Лекция по теме: "Административные методы управления природопользованием"

Бегишева Альфия Альбертовна

Административные методы управления

План:

1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

2. Комплексные экологические нормативы.

3. Лицензирование в области природопользования.

4. Экологическая сертификация.

5. ОВОС и экологическая экспертиза проектов.

6. Экологический контроль деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

7. Роль экологического аудита в современной системе управления природопользованием и охраной окружающей среды

8. Информационное обеспечение природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_prirodopolzovaniiem._pravovaya_zashchita.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Административные методы управления

План:

1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

2. Комплексные экологические нормативы.

3. Лицензирование в области природопользования.

4. Экологическая сертификация.

5. ОВОС и экологическая экспертиза проектов.

6. Экологический контроль деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

7. Роль экологического аудита в современной системе управления природопользованием и охраной окружающей среды

8. Информационное обеспечение природоохранной деятельности.

1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

За нарушение экологического законодательства в РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

  1. уголовно-правовая; уголовно-правовая ответственность наступает в случае совершения лицом такого правоохранительного нарушения, которое квалифицируется уголовным законодательством как преступление. Субъектом преступления могут быть как граждане, так и должностные лица;
  2. административно-правовая ответственность; сущность административно-правовой ответственности заключается в том, что лица, виновные в нарушении законодательных требований по охране окружающей среды, т.е. совершившие административный проступок, подвергаются мерам административного принуждения. Субъектом административно-правовой ответственности за нарушение природоохранного законодательства могут быть как граждане, так и должностные лица, не выполняющие или недобросовестно выполняющие свои обязанности по охране окружающей среды.

Административные санкции за нарушение природоохранного законодательства подразделяются на виды:

  • общественное порицание и предупреждение;
  • штраф;
  • приостановление или полное прекращение производственно-хозяйственной деятельности;
  • возложение обязанности устранить причиненный вред;
  • изъятие запрещенных орудий лова;
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности;
  • внесение представлений об отстранении должностных лиц.
  • имущественная ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, которая осуществляется путем взыскания ущерба, причиненного окружающей природной среде или ее отдельным объектам.

Современное экологическое законодательство РФ не лишено недостатков, и необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы. Приоритетными направлениями ее дальнейшего развития являются:

  • устранение декларативности и закрепление действенных механизмов регулирования охраны природы и природопользования;
  • устранение противоречий между отдельными природоресурсными и природоохранными правовыми актами;
  • обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности;
  • обеспечение соответствия законодательства РФ в области охраны окружающей среды нормам международного права в рамках обязательств России по международным договорам;
  • развитие судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды и др.

Рассмотрим подробнее административно-контрольные инструменты экологической политики, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических, так и физических лиц посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех стандартов, которые должны соблюдаться.

2. Комплексные экологические нормативы

При строительстве промышленных объектов, развитии населенных пунктов, ведении сельскохозяйственной деятельности проектировщики и местные органы управления должны учитывать особенности той или иной территории, ее ассимиляционный потенциал, т.е. способность принимать некоторое количество загрязнителей без изменения качественного состояния. Каждый тип территорий характеризуется определенной емкостью природной среды. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие экологических систем, необходимо определять, исходя из емкости среды, предельно допустимые нагрузки на окружающую среду.

ПДН – это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.

Различают отраслевые и региональные нормы ПДН. Отраслевые ПДН регламентируют воздействие на определенные виды природных ресурсов, например, предельное число домашнего скота, приходящегося на единицу пастбищных угодий, предельное количество туристов, посещающих одновременно ту или иную особо охраняемую территорию, и др.

Региональные ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной и рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, разработаны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, сбросы вредных веществ  и др. видов воздействий. В настоящее время специалистами института экологической токсикологии им. А.А. Бейма (г.Байкальск) разрабатываются экологические нормативы, принципиально отличающиеся от рассмотренных выше. Экологически допустимые концентрации (ЭДК) – это концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие механизмы саморегуляции экологических систем. Разработано порядка 10 ЭДК загрязняющих веществ для озера Байкал.

Таким образом, в административном регулировании нормативы и стандарты, регламентирующие природопользование, занимают основное место.

3. Лицензирование в области природопользования

Важным инструментом административного регулирования природопользования и охраны природы является лицензирование деятельности, связанной с природопользованием и воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Лицензия (разрешение) на природопользование – это документ, удостоверяющий право его владельца  на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также разрешение на выбросы, сбросы и размещение отходов производства в окружающей среде. Лицензия выдается государственными органами, регулирующими природопользование и охрану окружающей среды, как правило, на один год. Однако в исключительных случаях право пользования ею может быть досрочно прекращено.

