поурочное планирование 7 и 9 класс

Татьяна Александровна Белоглазова

рассчитано на 2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_biologiya_12_13.rar34.09 КБ
Файл 9_klass12_13_biologiya.rar33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Окончание табл.

                         Пояснительная записка

Образовательная программа составлена   на основе программы 7 класс Животные авторским коллективом  под  руководством В.М константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой

Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю)

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Курс зоологии является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его систематикой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, о взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; о том, что животные связано с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имею- приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, понимание систематики животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности, по мере усложнения организмов от простейших к млекопитающим.

Экскурсии по предложенным темам проводятся по выбору учителя. В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Наименование раздела

Лабораторные и практические работы

Количество часов

Общие сведения о мире животных

4

Строение тела животных

2

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные

4

5

Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви                                                                                                                                                        

7

6

Тип Моллюски

4

7

Тип Членистоногие

8

8

Тип Хордовые

 Подтип Бесчерепные (1 ч)

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (7 ч).

Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Класс Птицы (8 ч)

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

36

9

Развитие животного мира

1

Итого

70

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Константинов, В. М. Биология. 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бобенко, В. С. Кучменко ; под ред. В. М. Константинова. М. : Вентана-Граф, 2010.
  2. Константинов, В. М. Биология. Животные. 7 класс [Текст] : методическое пособие щ учителя / В. М. Константинов. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  3. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономар ва, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  4. Суматохин, С. В. Биология. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся обш образоват. учреждений / С. В. Суматохин, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Дидактические карточки-задания по биологии. Животные [Текст] / Е. Т. Бровкина, В. И. I лых. - М. : Издательский дом «Генджер», 1997. - 56 с.
  2. Дмитриева, Т. А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 ] [Текст] : Вопросы. Задания. Задачи / Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. - М. : Дрофа, 2002 128 с. : 6 ил. - (Дидактические материалы).
  3. Многообразие живой природы. Животные [Текст] / В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2008 (Темы школьного курса).
  4. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс [Текст] / А. И. I кишов. - М.: Дрофа, 2010.
  5. Теремов, А. В. Занимательная зоология [Текст] : книга для учащихся, учителей и родителе А. В. Теремов. В. С. Рохлов. -М. : АСТ-Пресс, 2002. - 528 с. : ил. - (Занимательные уроки).
  6. Фросин, В. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену : Биология. Живот* [Текст] / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2004. - 224 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата пров-я

Тема

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

Д/з

Прим-я

Общие сведения о мире животных (4ч)

1

3-8.09

Зоология -

наука о животных

Зоология -

наука о животных. Сходство и отличие животных от растений, их распространение. Дикие и домашние животные

Иметь представление о многообразии животных мира.

Знать основные отличительные признаки животных. Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира; объяснять черты сходства и различия животных и растений

§1

2

3-8.09

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе Экскурсия «Многообразие животных в природе»

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе

Знать основные среды жизни и места обитания животных.

Уметь приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни, характерных для конкретной местности

§2

3

10-15.09

Классификация животных. Основные систематические группы

Классификация животных, её значение. Методы изучения животных

Знать основные таксономические единицы животного мира.

Уметь распознавать животных различных таксономических групп; объяснять классификацию животных и её значение

§3

4

10-15.09

Влияние человека на животных

Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира. Роль животных в природных сообществах

Знать животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Уметь: описывать меры охраны редких животных; давать характеристику роли животных в природных сообществах

§4,5

Строение тела животных (2ч)

5

17-22.09

Клетка

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток

Знать: понятие «цитология»; органоиды растительной и животной клеток. Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки; выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток

§6

6

17-22.09

Ткани

Ткани животных, особенности их строения. Виды тканей

Знать основные ткани животных и их функции. Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы; обосновывать функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности

§7,8

26-1.10Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные(4ч)

7

24-29.09

Тип 26-1Саркодо- вые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Класс Корненожки. Внешний вид и внутреннее строение, жизнедеятельность

Знать строение одноклеточных животных. Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями; доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом

§9


8

24-29.09

Класс Жгутиконосцы

Жгутиконосцы. Эвглена зелёная. Строение, жизнедеятельность, автотрофное и гетеротрофное питание

Знать общие признаки одноклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности жгутиковых на примере эвглены зелёной; выявлять черты сходства и различия в строении одноклеточных животных и одноклеточных растений

§ 10

9

1-6.10

Тип Инфузории, или Ресничные Лабораторная

работа 1

«Строение

и передвижение инфузории туфельки» 

Инфузория туфелька.

