Программа по учебной дисциплине "Естествознание" и дисциплине "География"

Подольская Елена Сергеевна

Программа предназначена для изучения естествознания в учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего  образования при  подготовке квалифицированных рабочих по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Дисциплина изучается в объёме 195 часов. Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования базового уровня. Программа включает три основных раздела, обладающих относительной самостоятельностью и целостностью: "Физика", "Химия", "Биология". В программе описана и самостоятельная работа студентов по темам дисциплины. 

Программа  предназначена для изучения географии при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 260807.01 Повар, кондитер и 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.Изучается в объёме 39 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_estestvoznaniyu.doc151.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_geografii_povarkonditer.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

Естествознание

для профессии 260807.01 Повар, кондитер

Рабочая программа

Никольск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Естествознание изучается в объеме 195 часов. Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология». Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

При организации учебной деятельности студентов повышенное внимание целесообразно уделяется  изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных. При этом увеличивается количество лабораторных работ, опытов, время на их проведение.

Текущий контроль по дисциплине «Естествознание» осуществляется с помощью контрольных работ, самостоятельных и тестовых работ, индивидуальной самостоятельной работы студентов  по изученным темам.

Итоговый контроль проводится в виде дифференцированного зачёта.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка

Обязательная учебная нагрузка при очной форме обучения

Самост. работа

всего

теория

практика

Лабораторные работы

Введение

2

2

Раздел 1.Физика

Тема 1. Механика

29

23

21

2

6

Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

20

16

14

2

4

Тема 3. Электродинамика

39

34

32

2

5

Тема 4. Строение атома и квантовая физика

11

10

10

1

Тема 5. Эволюция Вселенной

6

5

5

1

Контрольная работа по разделу «Физика»

2

2

Раздел 2. Химия

Тема 6. Химические свойства и превращения веществ

22

16

13

1

2

6

Тема 7. Неорганические соединения

17

14

9

1

4

3

Тема 8. Органические соединения

30

20

10

2

8

10

Контрольная работа по разделу «Химия»

1

1

Раздел 3. Биология

Тема 9. Клеточное строение организмов

28

23

20

3

5

Тема 10. Наследственность и изменчивость

17

12

10

2

5

Тема 11. Многообразие и эволюция органического мира

13

6

4

2

7

Тема 12. Надорганизменные системы

15

10

8

2

5                0                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Дифференцированный зачёт

1

1              

Итого

253

195

162

4

29

58

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. РАЗДЕЛ «ФИЗИКА»
  1. Введение. Основные особенности физического метода исследования.

Самостоятельная работа

Подготовить рефераты по темам:

1.Физика и музыкальное искусство

2.Физика в современном цирке

3.Великий Н.Коперник и революция в естествознании

4.К. Э. Циолковский — основоположник космонавтики и перспективы её развития

  1. Тема 1. Механика

  1. Должны знать: понятия механического движения, материальной точки, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, силы тяжести, веса тела, невесомости, импульса,закона сохранения импульса, закон сохранения механической энергии.
  2. Должны уметь: решать задачи на движение материальной точки, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии, работу силы, силу упругости, силу трения, закон Гука.

Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание[1]*.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

Демонстрации

Относительность механического движения.

Виды механического движения.

Инертность тел.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работ

Свободные и вынужденные колебания.

Образование и распространение волн.

Колеблющееся тело как источник звука.

Лабораторные работы

Изучение закона сохранения механической энергии.

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

          Самостоятельная работа

          Решение задач по теме «Кинематика»

          Решение задач по теме «Динамика»

          Составить кроссворд по теме «Силы в природе»

          Выполнение упражнений из учебника

          Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

          Составить кроссворд, тест по разделу «Механика»

  1. Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

  1. Должны знать: понятия теплового движения частиц массы, размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный и ненасыщенный пары, влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, упругие и пластические деформации.
  2. Должны уметь: решать задачи на расчёт количества вещества, молярной массы с использованием основного уравнения МКТ, уравнения Менделеева-Клайперона, пользоваться психрометром.

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Лабораторные работы.

Измерение величины атмосферного давления, температуры и влажности воздуха.

Оценка массы воздуха в классной комнате при помощи необходимых измерений и расчётов.

