Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии (с элементами краеведения) 6 класс (базовый уровень)

    Лилякова Альбина Владимировна

     Рабочая программа по биологии (с элементами краеведения) 6 класс  (базовый уровень)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_biologii.docx89.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14

    муниципального образования

    Люберецкий муниципальный район Московской области.

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                Директор ____________                            

                                                                                                               

                                                                                                                ___________________

                           

                 

                         Рабочая программа

    ________________________                                                                            ____________________

                 

    по биологии

    (с элементами краеведения)

    6 класс

    (базовый уровень)

                                                                                           Учитель   А. В. Лилякова

                                 

                                            2014/2015 учебный год.

    Пояснительная записка

    Данная Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов. (Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова). При разработке программы использовано методическое пособие Н. И. Галушковой «Биология. Бактерии.      Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника /авт.-сост.                Н. И. Галушкова.- Волгоград: Учитель, 2007»

        Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения обучающихся 6 класса основной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента добавлен еще 1 час на изучение краеведения. Занятия проводятся 2 раза в неделю    (70 часов за год обучения).

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Цель курса – дать обучающимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Московской области.

    Задачи курса:

    • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;
    • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;
    • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;
    • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
    • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.
    • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

    Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

    Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных обучающимися района и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций обучающихся.

    Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

    Ресурсная база для реализации программы включает:

    1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств.
    2. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
    3. Экология Подмосковья: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005.
    4. Краеведческий материал, накопленный обучающимися города и школы – участниками экологических олимпиад.

    Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор обучающихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

    Учебно-методический комплект для обучающихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2013) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2013).

    В состав УМК  входят:

    Класс

    Реквизиты программы

    УМК обучающихся

    УМК учителя

    6

    «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология             5 – 11 классы».                                    – М.: Дрофа, 2009.

    Программа авторского коллектива под руководством

    Пасечника В.В.

    1. Учебник: В. В. Пасечник

    Биология. 6 кл.  Бактерии, грибы, растения: учебник для общеобразовательных учебных заведений.– Москва: «Дрофа», 2013 г.

    2.В. В. Пасечник,

     Т. А. Снисаренко

    Рабочая тетрадь. Биология.

    Бактерии. Грибы. Растения.                       6 класс. 3 изд. М.:

     «Дрофа» 2013 г.

    3.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 кл.

    (сост. С. Н. Березина – М.:ВАКО, 2011)

    1.Биология. Бактерии.      Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника /авт.-сост.Н. И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2007

    2.Калинина А.А.

    Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс,    2–ое  изд.- М.: ВАКО, 2007

                            

    В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

    • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;
    • работа с иллюстрацией учебника;
    • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;
    • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся  материалам и с использованием близлежащих природных объектов;
    • проведение викторин и опросов;
    • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

    Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

    • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);
    • решение биологической задачи (устно или письменно);
    • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;
    • устный ответ с указанием частей организма  на таблице;
    • письменный ответ с указанием частей на рисунке;
    • сравнение признаков объекта;
    • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);
    • обсуждение индивидуального сообщения товарища;
    • письменный программированный опрос;
    • самостоятельное заполнение рабочей тетради;
    • письменный биологический диктант по терминам;
    • творческий отчет по экскурсии.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Учащиеся должны знать:

    • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Московского региона;
    • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
    • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
    • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
    • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
    • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
    • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
    • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Московской области;
    • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
    • правила и нормы поведения в природе.
    • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

    Учащиеся должны уметь:

    • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
    • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Московской области ;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
    • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Московской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
    •  выявлять приспособления организмов в среде обитания;
    •  сравнивать биологические объекты  ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
    •  определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
    •  проводить самостоятельный поиск биологической информации:  с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • соблюдения мир профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, бактериями и грибами;
    • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
    •  соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    •  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

                 

                                 Содержание тем учебного курса

                                              Биология 6 класс.

    Наименование раздела, темы

    Всего часов.

    Введение.

    2

    1.

    Клеточное строение организмов.

    5

    2.

    Царства Бактерии и  Грибы.

            6

    3.

    Основные отделы царства Растения.

    8

    4.

    Строение и многообразие Цветковых растений.

    15

    5.

