поурочное планирование 6 и 8 класс
Предварительный просмотр:
Продолжение табл.
Os
Утверждаю:
Директор школы:_______________/Семёнова Л. И./
Согласовано на МО:
______________/ _______________/
«___» ___________________2011 г.
Рабочая программа
по биологии
на 2010-2011 учебный год
5-9 классы
Составитель: Белоглазова Т.А. учитель МОУ
«Старочемровская основная
общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
Пояснительная записка
Образовательная программа составлена на основе программы 6 класс растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой , в.С. Кучменко
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю)
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Растения» ( 6 класс )
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету
через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии
- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели
через учебный материал каждого урока, использование на уроках презентаций, красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО
В результате изучения ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
.
Распределение учебного материала по курсу
№ | Наименование раздела | Лабораторные и практические работы | Количество часов |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 1 | 5 |
2 | Клеточное строение растений | 2 | 5 |
3 | Органы цветковых растений | 11 | 22 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 4 | 10 |
5 | Основные отделы царства растений | 5 | 12 |
6 | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле | 2 | 4 |
7 | Царство Бактерии | 3 |
8 | Царство Грибы, Лишайники. | 4 | 3 |
9 | Природные сообщества | 0/3 | 6 |
Итого | 29/3 | 70 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 2010.
- Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники (в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., Вентана-Граф, 2010..
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата пров-ния | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Д/з | Примечания |
Введение. Общее знакомство с растениями(5ч) |
1 | 3-8.09 | Мир растений. Экскурсия Мир растений вокруг нас. | Царства органического мира и место растений и нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений па Земле. Основные направления применения ботанических знаний. | Знать: что изучают биология и ботаника | §1 |
2 | 3-8.09 | Разнообразие растений. Лабораторная работа.№1 Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения | Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. | Знать: органы растения (корень и побег, части побега) Уметь: распознавать органы цветкового растения узнавать споровые и семенные растения | §2,3 |
3 | 10-16.09 | Условия жизни растений | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. | Знать: разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам. Уметь: описывать на живых объектах и таблицах- органы растения и делать выводы на основе сравнения | §4 |
4 | 10-16.09 | Четыре среды жизни растений | Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. | Знать: признаки живых организмов факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека распознавать органы Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать . | §5 |
5 | 17-22.09 | .Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» | Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений |
Клеточное строение растений. (5 часов) |
6 | 17-22.09 | Микроскоп и лупа -приборы, для изучения растений Лабораторная работа № 2 «Приемы работы с увеличительными приборами» | Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. | Уметь: пользоваться увеличительными приборами; | §6 |
7 | 24-29.09 | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с клетками растений» | Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Микроскоп | Знать клеточные структуры и их функции. Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа | §7 |
8 | 24-29.09 | Процессы жизнедеятельности клетки | Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. | Знать клеточные структуры и их функции. Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа | §8 |
9 | 1-6.10 | . Ткани растений и их виды | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм | Знать: Разнообразие тканей у растений Уметь: распознавать на таблицах основные ткани растений | §9 |
10 | 1-6.10 | Обобщение тем : «Общее знакомство с растениями .Клеточное строение растений» | Все понятия раздела . |
Органы цветковых растений (22ч) |
11 | 8-13.10 | Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени двудольных растений» | Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. | Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений | §10 |
12 | 8-13.10 | Условия прорастания семян | Прорастание семян. | Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений | §11 |
13 | 15-20.10 | Значение семян Лабораторная работа № 5 «Разнообразие семян овощных культур» | Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. | Знать строение семени. Уметь: сравнивать семена одно- и двудольных растений | §12 |
14 | 15-20.10 | Корень Внешнее и внутреннее строение корня | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковата. Внешнее и внутреннее строение корня. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие). | Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня | §13 |
15 | 22-27.10 | Лабораторные работа №6 «Зона роста растяжения у корня.» | Рост корня. Ветвление корней. | Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня |
16 | 22-27.10 | Рост корня Лабораторная работа № 7 «Строение корня у проростка тыквы» | Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения | Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня | §14 |
17 | 29-3.11 | Побег-строение и значение для растений | Строение побега, почек. Виды почек | Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной | §16 |
