Новикова Ж.Н. Педиатрия. Контрольные работы по итогам семестра

ИКонтрольные работы по Педиатрии, с полными ответами и объяснениями, за семестр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 1

  1. Тема: «Определение состояния здоровья ребенка».
  2. Цель: Изучить показатели состояния здорового организма и научиться использовать их  

                 при определении функционального состояния здоровья ребенка.

3. Оборудование:

                  Таблицы; ростомер; весы; метр; инструктивная карточка. Памятка-вопросник.

4.Ход работы:

                1. Изучить  материал учебника (Р.В.Токнова-Ямпольская, «основы медицинских

                          знаний», М., «Просвещение»., § 29, с – 122 – 127).

                2. Ответить на вопросы инструктивной карточки:

                        - дайте определение понятию «здоровья»;

                        - укажите основные показатели здоровья детей;

                        - укажите параметры оценивания поведения ребенка;

                        - что означает понятие «комплексная оценка состояния здоровья ребенка».

                          В чем ее значение?

                        - какие группы здоровья можно выделить, каковы их признаки?

                3. Используя памятку-опросник (с-124 учебника) определите состояние здоровья

                     родственника, знакомого, свое.

5. Вывод: Сделать общие выводы по работе.

Лабораторная работа № 2

  1. Тема: «Режим дня школьника».
  2. Цель: Изучить общие положения, функциональное значение режима дня

                и научиться составлять режим дня для детей разных возрастных групп.

3. Оборудование:

                  Таблица; инструктивная карточка; учебник.

4.Ход работы:

                1. Изучить  материал учебника (Р.В.Токнова-Ямпольская  «Основы медицинских

                     знаний», М., «Просвещение», с – 47 - 72).

                2. Ответить на вопросы инструктивной карточки:

                        - дайте определение понятию «режим дня»;

                        - укажите значение режима дня в жизни ребенка;

                        - укажите составные части режима дня;

                        - перечислите основные требования к составлению режима дня.

                3. На основании учебного материала, педагогической практики, личных наблюдений

                    составьте режим дня  (свой, ребенка определенного возрастного периода –

                       дошкольника; младшего школьного возраста; подросткового периода).

5. Вывод: Сделать общий вывод по работе.


Лабораторная работа № 3

  1. Тема: Физическое воспитание детей

  1. Цель: Изучить влияние физической нагрузки на организм ребенка и общие

                 требования к ним.

  1. Оборудование: 

                Инструктивная карточка; дополнительный материал по теме.

  1. Ход работы:

1. Изучите учебный материал, с – 72 – 82 (или с – 69 – 79).

  1. Необходимо ответить на вопросы:

         а) что собой представляет физическое воспитание в жизни человека?

                 б)  какие физиологические воздействия оказывают физические упражнения на

              организм ребенка?

         в) какие основные виды физического воспитания вам известны и что они собой  

             представляют?

         г) перечислить общие требования к воспитанию физической культуры у детей.  

      5. Выводы:

            Сделать общий вывод о значении воспитания физической культуры для

                детей любого возраста.

Лабораторная работа № 4

  1. Тема: Основные принципы и способы закаливания детского организма.

  1. Цель: Изучить основные принципы и способы закаливания, его влияние на организм

                 ребенка.  

  1. Оборудование: 

                 Инструктивная карточка; дополнительный материал по теме.

  1. Ход работы:

1. Изучите учебный материал, с – 82 – 96.

  1. Ознакомьтесь с основными принципами закаливающих процедур, факторами закаливания, основными правилами закаливания организма ребенка.
  2. Ответьте на вопросы:

         а) что собой представляет процесс закаливания организма?

                 б) перечислите основные принципы проведения закаливания организм ребенка?

         в) укажите основные факторы закаливания;

         г) перечислить общие требования к закаливающим процедурам;

                д) назовите основные правила проведения закаливающих процедур.  

   

  5. Выводы:

            Сделать общий вывод о значении закаливания для детского организма.

               

Лабораторная работа № 5

1. Тема: Болезни внутренних органов.

