Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии 7 класс (базовый уровень)

    Лилякова Альбина Владимировна

    Рабочая программа по биологии 7 класс  (базовый уровень)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_klass_poyas_nit_2014.doc205.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                           

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

    муниципального образования

    Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                Директор ____________                            

                                                                                                               

                                                                                                                ___________________

                           

                 

                         Рабочая программа

    _____________________                                                                       _____________________

                 

    по биологии

    7 класс

    (базовый уровень)

                                                                                           Учитель   А. В. Лилякова

                                 

    2014/2015 учебный год.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и  программы для общеобразовательных учреждений по биологии                               для 5-11-го классов к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.     Сост. Г. М. Пальдяева  М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (70 часов)

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельно животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей также с возрастными особенностями развития учащихся.

    Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Предъявленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной  программой.  Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

    Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа), 2003. - 144с: ил.

    В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачу требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений.         - М.: Дрофа, 2005. - 304с;

    а также методических пособий для учителя:

    1. В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. - М.: Дрофа, 2004, - 192с;
    2. УМК Л. Д. Парфилова  «Тематическое и поурочное планирование по биологии» к учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биолгия. Животные 7 класс» Изд. «Экзамен» -М: 2006
    3. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

    дополнительной литературы для учителя:

    1. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.:

        Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы);

    1. Дидактические карточки-задания по биологии: Животные. /Бровкина Е. Т., Белы М.: Издательский Дом

       "ГЕНДЖЕР", 1997. - 56с;

               3) Шапкин В. А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

               4) Латюшин В. В. Биология. Животные. 7 класс: Рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2004.-160 с;

           5) Никишов А. И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.:«РАУБ» «Цитадель1996.- 174с;

               6) Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. –М.: АCT-ПРЕСС,  

                 1999. - 258с.:ил.- («Занимательные уроки»);

     7)  Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.:    

         Дрофа, 2004. - 272с;

        8) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

     дополнительной литературы для  обучающихся:

    1) Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.Специальная Литература, 1996. .;

      2) Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО издательство АСТ»,

         2003. - 624с: ил.;

               3) Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс - М.: Дрофа, 2003. - 144с: ил.;

              4) Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас - М.: Росмэн, 1998. - 88с;

    1. Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с;

    6)Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН. ,-183с: с ил.;

       7)        Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН.Щ.-144с: с ил.;

     8)         Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология /Экология. Животные: Сборник заданий и задач с
                  ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

    9)        Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М. Д. Ак-
                      сёнова,- М.: Аванта+, 1998. - 704с: ил.;

           10) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев. - М.: ООO «Фирма  

                "Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 464с: ил.;

           11) Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"»;  

                 ООО   «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

    12)        Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма
                Издательство АСТ"»; ООО «Астрель», 1999 - 480с: ил.

    Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

    MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

    • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
    • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
    • Интернет-ресурсы

    Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.zooland.ru - сведения о животных на сайте «Кирилл и Мефодий» www.zoo.ru/moscow - сайт Московского зоопарка

    Видеоматериал: видеокассеты и видеоиллюстрации

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

    Учащиеся должны знать:

    -признаки организма как целостной системы;

    -основные свойства животных организмов;

    -сходство и различия между растительными и животными организмами;

    -что такое зоология, и какова её структура;

    -признаки одноклеточного организма;                                                                                                                        

    -основные систематические группы одноклеточных и их представителей;                         

    -значение одноклеточных животных в экологических системах;

    -паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;

    -современные представления о возникновении многоклеточных животных;

    -общую характеристику типа Губки;

    -общую характеристику типа Иглокожие;

    -общую характеристику типа Кишечнополостные;

    - общую характеристику типа Плоские черви;

    - общую характеристику типа Круглые черви;

    - общую характеристику типа Кольчатые черви;

    - общую характеристику типа Моллюски;

    - общую характеристику типа Членистоногие;

    -современные представления о возникновении Хордовых животных;

    -общую характеристику надкласса Рыбы;

    - общую характеристику класса Земноводные;

    - общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

    - общую характеристику класса Птицы;

    - общую характеристику класса Млекопитающие;

    -гипотезу о происхождении эукариотических организмов;

    -основные черты организации представителей всех групп животных;

    -крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

    -значение животных в природе и жизни человека;

    -воздействие человека на природу;

    -сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;

    -особенности жизнедеятельности домашних животных.

