Открытый урок. «Живая и неживая природа»

Пепинова Ирина Владимировна

Ход урока:

 

1) Организационный момент

 

- Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

                                      

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра адаптивного образования

Вид проекта

Открытый урок.

«Живая и неживая природа»

Пепиновой Ирины Владимировны,

Группа № 3

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Тема урока: «Живая и неживая природа»
  2. Возраст обучающихся – 7-8 лет (1 класс)
  3. Название предмета: окружающий мир
  4. Авторы: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов
  5. Вид урока: изучение нового материала
  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
  7. Цель урока: формировать умение дифференцировать живую и неживую природу

                                                                           

Планируемые результаты:

 предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.

формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать

развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия

формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы

Регулятивные УУД.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
  • самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
  • осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.

Коммуникативные УУД.

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • строить монологическое высказывание.
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.

Ход урока ( см. ниже)

Ход урока:

1) Организационный момент

- Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями

2) Постановка целей и задач урока

- Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.

Слайд №1

                                             Посмотри, мой милый друг,

                                             Что находится вокруг?

                                             Небо светло-голубое,

                                             Солнце светит золотое,

                                             Ветер листьями играет,

                                             Тучка в небе проплывает.

                                             Поле, речка и трава,

                                             Горы, воздух и листва,

                                             Птицы, звери и леса,

                                             Гром, туманы и роса.

                                             Человек и время года-

                                              Это все вокруг…(природа)

- О природе.

Слайд№2

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.

                                       

3) Беседа

- Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?

- Парты, компьютер, стулья и т. д.

- Правильно. Ребята, это природа?

- Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.

- Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?

- Деревья, траву, небо и т. д.

- А их мы можем назвать природой?

- Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.

- Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

- Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.

Слайд №3

- Что вы видите?

- Дерево, кошка, бабочка и т. д.

- Это природа?

- Да.

- Какая это природа?

- Живая.

- Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?

Слайд №4

- Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.

Слайд №5

- Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.

- Камень.

- Верно. Почему он лишний?

- Потому что он неживой.

- Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?

- Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.

Слайд №6

- Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.

- Как дышит человек? А кошка? А рыбка?

- Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?

- Как  растет дерево? А бабочка? А лягушка?

- Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?

- Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?

- Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.

Слайд №7

- Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.

Слайд№8

- Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и

Слайд№9

природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.

Слайд№10

Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.

4) Закрепление изученного материала

физкультминутка

Игра «Угадай, где природа»

- Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.

- Горы.

- Кошка.

- Кукла.

- Машина.

- Человек.

- Гусеница.

- Дом.

5)  индивидуальное задание на отдельных листах

6) Решение теста «Живая и неживая природа»

Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.

Слайд №11

1) Что такое природа?

  • Все, что нас окружает
  • Все, что нас окружает и не создано руками человека
  • Все, что создано руками человека

Слайд №12

2) Какая бывает природа?

  • Природа бывает живая и неживая
  • Природа бывает только живая
  • Природа бывает только неживой

Слайд №13

3) Что относится к неживой природе?

  • Снегирь
  • Стол
  • Камень

Слайд №14

4) Что относится к живой природе?

  • Дерево
  • Кукла
  • Облако

Слайд №15

5) К какой группе можно отнести человека?

  • Человек – это живая природа
  • Человек – это неживая природа
  • Человек – это не природа

Слайд №16

6) Что не является природой?

  • Синица
  • Ящерица
  • Метро

8) Работа с карточками

Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.                                               

10) Подведение итогов урока

- Что мы сегодня изучали?

- Что вам больше всего запомнилось?


Заключение

   При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
  При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков — уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
  Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать  способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся.  Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих  возможностей.
  Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
   Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
  При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
— самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
— учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
— обязательная рефлексия учащихся на уроке;
— высокая степень речевой активности учащихся на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Живая и неживая природа

Слайд 3

Живая природа

Слайд 4

Живая природа: Растения Грибы Звери Птицы Рыбы Насекомые Человек

Слайд 5

Найди лишнюю картинку:

Слайд 6

Признаки живых существ: дышат питаются растут двигаются приносят потомство умирают

Слайд 7

Неживая природа: Солнце Звёзды Воздух Вода Камни Почва Горы Облака

Слайд 10

Живая природа Неживая природа Растения Грибы Звери Птицы Рыбы Насекомые Человек Солнце Звёзды Воздух Вода Камни Почва Горы Облака

Слайд 11

1) Что такое природа? Все, что нас окружает Все, что нас окружает и не создано руками человека Все, что создано руками человека

Слайд 12

2) Какая бывает природа? Природа бывает живая и неживая Природа бывает только живая Природа бывает только неживой

Слайд 13

3) Что относится к неживой природе? Снегирь Стол Камень

Слайд 14

4) Что относится к живой природе? Дерево Кукла Облако

Слайд 15

5) К какой группе можно отнести человека? Человек – это живая природа Человек – это неживая природа Человек – это не природа

Слайд 16

6) Что не является природой? Синица Ящерица Метро



Предварительный просмотр:

        

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

                         Впереди из-за куста

                         Смотрит хитрая лиса.

                          Мы лисичку обхитрим

                          На носочках побежим.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

                         

               



Предварительный просмотр:

Заполни таблицу, разделив слова на группы.

Дерево, камень, метро, оса, река, рубашка, синица, гора, стол, пескарь, воздух, барабан

Живая природа

Неживая природа

Не природа