2.Цель: Изучить причины и симптомы заболеваний внутренних органов и способы их

               лечения и профилактики.

  1. Оборудование: учебник, инструктивная карточка.
  2. Ход работы:

                1. Повторите учебный материал. (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                                  Ямпольская,  с -148-185.)

                2. Обратите внимание на причины, симптомы заболеваний.

                3. Уточните классификацию болезней внутренних органов.

Отчетные задания:

  1. Дайте определение понятию «болезнь».
  2. Перечислите основные факторы, вызывающие заболевания внутренних органов.
  3. В качестве подробного закрепления темы заполните таблицу.

Таблица «Заболевания внутренних органов»

 

Название заболевания

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

1. Органов дыхания

2. Органов кровообращения

3. Органов пищеварения

4. Выделения

5. Сделайте вывод по работе:

Лабораторная  работа № 6

  1. Тема: Заболевания опорно-двигательного аппарата.
  2. Цель:    Изучить заболевания опорно-двигательного аппарата; виды, причины и симптомы

                     этих заболеваний и меры их профилактики.

      3. Оборудование: Таблица; инструктивные карточки.

      4. Ход работы:

        1. Изучите материал учебника. (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                                  Ямпольская, глава 20 (§§ 56-58), с -186-192).

        2. Рассмотрите виды нарушений опорно-двигательного аппарата на рисунках и таблицах.

        3. В ходе работы устно ответьте на вопросы:

                а) чем образован опорно-двигательный аппарат человека?

б) что означает понятие «дефекты развития»?

                в) объясните  причины нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата.

Отчетные задания:

  1. Дайте определение понятиям «физическое развитие», «сколиоз», «плоскостопие».

        2. Приведите примеры отклонений физического развития детей.

        3. Укажите характеристику нарушений двигательного аппарата по плану:

- название заболевания; их признаки; причины; виды;

 - способы лечения и способы профилактики.

        3. Укажите факторы, влияющие на правильное развитие опорно-двигательного

                аппарата у детей.

5.Сделайте общий вывод:

Лабораторная  работа № 7

  1. Тема: Неврозы у детей и способы их предотвращения.
  2. Цель:    Изучить нарушения в работе нервной системы; виды, причины и симптомы

                    этих заболеваний и способы их предотвращения.

     3. Оборудование: Таблица «Нервная система человека»; инструктивные карточки.

      4. Ход работы:

        1. Повторите материал учебника. (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                                  Ямпольская, с-201-208).

        2. Рассмотрите особенности строения нервной системы человека на таблице. Обратите

                внимание на вопросы о возрастных особенностях психики ребенка.  

        3. В ходе работы устно ответьте на вопросы:

                а) чем образована нервная система человека?

б) как она работает, ее основной принцип работы?

в) объясните  причины нарушений в работе нервной системы.

Отчетные задания:

  1. Дайте определение понятиям «нервный стресс», «невроз».

        2. Приведите примеры функциональных нарушении в работе ВНД детей.

        3. Охарактеризуйте нарушения  в работе нервной системы ребенка по плану:

                - название основных форм неврозов, их проявления;

                - факторы, вызывающие эти нарушения;

                - условия, необходимые для ликвидации неадекватных форм поведения.

4. Приведите примеры поведения педагога в отношении таких детей.

5. Объясните профилактические меры по предупреждению неврозов?

5.Сделайте общий вывод:

Лабораторная работа № 8

  1. Тема:  Воздушно-капельные инфекции, вызываемые специфическими возбудителями.
  2. Цель:  Изучить причины и источники заражения, симптом, меры профилактики

                  заболеваний, вызываемых  специфическими возбудителями с воздушно-капельным  

                  путем передачи.

  1. Оборудование: Рисунки по теме; инструктивные карточки.
  2. Ход работы:

        1. Изучите учебный материал. . (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                                  Ямпольская, с -227-240, повт. с-214-217).

2. Обратите внимание на характеристику патогенных микроорганизмов.