Особенности

строения

и жизнедеятельности.

Половой процесс

Знать общие признаки инфузорий.

Уметь: характеризовать

особенности строения и

жизнедеятельности инфузории туфельки. Распознавать

инфузории на таблицах, рисунках, микропрепаратах;

сравнивать строение амёбы

протей, эвглены зелёной,

инфузории туфельки

§11

10

1-6.10

Многообразие

простейших.

Паразитические простейшие 

Болезнетворные простейшие (дизентерийная амёба,

малярийный

плазмодий)

Знать меры борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточны

ми животными.

Уметь: характеризовать основные типы современных

одноклеточных животных;

объяснять роль одноклеточных животных в природе

и в жизни человека

§12

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные(4ч)

11

8-13.10

Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Лучевая

симметрия

Знать характерные черты

многоклеточных животных.

Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности

§13

12

8-13.10

Пресноводная гидра

Пресноводная гидра. Внешний вид и внутреннее строение. Раздражимость. Регенерация и рост. Значение в природе

Знать виды и значение различных клеток в составе тела гидры.

Уметь: объяснять процесс регенерации;сравнивать строение гидры и инфузории туфельки

§13

13

15-20.10

Морские кишечнополостные

Значение морских кишечнополостных в природе и в жизни человека

Знать происхождение кишечнополостных. Уметь: характеризовать основные классы: Гидроидные, Коралловые полипы, Сцифоидные; выявлять черты сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия; применять знания о строении кишечнополостных для сохранения здоровья человека

§14

14

15-20.10

Обобщение тем «Тип Простейшие» и «Тип Кишечнополостные»

Уметь: применять полученные знания при выполнении практических заданий

Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (7 ч)

15

22-27.10

Тип Плоские черви. Белая планария (класс Ресничные черви Плоские черви»

Типы червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободно живущих плоских червей. Внешнее и внутреннее строение. Двусторонняя симметрия. Размножение. Регенерация -

Знать основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерация

§15

16

22-27.10

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. Меры защиты от заражения

Знать основные черты приспособленности паразитических плоских червей к жизни в других организмах. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности плоских паразитических червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных

§16

17

29-3.11

Класс Ленточные черви

Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. Меры защиты от заражения

Знать основные черты приспособленности паразитических плоских червей к жизни в других организмах. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности плоских паразитических червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных

§16

18

29-3.11

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

Круглые черви (нематоды, аскариды, острицы), их строение и жизнедеятельность. Значение для человека и животных

Знать основные признаки круглых червей, их приспособленность к жизни в других организмах. Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей и плоских червей; применять знания о строении и жизнедеятельности паразитических круглых червей для борьбы с ними и профилактики заражения

§17

19

12-17.11

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетин- ковые

Кольчатые черви. Много- щетинковые черви. Внешнее и внутреннее строение, жизнедеятельность, значение

Знать основные признаки кольчатых червей. Уметь: характеризовать особенности строения .

§18

20

12-17.11

Класс Мало- щетинковые   и черви   Лабораторная работа №2 « Изучение внешнего строения дождевого червя»Лабораторная работа№3 « Наблюдение за поведением дождевого червя -его передвижением, ответами на раздражение»

Дождевой червь. Внешний вид и внутреннее строение. Размножение и развитие, значение

Знать приспособления для жизни в почве. Уметь: обосновывать значение малощетинковых кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; выявлять черты сходства и различия в строении плоских, круглых и кольчатых червей

§19

21

19-24.11

Обобщение тем «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

Уметь: выявлять черты сходства и различия плоских, круглых и кольчатых червей; применять на практике полученные знания для решения практических задач

Тип Моллюски (4 ч)

22

19-24.11

Общая характеристика типа Моллюски  Лабораторная работа№4«Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев»

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и жизнедеятельности. Классификация моллюсков

Знать отличительные признаки типа Моллюски. Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности; характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания; обосновывать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека

§20

23

26-1.12

Класс Брюхоногие моллюски

Класс Брюхоногие моллюски, строение и жизнедеятельность, роль в природе и практическое значение

Знать отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека

§21

24

26-1.12

Класс Двустворчатые моллюски  

Класс Двустворчатые моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение. Роль в биогеоценозе и практическое значение

Знать отличительные признаки двустворчатых моллюсков.

Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; обосновывать значение двустворчатых моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека

§22

25

3-8.12

Класс Головоногие моллюски. Обобщающий урок по теме «Тип Моллюски» Лабораторная работа №5 «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков»

Класс Головоногие моллюски, особенности их строения, роль в биоценозе и практическое значение

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков в связи со средой их обитания

§23

Тип Членистоногие (8 ч)

26

3-8.12

Класс Ракообразные

Общая характеристика типа. Класс Ракообразные, общая характеристика класса, значение

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных к средам обитания; распознавать животных типа Членистоногие; сравнивать членистоногих с кольчатыми червями

§24

27

10-15.12

Класс Паукообразные

Класс Паукообразные, общая характеристика, строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Клещевой энцефалит, меры защиты от клещей

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Паукообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности паукообразных к средам обитания; объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека; называть особенности класса паукообразных

§25

28

10-15.12

Класс Насекомые. Внешнее строение Лабораторная работа№6 «Внешнее строение комнатной мухи»

Общая характеристика класса. Особенности строения насекомого. Типы ротового аппарата

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Насекомые.

Уметь: обосновывать черты приспособленности насекомых к средам обитания; описывать поведение насекомых; выявлять черты сходства и различия видов насекомых

§26

29

17-22.12

Класс Насекомые. Внутреннее строение

Системы внутренних органов насекомых

Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых; сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных

§26

30

17-22.12

Типы развития и многообразие насекомых

Типы развития насекомых с неполным превращением, с полным превращением. Биологический способ борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых

Знать характеристику основных отрядов насекомых. Уметь: характеризовать типы развития насекомых; называть отличительные черты представителей различных отрядов насекомых

§27

31

24-29.12

Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчеловодства, шелководства

Знать значение общественных насекомых в природе и в жизни человека. Уметь давать характеристику общественным насекомым, их отличительным чертам

§28

32

24-29.12

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты. Биологический способ борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых. Насекомые-вредители и насекомые - переносчики заболеваний человека

Знать: особенности насекомых-вредителей; меры борьбы с насекомыми- вредителями и с переносчиками заболеваний человека

§29

33

14-19.01

Обобщение тем  «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие»

Основные черты усложнения внешнего и внутреннего строения членистоногих по сравнению с кольчатыми червями

Уметь применять полученные знания при решении тестовых задач

Тип Хордовые (33 ч)

Подтип Бесчерепные (1 ч)

34

14-19.01

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные

Краткая характеристика типа Хордовые. Ланцетник - представитель бесчерепных. Значение

Знать: общие признаки хордовых животных; особенности строения и жизнедеятельности ланцетника; усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными. Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными

§30

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (7 ч).

35

21-26.01

Подтип Черепные.  Лабораторная

работа №7

«Изучение внешнего строения рыбы»

Общая характеристика подтипа

Знать: внешнее строение рыб; особенности строения представителей подтипа Безерепные, или Позвоночные;

§31

36

21-26.01

Надкласс Рыбы Лабораторная

работа №8

«Определение возраста рыбы по чешуе»

Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костистые рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы

особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Уметь давать систематическую характеристику надкласса Рыбы

§31

37

28-2.02

Внутреннее строение костистой рыбы Лабораторная

работа №9

«Изучение скелета рыбы»

Внутреннее строение кости

стой рыбы

Знать особенности обмена веществ рыб. Уметь: объяснять значение плавательного пузыря; делать выводы о чертах усложнения организации костных рыб по сравнению

с ланцетниками

§32

3837

28-2.02

Особенности размножения

Лабораторная

работа №10 «Наблюдение за живыми рыбами»

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы. Размножение и развитие рыб.

Знать: определение термина «нерест»; особенности размножения и развития рыб.

Уметь: объяснять миграции рыб; выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой

о потомстве у рыб

§33

39

4-9.02

Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и костные рыбы

Хрящевые рыбы:

акулы и скаты.

Многообразие

костистых рыб.

Осетровые рыбы.

Двоякодышащие,

кистепёрые рыбы.

Знать: черты приспособленности рыб к разным условиям и определённым

местам обитания; черты

сходства и различия

у представителей различных видов рыб.