Получив лицензию, природопользователь должен заключить договор о природопользовании. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, предельные объемы использования ресурсов (лимиты),  права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и порядок возмещения вреда. Лимиты на природопользование – это предельные объемы природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются на определенный срок (например, лимиты на потребление воды для технических целей на предприятии, лимиты на отстрел промысловых животных, вылов рыбы, заготовки леса и т.д.). Введение лимитов позволяет обеспечить соблюдение предельных допустимых нагрузок на окружающую природную среду, т.е. таких нагрузок, которые не приводят к нарушению природных комплексов.

4. Экологическая сертификация

Важным административным методом регулирования охраны природы и природопользования является экологическая сертификация.

Экологическая сертификация и эко-маркировка – это подтверждение соответствия продукции установленным экологическим требованиям. Участие фирм, компаний в системе эко-маркировки может быть обязательным и добровольным. В странах ЕС действуют две ключевые программы эко-маркировки:

  • Программа «знак качества» – для добровольного участия компаний;
  • Программа экологической сертификации – обязательная, прежде всего для фирм – производителей потенциально-опасных продуктов.

Данные программы нацелены на отбор наименее опасных и наиболее экологически качественных продуктов из однородной группы. Экологическая сертификация и маркировка завершается присвоением продукту специального знака – эко-лейбла. Чтобы получить эко-лейбл, продукт с экологической точки зрения должен обладать существенно более высоким качеством, чем аналогичные изделия. Продукция с эко-лейблами пользуется более высоким спросом, поэтому другие производители также стремятся получить эко-лейбл. Когда процентное соотношение товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции также поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улучшений.

Российская система экологической сертификации имеет в качестве правовой основы Федеральный закон «О сертификации продукции и услуг» и ФЗ «О защите прав потребителя».  В соответствии с Законом «О сертификации продуктов и услуг», Госстандартом России зарегистрирована в Государственном реестре Система обязательной сертификации по экологическим требованиям (Постановление Госстандарта России от 01.10.96 №66-А).

Основные цели экологической сертификации:

  • защита потребителей от приобретения продукции, опасной для здоровья, жизни, имущества и окружающей среды;
  • сохранение биологического разнообразия и улучшение среды обитания человека;
  • обеспечение интеграции экономики России в мировой рынок.

Объектами сертификации по экологическим требованиям являются:

  • Предприятия и производства (технологические процессы). Экологическая сертификация технологических процессов – это деятельность по оценке степени достижения удельных показателей по выбросам, сбросам ЗВ и ряду других воздействий, установленных на основе лучших из имеющихся в мире технологий.
  • Товарная продукция, прежде всего продукция, использование которой может сопровождаться ущербом ОПС. Установлена следующая номенклатура производимой в России продукции и ввозимой на ее территорию, подлежащей обязательной экологической сертификации: все товары для детей, продукты питания, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения и ряд других товаров.
  • Отходы производства и потребления. Экологическая сертификация отходов – это деятельность по оценке опасности отходов для здоровья населения и окружающей среды, а также по оценке соответствия экологическим требованиям применяемой техники и технологии по их удалению.
  •  Экологические услуги. Как объект экологической сертификации экологические услуги представляют собой виды деятельности, непосредственно направленные на оздоровление окружающей среды и ресурсосбережение. Данный вид сертификации представляет собой деятельность по оценке компетентности организации в осуществлении того или иного вида экологических услуг.
  • Объекты природной среды. Под сертификацией объектов природной среды понимается деятельность по оценке состояния качества и степени загрязнения данного объекта с целью определения наиболее эффективного и безопасного его использования (например, можно использовать водоемы для лечебных и курортных целей, но для этого необходимо получить соответствующий сертификат).

Система экологической сертификации предназначена также для предотвращения ввоза в страну опасной продукции, технологий, отходов.