3. Изучите способы передачи инфекции; пути проникновения инфекции в организм;

    источники заражения инфекционными болезнями.

4. Объясните, какие основные меры профилактики необходимо соблюдать для

    предотвращения инфекции?

        

Отчетные задания:

  1. Дайте определение понятиям «инфекционное заболевание, «латентный период».
  2. Какие инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем, вам известны?
  3. Укажите, в чем опасность воздушно-капельных инфекций?
  4. В качестве подробного изучения темы заполните таблицу (или опишите по плану).

Таблица «Заболевания с воздушно-капельным путем передачи»

Название заболевания

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

5. Сделать общий вывод:  

Лабораторная работа № 9

  1. Тема:  Принципы оказания первой доврачебной помощи.
  2. Цель:  Изучить причины травм. Научиться классифицировать травмы. Ознакомиться

                  с основными принципами оказания первой доврачебной помощи.

  1. Оборудование: 

                Рисунки по теме; перевязочный материал; средства антисептики;

                    инструктивные карточки.

  1. Ход работы:

        1. Изучите учебный материал. (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                   Ямпольская, с-260-269).

2. Обратите внимание на признаки, лежащие в основе классификации ран.

3. Рассмотрите общие принципы оказания первой доврачебной помощи.

Отчетные задания:

1. Дайте определение понятиям «рана», «первая доврачебная помощь».

2. Укажите, что такое асептика и антисептика? Что к ним относится?

  1. Перечислите известные вам виды травм.
  2. Объясните признаки, по которым вы сможете классифицировать рану?
  3. В качестве закрепления темы приведите пример основных принципов оказания первой доврачебной помощи при ране.

5. Сделать общий вывод:  

Лабораторная работа № 10

  1. Тема:  Первая помощь при кровотечениях и травмах.
  2. Цель:  Изучить виды кровотечений и травм. Научиться классифицировать кровотечения

                  и травмы. Ознакомиться с основными принципами оказания первой доврачебной

                  помощи.

  1. Оборудование: 

                Рисунки по теме; перевязочный материал; средства антисептики; жгут;

                    инструктивные карточки.

  1. Ход работы:

        1. Изучите учебный материал. (Учебник «Основы медицинских знаний» Р.В.Тонкова-

                                  Ямпольская, с-269-275).

2. Объясните (при работе в парах), что означают понятия: донор, резус-фактор; группы  

    крови?

3. Обратите внимание на вопросы переливания крови.

4. Перечислите  признаки наружного и внутреннего кровотечения.

5. Назовите последовательность действий при кровотечении у ребенка (носового, желудочного и др.).

        

Отчетные задания:

  1. Дайте определение понятия «кровотечение», «травма».
  2. Перечислите, какие виды кровотечений вам известны?
  3. Укажите, способы временной остановки кровотечения.
  4. Перечислите виды травм.
  5. Укажите способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах.

  1. Сделать общий вывод:  

Лабораторная работа

  1. Тема: «Болезни органов кровообращения»
  2. Цель: Изучить причины и симптомы заболеваний органов кровообращения и способы

их лечения и профилактики.

  1. Оборудование: учебник, инструктивная карточка.
  2. Ход работы:

  1. Пользуясь учебником, параграф 44, 46, выполните работу по плану:

а) название болезни;

б) причины болезни (этиологию);

в) симптомы болезни;

г) способы лечение;

д) меры профилактики.

        2. Выделяйте новые термины.

  1. Можно заполнить таблицу:

Название заболевания, причины

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

Врожденные пороки сердца.

Ревматизм

Анемия

Гемофилия

5. Сделайте выводы по работе:

Лабораторная работа

  1. Тема: «Болезни органов дыхания»
  2. Цель: Изучить причины и симптомы заболеваний органов дыхания и способы их

 лечения и профилактики.

  1. Оборудование: учебник, инструктивная карточка.
  2. Ход работы:
  1. Пользуясь учебником, параграф 41, 42, выполните работу по плану:

а) название болезни;

б) причины болезни (этиологию);

в) симптомы болезни;

г) способы лечение;

д) меры профилактики.