Уметь: распознавать

и описывать рыб водоёмов

своей местности; сравнивать различные отряды

костистых рыб

§34

40

4-9.02

Промысловые

рыбы. Их рациональное

использование

и охрана.

Промысловое значение рыб.

Основные группы промысловых рыб. Акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство

Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и

рационального ведения рыбоводства; объяснять значение акклиматизации рыб

§35

41

11-16.02

Обобщение

знаний по теме

«Надкласс Рыбы

Знать: общие признаки надкласса рыбы; особенности строения и жизнедеятельности; усложнение строения в сравнении с беспозвоночными

Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)

42

11-16.02

Места обитания и внешнее строение земноводных Лабораторная работа 11

«Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах»

Общая характеристика класса. Внешнее строение лягушки

Знать общие черты класса

Земноводные; особенности

внешнего строения земно

водных и процессы их жизнедеятельности.

Уметь: объяснять приспособления земноводных

к жизни на суше; сравнивать скелет земноводных

и костистых рыб

§36

43

18-23.02

Строение

и функции систем внутренних органов

земноводных

Внутреннее строение лягушки и его особенности

Знать строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь: выявлять черты сходства и различия земно водных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных

§37

44

18-23.02

Годовой цикл

земноводных

Годовой цикл земноводных. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Вымершие земноводные

Знать годовые жизненные

циклы земноводных, их размножение и развитие. Уметь: делать выводы о происхождении земноводных; сравнивать размножение и развитие рыб и земно

водных

§38

45

25-2.03

Многообразие

земноводных

Многообразие

земноводных: хвостатые и бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Происхождение земноводных

Уметь: применять получен

ные знания для охраны земноводных; отличать хвостатых земноводных от бесхвостых

§39

46

25-2.03

Обобщение темы «Класс Земноводные»

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

47

4-9.03

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воз- душной среде

Знать особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Уметь: выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновывать черты сходства и различия прыткой ящерицы и гребенчатого тритона

§40

48

4-9.03

Лабораторная работа №12 «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки»

Уметь: выявлять черты сходства и различия Земноводных и Пресмыкающихся

§40

49

11-16.03

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

Особенности внутреннего строения, размножение и развитие

Уметь: выявлять черты сходства и различия у рептилий и амфибий; делать вывод о чертах усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными

§41

50

11-16.03

Многообразие пресмыкающихся

Змеи, ящерицы,

черепахи, крокодилы; особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся

Знать систематические группы рептилии.

Уметь: приводить примеры многообразия пресмыкающихся; характеризовать основные отряды; сравнивать змей и ящериц

§42

51

25-2.04

Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания

Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся; характеризовать роль пресмыкающихся в природе

§43

Класс Птицы (8 ч)

52

25-2.04

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц Лабораторная работа№13,14 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев»

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полёту. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися

Знать особенности внешнего строения птиц, указывающие на их родство с пресмыкающимися. Уметь называть черты приспособленности внешнего строения птиц к полёту

§44

53

1-6.04

Опорно- двигательная

система птиц Лабораторная работа№15 «Строение скелета птицы»

Строение скелета птицы в связи с приспособлением к полёту

Знать особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом. Уметь: находить взаимосвязь строения отделов скелета и их функций; черты сходства и различия скелета и мышц птиц и пресмыкающихся

§45

54

1-6.04

Внутреннее строение птиц

Особенности внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ

Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий; объяснять усложнение поведения птиц по сравнению с рептилиями

§46

55

8-13.04

Размножение

и развитие

птиц

Размножение и

развитие. Забота

о потомстве. Типы развития птенцов

Знать строение яйца и развитие зародыша птицы,

виды гнёзд птиц. Уметь: находить черты сходства и различия в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся; сравнивать птиц с разным типом развития птенцов

§47

56

8-13.04

Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Перелёты

Уметь видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц

§48

57

15-20.04

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц  

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Экологические группы птиц

Знать основные систематические и экологические группы птиц

§49

58

15-20.04

Значение и охрана птиц

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком

Знать о системах мероприятий по охране птиц. Уметь: описывать домашних птиц; делать выводы о происхождении птиц

§50

59

22-27.04

Обобщение темы «Класс Птицы»

Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

60

22-27.04

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих Лабораторная работа№16 «Изучение внешнего строения млекопитающего » 

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

Знать общие черты класса Млекопитающие; особенности внешнего строения. Уметь: выявлять черты сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих; описывать строение кожи

§51

61

29-4.05

Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа№17 « Изучение внутреннего строения млекопитающего» Лабораторная работа№18 «Изучение строения скелета млекопитающего»

Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-дви- гательной и нервной систем. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися

Знать особенности строения скелета и мускулатуры, нервной системы млекопитающих.