    Учащиеся должны уметь:

    -объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

    -представлять эволюционный путь развития животного мира;

    -классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

    -применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

    -объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

    -использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

    -раскрывать значение многоклеточных животных в природе и жизни человека;

    -применять полученные знания в практической жизни;

    -наблюдать за поведением животных в природе;

    -определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

    -работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

    -объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

    -использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;

    -характеризовать экологическую роль хордовых животных;

    -характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

    -наблюдать за поведением животных в природе;

    -оказывать первую медицинскую помощи при укусе опасным или ядовитым животным;

    -характеризовать основные направления эволюции животных;

    -объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов;

    -описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;

    -анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

    -выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;

    -обращаться с домашними животными;

    -разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных;

    -оказывать первую помощь при травмах и отравлениях.

                                                           

                                             

    Содержание тем учебного курса «Биология – 7. Животные».

    п/п

    Наименование разделов, темы

    Всего часов.

    Введение.

    2

    1.

    Многообразие животных.

    37

    1.1

    Простейшие.

    2

    1.2

    Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

    17

    1.3

    Многоклеточные животные. Позвоночные.

    18

    2.

    Эволюция строения и функций органов и их систем

    12  

    2.1

    Эволюция строения и функций органов и их систем.

    12

    3.

    Индивидуальное развитие животных

    4

    4.

    Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

    5

    4.1

    Развитие животного мира на Земле

    3

         4.2

    Закономерности размещения животных на Земле.

    2

    5.

    Биоценозы.

    4

          6.

    Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

    4

    Обобщение по курсу «Биология. Животные».

    2

    Итого:

    70

            

    Перечень лабораторных работ.

    № п/п

    Название лабораторной работы

    № урока

    План. дата

    Фактич. дата

    1.

    Изучение одноклеточных животных

    3

    2

    Изучение  дождевого червя.

    10

    3.

    Многообразие ракообразных

    14

    4.

    Многообразие насекомых

    16

    5.

    Изучение  строения  рыб.

    23

    6.

    Изучение внешнего строения птиц.

    30

    7.

    Изучение особенностей различных покровов тела

    42

    8

    Особенности строения скелета птиц в связи с полётом

    43

    9.

    Изучение строения куриного яйца

    54

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема      курса

    (кол-во часов)

    урока

    Тема      урока

    Лабораторная или практическая работа

    контроль

    Плановые сроки прохожде-ния программы

    срок прохож-дения программы по факту

    Введение                                        (2 часа)

    1

    История развития зоологии

    2

    Современная зоология

    1.Многообразие животных.                              (39 часов)                                        

    1.1. Простейшие.                                   (2 часа)

    1 (3)

    Общая характеристика простейших. Многообразие простейших.

    Лаб. раб.                    № 1                          « Изучение однокле-точных животных»

    Отчёт о лаб. работе.

    2 (4)

    Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

    1.2. Многоклеточные организмы.                                (37 часов)                 1.2.1. Беспозвоночные.   (17 часов)

    1(5)

    *Губки.

    Диагност. работа «Простей-шие»

    2(6)

    Тип  Кишечно-полостные.  Общая характеристика.

    3(7)

    Тип  Плоские черви.

    Диагност. работа «Кишечно-полостные»

    4(8)

    Тип Круглые черви

    5(9)

    Тип  Кольчатые черви. Полихеты.

    6(10)

    Многообразие кольчатых червей.    Олигохеты. Пиявки

    Лаб. раб.              № 2

    «Изучение   дождевого червя»

    Отчёт о лаб. работе.

    7(11)

    Тип Моллюски

    Диагност. работа          «Черви»

    8(12)

    Многообразие моллюсков

    9(13)

    *Тип  Иглокожие

    10(14)

    Тип Членистоногие. Класс  Ракообразные.

    Лаб. раб.              № 3 «Многооб-разие ракообраз-ных» 

    Отчёт о лаб. работе.

    11(15)

    Класс Паукообразные. Клещи.

    12(16)

    Класс Насекомые. Общая характеристика. Значение.                    

    Лаб. раб.              № 4 «Многооб-разие насекомых» 

    Отчёт о лаб. работе.

    13(17)

    Отряды Насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, поденки.

    14(18)

    Стрекозы, вши, жуки, клопы.

    15(19)

    Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

    16(20)

    Перепончато-крылые насекомые

    17(21)

    Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные животные. Беспозвоночные»    

    или

    (Экскурсия  в музей «Разнообразие и роль членистоногих в природе»)

    Тренировочная работа (ЕГЭ) в Рабочих тетрадях   «Беспозвоночные»

    (Отчёт об экскурсии)

    1.2.2.  Хордовые.

    (20 часов)

    18(22)

    Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.