        2. Выделяйте новые термины.

  1. Можно заполнить таблицу:

 

Название заболевания, причины

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

Острый ларингит

Ангина

Хронический тонзиллит

Бронхит

Пневмония

Бронхиальная астма

  1. Сделайте вывод по работе:

Лабораторная работа

1. Тема: «Болезни органов пищеварения»

2.Цель: Изучить причины и симптомы заболеваний органов пищеварения и способы их

 лечения и профилактики.

  1. Оборудование: учебник, инструктивная карточка.
  2. Ход работы:
  1. Пользуясь учебником, параграф 48-50, выполните работу по плану:

а) название болезни;

б) причины болезни (этиологию);

в) симптомы болезни;

г) способы лечение;

д) меры профилактики.

                2. Выделяйте новые термины.

3.Можно заполнить таблицу:

 

Название заболевания, причины

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

Стоматиты

Гастрит

Гельминтозы (Аскаридоз)

Лямблиоз

5. Сделайте вывод по работе:



Предварительный просмотр:

Основы гигиены

Итоговая контрольная работа

по теме «Инфекционные заболевания»

1 вариант

Задание №1.  Дайте определение понятиям:

- инфекционные заболевания; антитела; дезинфекция; паразиты; дезинсекция.

Задание № 2. Выберите правильные утверждения.

  1. Микроорганизмы приносят только вред живым организмам.
  2. Микроорганизмы под влиянием различных факторов окружающей среды могут видоизменяться.
  3. Грипп – это хроническое вирусное заболевание.
  4. Простудными заболеваниями человек болеет в холодное время года.
  5. При дифтерии зев  покрыт налетом.
  6. Во время эпидемии устанавливают карантин.
  7. Профилактика инфекционных заболеваний – это выявление источника инфекции.
  8. Дезинсекция  - это виды инфекционных заболеваний.
  9. Дезинфекционные средства можно разделить на механические, физические и химические.
  10. Источником сальмонеллеза являются больные люди и бактерионосители.

Задание № 3. Вставьте пропущенные понятия.

  1. Существуют способы передачи инфекций …
  2. К неспецифическим факторам защиты относят…
  3. Изучением мельчайших живых организмов занимается …  
  4. К кишечным заболеваниям относятся…
  5. Вещества, образующиеся в организме в ответ на заражение микроорганизмом, называются …
  6. Вирусный гепатит относится к… 
  7. Источником инфекции может служить…
  8. Дезинфекционные средства – это … 
  9. Единичные случаи инфекционных заболеваний называются …
  10. Изучением закономерностей  возникновения и течения эпидемий занимается …

Задание № 4.  Ответьте на вопросы:

  1. Каковы симптомы общей интоксикации организма?
  2. Что влияет на выработку иммунитета?

2 вариант

Задание №1.  Дайте определение понятиям:

- микроорганизмы; сапрофиты; иммунитет; эпидемиология; дератизация.

Задание № 2. Выберите правильные утверждения.

  1. Непосредственной причиной развития инфекционного заболевания является внедрение патогенного микроорганизма.
  2. Микроорганизмы делятся на сапрофиты и паразиты.
  3. Любое инфекционное заболевание может протекать типично и нетипично (атипично).
  4. Возбудители кишечных инфекций, в основном, устойчивы и длительно сохраняются во внешней среде.
  5. При кишечных инфекциях заражение происходит воздушно-капельным путем.
  6. При дизентерии разрушается нервная система, сердечно-сосудистая и др.
  7. Источником ветряной оспы является больной человек.
  8. При простудных заболеваниях необходимо гулять на свежем воздухе.
  9. Организм сам вырабатывает антитела на внедрившийся микроорганизм.
  10. К эпидемиям можно отнести чуму, холеру, оспу.

Задание № 3. Вставьте пропущенные понятия.

1. Специфическими факторами защиты являются …  

2. К воздушно-капельным инфекциям относятся…

3.  Вирусный гепатит бывает …  

4. Источником дизентерии являются бактерии.

