Рабочая программа по биологии (с элементами краеведения) 6 класс (базовый уровень)

Лилякова Альбина Владимировна

 Рабочая программа по биологии (с элементами краеведения) 6 класс  (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_biologii.docx89.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                            Директор ____________                            

                                                                                                           

                                                                                                            ___________________

                       

             

                     Рабочая программа

________________________                                                                            ____________________

             

по биологии

(с элементами краеведения)

6 класс

(базовый уровень)

                                                                                       Учитель   А. В. Лилякова

                             

                                        2014/2015 учебный год.

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов. (Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова). При разработке программы использовано методическое пособие Н. И. Галушковой «Биология. Бактерии.      Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника /авт.-сост.                Н. И. Галушкова.- Волгоград: Учитель, 2007»

    Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения обучающихся 6 класса основной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента добавлен еще 1 час на изучение краеведения. Занятия проводятся 2 раза в неделю    (70 часов за год обучения).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цель курса – дать обучающимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Московской области.

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;
  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных обучающимися района и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Ресурсная база для реализации программы включает:

  1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств.
  2. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Экология Подмосковья: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005.
  4. Краеведческий материал, накопленный обучающимися города и школы – участниками экологических олимпиад.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор обучающихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Учебно-методический комплект для обучающихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2013) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2013).

В состав УМК  входят:

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

6

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология             5 – 11 классы».                                    – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством

Пасечника В.В.

  1. Учебник: В. В. Пасечник

Биология. 6 кл.  Бактерии, грибы, растения: учебник для общеобразовательных учебных заведений.– Москва: «Дрофа», 2013 г.

2.В. В. Пасечник,

 Т. А. Снисаренко

Рабочая тетрадь. Биология.

Бактерии. Грибы. Растения.                       6 класс. 3 изд. М.:

 «Дрофа» 2013 г.

3.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 кл.

(сост. С. Н. Березина – М.:ВАКО, 2011)

1.Биология. Бактерии.      Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника /авт.-сост.Н. И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2007

2.Калинина А.А.

Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс,    2–ое  изд.- М.: ВАКО, 2007

                        

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

  • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
  • работа с иллюстрацией учебника;
  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся  материалам и с использованием близлежащих природных объектов;
  • проведение викторин и опросов;
  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
  • решение биологической задачи (устно или письменно);
  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
  • устный ответ с указанием частей организма  на таблице;
  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;
  • сравнение признаков объекта;
  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);
  • обсуждение индивидуального сообщения товарища;
  • письменный программированный опрос;
  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;
  • письменный биологический диктант по терминам;
  • творческий отчет по экскурсии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Московской области;
  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
  • правила и нормы поведения в природе.
  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Московской области ;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Московской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  •  выявлять приспособления организмов в среде обитания;
  •  сравнивать биологические объекты  ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  •  определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  •  проводить самостоятельный поиск биологической информации:  с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  •  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

             

                             Содержание тем учебного курса

                                          Биология 6 класс.

Наименование раздела, темы

Всего часов.

Введение.

2

1.

Клеточное строение организмов.

5

2.

Царства Бактерии и  Грибы.

        6

3.

Основные отделы царства Растения.

8

4.

Строение и многообразие Цветковых растений.

15

5.

Жизнь растений.

16

6.

Классификация растений.

6

7.

Природные сообщества.

6

8.

 Развитие  растительного мира                                                                                                                      

4

                                                                                                                                                                                                                                                                           Заключение

2

                                                                                                              Итого:

70

                                                 

                                                Содержание программы

(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии и Грибы (6 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московского региона и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

3. Царство Растения (8 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Московского региона.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области.

Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

5. Жизнь растений (16 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Московского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений Московской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Московской области.

6. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Московская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Московская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

7. Природные сообщества (6 ч)

Основные экологические факторы на примере Московского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Московского региона.

Взаимосвязь растений с другими организмами в Московском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Московском регионе и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Московской области.

8. Развитие растительного мира (4 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

                                                     Заключение (2 ч)

Летние задания.

Резерв.

                             

                              Календарно-тематическое  планирование

разделы

          темы уроков

всего

часов

практические и

лабораторные работы

контроль

даты

план

Фак-тич.