5. ОВОС и экологическая экспертиза проектов

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта. Проведение экологической экспертизы необходимо для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду при реализации объекта экологической экспертизы. Правовой основой экологической экспертизы служит федеральный закон от 23 ноября №174 1995 года «Об экологической экспертизе». Наряду с этим законом, действует постановление правительства РФ от 11 июня 1996 года №698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Объектами экологической экспертизы являются: проектные документы на строительство хозяйственных объектов (фабрик, заводов, шахт, дорог, мостов и др.), проектные документы на реконструкцию этих объектов, проекты стандартов и нормативов, новая техника, технологии, вещества, сырье. В зависимости от вида намечаемой хозяйственной деятельности, государственная экологическая экспертиза осуществляется либо на уровне государственных органов РФ, либо ее субъектов. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

  • Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.
  • Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ.
  • Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ.
  • Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов.
  • Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ.
  • Проекты международных договоров.
  • Проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары.
  • Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых территорий федерального значения, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
  • Документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, подлежат:

  • Проекты нормативно-правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду; нормативно-технических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность.
  • Материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ (например, проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектом РФ, в том числе промышленности).
  • Все виды градостроительной документации (например, генеральные планы развития городов, проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений и др.).
  • Материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным законом установлены следующие принципы экологической экспертизы:

  1. обязательность проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;
  2. достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  3. научная обоснованность выводов;
  4. независимость экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;
  5. широкая гласность и доступность информации для общественных организаций;
  6. ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за качество экологической экспертизы;
  7. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком инвестиционного решения. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля (государственной комиссией Министерства природных ресурсов РФ и его органами во  всех субъектах РФ) совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области.

Проанализируем основные этапы согласования проектной документации и представления ее на экологическую экспертизу.

1 этап. Инвестор составляет уведомление (декларацию) о намерениях, в которой осуществляется социально-экономическое обоснование:

  • необходимости намечаемой деятельности;
  • объема вовлекаемых в оборот природных ресурсов;
  • размеров занятой и преобразованной территории.

2 этап. Проектировщик, получив указанное согласие, разрабатывает и представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономическое обоснование) инвестиций. В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС), в котором указываются: объем вовлекаемых природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые территории, площадь занимаемой и преобразуемой территории, величина выбросов (сбросов) и их воздействие на все компоненты природной среды и на население, объем образующихся отходов, физические формы воздействия на окружающую среду (шум, ЭМП, вибрация и др.). Далее на этой основе осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения. Наносимый в результате реализации проекта ущерб окружающей среде и здоровью населения должен компенсироваться рядом предлагаемых природоохранных мероприятий.

Составной частью ТЭО инвестиций является раздел, содержащий социально-экономическое обоснование проектного решения, которое осуществляется на основе показателей эффективности инвестиционных проектов. В их числе: показатели чистой приведенной прибыли, срока окупаемости инвестиционных затрат, а так же издержек загрязнения, уровень которого не должен превышать нормативный. С позиции современных представлений  должное обоснование проектного решения может быть обеспечено лишь при вариантном проектировании и оценке сравнительной эффективности каждого из возможных вариантов, включая и нулевой вариант (не реализация проекта).

3 этап. Согласование ТЭО инвестиций и проекта ОВОС с основными органами (федеральными, региональными) органами экологического контроля и управления.  Обязательное участие в согласовании проектной документации, как правило, принимают территориальные органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, водохозяйственные управления, органы санитарно-эпидемиологического контроля, управления пожарной охраны и др. В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования

4 этап. Разработка (проектировщиком) с учетом уточненных требований к проекту и детализованной информации ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта.

5 этап. Проведение государственной экологической экспертизы проектных материалов на предмет гарантированного выполнения требований природоохранного законодательства, нормативов и стандартов, недопущения реализации проектов с необратимыми последствиями для окружающей среды и социально-экономического развития. По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение, включающее три части: вводную, констатирующую и заключительную и содержащее либо одобрение, либо неодобрение проекта.

Во вводной части содержатся сведения о материалах, представленных на экологическую экспертизу, об организации, которая их разработала, сведения о заказчике, органе, утверждающем эти материалы. В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте. В случае проектирования предприятия дается информация об экологическом состоянии территории, где будет проводиться строительство. Заключительная часть экспертного заключения  должна содержать оценку  всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.  Эта часть должна завершаться выводами о допустимости (или недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности, явившейся объектом экологической экспертизы, и возможности реализации объекта экологической экспертизы. Экспертное заключение подписывают все члены экспертной комиссии. Экспертное заключение отправляется заказчику и территориальному органу охраны природы.

Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Данные заключения могут быть обжалованы только в судебном порядке, в арбитражном суде.