18 | 29-3.11 | Лабораторная работа № 8 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Строение почек. Виды почек | Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной | §17 |
19 | 12-17.11 | Развитие побегов из почек | Строение почек. Виды почек | Уметь: доказывать, что почка - видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной | §17 |
20 | 12-17.11 | Лист - часть побега. Значение листа для растений Лабораторная работа № 9 «Внутреннее и внешнее строение листа» | Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа | Знать: строение листа; типы листьев. Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа | §18 |
21 | 19-24.11 | Значение листа в жизни растений | Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа | Знать: строение листа; типы листьев. Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа | §19 |
22 | 19-24.11 | Лабораторная работа №10 «Внешнее и внутреннее строение стебля» | Стебель, его внешнее строение, функции, Внутреннее строение, ткани. | Знать внешнее и внутреннее строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей | §20 |
23 | 26-1.12 | Многообразие стеблей Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение корневища и клубня» | Многообразие стеблей по положению в пространстве. Видоизменения подземных побегов | Уметь: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги | §21 |
24 | 26-1.12 | Экскурсия «Жизнь растений зимой» | Разнообразие растений на пришкольном участке | Знать: процессы, происходящие в растениях зимой |
25 | 3-8.12 | Цветок Лабораторная работа № 12 «Строение цветка» | Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление | Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий | §22 |
26 | 3-8.12 | Лабораторная работа №13 «Рассмотрение соцветий» | Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. | Знать: виды соцветий Уметь: распознавать и описывать типы соцветий |
27 | 10-15.12 | Цветение и опыление растений | Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление | Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий | §23 |
28 | 10-15.12 | Лабораторная работа №14 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых» | Цветок - генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление | Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий | §24 |
29 | 17-22.12 | Экскурсия «Мир растений на подоконнике | Комнатные цветы | Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий |
30 | 17-22.12 | Плод | Плод - генеративный орган цветковых растений. Многообразие плодов. Значение | Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян | §24 |
31 | 24-29.12 | Растительный организм как живая система | Взаимосвязь органов растения | Знать признаки различных органов растения. Уметь: объяснять влияние окружающей среды на растения; доказывать, что растение - биосистема | §25 |
32 | 24-29.12 | Обобщение по теме «Органы цветкового растения» | Взаимосвязь органов растения | Знать признаки различных органов растения. Уметь: объяснять влияние окружающей среды на растения; доказывать, что растение - биосистема | С 95 |
Основные процессы жизнедеятельности растений (10 ч) |
33 | 14-19.01 | Корневое питание растений | Минеральное питание растений | Уметь объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений | §26 |
34 | 14-19.01 | Воздушное питание растений | Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений | Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений | §27 |
35 | 21-26.01 | Космическая роль зеленых растений | Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений | Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений | §28 |
36 | 21-26.01 | Дыхание растений и обмен веществ | Дыхание растений. Обмен веществ и превращение энергии | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Уметь сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза | §29 |
37 | 28-02.02 | Значение воды в жизни растений | Роль воды в жизни растений. Транспорт веществ | Знать сущность процесса транспорта веществ. Уметь объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды | §30,31 |
38 | 28-02.02 | Размножение растений. Оплодотворение Лабораторная работа № 15 «Приемы искусственного опыления растений» | Размножение растений: половое и бесполое. Оплодотворение | Знать сущность биологического процесса размножения. Уметь отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого | §32 |
39 | 4-9.02 | Бесполое (вегетативное) размножение растении Лабораторная работа № 16 «Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы» | Вегетативное размножение, его значение в природе и в жизни человека | Знать сущность процесса вегетативного размножения Уметь ставить биологические эксперименты | §34 |
40 | 4-9.02 | Лабораторная работа№17 « Черенкование комнатных растений» | Размножение растений: половое и бесполое. | Знать сущность биологического процесса размножения. | §33 |
41 | 11-16.02 | Рост и развитие растительного организма Лабораторная работа № 18 «Приемы опытнической работы» | Систематизация знаний. | Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике | §34,35 |
42 | 11-16.02 | Обобщение и систематизация знаний по теме«Основные процессы жизнедеятельности растений» | Контроль усвоения знаний по теме | Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике |
Основные отделы царства Растения (12 ч) |
43 | 18-23.02 | Понятие о систематике. | Классификация растении. | Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; | §36, |
44 | 18-23.02 | Водоросли. Общая характеристика | Строение водорослей | Знать признаки водорослей. Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли | §37,38 |
45 | 25-2.03 | Лабораторная работа № 19«Определение одноклеточных водорослей» | Строение водорослей | Знать признаки водорослей. Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли | §38 |
46 | 25-2.03 | Отдел Моховидные Лабораторная работа № 20 «Изучение внешнего вида мохообразных растений» | Строение мхов, их размножение, многообразие; значение в природе и в жизни человека | Знать: признаки моховидных растений; значение мхов в жизни человека. Уметь: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли | §39 |
