программа кружка по биологии в 10 классе "Молекулярная генетика"

Карпова Вера Михайловна

Данная программа является дополнительным компонентом преподавания курса биология в 10 классе, так как молекулярная биология и генетика являются наиболее сложными разделами для учащихся. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что позволит не только расширить кругозор учащегося, но и восполнить недостаток знаний школьного 1 часового курса биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю                                        Согласовано                                            Рассмотрено

Директор гимназии                          заместитель директора                           на заседании

                                                            по воспитательной работе                     пед. Совета

__________/А.И.Артеков/               ___________/Н.Ю.Володина/                протокол №___

«_____» ________2012 г.                «_____» __________2012 г.               «____»______2012г.

Дополнительная

образовательная

программа

«Молекулярная  генетика»

         

                                                                         Разработана  

                                                            для  учащихся  10Б класса

 

                                                           Автор:    Карпова В.М.,

                                                           учитель биологии и химии

                                                           МБОУ «Киреевская гимназия»

                                                           Год разработки программы: 2012

МБОУ «Киреевская гимназия»

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

               Данная программа является дополнительным компонентом преподавания курса биологии в 10 классе. Молекулярная биология и генетика - наиболее сложные разделы биологии. Программа рассчитана на  

2 часа в неделю (всего 68 часов), это позволит не только расширить кругозор учащихся, но и восполнить недостаток знаний школьного 1 часового курса биологии.

Генетика и молекулярная биология имеет довольно большое практическое направление. Такие технологии достижения как трансгенез, расшифровка генома человека, клонирование животных, стволовые клетки, лечение и предупреждение ряда заболеваний как наследственных, так и ненаследственных, являясь жизненно важными, затрагивают интересы практически любого человека. Темы  «Молекулярная биология» и  «Генетика» - наиболее интересные, но и довольно сложные, т.к. связаны с решением задач, а значит с умением логически мыслить и рассуждать.

Данный кружок поможет учащимся активизировать умственную деятельность, развить интерес к изучению предмета биологии, сформировать и закрепить навыки самообразования, а также полученные знания будут способствовать выбору индивидуальных образовательных программ для исследовательских работ, профориентации, так как биология является теоретической основой для медицины, агрономии, экологии, селекции, биотехнологии и других сфер человеческой деятельности.

Цель программы:

Развить интерес к практической биологии у учащихся 10 класса.

Задачи:

  • расширение знаний учащихся по темам: «Молекулярная биология» и  «Генетика» через изучение молекулярных механизмов фундаментальных генетических процессов клетки
  • обучение решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны  

знать:

  • Об особенностях жизни как формы существования материи;
  • Фундаментальные понятия по биологии;
  • Сущность процессов обмена веществ;
  • Сущность процессов наследственности и изменчивости;
  • Об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, и медицине;
  • Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

уметь:

  • Решать задачи по молекулярной биологии;
  • Решать задачи по генетике;
  • Составлять родословные семьи;
  • Работать с учебной и научно-популярной литературой.

Учебно-тематический план занятий

кружка «Молекулярная генетика»

не 2012 – 2013 учебный год


№ n/n


Содержание программы

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме


Дата

I.


1.

2-5.



6-8.


9-10.



11-12.


13-14.


15-16.

Молекулярные механизмы генетических процессов клетки.

Введение в молекулярную биологию.

Метаболизм ДНК: репликация и репарация. Мобильные генетические элементы.

Транскрипция. Трансляция. Решение задач.

Археи: третий домен живого мира.

Роль митохондрий в жизнедеятельности организмов.

Молекулярные механизмы действия ядов.

Вирусы: жизненный цикл и ответ организма на заражение.

Патогенные бактерии и антибиотики.

16



1

4



3


2



2


2


2

II.


17-19.

20-25.


26-27.


28-30.


31-32.

33-34.

35-36.

Основы общей и молекулярной генетики.

Хромосомная теория наследственности. Изменчивость наследственного материала. Решение задач.

Современные методы молекулярной генетики.

Биотехнологии манипуляции с генами. Генная инженерия.

Кроссинговер.

Структура и организация генома.

Генетика определения пола.

20



3

6


2


3


2

2

2

III.

37-39.

40-42.

43-48.


49-50.

51-54.

55-56.


57-58.

59-62.

Генетика человека.

Цитогенетика человека.

Популяционная генетика.

Характер наследования признаков у человека. Решение задач.

Генетические основы здоровья. Генетические болезни.

Начала иммунологии, вирус иммунодефицита человека.

Рак и бессмертие.

Родословная семьи.


  Резерв – 6 часов.

26


3

3

6


2

4

2


2

4

Список литературы:

  1. О.В.Гончаров «Генетика»,  Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2008 г.
  2. В.В.Иванищев «Руководство к лабораторным-практическим занятиям по генетике», Тула, Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010 г.
  3. В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер «Сборник задач по генетике с решениями», Саратов, Издательство «Лицей», 1998 г.
  4. Б.Х.Соколовская «120 задач по генетике», Москва, Центр развития социально-педагогических инициатив, 1992 г.
  5. С.И.Колесников «Биология: пособие – репетитор», Издательский

     центр МарТ», Москва, 2005г.

6.  Ресурсы Интернета.