5. Иммунитет может быть …

6. Главной целью для предупреждения распространения  эпидемии является…

  1. Уничтожение микроорганизмов, вызывающих заболевание – это …
  2. На течение болезни влияют…
  3. Профилактика кокковых инфекций затруднена тем, что …
  4. Периоды течения инфекционных заболеваний – это…  

Задание № 4. Ответьте на вопросы:

  1. Укажите факторы возникновения инфекционных заболеваний:

        2.  Дайте характеристику основным группам дезинфекционных средств.

Ответы по предмету «Основы гигиены»

Ответы на итоговую контрольную работу по теме «Инфекционные заболевания»

1 вариант

Задание №1.  

Инфекционные заболевания – заболевания, возбудителями которых являются мельчайшие

                                                       живые организмы – микробы.

Антитела – специфические белки – гамма-глобулины сыворотки крови, образующиеся в ответ на введение

                      антигена (бактерии, токсины, белки, полисахариды и другие.).

Дезинфекция – обеззараживание, т.е. уничтожение микроорганизмов, вызывающих инфекционное заболевание.

                       (Дезинфекция делится на профилактическую, текущую и заключительную.).

Паразиты – микроорганизмы, живущие  за счет других организмов (животных и растений), принося вред этому

                       организму.

Дезинсекция – уничтожение насекомых (многие являются переносчиками инфекционных заболеваний – чумы,

                         сыпного тифа, малярии, возвратного тифа, энцефалита, дизентерии и др.).

Задание № 2.

 2, 5, 6, 9, 10.

Задание № 3.

  1. Воздушно-капельный, фекально-оральный, трансмиссивный путем (через передатчика);

через кожные покровы и слизистые оболочки; от животных (зоонозные инфекции).

  1. Фагоцитоз (лимфоциты и лейкоциты).
  2. Микробиология
  3. Дизентерия; сальмонеллез; вирусный гепатит; стрептококковые и стафилококковые

                      инфекции.

  1. Антитела.
  2. Острым кишечным инфекционным заболеваниям.
  3. Больной человек; нарушение правил личной гигиены; гигиены питания; переохлаждение организма;

       насекомые; грызуны; домашние животные.

  1. Средства, с помощью которых можно провести обеззараживание микроорганизмов.
  2. Случайными (спорадическими).
  3. Эпидемиология.

Задание № 4

1. Небольшой озноб; повышение температуры; головная боль; слабость; ломота в суставах; отсутствие

    аппетита; нередко рвота.

2. Степень индивидуальной восприимчивости ребенка к инфекциям; питание; состояние здоровья;

    санитарно-гигиенический уровень окружающей среды.

2 вариант

Задание №1.

Микроорганизмы – живые организмы, имеющие микроскопически малые размеры.

Сапрофиты – микроорганизмы, не вызывающие заболеваний других живых организмов.

Иммунитет – невосприимчивость организма к чужеродному агенту, к инфекции.

Эпидемиология – наука, изучающая пути широкого распространения заразной болезни и разрабатывающая

                            способы их лечения и меры их профилактики.

Дератизация – освобождение от грызунов, так как многие из них являются переносчиками инфекции.

Задание № 2.   1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание № 3.

  1. Вакцины (прививки).
  2. ОРВИ; грипп; аденовирусная инфекция; респираторно-сентициальная вирусная инфекция

              (катар: нос заложен…); сюда относятся также воздушно-капельные инфекции, вызываемые специфическими

              возбудителями (коклюш; дифтерия; корь; ветряная оспа; скарлатина; краснуха; паротит эпидемический;

              туберкулез; менингококковый менингит.).

  1. А, Б, С, Д.
  2. Дизентерийные бактерии.
  3. Врожденный и приобретенный.
  4. Выявление всех источников инфекции, механизм передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения. Конкретные мероприятия для обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива.
  5. Дезинфекция.
  6. Иммунитет ребенка, патогенность данного типа микроба.
  7.  Легкие и стертые формы заболеваний не всегда распознаются.
  8.    1 – скрытый (инкубационный);

         2 – начало заболевания (продромальный);

         3 – период активных проявлений болезни, здесь полностью проявляются характерные симптомы данного

               инфекционного заболевания;

         4 – период восстановления нормальных функций в организме.  