Государственная экологическая экспертиза предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить возможное воздействие на все компоненты окружающей среды при реализации объекта экологической экспертизы, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Федеральным законом предусмотрено проведение обязательной и общественной экологических экспертиз. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых, в соответствии  с их уставами, являются охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении всех выше перечисленных объектов, по которым проводится государственная экологическая экспертиза как федерального уровня, так и субъектов РФ, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую, охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Федеральным законом порядке, имеют право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе в объеме, установленном Федеральным законом;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации. Это заключение имеет юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение данной экспертизы, определяемой специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансирование общественной экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, а также за счет средств, выделяемых по решению органов местного самоуправления.

Об эффективности экологической экспертизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 году из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено и отправлено на доработку около 15 тыс.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики.

6. Экологический контроль деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду

Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства. Порядок осуществления государственного экологического контроля закреплен в Законе «Об охране окружающей природной среды» (2002). Он носит строго обязательный и формально регламентированный характер, закрепленный в соответствующих юридических документах.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия (см. приложение 11.1.). В 1993 году, благодаря государственному экологическому контролю  была приостановлена работа 650 экологически вредных производств, 148 предприятий были закрыты. В основном это небольшие производства, находящиеся в собственности акционерных обществ, фирм, малых и смешанных предприятий. В их число входят хранилища цемента, ядохимикатов, асфальтобетонные заводы, старые котельные и др. Следует отметить, что прямые запреты на ведение хозяйственной деятельности применяются только тогда, когда определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что наиболее действенной мерой становится их полное запрещение. В качестве примера можно привести запрещение применения ряда пестицидов (ДДТ, ГХЦГ), а также запрет на производство и потребление хлорфторуглеводородов (фреонов), которые разрушают озоновый слой.

Помимо государственного, в нашей стране осуществляется производственный и общественный контроль. В первом случае речь идет о своеобразном контроле предприятий за своей деятельностью, во втором  – о контроле выполнения требований природоохранного и природоресурсного законодательства со стороны профсоюзов, общественных объединений.

7. Роль экологического аудита в современной системе управления природопользованием и охраной окружающей среды

Экологическое аудирование – это независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов. Экологический аудит – инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала, экологических рисков и шансов, возможностей предприятия в улучшении природоохранной деятельности. Основными целями экоаудита являются:

  • во-первых, представление объективной информации об экологических аспектах деятельности предприятия и ее соответствии установленным стандартам, нормативам;
  • во-вторых, выработка полезных рекомендаций в отношении дальнейшего улучшения организации экологического менеджмента, в том числе с целью повышения эффективности природоохранной деятельности;
  • в-третьих, с целью определения реального воздействия фирмы на окружающую среду;
  • в-четвертых, с целью анализа возможности возникновения экологически опасных аварий.

Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 70-е годы с целью достижения требований, заложенных в американском природоохранном законодательстве того периода. К концу 80-х годов некоторые компании достигли даже более жестких, по сравнению с предусмотренными законодательством, экологических показателей. Экоаудит стал распространяться не только среди компаний США, но и постепенно стал завоевывать все большее доверие у европейских фирм, в том числе и в России. В России законодательная база аудита определяется Постановлением Госстандарта России №378 от 21 октября 1998 года). Согласно этому постановлению, были приняты и введены в действие первые серии государственных стандартов в области экологического менеджмента  и аудита на базе международных стандартов серии ISО 14000.

В рамках серии стандартов ISО 14000 требования к экологическому аудиту включены в следующие  стандарты: «ISO 14010 – 98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»; «ISO 14011 –98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды»; «ISO14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». Экологический аудит может проводиться уполномоченными на то и имеющими соответствующую лицензию юридическими лицами (экологами-аудиторами). Согласно стандарту ISO 14010, основными принципами экологической аудиторской проверки являются следующие:

  • Четкое определение цели и объема. При этом цель аудиторской проверки задается ее инициатором, а объем и глубина устанавливаются с учетом целей.
  • Объективность, независимость и компетентность.
  • Надлежащая профессиональная осторожность. Члены аудиторской группы не должны разглашать информацию, полученную от заказчика для проведения аудита. Дополнительное консультирование аудиторов с третьей стороной должно осуществляться только с разрешения заказчика.
  • Систематичность проведения аудита.
  • Определение критериев аудита; полнота и должное качество аудиторских данных, исходя из установленных критериев.
  • Надежность результатов и выводов аудита.

