Адаптация в юношеском возрасте (лекция)

Алла Петровна Кущенко

лекционный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лекция115 КБ

Предварительный просмотр:

Кущенко Алла Петровна

2012

Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология»

Контингент обучающихся: 1 курс факультета технологии и предпринимательства

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА: «АДАПТАЦИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Тип учебного занятия: лекция

Методическая цель: сформировать психофизиологическое понятие о характеристике, особенностях и механизмах адаптации в юношеском возрасте; развивать способности систематизировать, обобщать изучаемый материал и делать основные записи.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.

План

  1. Характеристика юношеского возраста
  1. Определение юношеского возраста в периодизации
  2. Психологическая характеристика возраста
  3. Ведущая деятельность
  4. Теории юношеского возраста
  5. Анатомо-физиологическая характеристика юношеского возраста
  1. Адаптация студентов к образовательной среде вуза
  2. Дезадаптация и истощение резервов организма
  3. Определение эффективности адаптационных процессов
  4. Методы увеличения эффективности адаптации

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, МОТИВАЦИЯ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАН РАБОТЫ
  2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ЛЕКЦИЯ)

Характеристика юношеского возраста

Определение юношеского возраста в периодизации

Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом - и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет.

В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Психологическая характеристика возраста

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, грубости.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения.

Задаетесь ли вы вопросами: «Для чего я живу? Как я живу? Как быть? Каким быть?» (да)

В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Теории юношеского возраста

1. Психоанализ. Сильное влияние на теоретические проблемы юности оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) - не создал систематической концепции юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.

2. Неофрейдизм. Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902 - 1982). Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.

Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже. Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества - воспитатели, родители - связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи. Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

3. Альтернативные теории. Альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д. Но в известном смысле все они взаимодополнительны.

4. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Согласно этой теории развития высших психических функций, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. Здесь возникает два вопроса: 1) какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и 2) какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста?

Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития». Идеи Л.С. Выготского оказали сильное влияние, как на общую, так и на возрастную психологию (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.Б. Эльконин). Но практически реализовать многие из них советским психологам не удалось.

Анатомо-физиологическая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста. Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, заканчивается половое созревание, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность.

В период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых. Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной нервной системы (вспомните, что такое ВНС, из каких компонентов она состоит, что регулирует?)

Каковы особенности ЧСС в различные возрастные периоды? (у плода, новорожденных, взрослого человека)

К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.

У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.

Проблема адаптации студентов в процессе обучения в вузе

Юношеский возраст по времени совпадает с таким переломным этапом жизни как окончание школы и начало обучения в вузе. Процесс адаптации к обучению в вузе – явление весьма сложное, многогранное. Начало учёбы в высшем учебном заведении знаменует новый этап в профессиональном развитии личности. Переход от общего образования к профессиональному предполагает целый ряд внутренних и поведенческих перестроек.

За период обучения в вузе студенты подвергаются воздействию ряда факторов. Назовите некоторые из них?

Неспецифические факторы - климатогеографические, экологические.

Специфические факторы - возрастные, физиологические и психологические особенности, эмоциональные перегрузки, малоподвижный образ жизни, сказывающиеся на их здоровье.

Период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы ВУЗа. На 2 курсе зарегистрирован пик подъема. На 3 курсе у студентов возникает новая мотивация. Они приступают к изучению специальных дисциплин, требующих усвоения большого объема новой специальной информации. Считается, что процесс адаптации завершается, как правило, к концу 3 курса.

Давайте вспомним, какие стадии выделяют в общем адаптационном синдроме?