Задание № 4. 

1. Достаточная вирулентность микробов;

- поступление достаточного количества микробов;

- их проникновение через наиболее  благоприятные «входные ворота»;

- состоянием организма;

- восприимчивостью организма к  данному виду микроорганизма;

- неблагоприятные условия окружающей внешней среды (холод, высокая  температура, повышенная

   влажность и т.п.).

        2. Механические, физические, химические.

Дополнительный материал

После окончания обработки предметов и помещения дезинфицирующим средством берут с них смыв. Если в смывах обнаружена кишечная палочка, значит, дезинфекция проведена некачественно и ее следует повторить.

Все дезинфекционные средства можно разделить на 3 основные группы: механические, физические и химические.

Действие механических средств основано на удалении микроорганизмов путем вытряхивания, выколачивания, применения пылесоса, подметания, влажной уборки, мытья водой со щетками, стирки белья с мылом, - проветривания. Проветривание является мощным дезинфицирующим фактором, так как при этом значительно уменьшается содержание патогенных микроорганизмов в помещении, в одежде.

Воспитатели детских учреждений должны чаще проветривать помещения для игр, сна и т. п., следить за своевременным проветриванием постельных принадлежностей, разъяснять родителям, что комнату, где находится больной ребенок, также необходимо чаще проветривать, но при этом больного нужно хорошо укрывать одеялом, на голову надевать платок или шапочку.

К физическим средствам дезинфекции относится воздействие на микроорганизмы высоких температур. При этом можно воздействовать различными способами: прокаливанием в пламени горелки, сжиганием, горячим сухим или влажным воздухом, кипячением, водяным паром. При высокой температуре происходит отмирание всех видов микроорганизмов. Длительное нагревание обеспечивает бактерицидный эффект не только на поверхности обеззараживаемого предмета, но и в его глубине. При этом происходит полное обеспложивание (стерилизация) предмета. Основным недостатком этого способа дезинфекции является невозможность использования для обработки многих предметов, так как при высокой температуре происходит разрушение ряда материалов.

Прокаливание в пламени пинцетов, ножниц и скальпелей является одним из методов дезинфекции. Сжигание трупов животных, игрушек, книжек дает 100%-ное уничтожение заразного начала. Дезинфекцию влажным горячим воздухом осуществляют в специальных камерах. Наибольшей дезинфицирующей силой обладает насыщенный подвижный водяной пар с температурой выше 100°С.

Надежным методом дезинфекции является к и п я ч е н и е. Дезинфекцию кипячением производят в течение 15—30 минут и более в зависимости от стойкости возбудителя и от характера предметов, подлежащих обеззараживанию. Этим методом дезинфицируют посуду, шприцы, щетки, хирургический инструментарий. Белье также часто обеззараживают путем кипячения. Однако прогревание белья в глубине происходит медленно, поэтому его следует кипятить не менее 60—90 минут. Инфицированное белье опускают в кипящий мыльно-содовый раствор (1 часть мыла и З части стиральной соды) из расчета 10 л раствора на 1 кг сухого белья. Белье кипятят в течение 2 часов и несколько раз перемешивают. После этого белье не нуждается в последующей механической стирке, его лишь прополаскивают не менее 3 раз в чистой воде.

