Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Лилякова Альбина Владимировна

 Рабочая программа  по биологии 5 класс  (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_2014g.docx66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                            Директор ____________                            

                                                                                                           

                                                                                                            ___________________

                       

             

                     Рабочая программа

________________________                                                                            ____________________

             

по биологии

5 класс

(базовый уровень)

                                                                                       Учитель   А. В. Лилякова

                             

                                        2014/2015 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.), рассчитанной на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.  

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: 

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;      
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.  

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, РГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»

 В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования. Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч. в неделю).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения: 

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.                                       3
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.  
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 

1.  осознание роли жизни:

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 2.  рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им            

            объяснение;

 – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3.  использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. объяснение мира с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы

              растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5.  понимание смысла биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные

              навыки приготовления и изучения препаратов.        

6.  оценивание поведения человека с точки зрения здорового образа жизни:

_           использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;                        

  –         различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

                                                                                                                                                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 КЛАСС»

раздел

Количество часов

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов

11

3

Царство Бактерии

2

4

Царство грибы

5

5

Царство растения

11

ИТОГО

35


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема 1.   Введение (6 часов)

1. Личностные результаты

Учащиеся должны:

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  • знать правила поведения в природе;  
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;  
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение.

 2. Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из различных источников;  определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта.

3. Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-          о многообразии живой природы;

-          царства живой природы: Бактерии, Грибы, растения, Животные;

-          основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • экологические факторы;
  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, факторы, биотические факторы, антропогенный;  почва как

          среда обитания, организм как среда обитания;             

  • правила работы с микроскопом;
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:  

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,

          «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  • характеризовать среды обитания организмов;
  • характеризовать экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

                                                                                                                                                                     

Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
  • знать правила поведения в природе;  
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;  
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение. 

2. Метапредметные результаты 

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать объекты под микроскопом;
  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника.

3. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:  

  • устройство лупы и микроскопа;
  • строение клетки;
  • химический состав клетки;
  • основные процессы жизнедеятельности клетки;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:  

  • определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро»,

«ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»,

«химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества»,

«ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

  • работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;  распознавать различные виды тканей.

Учащиеся могут узнать:  

  • историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;  
  • клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;  
  • макро- и микроэлементы,  
  • космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

  • определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;  
  • объяснять отличия молодой клетки от старой,  доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;  - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

                                                                                                                                                                     

Тема 3.   Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов) 

  1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;  

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение.

  1. Метапредметные результаты

  Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

  1. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:  

  • давать общую характеристику бактериям и грибам;
  • отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся могут узнать:

  • значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;  
  • жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

  • выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными

Тема 4.   Царство Растения (11 часов) 

  1. Личностные результаты: 

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;  

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение.

  1. Метапредметные результаты 

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                              

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

  1. Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

  Учащиеся должны уметь:  

— давать общую характеристику растительного царства;

      — объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся могут узнать:

-        половое и бесполое размножение водорослей,  

-        жизненные циклы мхов и папоротников,  

-        древовидные папоротники,  

-        жизненный цикл сосны,  

-        покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Московской области.

Учащиеся смогут научиться:

-        выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,  

-        выявлять приспособления у растений к среде обитания,

-        различать лекарственные и ядовитые растения.

 

 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 4.      Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2013 г.

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы.

Растения»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
  • Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004                                                                                                                        9
  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
  • Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006г.  Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

 

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися результатов. следующих

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:  

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  
  2. умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;  различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;                                                                                                                                                                
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: 

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности: 

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: 

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере: 

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема      курса

(кол-во часов)

урока

Тема      урока

Лабораторная или практическая работа

контроль

Плановые сроки прохожде-ния программы

срок прохо-ждения программы по факту

1.Введение                                        (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе  

2

 Методы исследования в биологии

Пр.раб. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.  Отличительные признаки живого от неживого

Ведение дневника наблюдений»

4

Среды обитания живых организмов.  

Ведение дневника наблюдений»

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Ведение дневника наблюдений

6

Обобщающий урок

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Ведение дневника наблюдений»

2.

Клеточное строение организмов

 (11 часов)

1 (7)

 Устройство увеличительных приборов

Лаб. раб. № 1                                             «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Отчёт о лаб. работе.

2 (8)

 Строение клетки

Лаб.раб. № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Отчёт о лаб. работе.

3(9)

 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лаб.раб. № 3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Отчёт о лаб. работе.

4(10)

 Пластиды

 Лаб.раб. № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Отчёт о лаб. работе.

5(11)

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

6(12)

Химический состав клетки: неорганические и органические вещ - ва

7(13)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лаб.раб. № 5  «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Отчёт о лаб. работе.

8(14)

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

9(15)

Деление клетки

10(16)

Понятие «ткань»

 Лаб.раб. № 6  «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных клеток»

Отчёт о лаб. работе.

11(17)

Обобщающий урок

3.Царство Бактерии

   (2 часа)

1(18)

 Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

2(19)

Роль бактерий в природе и жизни человека  

4.Царство Грибы

(5 часов)

1(20)

 Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность Роль грибов в природе и жизни человека.

2(21)

 Шляпочные грибы.

Практ. раб. № 2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».  

3(22)

Плесневые грибы и дрожжи

Лаб.раб. № 7   «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

Отчёт о лаб. работе.

4(23)

Грибы-паразиты

5(24)

Обобщающий урок

5.Царство растения (11часов)

1(25)

 Ботаника — наука о растениях

 

2 (26)

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Лаб. раб.  №  8               «Строение зелёных водорослей»

Отчёт о лаб. работе.

3(27)

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

4(28)

Лишайники

5(29)

 Мхи

Лаб. раб.  №  9               «Строение мха (на примере местных видов)»

Отчёт о лаб. работе.

6 (30)

Папоротники, хвощи, плауны

Лаб. раб.  №  10

«Строение спороносящего хвоща» 

Лаб. раб.  №  11

«Строение спороносящего папоротника»                         

Отчёт о лаб. работе.

7(31)

Голосеменные растения

Лаб. раб.  №  12

 «Строение хвои и шишек хвойных на примере местных видов»             

Отчёт о лаб. работе.

8(32)

Покрытосеменные растения

Лаб. раб.  № 13

«Строение цветкового растения».             

Отчёт о лаб. работе.

9(33)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

10(34)

Обобщающий урок

11(35)

Обобщающий урок

СОГЛАСОВАНО                                                                            СОГЛАСОВАНО

Председатель ШМО                                                                         Заместитель директора (УВР)

                                                                             

_______________                                                                                   ___________________

Протокол № __ от ___________

Перечень лабораторных работ, проводимых в 5 классе.

№ п/п

Тема работы

№ урока

Планир.

дата

Факт. дата

1.

Л/р № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

№ 7

2.

Л/р № 2 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

№ 8

3.

Л/р № 3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

№ 9

4.

Л/р № 4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

№ 10

5.

Л/р № 5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи»

№ 13

6.

Л/р № 6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных клеток»

№ 16

7.

Л/р № 7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»

№ 22

8.

Л/р № 8 «Строение зелёных водорослей»

№ 26

9.

Л/р № 9 «Строение мха (на примере местных видов)»

№ 29

10.

Л/р № 10 «Строение спороносящего хвоща»

№ 30

11.

Л/р № 11 «Строение спороносящего папоротника»

№ 30

12.

Л/р № 12 «Строение хвои и шишек хвойных на примере местных видов»

№ 31

13.

Л/р № 13 «Строение цветкового растения».

№ 32