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение: Атомно-молекулярное учение, его значение

          Подготовить сообщение: Газовые законы в химии и физике

          Составить кроссворд, тест или презентацию по темам раздела «Молекулярная физика. Термодинамика»

          Выполнение упражнений по теме

  1. Тема 3. Электродинамика

  1. Должны знать: понятия электрического заряда, электрического поля, электроёмкость, закон Кулона, закон сохранения электрического заряда, ЭДС, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца, понятие магнитного поля, его основные характеристики, закон электролиза.
  2. Должны уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, на расчёт напряжённости, работы электрического поля, электроёмкости, силы Лоренца и Ампера, собирать электрические цепи, пользоваться амперметром, решать задачи на закон Фарадея для электролиза.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы.

Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.

Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Работа электродвигателя.

Явление электромагнитной индукции.

Работа электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Разложение белого света в спектр.

Интерференция и дифракция света.

Отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Измерение показателя преломления света

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение об открытии электромагнитной индукции

Подготовить сообщения « Изобретение радио», «Телевидение и физика»

Составить конспект по материалам интернета и дополнительной литературы по теме «Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения»

Составить кроссворд по теме «Оптика»

  1. Тема 4. Строение атома и квантовая физика

  1. Должны знать: понятие фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, законы фотоэффекта, ядерную модель атома, ядерные реакции, энергию связи, радиоактивный распад, цепные реакции деления, постулаты Бора.
  2. Должны уметь: решать задачи на расчёт энергии и импульса фотона, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, энергетический выход ядерной реакции.

Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.

Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

Самостоятельная работа

Составить конспект по материалам интернета и дополнительной литературы по теме «Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы»

  1. Тема 5. Эволюция Вселенной

  1.          Должны знать: эффект Доплера, возможные сценарии эволюции Вселенной, термоядерный синтез, солнечную систему
  2.          Должны уметь: решать задачи по термоядерному синтезу, рассуждать о эволюции

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.

Демонстрации

Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах.

Движение планет в Солнечной системе.

Самостоятельная работа

Составить кроссворд, вопросы  и задания  по разделу «Эволюция Вселенной

  1. РАЗДЕЛ «ХИМИЯ»

Тема 6. Химические свойства и превращения веществ

Должны знать: Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева и в современной формулировке, структуру  периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира, виды химической связи, механизм их образования, скорость  химических реакций, тепловой эффект реакции, катализ, химическое равновесие.

Должны уметь: характеризовать элементы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева, составлять электронные  конфигурации элементов, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи(ионной, ковалентной и металлической), определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента.

Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи.

Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.

Демонстрации

Химические реакции с выделением теплоты.

Вещества с различными типами кристаллической решетки.

Обратимость химических реакций.

Лабораторная  работа

Моделирование периодической таблицы

Изучение зависимости скорости химической реакции от различных факторов

Практическое  занятие

Изучение факторов, влияющих на химическое равновесие и скорость химических реакций

Самостоятельная работа

Используя книгу для чтения по химии и другие источники информации, подготовьте сообщение «Д. И. Менделеев».

Дать характеристику химическим элементам: натрию, железу, сере, хлору

Составить сравнительную таблицу «Виды химической связи»

Составить кроссворд по теме «Химические реакции», используя понятия данной темы

Решение задач на тепловой эффект реакции

          Подготовить сообщение на тему: «Значение соды в народном хозяйстве и история содового производства».

  1. Тема 7. Неорганические соединения

  1.          Должны знать: понятие об оксидах, основаниях, кислотах и солях, их классификацию, свойства, способы получения, строение атомов металлов и неметаллов, физические и химические свойства металлов и неметаллов, способы их получения, важнейшие соединения металлов и неметаллов, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
  2.       Должны уметь:  называть вещества, характеризовать химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей,  проводить опыты, характеризующие свойства неорганических веществ, характеризовать металлы и неметаллы по их положению в периодической системе химических элементов, общие химические свойства металлов и неметаллов, выполнять химический эксперимент по получению, распознаванию газов, неорганических веществ.

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора (6).

Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции (6).

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода (2).

  1. Демонстрации

Восстановительные свойства металлов.

Химические свойства соединений металлов.

Лабораторные работы

Изучение реакции обмена в водных растворах электролитов.

  Изучение свойств кислот.

  Изучение свойств оснований.

  Изучение свойств солей, определение РН раствора солей.

  Практическое  занятие

  Получение, собирание и распознавание газов.

          Самостоятельная работа

Составить презентацию по теме «Классификация неорганических соединений»

Выполнение упражнений из учебника

Подготовить кроссворд по теме «Галогены»

Тема 8. Органические соединения

Должны знать:

понятия алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, виды их изомерии, важнейшие свойства этих соединений, способы их получения и области применения, основные кислородсодержащие соединения – одно- и    спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, их свойства, способы получения и области применения, основные азотсодержащие соединения – амины, аминокислоты, белки, их основные свойства, способы получения и области применения.