Введение (2 часа)

1.Биология – наука о живой природе

1

1нед.

2.Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

1

1нед.

1 Раздел: «Клеточное строение организмов»

  1. часов (5/0)

3.Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1 «Устройство микроскопа»

Задания в «Рабочей тетради»

2нед.

4.Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли)

1

Л/р № 2 «Рассматривание кожицы лука»

Задания в «Рабочей тетради»

2нед.

5.Строение клетки (пластиды)

1

Л/р № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи»

Задания в «Рабочей тетради»

3нед.

6.Жизнедеятельность клетки

1

3нед.

7.Ткани

1

Тесты по теме

4нед.

2 Раздел: «Царство Бактерии и Грибы»

  1. часов (4/2)

8.Строение и жизнедеятельность бактерий

1

4нед.

9.Роль бактерий в природе и жизни человека

1

5нед.

10.Общая характеристика грибов

1

5нед.

11.Шляпочные грибы на примере грибов Московской области

1

Л/р № 4 «Строение шляпочных грибов»

Задания в «Рабочей тетради»

6нед.

12.Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 5 «Плесневый гриб мукор»

Задания в «Рабочей тетради»

6нед.

13.Роль грибов в природе Московского региона

1

Тесты по теме

7нед.

3 Раздел:                                                            «Основные отделы царства Растения»

  1. часов (0/8)

14.Разнообразие, распространение и значение растений в Московском регионе

1

7нед.

15.Одноклеточные водоросли Московской области

1

Л/р № 6 «Изучение строения одноклеточных и многоклето-чных водорослей»

Задания в «Рабочей тетради»

8нед.

16.Многоклеточные водоросли Московской области

1

8нед.

17.Лишайники Московской области

1

9нед.

18. Мхи Московской области

1

Л/р № 7 «Изучение строения мха»

Задания в «Рабочей тетради»

9нед.

19.Папоротники, хвощи и плауны Московской области

1

Л/р № 8 «Изучение спороносного папоротника»

Задания в «Рабочей тетради»

10 нед.

20.Голосеменные растения в Московском регионе

1

Л/р № 9 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

Задания в «Рабочей тетради»

10 нед.

21.Покрытосеменные растения в Московской области

1

Тесты по теме

11 нед.

 4 Раздел: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

  1. часов (10/5)

22.Строение семян двудольных растений

1

Л/р № 10 «Изучение строения семян двудольных растений»

Задания в «Рабочей тетради»

11 нед.

23.Строение семян однодольных растений

1

Л/р № 11 «Изучение строения семян однодольных растений»

Задания в «Рабочей тетради»

12 нед.

24. Виды корней и типы корневых систем

1

Л/р № 12 «Виды корней»

Задания в «Рабочей тетради»

12 нед.

25. Зоны корня

1

Л/р № 13 «Изучение внутреннего строения корня»

Задания в «Рабочей тетради»

13 нед.

26. Видоизменение корней растений Московского региона

1

13

нед.

27. Побег и почки

1

Л/р № 14 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Задания в «Рабочей тетради»

14 нед.

28. Внешнее строение листа

1

Л/р № 15 «Изучение строения листа»

Задания в «Рабочей тетради»

14 нед.

29. Клеточное строение листа

1

Л/р № 16 «Клеточное строение листа»

Задания в «Рабочей тетради»

15 нед.

30. Видоизменение листьев растений Московского региона

1

15 нед.

31.Строение стебля

1

Л/р № 17 «Изучение макро и микростроения стебля»

Задания в «Рабочей тетради»

16 нед.

32. Видоизмененные побеги

1

Л/р № 18 «Изучение видоизменен-ных побегов»

Задания в «Рабочей тетради»

16

нед.

33. Строение цветка

1

Л/р № 19 «Изучение строения цветка»

Задания в «Рабочей тетради»

17 нед.

34. Соцветия растений Московской области

1

Л/р № 20 «Ознакомление с различными типами соцветий»

Задания в «Рабочей тетради»

17

нед.

35. Плоды растений Московской области

1

Л/р № 21 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Задания в «Рабочей тетради»

18 нед.

36. Распространение плодов и семян растений Московского региона

1

Тесты по теме

18 нед.