47 | 4-9.03 | Отдел Папоротниковидные | Строение, размножение, многообразие папоротниковидных; значение в природе и в жизни человека | Знать: признаки папоротниковидных растений ;значение в природе и в жизни человека. Уметь находить отличительные признаки отдела и описывать их | §40 |
48 | 4-9.03 | Лабораторная работа № 21 «Изучение внешнего вида хвощевидных. Плауновидных, папоротникообразных растений» | Строение, размножение, многообразие папоротниковидных; | Уметь находить отличительные признаки отдела и описывать их | §40 |
49 | 11-16.03 | Отдел Голосеменные Лабораторная работа №22 «Изучение внешнего вида хвойных растений» | Строение, размножение, многообразие голосеменных; значение в природе и в жизни человека | Знать признаки голосеменных растений. Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространённых растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных | §41 |
50 | 11-16.03 | Отдел Покрытосеменные Лабораторная работа №23 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | Многообразие, значение в природе и в жизни человека. Классы Однодольные и Двудольные | Знать признаки покрытосеменных растений. Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространённых в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными | §42 |
51 | 18-23.03 | Семейства класса Двудольные | Семейства класса Двудольные | Знать: основные семейства класса Двудольные. Уметь находить отличительные признаки семейств | §43 |
52 | 18-23.03 | Семейства класса Однодольные | Семейства класса Однодольные | Знать: основные семейства класса Однодольные. Уметь находить отличительные признаки семейств | §44 |
53 | 1-6.04 | Экскурсия «Представители отделов царства растений» | Разнообразие видов растений | Уметь находить отличительные признаки семейств |
54 | 1-6.04 | Обобщающее повторение тем «Основные отделы царства Растения» | Контроль усвоения знаний по теме | Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; |
Историческое развитие и многообразие растительного мира(4ч) |
55 | 8-13.04 | Понятие об эволюции растительного мира | Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции | Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира | §45,46 |
56 | 8-13.04 | Эволюция высших растений | Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции | Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира | §46 |
57 | 15-20.04 | Многообразие и происхождение культурных растений Лабораторная работа № 24 «Весенние работы по уходу за комнатными растениями» | Роль растений в жизни человека., | Уметь: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений | §47 |
58 | 15-20.04 | Дары нового и старого Све та Лабораторная работа № 25 «Подбор семян к выращиванию рассады для школьного участка» | Важнейшие сельскохозяйственные культуры | Уметь: распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; | §48 |
Царство Бактерии(3ч) |
59 | 22-27.04 | Царство Бактерии | Особенности строения и жизнедеятельности | Знать признаки бактерий. Уметь находить отличительные признаки царства бактерий | §49 |
60 | 22-27.04 | Многообразие и значение бактерий | Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями | Знать основные виды бактерий. Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями | §50 |
61 | 29-4.05 | Распространение бактерий Значение бактерий в жизни человека | Особенности строения и жизнедеятельности Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями | Знать основные виды бактерий. Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; | §51 |
Царство Грибы, Лишайники(3ч) |
62 | 29-4.05 | Царство Грибы Лабораторная работа №26 «Строение плесневых грибов» Лабораторная работа № 27 «Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов» | Особенности строения грибов на примере плесневых грибов | Знать признаки плесневых грибов. Уметь: давать систематическую характеристику грибов | §52 |
63 | 6-11.05 | Многообразие, значение грибов Лабораторная работа № 28 «Внешнее строение плодового тела гриба трутовика» | Разнообразие шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты | Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы | §53 |
64 | 6-11.05 | Лишайники Лабораторная работа № 29 «Строение слоевища лишайника» | Строение, питание, многообразие лишайников; их значение в природе и в жизни человека | Знать особенности строения лишайников. Уметь: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека | §54 |
Природные сообщества(6ч) |
65 | 13-18.05 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме Практическая работа № 1 «Весенняя работа по уходу за комнатными растениями» | Биогеоценоз как целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах | Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; | §55 |
66 | 13-18.05 | Приспособление растений к совместной жизни в природном сообществе Практическая работа № 2 «Пришкольный учебно-опытный участок» | Целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах | Знать признаки экосистем Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; | §56 |
67 | 20-25.05 | Смена природных сообществ Практическая работа № 3 «Благоустройство растительных сообществ вокруг школы» | Процесс смены природных сообществ | Знать процессы смены экосистем Уметь: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; | §57 |
68 | 20-25.05 | Многообразие природных сообществ | Виды сообществ. Отличительные признаки | Знать Виды сообществ Уметь: понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах | §58 |
69 | 27-30.05 | Жизнь организмов в природе | Особенности жизни в природе | Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах | §59 |
70 | 27-30.05 | Экскурсия Жизнь растений в весенний период года | Разнообразие растений на пришкольном участке, их количество, названия, повреждённые и неповреждённые | Уметь: выявлять ослабленные и здоровые кустарники; высказывать своё мнение по вопросам ухода за повреждёнными деревьями |