    19(23)

     Подтип Черепные.                     Классы   рыб. Костные   рыбы.

    Лаб. раб.                № 5 «Изучение строения рыб»

    Отчёт о лаб. работе.

    20(24)

    Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

    21(25)

    Многообразие костных рыб. Отряды: Осётровые, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

    22(26)

    Класс  Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

    Диагност. работа    «Рыбы»

    23(27)

    Класс Пресмыкающиеся   (Рептилии).       Отряды  Пресмыкающих-ся: Чешуйчатые

    24(28)

    Отряды Пресмыкающихся:Крокодилы и Черепахи.

    25(29)

    Обобщающий урок по темам «Земноводные», «Пресмыкающие-ся»

    Диагност. работа «Земновод-ные», «Пресмыка-ющиеся»

    26(30)

    Класс  Птицы. Отряд Пингвины.

    Лаб. раб.               № 6  «Изучение внешнего строения птиц»

    Отчёт о лаб. работе.

    27(31)

    Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

    28(32)

    Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

    29(33)

    Отряды птиц. Воробьинообраз-ные, Голенастые.

    30(34)

    Обобщающий урок  по теме «Класс Птицы»  или     (Экскурсия «Изучение многообразия птиц» в природе или в музее)

    Диагност. работа «Птицы»

    (Отчёт об экскурсии)

    31(35)

    Класс млекопитающие (Звери).  Отряды:                       Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные , Рукокрылые,

    32(36)

    Отряды: Грызуны, Зайцеобразные

    33(37)

    Отряд  Хищные

    34(38)

    Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные.

    35(39)

    Отряды: Парнокопытные, Непарнокопыт-ные

    36(40)

    Отряд  Приматы.

    37 (41)

    Обобщающий урок по теме, «Млекопитаю-щие»   или      (Экскурсия «Изучение многообразия  млекопитающих»   в музее)

    Диагност. работа «Млекопи-тающие»

    (Отчёт об экскурсии)

    2.  Эволюция строения и функций органов и их систем.

    (12 часов)

    1(42)

    Покровы тела

    Лаб. раб.                  № 7 «Изучение особенностей различных покровов тела»

    Отчёт о лаб. работе.

    2(43)

    Опорно-двигательная система

    Лаб. раб.                  № 8 «Особенно-сти  строения скелета птиц в связи с полётом»

    Отчёт о лаб. работе.

    3(44)

    Способы передвижения. Полости  тела.

    4(45)

    Органы дыхания и газообмена.

    5(46)

    Органы пищеварения.

    6(47)

    Обмен веществ и превращение энергии.

    7(48)

    Кровеносная система. Кровь.

    8(49)

    Органы  выделения.

    9(50)

    Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

    10(51)

    Органы чувств. Регуляция деятельности.

    11(52)

    Продление  рода. Органы размножения.

    12(53)

    Обобщающий урок по теме                            « Эволюция строения и функций органов и их систем».

    Диагност. работа «Эволюция систем органов животных»

    3. Индивидуальное развитие животных (3часа)

    1(54)

    Способы размножения животных. Оплодотворение.

    Лаб. раб.                  №  9 «Изучение строения куриного яйца»

    Отчёт о лаб. работе.

    2 (55)

    Развитие животных с превращением и без превращения.

    3(56)

    Периодизация и продолжитель-ность жизни животных.

    4. Развитие и закономерности размещения  животных на Земле.                       (5 часов)

    1(57)

    Доказательства эволюции  животных

    2(58)

    Чарльз  Дарвин о причинах  эволюции животного мира

    3(59)

    Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

    4(60)

    Ареалы обитания животных.. Миграции

    5(61)

    Обобщающий урок.

    Диагн.  раб. «Развитие и закономер-ности размещения животных на Земле.

    6. Биоценозы

    (4 часа)

    1(62)

    Естественные и искусственные биоценозы.

    2(63)

    Факторы среды и их влияние на биоценозы.

    3(64)

    Цепи питания и поток энергии.

    4(65)

    Экскурсия «Взаимосвязь компонентов биоценозов».

    (Отчёт об экскурсии)

    7.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека    (5 часов)

    1(66)

    Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

    2(67)

    Одомашнивание животных.

    3(68)

    Законы России об охране животного мира.   Система мониторинга.

    4(69)

    Охрана и рациональное использование животного мира

    5(70)

    Экскурсия  на выставку сельскохозяйст-венных и домашних животных».

    (Отчёт об экскурсии)

    СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

    Председатель ШМО                                                                      Заместитель директора (УВР)

                                                                                                                     

     _______________                                                                                   ___________________

    Протокол № ___ от ___________