5 раздел: «Жизнь растений»                             16 часов (10/6)

Химический состав растений

1

Л/р № 22 «Химический состав растений»

Задания в «Рабочей тетради»

19 нед.

38.Минеральное питание растений

1

19 нед.

39. Фотосинтез

1

20

нед.

40. Дыхание растений

1

20

нед.

41. Испарение воды

1

21 нед.

42. Передвижение минеральных веществ

1

Л/р № 23 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Задания в «Рабочей тетради»

21

нед.

43. Передвижение по стеблю органических веществ

1

22

нед.

44. Прорастание семян растений Московского региона

1

22

нед.

45. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области»

1

23

нед.

46. Растительный организм как единое целое

1

П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

23

нед.

47. Способы размножения растений в Московской области

1

24

нед.

48. Размножение споровых растений в Московской области

1

24

нед.

49. Размножение голосеменных растений в Московской области

1

25

нед.

50. Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области

1

П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

25

нед.

51. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1

26

нед.

52. Способы опыления у покрытосеменных растений

1

Тесты по теме

26

нед.

6 раздел: «Классификация растений»

6 часов (2/4)

53. Основы классификации растений

1

27

нед.

54. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 24 «Выявление признаков семейства                по внешнему строению растения»

27

нед.

55. Семейство Крестоцветные на примере растений Московской области

1

Задания в «Рабочей тетради»

28

нед.

56. Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Московской области

1

28

нед.

57. Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области

1

Задания в «Рабочей тетради»

29

нед.

58. Семейства Лилейные и Злаки на примере растений Московской области.

Тесты по теме

29 нед.

 7 раздел: «Природные сообщества»                               6 часов (0/6)

59. Основные экологические факторы на примере Московского региона

1

30

нед.

60. Характеристика основных групп растений на примере Московского региона

1

Л/р № 25 «Особенности строения растений различных экологических групп»

Задания в «Рабочей тетради»

30

нед.

61. Растительные сообщества на примере Московского региона

1

31

нед.

62. Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Московского региона

1

31

нед.

63. Экскурсия «Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека»

1

32 нед.

64. Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Московской области»

Тесты по теме

32 нед.

8 раздел: «Развитие растительного мира»                                                4 часа (2/2)

65.Многообразие растений и их происхождение

1

33 нед.

66.Основные этапы развития растительного мира

1

33 нед.

67.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона

1

34 нед.

68.Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с разнообразием растений пришкольного участка»

1

34 нед.

Заключение

2 часа (1/1)

69. Летние задания

35 нед.

 

70. Резерв

35 нед.

СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО

Председатель ШМО учителей предметов                                 Зам. директора (УВР) Н. П. Щёголева

естественно-научного цикла Селезнева А.Ю.                            ____________________________            

_______________________________                                           ____________________________

Протокол заседания ШМО № 1 от 26.08.2014г.                                                                


Календарно-тематическое  планирование

(35 часов, 1 раз в неделю)

(6 класс   обучение на дому)

разделы

          темы уроков

всего

часов

Практические и

лабораторные работы

контроль

даты

план

факт

Введение

1 час

1.Биология – наука о живой природе

1

1нед.

1 Раздел: «Клеточное строение организмов»

  1.  часа (3/0)

2.Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1 «Устройство микроскопа»

Задания в «Рабочей тетради»

2нед.

3.Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли, пластиды)

1

Л/р № 2 «Рассматривание кожицы лука и листа

«    элодеи»

Задания в «Рабочей тетради»

3нед.

4. Жизнедеятельность клетки.

 Т      Ткани

1

Т    Тест по теме «Клеточное строение организмов»

4нед.

2 Раздел: «Царство Бактерии и Грибы»

  1.  часа (3/2)

5.Строение и жизнедеятельность бактерий.

9.   Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Задания в «Рабочей тетради»

5нед.

6.Общая характеристика грибов

    Роль грибов в природе    

     Московского региона

1

6нед.

7.Шляпочные грибы на примере грибов Московской области

1     Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 3 «Строение шляпочных и плесневых грибов (мукора)»

Задания в «Рабочей тетради»

7нед.

3 Раздел:                                                            «Основные отделы царства Растения»

  1. часа (0/4)

8.Разнообразие, распространение и значение растений в Московском регионе

1

Тест по теме «Грибы»

8нед.