Должны уметь:

называть вещества по тривиальной или международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, характеризовать строение и химические свойства алканов, алкенов, алкинов и алкадиенов, спиртов, карбоновых кислот, альдегидов, жиров, углеводов и других классов органических соединений,  выполнять химический эксперимент по распознаванию изученных веществ

Многообразие органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений.

Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.

Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Демонстрации

Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.

Реакция получения уксусно-этилового эфира.

Цветные реакции белков.

Лабораторные работы

Изготовление моделей органических веществ

Ознакомление с коллекциями образцов нефти и продуктов её переработки

Изучение свойств спиртов и проведение качественной реакции на глицерин

Изучение химических свойств уксусной кислоты

Определение непредельного характера жидкого жира

Проведение качественной реакции на крахмал, глюкозу

Изучение денатурации белков, проведение качественной реакции на белки

Ознакомление с коллекцией каучуков, пластмасс и волокон

Практические  занятия

Распознавание пластмасс и волокон

Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии

Самостоятельная работа

Используя книгу для чтения по химии и другие источники информации, подготовьте сообщение «Д. И. Менделеев».

Заполнить сводную таблицу «Характеристика углеводородов»

Выполнение упражнений

Подготовить презентацию «Различные виды топлива»

Собрать материал для составления обобщающего конспекта по теме « Применение углеводов в нашей жизни»

Составить презентацию «Химия в нашей жизни»

Подготовить материал о применении полиэтилена, ацетилена в пищевой промышленности

Составьте характеристику фенолформальдегидных смол и пластмасс, их использования в пищевой и кондитерской промышленности

Выполнение упражнений, подготовка к контрольной работе

  1. РАЗДЕЛ «БИОЛОГИЯ»

  1. Тема 9. Клеточное строение организмов

  1. Должны знать:
  2.  основные части клеток, функции, роль клетки, состав химических элементов, входящих в клетку, их роль в ней, функции органических веществ клетки, их строение и свойства; историю изучения клетки, строение и функции органоидов клетки, особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке, значение деления клетки для размножения, сущность митоза, особенности бесполого, полового и вегетативного размножения, особенности мейоза; как происходит процесс оплодотворения; закономерности индивидуального развития организмов, факторы среды, влияющие на развитие организмов, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических средств, загрязнения среды на развитие организма
  3. Должны уметь:
  4. объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки, объяснять функции белков в связи с особенностями строения их молекул, схематически изображать процесс удвоения молекул ДНК, выявлять и описывать  признаки сходства зародышей человека и других позвоночных, составлять схемы митоза и мейоза
  5. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. Роль в клетке неорганических и органических веществ. Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем.
  6. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков.
  7. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.
  8. Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).

Демонстрации

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Объемные модели молекул белка и ДНК.

Наблюдение митоза в клетках растений.

Лабораторные работы

Изучение и сравнение строения растительной, животной и бактериальной клеток

Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных

Самостоятельная работа

          Заполнить таблицу  Органические вещества: строение, источники поступления, функции в организме.

Подготовить сообщение по теме  « История открытия клетки»

Составить сравнительную таблицу по теме «Митоз и мейоз»

Собрать материал для составления обобщающего конспекта по теме «Вирусные заболевания у человека»

          Подготовить реферат  «Влияние алкоголя, наркотиков и никотина на развитие организмов»

Тема 10. Наследственность и изменчивость

Должны знать:

первый, второй и третий законы Менделя, основные методы изучения генетики, генетическую символику, причины проявления изменчивости организмов, виды изменчивости, её закономерности, методы современной селекции, значение полиплоидии, отдалённой гибридизации, мутагенеза в селекции, основные достижения современной селекции и генетики

Должны уметь:

записывать схемы скрещивания, решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, определять доминантность и рецессивность признака, строить вариационные ряды и графики изменчивости.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена.

Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины.

Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Лабораторные работы

Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания,

 решение задач по генетике

          Самостоятельная работа

 Решение задач на моногибридное  и дигибридное скрещивание

Подготовить сообщение  по теме «Значение мутаций для биотехнологии.»