Уметь называть особенности строения опорно- двигательной системы Знать особенности строения скелета.

Уметь называть особенности строения опорно-двигательной системы

§52

62

29-4.05

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл Лабораторная работа№19 «Наблюдения за млекопитающими»

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и се зонные явления

Уметь характеризовать размножение и развитие млекопитающих, их годовой жизненный цикл, особенности заботы о потомстве

§53

63

6-11.05

Происхождение и многообразие млекопитающих

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Знать происхождение и многообразие млекопитающих, представителей первозверей и сумчатых. Уметь обосновывать биологические особенности первозверей и сумчатых

§54

64

6-11.05

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные

Знать основные отряды млекопитающих

§55

65

13-18.05

Отряды: Ластоногие, Кито образные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

Хищные. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Особенности строения

Уметь называть черты приспособленности представителей различных от

рядов к средам обитания

§56

66

13-18.05

Отряд Приматы

Признаки отряда Приматы. Общая характеристика отряда

Знать основных представителей отряда Приматы; биологические особенности представителей отряда Приматы.

Уметь выявлять черты сходства и различия человекообразных обезьян и человека

§57

67

20-25.05

Экологические группы млекопитающих

Основные экологические группы млекопитающих: лесные звери, звери открытых пространств, водоёмов, их побережий, почвенные млекопитающие

Знать основные экологические группы млекопитающих.

Уметь характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания

§58

68

20-25.05

Значение млекопитающих для человека

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Промысел и промысловые звери.

Знать основные виды домашних животных, определение понятий «порода», «промысел». Уметь отличать породы домашних животных друг от друга

§59

69

27-30.05

Обобщение темы «Класс Млекопитающие»

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Развитие животного мира (1 ч)

70

27-30

Доказательства эволюции животного мира.

Историческое

развитие животного мира, его

доказательства

Знать факторы эволюции,

основные этапы развития

животного мира.

Уметь приводить доказательства родства и усложнения организации высших

позвоночных животных по сравнению с низшими

Задание

 на лето






Предварительный просмотр:

Продолжение табл.

                         Пояснительная записка

Образовательная программа составлена   на основе программы 9 класс Основы общей биологии авторским коллективом  И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова

Программа рассчитана на  70 ч. в год (2 часа в неделю)

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года, в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях существования жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выявление закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих явлений и их роли в культуре человечества.

Содержание программы отражает современное состояние науки и ее вклад в решение глобальных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки- семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

Изучение биологии направлено на достижение

  1. cледующих целей:
  2. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  3. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  5. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  6. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                    Задачи раздела «Общая биология»

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и  индивидуальные образовательные                                                        маршруты учеников

  1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  1. продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы                                                              через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,

                    эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

                    особое внимание обратить на развитие у девятиклассников

                    моторной памяти, критического мышления,

                    продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  

                    закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

                         успешных личностей с положительной «Я - концепцией»,

                         продолжить нравственное воспитание учащихся и

                         развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в

                         обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса

В результате изучения биологии в курсе «Общая биология» ученик должен

Знать/понимать

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза,  развитие, размножение, наследственность, изменчивость, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, ;

- особенности жизни как формы существования материи;

-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

-фундаментальные понятия;

-о существовании эволюционной теории, клеточной теории, хромосомной теории наследственности, теории антропогенеза;

-основные группы живых организмов;

- роль живых организмов в природе и жизни человека;

- основные области применения биологических знаний в практике с/х, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

-основные положения учения Вернадского В.И.;

-вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Уметь  

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

-работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

-владеть языком предмета;

-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать под микроскопом и описывать биологические объекты.

Сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы);

процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение); делать выводы на основе этих сравнений.

 Определять принадлежность человека к определенным систематическим группам.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

Проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, а также использовать информационные технологии.  

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для: -оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде;                        -соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии;

-заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим;  соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек; рациональной организации труда и отдыха.