Эко-аудит может быть внешним, т.е. проводиться по инициативе, исходящей извне предприятия, так и внутренним, проводимым по решению самой проверяемой организации. В соответствии с законодательной базой РФ, аудит делится на обязательный (т.е. проводимый в случаях, прямо установленных нормативно-правовыми актами, например, при приватизации производственных объектов) и инициативный (проводимый по инициативе самого субъекта хозяйственной деятельности).

С практической точки зрения можно выделить следующие виды эко-аудита:

  • Системный аудит – исследование организации предприятия и его процессов в отношении их структурной и функциональной дееспособности.
  • Аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий для защиты окружающей среды.
  • Контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний.
  • Особые виды аудита:

а) аудит обработки особых видов отходов.

б) аудит влияния производственного процесса на здоровье людей.

в) аудит жизненного цикла продукции.

г) аудит газообразных, жидких и твердых отходов, поступающих в окружающую среду от предприятия;

д) аудит системы управления охраной окружающей среды.

В России внутренний аудит до сих пор не находит широкого распространения. Проведенные социологические опросы по определению факторов, препятствующих проведению экоаудита на предприятиях России, позволили получить следующую информацию. Для контролирующих органов среди наиболее острых на первом месте стоит тезис о том, что предприятия и организации могут отказаться от проведения экологического аудита, боясь использования информации, полученной аудиторской группой, против самого предприятия. На втором месте по значимости – сомнение работников предприятия в полезности проведения экологического аудита. Для предприятий же основным фактором является отсутствие средств на проведение аудита.

8. Информационное обеспечение природоохранной деятельности

Система управления природопользованием и охраной окружающей среды должна базироваться на достоверной информации о состоянии окружающей среды, источниках антропогенного воздействия на нее, прогнозе возможных последствий этих воздействий. В России часть необходимых для экологического управления данных концентрируется в Госкомитете РФ по статистике. Информация поступает, в частности, в результате заполнения предприятиями форм обязательной статистической отчетности (2ТП-воздух, 2 ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы и ряда других), а также в результате работы системы мониторинга.

Экологический мониторинг – представляет собой информационную систему, в задачи которой входит наблюдение за объектами окружающей среды, происходящими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды.

В государственной системе управления природопользованием и охраной окружающей среды важную роль играет формирование Единой системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  • выявление источников антропогенного воздействия на окружающую среду (мониторинг источников);
  • мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;
  • мониторинг биологической компоненты окружающей природной среды;
  • социально-гигиенический мониторинг.

По территориальному охвату различают следующие уровни проведения мониторинга: локальный, региональный, глобальный (биосферный).

Недостатки системы: неполная инвентаризация источников воздействия на окружающую среду (15-20%); дороговизна оборудования; отсутствие прогноза и моделирования развития АПК при различных условиях.

Используя данные экологического мониторинга, возможно моделирование воздействий промышленных объектов на окружающую среду, а также состояния регионов при изменяющихся условиях.

Разрабатывают двухуровневые математические модели промышленных предприятий с различной глубиной проработки. Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влияния отдельных параметров этих процессов на окружающую среду. Второй уровень математического моделирования обеспечивает моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов в регионе и степени их воздействия на окружающую среду. Эти модели необходимы для оперативного прогнозирования экологической обстановки в регионе при изменяющихся условиях (например, состояние атмосферного воздуха при имеющемся количестве выбросов при неблагоприятных метеоусловиях).

Работа систем ЕГСЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные по структуре промышленного производства и потребления ресурсов региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде и др.

Поэтому быстро развивается новый информационный метод – разработка геоинформационных систем. ГИС – это проблемно-ориентированная вычислительная интерактивная система обработки пространственно-распределенной информации, включающая средство сбора, преобразования, хранения и представления картографической информации для выработки управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Другим практически важным информационным методом управления природопользованием является экологическое картографирование, основанное на использовании в этих целях топографической информации. На опубликованных экологических картах содержится в основном следующая информация:

  • О загрязнении природной среды;
  • О состоянии растительного и животного мира;
  • Об источниках загрязнения;
  • О фоновом состоянии окружающей среды (например, воздуха);
  • О заболеваемости населения и др.

Особое место среди информационных методов занимают государственные природные кадастры (земельный, водный, запасов полезных ископаемых). Назначение кадастровой системы состоит в следующем: учет природных ресурсов, их качественная характеристика и экономическая оценка, комплексное и рациональное использование природных ресурсов.

Resource id #5622