    Жизнь растений.

    16

    6.

    Классификация растений.

    6

    7.

    Природные сообщества.

    6

    8.

     Развитие  растительного мира                                                                                                                      

    4

                                                                                                                                                                                                                                                                               Заключение

    2

                                                                                                                  Итого:

    70

                                                     

                                                    Содержание программы

    (70 ч, 2 ч в неделю)

    Введение (2 ч)

    Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

    Экскурсия

    Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.

    Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

    1. Клеточное строение организмов (5 ч)

    Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

    Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

    Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

    Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

    Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

    Лабораторные работы

    Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

    Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

    2. Царство Бактерии и Грибы (6 ч)

    Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

    Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

    Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московского региона и жизни человека.

    Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

    Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

    Лабораторные работы

    Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

    Изучение строения тел шляпочных грибов.

    3. Царство Растения (8 ч)

    Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

    Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

    Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

    Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

    Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

    Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

    Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

    Лабораторные работы

    Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

    Изучение строения мха (на местных видах).

    Изучение строения спороносящего папоротника

    Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

    4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

    Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Московского региона.

    Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

    Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона.

    Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

    Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области.

    Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона.

    Лабораторные работы

    Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

    Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

    Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

    Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

    Изучение строения листа.

    Изучение макро – и микростроения стебля.

    Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

    Изучение строения цветка.

    Ознакомление с различными видами соцветий.

    Ознакомление с сухими и сочными плодами.

    5. Жизнь растений (16 ч)

    Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

    Условия прорастания семян растений Московского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

    Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

    Размножение растений Московской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

    Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

    Лабораторная работа

    Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

    Практические работы

    Вегетативное размножение комнатных растений.

    Определение всхожести семян растений и их посев.

    Экскурсия

    Зимние явления в жизни растений Московской области.

    6. Классификация растений (6 ч)

    Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

    Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Московская область).

    Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Московская область).

    Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

    Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

    Лабораторная работа

    Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

    Экскурсия

    Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

    7. Природные сообщества (6 ч)

    Основные экологические факторы на примере Московского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Московского региона.

    Взаимосвязь растений с другими организмами в Московском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Московском регионе и их типы.

    Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

    Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

    Лабораторная работа

    Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

    Экскурсия

    Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека.

    Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Московской области.

    8. Развитие растительного мира (4 ч)

    Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.

    Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

                                                         Заключение (2 ч)

    Летние задания.

    Резерв.

                                 

                                  Календарно-тематическое  планирование

    разделы

              темы уроков

    всего

    часов

    практические и

    лабораторные работы

    контроль

    даты

    план

    Фак-тич.

    Введение (2 часа)

    1.Биология – наука о живой природе

    1

    1нед.

    2.Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений Московской области»

    1

    1нед.

    1 Раздел: «Клеточное строение организмов»

    1. часов (5/0)

    3.Устройство увеличительных приборов

    1

    Л/р № 1 «Устройство микроскопа»

    Задания в «Рабочей тетради»

    2нед.

    4.Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли)

    1

    Л/р № 2 «Рассматривание кожицы лука»

    Задания в «Рабочей тетради»

    2нед.

    5.Строение клетки (пластиды)

    1

    Л/р № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи»

    Задания в «Рабочей тетради»

    3нед.

    6.Жизнедеятельность клетки

    1

    3нед.

    7.Ткани

    1

    Тесты по теме

    4нед.

    2 Раздел: «Царство Бактерии и Грибы»

    1. часов (4/2)

    8.Строение и жизнедеятельность бактерий

    1

    4нед.

    9.Роль бактерий в природе и жизни человека

    1

    5нед.

    10.Общая характеристика грибов

    1

    5нед.

    11.Шляпочные грибы на примере грибов Московской области

    1

    Л/р № 4 «Строение шляпочных грибов»

    Задания в «Рабочей тетради»

    6нед.

    12.Плесневые грибы и дрожжи

    1

    Л/р № 5 «Плесневый гриб мукор»

    Задания в «Рабочей тетради»

    6нед.

    13.Роль грибов в природе Московского региона

    1

    Тесты по теме

    7нед.

    3 Раздел:                                                            «Основные отделы царства Растения»

    1. часов (0/8)

    14.Разнообразие, распространение и значение растений в Московском регионе

    1

    7нед.