9.Одноклеточные водоросли Московской области

1    Многоклеточные водоросли Московской области.

Лишайники Московской области.

1

Л/р № 4 «Изучение строения одноклеточных       и многоклеточных водорослей»

Задания в «Рабочей тетради»

9нед.

11. Мхи Московской области Папоротники, хвощи и плауны Московской области

1

Задания в «Рабочей тетради»

10

нед.

12.Голосеменные и  покрытосеменные растения в Московском регионе

1

1

Л/р № 5 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

Задания в «Рабочей тетради»

Т

11

нед.

 4 Раздел: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

  1. часов (4/4)

13.Строение семян двудольных и  однодольных растений

1

Л/р № 6 «Изучение строения семян двудольных                                  и однолольных растений»

Задания в «Рабочей тетради»

12

нед.

14. Виды корней и типы  

      корневых систем. Зоны    

     корня.  Видоизменение корней          

     растений Московского  

      региона

1

Л/р № 7 «Виды корней. Видоизменения корней»

Задания в «Рабочей тетради»

13

нед.

15. Побег и почки

1

Л/р № 8 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Задания в «Рабочей тетради»

14

нед.

16. Внешнее строение листа.    

      Видоизменение листьев

      растений Московского

      региона.

           Клеточное строение листа.

1

1

Л/р № 9 «Изучение строения листа»

Задания в «Рабочей тетради»

15

нед.

17. Строение стебля

1

Л/р № 10 «Изучение макро             и микростроения стебля»

Задания в «Рабочей тетради»

16

нед.

18. Видоизмененные побеги

1

Л/р № 11 «Изучение видоизмененных побегов»

Задания в «Рабочей тетради»

17

нед.

19. Строение цветка.

 Соцветия растений    

  Московской области

1

Л/р № 12 «Изучение строения цветка»

Задания в «Рабочей тетради»

18 нед.

20. Плоды растений Московской области.

3    Распространение плодов и семян растений Московского региона

1

1

Л/р № 13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Задания в «Рабочей тетради»

19 нед.

5 раздел: «Жизнь растений»                             7 часов (4/3)

21.Химический состав растений. Минеральное питание растений. Передвижение минеральных    

 веществ. Передвижение по стеблю  органических веществ

1

Тест по теме «Строение и разнообра-зие цветковых растений.»

20 нед.

22. Фотосинтез. Дыхание    

       растений. Испарение воды.

1

21 нед.

23. Прорастание семян растений Московского региона.

 Р  

1

1

П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

22 нед.

24.Растительный организм как   единое целое

1

23 нед.

25. Способы размножения растений в Московской области

Размножение споровых растений в Московской области.

4    

21  Размножение голосеменных растений в Московской области.

1

Задания в «Рабочей тетради»

24 нед.

26. Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области

1

П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

25 нед.

27. Размножение покрытосеменных растений.   Способы опыления у покрытосеменных растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян.

1

26

нед.

6 раздел: «Класси-фикация растений»

3 часа (1/2)

28. Основы классификации растений.

5    Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

27 нед.

29. Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые,

 Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области

1

1

За    Задания в «Рабочей тетради»

28 нед.

30. Семейства Лилейные и Злаки на примере растений Московской области.

1

29 нед.

 7 раздел: «Природные сообщества»                               3 часа (0/3)

31. Основные экологические факторы на примере Московского региона

1

30 нед.

32. Характеристика основных групп растений на примере Московского региона

1

Задания в «Рабочей тетради»

31 нед.

33. Растительные сообщества на примере Московского региона.

6    Взаимосвязи в растительном сообществе на примере сообщества Московского региона (лес)

1

1

32 нед.

8 раздел: «Развитие растительного мира»                                                2 часа (1/1)

34.Многообразие растений и их происхождение.

6   Основные этапы развития растительного мира

1

33 нед.

35.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона

1

34 нед.

Заключение

1 час

Летние задания

1

35 нед.

СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО

Председатель ШМО учителей предметов                                 Зам. директора (УВР)

естественно-научного цикла_________                                      ____________________________            

Протокол заседания ШМО № ____ от  _____________