 Собрать материал для составления обобщающего конспекта по теме «Генетика и медицина»

Подготовить  реферат Клонирование растений и животных

Составить кроссворд или презентацию по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

  1. Тема 11. Многообразие и эволюция органического мира

  1. Должны знать:
  2.  предпосылки эволюционизма, эволюционную теорию Ламарка, основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина, доказательства эволюции; понятия: вид, критерии вида, популяция, их характеристику, роль изменчивости в эволюционном процессе, причины борьбы за существование, формы естественного отбора, особенности биологического регресса и прогресса, в чём заключается эволюционное значение ароморфоза и идеоадаптации, сущность гипотез о возникновении жизни на Земле; особенности развития жизни во всех эрах, основные этапы происхождения человека, факторы эволюции человека, особенности классификации живых организмов.
  3. Должны уметь:
  4.  приводить примеры популяций, видов; доказывать относительный характер основных критериев вида, приводить примеры характеризующие изменчивость организмов, примеры приспособленности организмов, называть признаки характерные для всех клеточных организмов. Доказывать, что культурное развитие человечества идёт быстрее, чем биологическое. Объяснять - почему.

Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе.

Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание. Искусственный отбор, селекция.

Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.

Демонстрации и экскурсии

Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных.

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.

Лабораторная работа

Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.

Анализирование  и оценивание  различных гипотез происхождения жизни на Земле и человека.

Самостоятельная работа

Используя знания законов генетики, докажите невозможность наследования приобретённых признаков

Выполнение заданий из учебника

          Подготовить  сообщение по теме  «Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.»

          Подготовить доклад по теме  «Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Составить сравнительную таблицу «Происхождение жизни на Земле»

Тема 12. Надорганизменные системы

Должны знать:

 цели, задачи экологии; экологические факторы, сущность явлений конкуренции, хищничества, паразитизма, свойства экосистем, понятие об агроценозах и их структуру, состав и функции биосферы.

Должны уметь:

давать характеристику сообществам и экосистемам, выявлять отличие агроценозов от биогеоценозов, описывать естественные и исскуственные экосистемы своей местности.

Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов.

Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема – агробиоценоз.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации и экскурсии

Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и животных.

Взаимосвязи в природных экосистемах (лес, луг, водоем).

Лабораторные работы

Сравнительное описание естественных и исскуственных экосистем своей местности

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу  экологические факторы их значение в жизни организмов

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе

Подготовить сообщение  по теме  «Ноосфера.  Изменения в биосфере.»

          Собрать материал для составления обобщающего конспекта

по теме «Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики».


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» студент должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

  1. уметь
  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1.Мякишев Г.Я. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

2.Мякишев Г.Я. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

3.Габриелян О.С. Химия.  10, 11 кл. – М., 2000, 2003.

4.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009

Для преподавателей

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.

2.Волков В.А.  Поурочные  разработки – М., ВАКО, 2008

3.Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

4.Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.

5.Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования  и специальностей среднего профессионального образования  

6.Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию  (базовый уровень). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2008 г. № 1089.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………........................

Примерное содержание учебной дисциплины ………............................

Введение…………………………………………………………...................

Физика……………………………………………………………...................

Химия………………………………………………………………................

Биология…………………………………………………………...................

Примерный тематический план ……………………………….....................

Требования к результатам обучения………………………………………..  

3

3

3

3

7

10

14

15

                                                 





Предварительный просмотр:

Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

(Никольский филиал)

География

для профессий начального профессионального образования и

 специальностей среднего профессионального образования

Рабочая программа

Никольск

20___              

Автор:

Подольская Е.С., преподаватель БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж» (Никольский филиал)

Рецензент



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная  рабочая программа разработана  на основании  Федерального компонента Государственного  стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования РФ №1089  05.03.2004г. и примерной  программы  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной  ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008г.

Рабочая программа по учебной дисциплине «География» разработана для профессий: 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 260807.01 Повар, кондитер.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования  Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) география в учреждениях начального и среднего профессионального образования   изучается как базовый учебный предмет.

География изучается в объеме 39 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

 Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения студентов, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у студентов целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания,  выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Практические работы предложены в каждом разделе программы.

 Программа по географии завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

В результате изучения учебной дисциплины «География» студент должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Текущий контроль при изучении предмета осуществляется при помощи самостоятельных и тестовых работ, индивидуальных карточек — заданий,  итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.