-владеть языком предмета;  

Наименование раздела

Лабораторные и

 практические работы

Количество часов

Введение в основы общей биологии

3

Основы учения о клетке

1/0

10

Размножение и развитие организмов

1/0

5

Основы наследственности

3/0

9

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

7

Учение об эволюции

1/0

11

8

Происхождение человека

5

9

Основы экологии

1/0

15

10

Обобщение

5

Итого

7/0

70

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Козлова, Т. А. Биология : 9 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  2. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  3. Пономарева, И. Н. Биология : 9 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. - М. : Вентана-Граф, 2010.
  4. Пономарева, И. Н. Основы общей биологии : 9 класс [Текст]: методическое пособие / И. П. Пономарева, Л. В. Симонова, В. С. Кучменко. -М.: Вентана-Граф, 2007.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата пров-я

Тема урока

Основные понятия

Обязательный минимум содержания образования

Д/З

Пр-я

Введение в основы общей биологии (3ч)

1

3-8.09

Биология -наука о живом мире

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов

Знать методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии

§1

2

3-8.09

Общие свойства живых организмов

Признаки живых организмов. Обмен веществ

Знать признаки живых организмов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы - открытые системы

§2

3

10-16.09

Многообразие форм живых организмов Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы

Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни. Уметь характеризовать царства живой природы

§3

Основы учения о клетке (10 ч)

4

10-16.09

Цитология -

наука о клетке.

Многообразие

Клеток Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клетки»

Клеточное строение

организмов как доказательство их

родства, единства живой природы. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь объяснять общность

происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов Уметь: характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот; сравнивать строение молекул ДНК и РНК

§4

5

17-22.09

Химический состав клетки 

Особенности химического состава живых организмов: микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, углеводы и липиды

Знать: признаки клетки как биологического объекта, ее химический состав; неорганические и органические вещества. Уметь: характеризовать значение микроэлементов; классифицировать углеводы по группам

§5

6

17-22.09

Органические вещества клетки

Особенности химического состава живых организмов.

Знать: основные продукты, богатые белками; мономеры белков и нуклеиновых кислот.

§6

7

24-29.09

Строение клетки 

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы - неклеточные формы жизни

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки; характеризовать функции основных органоидов клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза

§7

8

24-29.09

Основные органоиды клеток растений и животных

Клетки растений и животных. Основные органоиды, их функции в клетке

Знать основные органоиды растительной и животной клеток.

Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах

§8

9

1-6.10

Обмен веществ и энергии в клетке 

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции

§9

10

1-6.10

Биосинтез белков в живой клетке

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии ,этапы белкового синтеза.

Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции

§10

11

8-13.10

Биосинтез углеводов - фотосинтез

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза

§11

12

8-123.10

Обеспечение клетки энергией 

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания. Уметь: перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена -

§12

13

15-20.10

Обобщение темы «Основы учения о клетке»

Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, животных, бактерий. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов

Уметь применять полученные знания для решения практических задач



Размножение и развитие организмов (5ч)

14

15-20.10

Типы размножения организмов

Размножение. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение, его виды

Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения

§13

15

22-27.10

Деление клетки. митоз Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клеток прокариот. Клеточный цикл.

Знать сущность фаз митотического цыкла. Уметь объяснять биологический смысл митоза.

§14

16

22-27.10

Образование половых клеток. Мейоз

Половые клетки, их

особенности. Сущность мейоза: мейоз 1, мейоз 2. Оплодотворение

Знать сущность биологического процесса деления

клеток.

Уметь: характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости

§15

17

29-3.11

Индивидуальное развитие организма - онтогенез 

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Вредные

привычки, их влияние на состояние здоровья человека

Знать сущность процессов роста и развития организма. Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста

§16

18

29-3.11

Обобщение темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Основы наследственности (9ч)

19

12-17.11

Наука генетика. Из истории

развития генетики 

Генетика - наука

о закономерностях

наследственности

и изменчивости. Основные понятия генетики

Знать строение генов

и хромосом.

Уметь: объяснять роль

генетики, причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

§17,18

20

12-17.11

Генетические

Опыты Г. Менделя

Наследственность - свойство организмов. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «ге- терозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание». Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот

§19

21

19-24.11

Дигибридное скрещивание Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач»

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков (III закон Г. Менделя)

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм про

явления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания

§20

22

19-24.11

Сцепленное наследование и кроссинговер

Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, значение работ Т. Моргана для развития генетики,явление кроссингове- ра и его значение

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании

§21

23

26-1.12

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов

Взаимодействие генов и их множественное действие

Знать строение генов и хромосом, определение терминов.

Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия гена

§22

24

26-1.12

Наследование признаков,

Сцепленных с полом. Наследственные болезни человека 

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение

Знать определение термина «аутосомы».

Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи

§23

25

3-8.12

Наследственная изменчивость 

Изменчивость -свойство организмов. Формы изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости ,причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций;

различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций

§24

26

3-8.12

Другие типы изменчивости Лабораторная работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях» Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов

Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Причины возникновения модификационной изменчивости

Знать определение термина «изменчивость». Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификацинную изменчивость; описывать разные формы изменчивости организмов

§25,26

27

10-15.12

Обобщение темы «Основы наследственности и изменчивости»

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

28

10-15.12

Генетические основы селекции организмов

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов

§27

29

17-22.12

Особенности селекции растений

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов

Знать определения понятий «порода», «сорт». Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений

§28,29

30

17-22.12

Особенности селекции животных

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород.

Уметь распознавать и описывать домашних животных

§30

31

24-29.12

Основные направления селекции микроорганизмов

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия, генная инженерия и их роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии

Знать определения понятий «биотехнология», «штамм».

Уметь: приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности

§31

Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

32

24-29.12

Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле 

Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина

Знать этапы развития жизни.

Уметь высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни

§32,33

33

14-19.01

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Эволюция от анаэробного к аэроб

ному способу дыхания, от прокариот

к эукариотам. Фотосинтез. Круговорот элементов

в природе

Знать определения основных понятий.

Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез образования эукариотической клетки

§34

34

14-19.01

Этапы развития жизни на Земле

Эволюция от анаэробного к аэроб

ному способу дыхания, от прокариот

к эукариотам. Фотосинтез. Круговорот элементов

в природе

Знать определения основных понятий.

Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать

начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез

образования эукариотической клетки

§35

35

21-26.01

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

Основные приспособительные черты

наземных растений.

Эволюция наземных растений. Освоение суши животными.

Многообразие организмов - результат

эволюции. Основ ные черты приспособленности животных к наземному образу жизни

Уметь: выявлять приспособления организмов

к среде обитания; распознавать наиболее распространённые растения и животных своей местности; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания

§35

Учение об эволюции (11ч)

36

21-26.01

Идея развития органического мира в истории биологии

Учение об эволюции органического

мирз. Положения

учения Ч. Дарвина

Уметь: описывать предпосылки учения Ч. Дарвина; объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений; раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт»; различать эволюционные взгляды Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ла- марка

§36

37

28-2.02

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции » 

Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Основные положения теории Ч. Дарвина

Знать сущность биологического процесса эволюции.

Уметь: характеризовать сущность: искусственного отбора, борьбы за существование, естественного отбора; называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

§37

38

28-2.02

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде 

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность к среде обитания. Основные типы приспособленности организмов к окружающей среде

Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; раскрывать относительный характер приспособлений; выявлять приспособления организмов к среде обитания; называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде

§37

39

4-9.02

Современные представления об эволюции органического мира

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; знать сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

§38

40

4-9.02

Вид, его структура и особенности 

Вид. Признаки вида (критерии). Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции

Знать признаки вида и популяции.

Уметь: называть критерии вида; отличать понятия «вид» и «популяция»; доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

§39

41

11-16.02

Процесс образования видов - видообразование Экскурсия Борьба за существование в природе.

Процесс образования новых видов в природе - видообразование. Видообразование как результат эволюции -

Уметь: характеризовать сущность биологического процесса видообразования; описывать сущность и этапы географического и эко

логического видообразования; доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни -

§40

42

11-16.02

Понятия микроэволюции и макроэволюции

Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов эволюции (мак- ро- и микроэволюции)

§41

43

18-23.02

Основные на

правления эволюции

Основные направления Эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Микроэволюция. Макроэволюция

Знать сущность процессаэволюции, его направлении закономерности. Уметь: называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, примеры проявления направлении эволюции; различать понятия «микроэволюция» и «макроэволюция»

§42

44

18-23.02

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов Лабораторная работа №6  «Приспособленность организмов к среде обитания»

Последствия деятельности человека

в экосистемах, со

хранение биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия деятельности человека в экосистемах;

§43

45

25-2.03

Обобщение темы «Учение об эволюции»