Пояснительная записка
Образовательная программа составлена на основе программы 8 класс Человек и его здоровье авторским коллективом под руководством А.Г Драгомилов, Р.Д. Маш
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю)
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
По программе предусмотрены лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.
Задачи раздела обучения:создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал. В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
№ | Наименование раздела | Лабораторные и практические работы | Количество часов |
Введение | 1 |
Общий обзор организма человека | 5 |
Опорно-двигательная система | 8 |
Кровь и кровообращение | 9 |
5 | Дыхание | 5 |
6 | Пищеварение | 8 |
7 | Обмен веществ и энергии | 4 |
8 | Выделение | 2 |
9 | Кожа | 4 |
10 | Эндокринная система | 2 |
11 | Нервная система | 5 |
12 | Органы чувств и анализаторы | 5 |
13 | Поведение и психика | 6 |
14 | Индивидуальное развитие организма | 6 |
Итого | 70 |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
- Драгомилов, А. Г. Биология : 8 класс [Текст] : рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
- Драгомилов, А. Г. Биология. Человек. 8 класс [Текст] : методическое пособие / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. - М. : Вентана-Граф, 2010.
- Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2006.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата пров-я | Тема урока | Основные понятия | Обязательный минимум содержания образования | Д/ з | Примечания |
Введение (1 ч) |
1 | 3-8.09 | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека | Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека | §1 |
Общий обзор организма человека (5 ч) |
2 | 3-8.09 | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них | Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью | §2 |
3 | 10-15.09 | Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность | Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ | Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений и животных | §3 |
4 | 10-15.09 | Ткани Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» | Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендри- ты, аксон. Межклеточное вещество | Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями | §4 |
5 | 17-22.09 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция Практическая работа№1 Получение мигательного рефлекса и его торможения | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. | Знать органы и системы органов. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | §5 |
6 | 17-22.09 | Обобщение темы «Общий обзор организма человека» | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | Уметь применять полученные знания при решении практических заданий |
Опорно-двигательная система (8 ч) |
7 | 24-29.09 | Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани» | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы | Знать особенности строения скелета. Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей - | §6 |
8 | 24-29.09 | Скелет головы и скелет туловища Лабораторная работа №3 «Исследование свойств нормальной, жженой, декальцинированной кости» | Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища | Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета | §7 |
9 | 1-6.10 | Скелет конечностей Практическая работа № 2 «Роль плечевого пояса в движении» Практическая работа № 3 «Функции костей предплечья при повороте кисти» | Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей | Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей | §8 |
10 | 1-6.10 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двига- тельной системы | Уметь использовать приобретённые знания и умения для оказания первой помощи при травмах и в практической деятельности | §9 |
11 | 8-13.10 | Мышцы человека Практическая работа №4 «Функции основных мышечных групп» | Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия | Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц | §10 |
12 | 8-13.10 | Работа мышц Практическая работа №5 «Утомление при статической и динамической работе» | Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений | Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц | §11 |
13 | 15-20.10 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно- двигательной системы Практическая работа № 6 «Определение нарушений осанки и плоскостопия» | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни | Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни. Уметь использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки | §12,13 |
14 | 15-20.10 | Обобщение темы «Опорно-двигательная система» | Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
Кровь и кровообращение (9 ч) |
15 | 22-27.10 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, её функции. Плазма крови, клетки крови, свёртывание крови | Знать признаки биологи ческих объектов. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения | §14 |
16 | 22-27.10 | Иммунитет | Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки | Знать виды иммунитета, его проявления. Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний | §15 |
17 | 29-3.11 | Тканевая совместимость и переливание крови | Группы крови. Переливание крови | Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус- фактор. Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье | §16 |
18 | 29-3.11 | Строение и работа сердца | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды | Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца | §17 |
19 | 12-17.11 | Круги кровообращения | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения | Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ | §17 |