К химическим средствам дезинфекции относится обработка предметов и помещений химическими веществами. Наиболее широко применяемые из них: хлорная известь — белый порошок с резким запахом хлора. Для дезинфекции применяют хлорную известь, содержащую 25% активного хлора (активным называется хлор, который участвует в химических реакциях в водном растворе). Хлорная известь легко разлагается, теряя свою активность, поэтому ее следует хранить в темном сухом помещении в плотно закрытой таре. Но даже в этих условиях в течение месяца теряется около 1% активного хлора. Хлорная известь, содержащая менее 10% активного хлора, для дезинфекции непригодна. При содержании в хлорной извести активного хлора менее 25% количество ее в растворе должно быть соответственно увеличено. В сухом виде хлорную известь используют для дезинфекции испражнений, гноя, мокроты. Сухую хлорную известь применяют также для дезинфекции выгребных ям из расчета 1 кг на 1 м2 поверхности ямы. Этим обеспечивается также гибель личинок, мух, устранение запаха, который привлекает мух. Обрабатывать выгребные ямы рекомендуется 1 раз в 3— 10 дней. Для приготовления растворов хлорной извести сначала готовят 10%-ттую взвесь или хлорно-известковое молоко. Для этого берут 1 кг хлорной извести на ведро воды и готовят кашицу в небольшом количестве воды, растирая комочки, затем добавляют воду до 10 л и отстаивают в течение 1 суток в темном месте. После этого сливают осветленную часть из этого «маточного раствора» и готовят рабочий раствор, разбавляя его водой до нужной концентрации.

Хлорамин в отличие от хлорной извести является более стойким соединением, может храниться годами, меньше разрушает ткани, краски, предметы. Хлорамин находит применение при дезинфекции в тех же случаях, что и хлорная известь. Широко применяют хлорамин для мытья рук, щеток, для дезинфекции белья, посуды, игрушек, поверхностей столов, стульев, других объектов в виде 0,05—5%-ных растворов.

Фенол, или карболовая кислота, обычно применяют в виде мыльно-феноловых (карболовых) растворов: крепких, состоящих из 5% фенола, 3% мыла и 92% воды; слабых, состоящих из 3% фенола, 2% мыла и 95% воды. Мыльно-феноловые растворы применяют при дезинфекции в период кишечных инфекций. (Полированная и покрытая лаком мебель от них портится.) Обеззараживание поверхностей предметов достигается распылением растворов химических дезинфицирующих веществ под повышенным давлением из специальных насосов-гидропультов.

Для того, чтобы применяемое химическое вещество оказало достаточно выраженное дезинфицирующее действие, оно должно иметь определенную активность. Активность дезинфицирующих средств определяется химическим и биологическим способами. При определении химическим способом устанавливается состав данного дезинфицирующего средства и количество его составных частей; так, например, в растворе хлорной извести определяют количество активного хлора. При биологическом способе испытывают действия данного вещества на различных микроорганизмах, насекомых и грызунах.

Дезинсекция

Дезинсекция— уничтожение насекомых. Многие насекомые и клещи являются переносчиками или промежуточными хозяевами микробов, которые вызывают инфекционные заболевания, такие, как чума, сыпной тиф, малярия, возвратный тиф, энцефалит, дизентерия и др.

Дезинсекционные мероприятия, осуществляемые в медицинских целях, подразделяются на профилактические и истребительные. Для уничтожения насекомых в одежде, постельных принадлежностях используют специальные приспособления — дезинфекционные камеры. И них применяют сухой пли влажный горячий воздух и пар. При кипячении пли проглаживании белья горячим утюгом истребляются вши и гниды. Так, в частности, вши от воздействия воздуха, нагретого до 60°, погибают через 30 минут, а при нагревании до 85° •- через 5 минут. Гниды погибают при температуре 60° в течение »5 минут, а при 8Г>° в течение 20 минут. Гибель вшей и гнид в белье при его кипячении наступает за 10—15 минут. Для дезинсекции применяют также химические вещества, которые называются инсектицидами. Инсектициды используют в жидком, парообразном или газообразном состоянии, при этом они проникают в организм членистоногих через дыхательные пути, кишечник и наружные покровы. Они используются в смеси с различными пищевыми продуктами, служащими приманкой для насекомых. Так,  2%-ный раствор формалина в смеси с молоком, водой, квасом является хорошим ядом для мух. Инсектицидными свойствами обладают керосин. бензин, ксилол, зеленое мыло. Для уничтожения вшей в волосистых частях тела применяется мыльно-керосиновая эмульсия (30 частей мыла, 25 — горячей воды, 45 частей керосина). Почти для всех насекомых являются ядом молотые в порошках цветы кавказской или персидской ромашки — пиретрум.