(стадия тревоги (напряжения), резистентности и истощения)

  1. Стадия тревоги, или стадия напряжения:
  1. усиленный выброс адреналина в кровь, обеспечивающего мобилизацию углеводных и жировых ресурсов для энергетических целей и активирующего деятельность клеток инсулярного аппарата с последующим повышением содержания инсулина в крови;
  2. повышенное выделение в кровь секреторных продуктов кортикальными клетками, приводящее к истощению в них запасов аскорбиновой кислоты, жиров и холестерина;
  3. понижение деятельности щитовидной и половых желез;
  4. усиление каталитических процессов в тканях, приводящее к снижению веса тела, подавление анаболических процессов, главным образом снижение образования РНК и белковых веществ.
  1. Стадия резистентности:
  1. накопление в корковом слое надпочечников предшественников стероидных гормонов (липоидов, холестерина, аскорбиновой кислоты) и усиленное секретирование гормональных продуктов в кровяное русло;
  2. активизация синтетических процессов в тканях с последующим восстановлением нормального веса тела и отдельных его органов;
  3. снижение инсулина в крови, обеспечивающее усиление метаболических эффектов кортикостероидов.
  1. Стадия истощения – в этой стадии преобладают главным образом явления повреждения, явления распада.

Во время стадии тревоги неспецифическая сопротивляемость организма повышается, при этом он делается более устойчивым к различным воздействиям. С переходом в стадию резистентности неспецифическая сопротивляемость уменьшается, но возрастает устойчивость организма к тому фактору, которым был вызван стресс.

Качественная учёба в высшем учебном заведении сопровождается постоянным умственным и психоэмоциональным напряжением, нарушением режима труда, отдыха, питания, которые часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Оптимизация здоровья тесно связана с процессом адаптации, который носит фазовый характер.

Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к успешной адаптации и увеличению резистентности (устойчивости) организма или к нарушению систем адаптации, последнее ведет к переутомлению и нарушению здоровья. Наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма является сердечно-сосудистая система.

Важнейшая роль в сложной иерархии систем, осуществляющих регуляцию функций организма в ходе приспособительной деятельности, принадлежит вегетативной нервной системе. Фоновую активность ее структур отражает вегетативный тонус, являющийся также одной из конституциональных характеристик. Студенты с различным вегетативным тонусом по-разному адаптируются к режиму учебной деятельности. Наибольшие трудности испытывают выраженные «ваготоники» и «симпатотоники». У «ваготоников» адекватную мобилизацию физиологических ресурсов в процессе адаптации затрудняет сниженный уровень активности эрготропных структур, а у большинства «симпатотоников» происходит истощение функциональных возможностей организма из-за исходно высокого уровня напряжения адаптационных механизмов. Наличие таких крайних типов регуляции может выступать своеобразным фактором риска развития вегетативных дисфункций и различных заболеваний.

Функциональные изменения вегетативной нервной системы и соответственно системы кровообращения у студентов имеют фазный характер с нарастанием напряжения механизмов адаптации в первом периоде обучения и с последующей нормализацией на старших курсах. Это свидетельствует об имеющемся неблагоприятном влиянии на организм студентов учебных факторов.

Экзаменационный период является критическим и сложным фактором адаптации студентов. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности – сдаст студент экзамен или нет.

Выявлена зависимость механизмов вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы от успеваемости студентов. У лиц с низкой успеваемостью отмечается более высокая централизация управления сердечным ритмом. Отмечено снижение вариабельности сердечного ритма у студентов в процессе обучения (Спицын, 2006). У хорошо успевающих студентов сердечно-сосудистая система обнаруживает значительно меньшие сдвиги, чем у плохо успевающих (Волкинд, 1982).

Дезадаптация и истощение резервов организма

В процессе адаптации при очень сильном или длительном воздействии неблагоприятных факторов среды либо при слабости адаптационных механизмов в организме возникает дезадаптация (нарушение или срыв адаптации) и могут развиться патологические состояния – болезни адаптации.

Начальный этап пограничной зоны между здоровьем и патологией – это состояние функционального напряжения механизмов адаптации. Наиболее характерным его признаком является высокий уровень функционирования, который обеспечивается за счет интенсивного или длительного напряжения регуляторных систем. Из-за этого существует постоянная опасность развития явлений недостаточности.