Тематический план  

Наименование разделов и тем

Макс. учебная нагрузка

Обязательная учебная нагрузка при очной форме обучения

Самост. работа

Всего

Теоретические

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Тема 1.Источники географической информации

3

2

1

1

-

1

Тема 2.Политическая карта мира

4

2

1

1

-

2

Тема 3.География населения мира

5

3

1

2

-

2

Тема 4.География мировых природных ресурсов

4

3

2

1

-

1

Тема 5.География мирового хозяйства

11

10

8

2

-

1

Тема 6.Регионы и страны мира

15

11

8

3

-

4

Тема 7.Россия в современном мире

4

4

3

1

-

Тема 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4

3

2

1

-

1

Дифференцированный зачёт

1

1

1

Итого:

51

39

27

12

-

12


 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Источники географической информации

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Практическое занятие

Анализ карт различной тематики

Самостоятельная работа по теме.

          1.Составить кроссворд «Страны мира»

2.Выполнить  задания  2,5 стр.22-23 из учебника

Подготовить сообщение «Геоинформационные системы»

Должны знать: методы географических исследований, виды географической информации, её роль и использование в жизни людей, основные географические понятия и термины

Должны уметь: определять, сравнивать и анализировать карты различной тематики, обрабатывать и анализировать географическую информацию, применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями.

2. Политическая карта мира

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

          Практическое занятие

         Знакомство с политической картой мира. Политико — географическое положение страны (по выбору).

Должны знать:изменения на политической карте мира в новое, новейшее время, государственный строй стран мира, главные международные политические и экономические организации и сферы их деятельности, классификацию стран по уровню развития, по государственному строю и административно-территориальному устройству.

Должны уметь:давать характеристику политико-географическому положению страны, определять по карте положение стран; уметь работать с атласом, картами, материалом учебника, составлять опорные конспекты, тезисы, схемы.

3. География населения мира

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.  Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.

Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

Практические занятия

Определение особенностей расселения и демографической ситуации  и особенностей политики.

Сравнение состава и структуры населения

Самостоятельная работа по теме.

          1.Выполнить задания 8,10 стр.86 из учебника

2.Составить кроссворд на тему «Города-миллионеры»

Должны знать:численность населения мира, понятия о воспроизводстве населения, причины демографического взрыва; понятие об урбанизации, её темпы, уровень и формы, сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, классификацию народов мира и основные черты их распространения на земном шаре

Должны уметь: объяснять образование и развитие разных форм городского расселения, прогнозировать темпы роста населения в отдельных регионах мира. Анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе, размещении и  уровне жизни населения различных регионов мира. Давать оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран мира.

4. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Крупнейшие месторождения Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Рациональное и нерациональное  природопользование.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические занятия

Оценка обеспеченности разных стран и регионов мира природными ресурсами. Анализ карт

Самостоятельная работа по теме.

1.Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана»

2.Выполнить задания 8,9 стр.51,52 из учебника

Должны знать: понятия о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользования; особенности современного этапа взаимодействия общества и среды; основные закономерности размещения ресурсов мира, основные пути решения геоэкологических проблем.

Должны уметь:давать характеристику размещения основных видов природных ресурсов; приводить примеры загрязнения окружающей среды. Характеризовать типы природопользования на основе текста и материалов

5. География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические занятия

Определение географии основных отраслей и производств

Характеристика ТЭК мира

Самостоятельная работа по теме.

Выполнить задание 13 стр.172 из учебника

Должны знать:понятие о мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда, факторы размещения производства, состав и основные черты размещения ТЭК мира, горнодобывающей, химической, лесной промышленности, машиностроения, с/х и транспорта. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его отраслей.

Должны уметь: давать характеристику мировому хозяйству, отраслям мирового хозяйства, используя типовой план.

6. Регионы и страны мира

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Практические занятия

Составление сравнительной  экономико-географической характеристики  Швеции и Италии

          Характеристика развития экономики Индии

          Сравнение субрегионов Африки

          Самостоятельная работа по теме.

          Составить кроссворд«Столицы стран Европы»

Подготовить сообщения  по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»

Выполнить задания 7,14(1,2) стр.217,218 из учебника

Выполнить задание 20 (1-3) стр.269 из учебника

 Составить кроссворд  «Штаты и города США»

Составить конспективно-справочную  таблицу «Промышленные пояса США»

Должны знать:географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран мира.

Должны уметь:составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира

7. Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

Практические занятия

Анализ особенностей геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России в МГРТ.

Должны знать:особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда

Должны уметь:Анализировать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития. Определять  роль России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Самостоятельная работа по теме.

Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

Должны знать:географические аспекты глобальных проблем человечества

Должны уметь:выявлять и объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества, находить пути их решения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 20005.

Для преподавателей

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.

Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.