В последние годы широко применяют синтетические инсектициды (гексохлоран, хлорофос). Однако они оказывают выраженное токсическое действие не только на насекомых, но и на организм человека, поэтому применение их строго ограничено с обязательным соблюдением всех мер предосторожности при работе с ними. Как средство индивидуальной защиты широкое распространение нашли вещества, отпугивающие насекомых. К наиболее распространенным из них относятся диметилфталеип, диэтилтолуоламид, ДЗТА и др. Их используют для смазывания открытых частей тела.

Дератизация

Дератизация — освобождение от грызунов, так как многие из них являются переносчиками инфекции. Истребление крыс, мышей и других грызунов осуществляется с помощью биологических, химических и механических способов.

К биологическим способам относится использование домашних животных — кошек, собак-крысоловов.  В Советском Союзе в местностях, опасных в отношении чумы, туляремии, проводятся охранные меры, ограничивающие истребление хищных птиц и некоторых млекопитающих грызунов.

Химические способы дератизации заключаются в применении ядов, которые используются в смеси с приманкой. Для разных видов грызунов применяют различные яды. Яды примешивают к приманкам, опыляют норы, закладывают в отверстие норы животного.

Химические средства, которые используют в борьбе с насекомыми и грызунами, являются ядами и могут вызвать тяжелое отравление и даже смерть, если они попадут в организм человека. Работники детских учреждений должны очень внимательно следить за тем, чтобы дети не смогли съесть приманку для грызунов, не находились в помещении, где проводится обработка химическими веществами.

Механические способы уничтожения грызунов заключаются в использовании различных ловушек, капканов.

Санитарно-дезинфекционный режим в дошкольном учреждении

С целью предупреждения развития инфекции в детских учреждениях должна проводиться постоянная дезинфекция, которая включает обработку и хранение предметов ухода за детьми, мебели, посуды, игрушек, постельного белья, а также уборку помещений, участка.

В период карантина, наряду с выполнением мер постоянного санитарного режима в дошкольном учреждении, обязательно проводят дополпитольные дезинфекционные мероприятия.

Постоянный санитарно-дезинфекцйонный режим включает дезинфекцию следующих предметов: столов и клеенок, которые нужно мыть горячей водой с мылом и содой, специально выделенной тряпкой, с последующей обработкой 1%-иым раствором хлорамина; клеенчатых нагрудников, которые  нужно мыть горячей водой с мылом.

Дополнительные задания

Задание № 1.  Вспомните поговорки:

        «Длительный отдых вызывает лень»; «Учение без умения — не польза, а беда».

        - Объясните, в чем смысл этих поговорок.

        - Согласны ли вы с ними?

        - О каких учебных умениях говорится?

        - Как с точки зрения учения о ВНД вырабатываются привычки, (лень или

          прилежность) и умения человека?

        Приведите примеры своих пословиц и поговорок.

Задание № 2.  Используя  свои  знания,  ответьте  на   вопросы  об условиях

                       работоспособности человека:

  1. Какие факторы снижают работоспособность?
  2. Какие правила гигиены надо соблюдать школьнику утром, чтобы сохранить

         высокую    работоспособность на уроках?

3.        В чем вред утренней торопливости и как это преодолеть?

4.        Что такое привычка? В чем ее польза?

        Составьте карточку-задание для проверки знаний обучаемого по данной теме.

Задание № 3. Опираясь на свой жизненный опыт, составьте таблицу

Полезные привычки

Простые привычки

Сложные привычки

Как их вырабатывать

А

Б

В

        В чем проявляется отрицательное влиянии вредных факторов на головной мозг, другие системы и поведение человека.

Задание № 4.  (Работа в парах). Прочтите и изучите материал о влиянии вредных веществ

                        на мозг, ВНД ребенка.

Составьте:

-  тезисный план;

- опорный конспект;

- задание-тест и расскажите материал своему соседу по работе.