Более поздний этап пограничной зоны – состояние неудовлетворительной адаптации. Для него характерно уменьшение уровня функционирования биосистемы, рассогласование отдельных ее элементов, развитие утомления и переутомления. Состояние неудовлетворительной адаптации является активным приспособительным процессом. Организм пытается приспособиться к чрезмерным для него условиям существования путем изменения функциональной активности отдельных систем и соответствующим напряжением регуляторных механизмов (увеличение «платы» за адаптацию). Однако вследствие развития недостаточности нарушения распространяются на энергетические и метаболические процессы, и оптимальный режим функционирования не может быть обеспечен.

Состояние срыва адаптации (полома адаптационных механизмов) может проявляться в двух формах: предболезни и болезни. Предболезнь характеризуется проявлением начальных признаков заболеваний. Это состояние содержит информацию о локализации вероятных патологических изменений. Данная стадия обратима, поскольку наблюдаемые отклонения носят функциональный характер и не сопровождаются существенной анатомо-морфологической перестройкой. Ведущим признаком болезни является ограничение приспособительных возможностей организма. Недостаточность общих адаптационных механизмов при болезни дополняется развитием патологических синдромов. Последние связаны с анатомо-морфологическими изменениями, что свидетельствует о возникновении очагов локального изнашивания структур. Несмотря на конкретную анатомо-морфологическую локализацию, болезнь остается реакцией целостного организма. Она сопровождается включением компенсаторных реакций, представляющих физиологическую меру защиты организма против болезни.

Определение эффективности адаптационных процессов

С целью определения эффективности адаптационных процессов биокибернетиками были разработаны определенные критерии и методы диагностики функциональных состояний организма.

Р.М. Баевским (1981) предложено учитывать пять основных критериев:

1. Уровень функционирования физиологических систем.

2. Степень напряжения регуляторных механизмов.

3. Функциональный резерв.

4. Степень компенсации.

5. Уравновешенность элементов функциональной системы.

Методы диагностики функциональных состояний направлены на оценку каждого из перечисленных критериев.

1. Уровень функционирования отдельных физиологических систем определяется традиционными физиологическими методами.

2. Степень напряжения регуляторных механизмов исследуется: косвенно методами математического анализа ритма сердца, путем изучения минерало-секреторной функции слюнных желез и суточной периодики физиологических функций.

3. Для оценки функционального резерва наряду с известными функционально-нагрузочными пробами изучают «цену адаптации», которая тем ниже, чем выше функциональный резерв.

4. Степень компенсации можно определить по соотношению специфических и неспецифических компонентов стрессорной реакции.

5. Для оценки уравновешенности элементов функциональной системы важное значение имеют такие математические методы, как корреляционный и регрессионный анализ, моделирование методами пространства состояний, системный подход.

В настоящее время разрабатываются измерительно-вычислительные комплексы, позволяющие осуществлять динамический контроль за функциональным состоянием организма и прогнозирование его адаптационных возможностей.

Методы увеличения эффективности адаптации

Они могут быть неспецифическими и специфическими.

Неспецифические методы увеличения эффективности адаптации: активный отдых, закаливание, оптимальные (средние) физические нагрузки, адаптогены и терапевтические дозировки разнообразных курортных факторов, которые способны повысить неспецифическую резистентность, нормализовать деятельность основных систем организма и тем самым увеличить продолжительность жизни.

Адаптогены – это средства, осуществляющие фармакологическую регуляцию адаптивных процессов организма, в результате чего активизируются функции органов и систем, стимулируются защитные силы организма, повышается сопротивляемость к

неблагоприятным внешним факторам.

Источниками природных адаптогенов являются наземные и водные растения, животные и микроорганизмы. К наиболее важным адаптогенам растительного происхождения относятся женьшень, элеутерококк, лимонник китайский, аралия маньчжурская, заманиха и др. Большой интерес представляют различные виды шиповника. Помимо обильного содержания витамина С, в нем находятся каротин, Р-активные продукты, фолиевая кислота и другие биологически активные вещества.

Специфические методы увеличения эффективности адаптации - эти методы основаны на повышении резистентности организма к какому-либо определенному фактору среды: холоду, высокой температуре, гипоксии и т. п.

Таким образом, вследствие адаптационных превращений, происходящих на разных уровнях биологической организации, в организме формируется состояние повышенной сопротивляемости к различным неблагоприятным воздействиям.