    15.Одноклеточные водоросли Московской области

    1

    Л/р № 6 «Изучение строения одноклеточных и многоклето-чных водорослей»

    Задания в «Рабочей тетради»

    8нед.

    16.Многоклеточные водоросли Московской области

    1

    8нед.

    17.Лишайники Московской области

    1

    9нед.

    18. Мхи Московской области

    1

    Л/р № 7 «Изучение строения мха»

    Задания в «Рабочей тетради»

    9нед.

    19.Папоротники, хвощи и плауны Московской области

    1

    Л/р № 8 «Изучение спороносного папоротника»

    Задания в «Рабочей тетради»

    10 нед.

    20.Голосеменные растения в Московском регионе

    1

    Л/р № 9 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

    Задания в «Рабочей тетради»

    10 нед.

    21.Покрытосеменные растения в Московской области

    1

    Тесты по теме

    11 нед.

     4 Раздел: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

    1. часов (10/5)

    22.Строение семян двудольных растений

    1

    Л/р № 10 «Изучение строения семян двудольных растений»

    Задания в «Рабочей тетради»

    11 нед.

    23.Строение семян однодольных растений

    1

    Л/р № 11 «Изучение строения семян однодольных растений»

    Задания в «Рабочей тетради»

    12 нед.

    24. Виды корней и типы корневых систем

    1

    Л/р № 12 «Виды корней»

    Задания в «Рабочей тетради»

    12 нед.

    25. Зоны корня

    1

    Л/р № 13 «Изучение внутреннего строения корня»

    Задания в «Рабочей тетради»

    13 нед.

    26. Видоизменение корней растений Московского региона

    1

    13

    нед.

    27. Побег и почки

    1

    Л/р № 14 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

    Задания в «Рабочей тетради»

    14 нед.

    28. Внешнее строение листа

    1

    Л/р № 15 «Изучение строения листа»

    Задания в «Рабочей тетради»

    14 нед.

    29. Клеточное строение листа

    1

    Л/р № 16 «Клеточное строение листа»

    Задания в «Рабочей тетради»

    15 нед.

    30. Видоизменение листьев растений Московского региона

    1

    15 нед.

    31.Строение стебля

    1

    Л/р № 17 «Изучение макро и микростроения стебля»

    Задания в «Рабочей тетради»

    16 нед.

    32. Видоизмененные побеги

    1

    Л/р № 18 «Изучение видоизменен-ных побегов»

    Задания в «Рабочей тетради»

    16

    нед.

    33. Строение цветка

    1

    Л/р № 19 «Изучение строения цветка»

    Задания в «Рабочей тетради»

    17 нед.

    34. Соцветия растений Московской области

    1

    Л/р № 20 «Ознакомление с различными типами соцветий»

    Задания в «Рабочей тетради»

    17

    нед.

    35. Плоды растений Московской области

    1

    Л/р № 21 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

    Задания в «Рабочей тетради»

    18 нед.

    36. Распространение плодов и семян растений Московского региона

    1

    Тесты по теме

    18 нед.

    5 раздел: «Жизнь растений»                             16 часов (10/6)

    Химический состав растений

    1

    Л/р № 22 «Химический состав растений»

    Задания в «Рабочей тетради»

    19 нед.

    38.Минеральное питание растений

    1

    19 нед.

    39. Фотосинтез

    1

    20

    нед.

    40. Дыхание растений

    1

    20

    нед.

    41. Испарение воды

    1

    21 нед.

    42. Передвижение минеральных веществ

    1

    Л/р № 23 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

    Задания в «Рабочей тетради»

    21

    нед.

    43. Передвижение по стеблю органических веществ

    1

    22

    нед.

    44. Прорастание семян растений Московского региона

    1

    22

    нед.

    45. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Московской области»

    1

    23

    нед.

    46. Растительный организм как единое целое

    1

    П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

    23

    нед.

    47. Способы размножения растений в Московской области

    1

    24

    нед.

    48. Размножение споровых растений в Московской области

    1

    24

    нед.

    49. Размножение голосеменных растений в Московской области

    1

    25

    нед.

    50. Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области

    1

    П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

    25

    нед.

    51. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

    1

    26

    нед.