20 | 12-17.11 | Движение лимфы Практическая работа № 7 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» | Лимфатическая система. Значение лимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической систем | Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь понимать сущность транспорта веществ | §18 |
21 | 19-24.11 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов Практическая работа № 8 «Опыты, выясняющие природу пульса» Практическая работа № 9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Практическая работа № 10 «Повышение плотности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости» | Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогу- моральная регуляция работы сердца и сосудов | Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | §19,20 |
22 | 19-24.11 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях Практическая работа № 11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку-функциональная проба» | Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и пре дупрсждсние; артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях | Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь | §21,22 |
23 | 26-1.12 | Обобщение темы «Кровь и кровообращение» | Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
Дыхание (5 ч) |
24 | 26-1.12 | Значение дыхания. Органы дыхания. Практическая работа № 11 «Измерение обхвата грудной клетки» | Дыхание. Система органов дыхания и её роль в обмене веществ | Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания | §23 |
25 | 3-8.12 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа № 5 «определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Лёгкие. Обмен газов в лёгких и тканях | Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения | §24 |
26 | 3-8.12 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 6 «Изготовление самодельной модели Дондерса» Практическая работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки» | Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения | Знать сущность процесса регуляции жизнедеятель ности организма. Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека | §25,26 |
27 | 10-15.12 | Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Практическая работа № 13 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях» | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; приёмы оказания пер вой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | §27,28 |
28 | 10-15.12 | Обобщение темы «Дыхание» | Уметь применять на практике полученные знания |
Пищеварение (8 ч) |
29 | 17-22.12 | Значение и состав пищи | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни | Знать о роли питательных веществ в организме. Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые продукты | §29 |
30 | 17-22.12 | Органы пищеварения Практическая работа № 14 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка», Практическая работа № 15 «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка» | Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы | Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения | §30,31 |
31 | 24-29.12 | Пищеварение в ротовой полости | Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении | Знать особенности пище варения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости | §3132 |
32 | 24-29.12 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Лабораторная работа № 7 «Ознакомление с действием фермента слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» | Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении | Знать особенности пище варения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении;характеризовать форму истроение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости | §31,31 |
33 | 14-19.01 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка. Нейрогуморальная регуляция пищеварения | Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения | §33 |
34 | 14-19.01 | Регуляция пищеварения | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. | Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике | §34 |
35 | 21-26.01 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита | Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма | §35 |
36 | 21-26.01 | Обобщение темы «Пищеварение» | Уметь применять на практике полученные знания |
Обмен веществ и энергии (4 ч) |
37 | 28-2.02 | Обменные процессы в организме | Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен | Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии | §36 |
38 | 28-2.02 | Нормы питания. Практическая работа № 16 «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания» | Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен | Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии | §37 |
39 | 4-9.02 | Обмен белков, жиров, углеводов | Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно- солевой обмен. Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья | Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ | §37 |
40 | 4-9.02 | Витамины | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминоза | Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме | §38 |
Выделение (2 ч) |
41 | 11-16.02 | Строение и работа почек | Выделение. Мочевыделительная система | Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы | §39 |
42 | 11-16.02 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья | Знать меры профилактики заболеваний выделитель ной системы, вредных привычек. Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | §40 |
Кожа (4 ч) |
43 | 18-23.02 | Кожа. Значение и строение кожи Лабораторная работа № 8 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки» | Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями | Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи | §41 |
44 | 18-23.02 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. | Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма | §42 |
45 | 25-2.03 | Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | Уметь использовать приобретённые знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики | §43 |