Учение об эволюции органического мира, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

Уметь: применять полученные знания при решении практических задач

Происхождение человека (5ч)

46

25-2.03

Место и особенности человека в системе органического мира

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Антропология. Антропогенез

Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с животными; обосновывать принадлежность биологического объекта Человек разумный к определённой систематической группе;

§44

47

4-9.03

Доказательства эволюционного происхождения человека

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными

Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими

§45

48

4-9.03

Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней

Знать признаки биологического объекта Человек разумный: особенности жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими; характеризовать стадии развития человека

§46

49

11-16.03

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человеческие расы ,их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид

Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к определенной систематической группе; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека; доказывать единство человеческих рас

§47,48

50

11-16.03

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Обобщение темы  «Происхождение человека. Антропогенез»

Роль человека в биосфере. Человек и окружающая среда. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; обосновывать необходимость защиты окружающей среды

§49

Основы экологии (15ч)

51

18-23.03

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы

Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов

§50

52

18-23.03

Закономерности действия факторов среды на организмы 

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме

§51

53

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

Приспособления организмов к различным экологическим факторам

Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания

§52

54

1-6.04

Биотические связи в природе 

Типы взаимодействия между разными видами. Пищевые связи в экосистеме

Уметь: выявлять межвидовые взаимодействия в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

§53

55

8-13.04

Популяции как форма существования видов в природе

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структуры

Знать признаки биологического объекта - популяции.

Уметь: характеризовать процессы, происходящие в популяции

§54

56

8-13.04

Функционирование популяции и динамика её численности в природе

Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, плотность

Знать признаки биологического объекта - популяции.

Уметь характеризовать процессы, происходящие в популяции

§55

57

15-20.04

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе 

Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы. Понятие о биоценозе. Потребитель, производитель, разрушитель

Знать: признаки экосистемы; определение понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Уметь: сравнивать экосистему и биоценоз; называть признаки и свойства экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных сообществ; характеризовать роль производителей, потребителей,

§56

58

15-20.04

Понятие о биоценозе и экосистеме

Экосистема. Биогеоценоз. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах

Уметь: выявлять типы взаимодействия между разными видами в экосистеме; описывать круговороты углерода, фосфора,

азота; составлять схемы

пищевых цепей

§57

59

22-27.04

Развитие и

смена биогеоценозов

Развитие и смена

биогеоценозов.

Агроэкосистемы. Особенности агро- экосистем

Знать: определение понятия «сукцессия»; признаки

экосистем и агроэкосистем. Уметь: сравнивать экосистемы и агроэкосистемы; называть факторы сукцессий; описывать сущность и причины сукцессий; различать первичную и вторичную сукцессию

§58

60

22-27.04

Изучение и описание экосистем своей местности Лабораторная работа №7  «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места»

Состояние экосистем своей местности

Уметь: изучать процессы, происходящие в экосистемах; характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса); объяснять взаимосвязи организмов и окружающей

§58

61

29-4.05

Основные законы устойчивости живой природы Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере

Знать: определение понятия «биосфера», признаки биосферы.

Уметь: объяснять роль биологического разнообразия в устойчивости биосферы; характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы

§59

62

6-11.05

Рациональное использование природы и её охрана 

Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах

Уметь: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

§60

63

6-11.05

Глобальные

экологические

проблемы 

Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление

Знать глобальные экологические проблемы. Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах; предлагать пути решения данных проблем

64

Экскурсия «Парк как пример искусственного биогеоценоза»

65

Экскурсия «Лес и водоем как природные экосистемы»

Обобщение (5ч)

66

13-18.05

Становление современной теории эволюции

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. Современная теория эволюции

Уметь объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи

Зап. в тетр.

67

13-18.05

Клетка - структурная и функциональная единица живого

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Уметь: описывать химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы, протекающие в клетке; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур

Зап. в тетр.

68

20-25.05

Закономерности наследственности и изменчивости

Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики

Знать: формулировки законов Г. Менделя; формы изменчивости.

Зап. в тетр.

69

20-25.05

Итоговая

повторение

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, с обязательным минимумом содержания образования согласно Примерной

70

Взаимодействие организма и среды обитания

Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек

Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах; анализировать видовой состав в биоценозах;


        f

Г V -


 


Г '

/Г-

4.. тш /

Jb-

V>v-.> —

г

/

•Ч..

        t

V». • —