газом и при

спасении утопающего.

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

§27,28

28

10-15.12

Обобщение темы «Дыхание»

Уметь применять на практике полученные знания

Пищеварение (8 ч)

29

17-22.12

Значение и состав пищи

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни

Знать о роли питательных веществ в организме. Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые продукты

§29

30

17-22.12

Органы пищеварения Практическая работа № 14 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка», Практическая работа № 15 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка»

Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы

Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения

§30,31

31

24-29.12

Пищеварение

в ротовой полости

Пищеварение

в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении

Знать особенности пище

варения в ротовой полости.

Уметь объяснять роль

ферментов в пищеварении;

характеризовать форму и

строение зубов, особенности пищеварения в ротовой

полости

§3132

32

24-29.12

 Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Лабораторная работа № 7 «Ознакомление с действием фермента слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

Пищеварение

в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении

Знать особенности пище

варения в ротовой полости.

Уметь объяснять роль

ферментов в пищеварении;характеризовать форму истроение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости

§31,31

33

14-19.01

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка. Нейрогуморальная регуляция пищеварения

Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения

§33

34

14-19.01

Регуляция пищеварения

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении.

Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике

§34

35

21-26.01

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита

Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек,

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

§35

36

21-26.01

Обобщение темы «Пищеварение»

Уметь применять на практике полученные знания

Обмен веществ и энергии (4 ч)

37

28-2.02

Обменные процессы в организме

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.

Пластический

и энергетический

обмен

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии

§36

38

28-2.02

Нормы питания. Практическая работа № 16 «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания»  

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.

Пластический

и энергетический

обмен

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии

§37

39

4-9.02

Обмен белков, жиров, углеводов

Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно- солевой обмен. Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья

Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

§37

40

4-9.02

Витамины

Витамины, их

роль в организме,

содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминоза

Знать: основные группы

витаминов и продукты, их

содержащие; роль витаминов в организме

§38

Выделение (2 ч)

41

11-16.02

Строение

и работа почек

Выделение. Мочевыделительная

система

Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы.

Уметь устанавливать

взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы

§39

42

11-16.02

Предупреждение заболеваний почек.

Питьевой режим

Мочеполовые инфекции, меры их

предупреждения

для сохранения

здоровья. Фактор

риска: переохлаждение. Вредные и

полезные привычки, их влияние на

состояние здоровья

Знать меры профилактики

заболеваний выделитель

ной системы, вредных привычек.

Уметь: характеризовать

сущность процесса выделения и его роль в обмене

веществ; анализировать

и оценивать воздействие

факторов риска на здоровье

§40

Кожа (4 ч)

43

18-23.02

Кожа. Значение и строение кожи Лабораторная работа № 8 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями

Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи

§41

44

18-23.02

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

§42

45

25-2.03

Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Уметь использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики

§43

46

25-2.03

Обобщение темы «Обмен веществ. Выделение. Кожа»

Уметь применять на практике полученные знания

Эндокринная система (2 ч)

47

4-9.03

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции

§44

48

4-9.03

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении

§45

Нервная система (5 ч)

49

11-16.03

Значение и строение нервной системы Практическая работа № 17  «Выяснение действия прямых и обратных связей»

Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности

Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс». Уметь составлять схему рефлекторной дуги

§46

50

11-16.03

Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа № 18 «Вегетативные штриховые рефлексы при штриховом раздражении кожи»

Соматическая и вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нерв ной и эндокринной систем -

Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы

§47,48

51

18-23.03

Строение и функции спинного мозга

Спинной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции спинного мозга.

Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма

§49

52

18-23.03

Отделы головного мозга, их значение

Головной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма

§50

53

1-6.04

Обобщение тем  «Эндокринная и нервная система»

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции

Уметь применять на практике полученные знания

Органы чувств и анализаторы (5 ч)

54

1-6.04

Значение органов чувств и анализаторов

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы

Знать особенности строения органов чувств и анализаторов.

Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их

§51

55

8-13.04

Орган зрения и зрительный анализатор

Практическая работа №19«Выявление функции зрачка и хрусталика» Практическая работа №20  «Обнаружение слепого пятна»

Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений

§52

56

8-13.04

Заболевания

и повреждения

глаз Практическая работа № 21 «Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении»

Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения

Знать заболевания органов

зрения.

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье

§53

57

15-20.04

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа № 22 «Определение выносливости вестибулярного аппарата»

Орган слуха, его строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат - орган равновесия

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия

§54

58

15-20.04

Органы осязания, вкуса и их анализаторы. Практическая работа №23,24 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов» «Обнаружение холодовых точек»

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания

§55

Поведение и психика (6 ч)

59

22-27.04

Врождённые и приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга Практическая работа № 25 «проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений» Практическая работа № 25 «Иллюзии установки»

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, за- печатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека

Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

§56,57

60

22-27.04

Биологические ритмы. Сон и его значение Практическая работа №  26«Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения»

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

§58,59

61

29-4.05

Особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы Практическая работа № 27«Иллюзии зрения»

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека

§60

62

6-11.05

Воля и эмоции. Внимание Практическая работа № 28 «Влияние речевых инструкций на восприятие»

Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека

§61

63

6-11.05

Динамика работоспособности. Режим дня

Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности.

Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха

§62

64

13-18.05

Практическая работа № 29 «Опыт с усеченной пирамидой, Выясняющей особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активности работы с объектом на устойчивость внимания»

Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха.

Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха

Индивидуальное развитие организма (6 ч)

65

13-18.05

Половая система человека

Половая система: женская, мужская 

Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу

§63

66

20-25.05

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

§64

67

20-25.05

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье

Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение».

Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека

§65

68

27-30.05

Личность и её особенности О вреде наркогенных веществ

Психические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека.

Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам

§66,67

69

27-30.05

Итогоое  повторение  по курсу «Человек»

Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

70

28-30

Задания на лето


Os