46 | 25-2.03 | Обобщение темы «Обмен веществ. Выделение. Кожа» | Уметь применять на практике полученные знания |
Эндокринная система (2 ч) |
47 | 4-9.03 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции | Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах её основные части; различать железы внешней и внутренней секреции | §44 |
48 | 4-9.03 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез | Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении | §45 |
Нервная система (5 ч) |
49 | 11-16.03 | Значение и строение нервной системы Практическая работа № 17 «Выяснение действия прямых и обратных связей» | Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности | Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс». Уметь составлять схему рефлекторной дуги | §46 |
50 | 11-16.03 | Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа № 18 «Вегетативные штриховые рефлексы при штриховом раздражении кожи» | Соматическая и вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нерв ной и эндокринной систем - | Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы | §47,48 |
51 | 18-23.03 | Строение и функции спинного мозга | Спинной мозг, его строение и функции | Знать особенности строения и функции спинного мозга. Уметь давать характеристику роли спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма | §49 |
52 | 18-23.03 | Отделы головного мозга, их значение | Головной мозг, его строение и функции | Знать особенности строения и функции головного мозга. Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма | §50 |
53 | 1-6.04 | Обобщение тем «Эндокринная и нервная система» | Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции | Уметь применять на практике полученные знания |
Органы чувств и анализаторы (5 ч) |
54 | 1-6.04 | Значение органов чувств и анализаторов | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы | Знать особенности строения органов чувств и анализаторов. Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их | §51 |
55 | 8-13.04 | Орган зрения и зрительный анализатор Практическая работа №19«Выявление функции зрачка и хрусталика» Практическая работа №20 «Обнаружение слепого пятна» | Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор | Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений | §52 |
56 | 8-13.04 | Заболевания и повреждения глаз Практическая работа № 21 «Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении» | Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения | Знать заболевания органов зрения. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье | §53 |
57 | 15-20.04 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа № 22 «Определение выносливости вестибулярного аппарата» | Орган слуха, его строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат - орган равновесия | Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия | §54 |
58 | 15-20.04 | Органы осязания, вкуса и их анализаторы. Практическая работа №23,24 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов» «Обнаружение холодовых точек» | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы | Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания | §55 |
Поведение и психика (6 ч) |
59 | 22-27.04 | Врождённые и приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга Практическая работа № 25 «проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений» Практическая работа № 25 «Иллюзии установки» | Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, за- печатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека | Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | §56,57 |
60 | 22-27.04 | Биологические ритмы. Сон и его значение Практическая работа № 26«Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения» | Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. | Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | §58,59 |
61 | 29-4.05 | Особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы Практическая работа № 27«Иллюзии зрения» | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память | Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека | §60 |
62 | 6-11.05 | Воля и эмоции. Внимание Практическая работа № 28 «Влияние речевых инструкций на восприятие» | Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание | Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля». Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека | §61 |
63 | 6-11.05 | Динамика работоспособности. Режим дня | Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. | Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха | §62 |
64 | 13-18.05 | Практическая работа № 29 «Опыт с усеченной пирамидой, Выясняющей особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активности работы с объектом на устойчивость внимания» | Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. | Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха |
Индивидуальное развитие организма (6 ч) |
65 | 13-18.05 | Половая система человека | Половая система: женская, мужская | Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма по тому или иному типу | §63 |
66 | 20-25.05 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путём (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | §64 |
67 | 20-25.05 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье | Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение». Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека | §65 |
68 | 27-30.05 | Личность и её особенности О вреде наркогенных веществ | Психические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека. Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам | §66,67 |
69 | 27-30.05 | Итогоое повторение по курсу «Человек» | Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся | Уметь применять полученные знания при решении практических задач |
70 | 28-30 | Задания на лето |
Os