урок биологии, 5 класс "Разнообразие клеток многоклеточных организмов"

Нестерова Ирина Александровна

Презентация к уроку биологии в 5 классе. По программе И.Н.Пономаревой. 

На уроке предусмотрена лабораторная работа, с использованием микроскопа и готовых микропрепаратов тканей растений и животных. Данная презентация дополняет лабораторную работу, позволяя учителю наглядно показать ученикам ожидаемый результат, контролировать процесс работы с микропрепаратами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_kletok.pptx666.9 КБ
Файл konspekt_uroka.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нестерова И. А. ГБОУ СОШ № 258 Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Слайд 2

Одноклеточные организмы Эвглена Зеленая Инфузория Туфелька

Слайд 3

Устройство микроскопа 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 4

Лабораторная работа. Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Цель работы : рассмотреть строение клеток многоклеточных организмов. Оборудование : микроскоп, микропрепараты . Ход работы :

Слайд 5

Название клеток Строение клеток (рисунок) Функция клеток Клетки кожицы лука. Клетки листа камелии . Мышечные клетки животных. Нервные клетки.

Слайд 6

Клетки кожицы лука

Слайд 7

Клетки листа камелии

Слайд 8

Мышечные клетки животных

Слайд 9

Нервные клетки

Слайд 10

Выводы: Многоклеточные организмы состоят из большого числа клеток, отличающихся по своему строению. Строение клетки зависит от выполняемой функции.



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 258
с углубленным изучением физики и химии

Нестерова И.А.

учитель биологии и химии

Урок природоведения.

5 класс.

Тема: Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Цель: Ознакомить учащихся с многообразием клеток, входящих в состав многоклеточных организмов животных и растений.

Задачи:

1. Сформировать представление о многоклеточных организмах, о многообразии клеток, входящих в их состав; сделать вывод о взаимосвязи строения клетки  с выполняемой ею функцией.

2. Развивать представления о клеточном строении организмов; развивать умения проводить лабораторную работу, работать с микроскопом, характеризовать наблюдаемые объекты, делать выводы

3. Воспитание  научного мировоззрения, интереса к предмету.

Материалы и оборудование: 

учебник «Природоведение. 5 класс» Т.С.Сухова, В.И.Строганов; микроскопы, микропрепараты тканей многоклеточных организмов, ТСО (компьютер, интерактивная доска, проектор), презентация к уроку.

План урока.

1. Повторение изученного материала.

2. Изучение нового материала.

Лабораторная работа.

3. Закрепление и обобщение материала.

4. Домашнее задание.


Конспект  урока.

действия учителя

действия ученика

оборудование

1. Повторение изученного материала.

Опрос с элементами беседы.

На уроках природоведения мы познакомились с множеством живых организмов. Огромный слон и микроскопическая бактерия, высокая сосна и ромашка.

- Что объединяет эти организмы?

 Какое строение они все имеют?

- Что такое клетка?

- Может ли живой организм состоять только из одной клетки?

-  Приведите примеры одноклеточных организмов.

- Какое оборудование применяется для изучения клеточного строения организмов?

- Давайте вспомним, как устроен микроскоп, значение его частей.

- Какие правила необходимо соблюдать при работе с микроскопом?

- Клеточное строение.

- Это единица строения и функционирования организма.

- Да, такое строение имеют одноклеточные организмы.

- Бактерии, дрожжевые грибы, одноклеточные водоросли …

- Микроскоп.

Используя рисунок компьютерной презентации, называют части микроскопа и их значение.

Называют правила техники безопасности при работе с микроскопом.

ТСО,

учебник,

компьютерная презентация.

2. Изучение нового материала.

Лабораторная работа, беседа.

- Сегодня мы убедимся, что клеточное строение имеют и более сложные многоклеточные организмы.

В тетрадях отметим число, тему урока:
«Лабораторная работа.
Изучение клеточного строения многоклеточных организмов»

- Сформулируйте цель нашей работы.

- Какое оборудование необходимо нам для этого?

Ход работы и ее результаты мы будем оформлять в виде таблицы. См. стр. 159 учебника.

Приведите микроскоп в рабочее положение, настройте освещение.

Микропрепараты, которые мы сегодня рассмотрим:

1) клетки кожицы лука,

2) клетки листа камелии,

3) мышечные клетки животных,

4)  нервные клетки животных

- Чем отличаются клетки разных организмов друг от друга?

- Какое значение имеет прозрачность клеток кожицы лука?

-  Почему клетки листа камелии имеют зеленую окраску?

Каково значение хлорофилла?

- Опишите основные особенности мышечных клеток и нервных клеток.

Работа в тетрадях.

- Рассмотреть строение клеток многоклеточных организмов.

- Микроскоп и микропрепараты.

Выполнение лабораторной работы. Работа с микроскопом.

Выполняют л/р.

Заполняют таблицу в тетради. Графа «функции клеток» заполняется совместно с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

ТСО,

учебник,

компьютерная презентация,

микроскоп,

микропрепараты.

3. Обобщение и закрепление материала.

Беседа.

В конце лабораторной работы мы всегда делаем выводы.

- Что вы можете сказать о строении клеток разных многоклеточных организмов.

- Какое значение имеет такое разнообразие клеток?

- В чем принципиальное отличие функционирования этих клеток от клетки одноклеточных организмов?

Давайте вместе сформулируем главные выводы нашей работы.

- Клетки отличаются размерами, формой, окраской.

- Клетки выполняют разные функции.

- Клетка одноклеточных организмов выполняет все функции, характерные для целого организма.

- Многоклеточные организмы состоят из большого числа клеток, отличающихся по строению.

- Строение клетки зависит от выполняемой ею функции.

4. Домашнее задание.

Несколько уроков мы посвятили изучению клеток. Мы владеем уже достаточной информацией о них.

Подумайте над вопросом – Что такое клетка?

И дома, в рабочих тетрадях, напишите небольшой рассказ об этом  объекте изучения.

Записывают д/з в дневник.


Межпредметные связи.

Данный урок позволяет сформировать первоначальные представления о клеточном строении живых организмов, их многообразии. Это является важной основой для дальнейшего изучения данной темы в курсе биологии. А также позволяет сформировать интерес к предмету биологии.

Использованная литература.

1. учебник «Природоведение. 5 класс» Т.С.Сухова, В.И.Строганов

Москва, «Вентана-Граф», 2008

2. «Природоведение. Биология. Экология.  Программы».
Москва, «Вентана-Граф», 2009

3. «Природоведение. Методика для учителя». Т.С.Сухова

Москва, «Вентана-Граф», 2008

4. Представленные фотографии скопированы с интернет-ресурсов.