    52. Способы опыления у покрытосеменных растений

    1

    Тесты по теме

    26

    нед.

    6 раздел: «Классификация растений»

    6 часов (2/4)

    53. Основы классификации растений

    1

    27

    нед.

    54. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

    1

    Л/р № 24 «Выявление признаков семейства                по внешнему строению растения»

    27

    нед.

    55. Семейство Крестоцветные на примере растений Московской области

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    28

    нед.

    56. Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Московской области

    1

    28

    нед.

    57. Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    29

    нед.

    58. Семейства Лилейные и Злаки на примере растений Московской области.

    Тесты по теме

    29 нед.

     7 раздел: «Природные сообщества»                               6 часов (0/6)

    59. Основные экологические факторы на примере Московского региона

    1

    30

    нед.

    60. Характеристика основных групп растений на примере Московского региона

    1

    Л/р № 25 «Особенности строения растений различных экологических групп»

    Задания в «Рабочей тетради»

    30

    нед.

    61. Растительные сообщества на примере Московского региона

    1

    31

    нед.

    62. Взаимосвязи в растительном сообществе на примере Московского региона

    1

    31

    нед.

    63. Экскурсия «Природное сообщество на примере Московской области и влияние на него деятельности человека»

    1

    32 нед.

    64. Обобщающий урок по теме «Природные сообщества Московской области»

    Тесты по теме

    32 нед.

    8 раздел: «Развитие растительного мира»                                                4 часа (2/2)

    65.Многообразие растений и их происхождение

    1

    33 нед.

    66.Основные этапы развития растительного мира

    1

    33 нед.

    67.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона

    1

    34 нед.

    68.Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с разнообразием растений пришкольного участка»

    1

    34 нед.

    Заключение

    2 часа (1/1)

    69. Летние задания

    35 нед.

     

    70. Резерв

    35 нед.

    СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО

    Председатель ШМО учителей предметов                                 Зам. директора (УВР) Н. П. Щёголева

    естественно-научного цикла Селезнева А.Ю.                            ____________________________            

    _______________________________                                           ____________________________

    Протокол заседания ШМО № 1 от 26.08.2014г.                                                                


    Календарно-тематическое  планирование

    (35 часов, 1 раз в неделю)

    (6 класс   обучение на дому)

    разделы

              темы уроков

    всего

    часов

    Практические и

    лабораторные работы

    контроль

    даты

    план

    факт

    Введение

    1 час

    1.Биология – наука о живой природе

    1

    1нед.

    1 Раздел: «Клеточное строение организмов»

    1.  часа (3/0)

    2.Устройство увеличительных приборов

    1

    Л/р № 1 «Устройство микроскопа»

    Задания в «Рабочей тетради»

    2нед.

    3.Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли, пластиды)

    1

    Л/р № 2 «Рассматривание кожицы лука и листа

    «    элодеи»

    Задания в «Рабочей тетради»

    3нед.

    4. Жизнедеятельность клетки.

     Т      Ткани

    1

    Т    Тест по теме «Клеточное строение организмов»

    4нед.

    2 Раздел: «Царство Бактерии и Грибы»

    1.  часа (3/2)

    5.Строение и жизнедеятельность бактерий.

    9.   Роль бактерий в природе и жизни человека

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    5нед.

    6.Общая характеристика грибов

        Роль грибов в природе    

         Московского региона

    1

    6нед.

    7.Шляпочные грибы на примере грибов Московской области

    1     Плесневые грибы и дрожжи

    1

    Л/р № 3 «Строение шляпочных и плесневых грибов (мукора)»

    Задания в «Рабочей тетради»

    7нед.

    3 Раздел:                                                            «Основные отделы царства Растения»

    1. часа (0/4)

    8.Разнообразие, распространение и значение растений в Московском регионе

    1

    Тест по теме «Грибы»

    8нед.

    9.Одноклеточные водоросли Московской области

    1    Многоклеточные водоросли Московской области.

    Лишайники Московской области.

    1

    Л/р № 4 «Изучение строения одноклеточных       и многоклеточных водорослей»

    Задания в «Рабочей тетради»

    9нед.

    11. Мхи Московской области Папоротники, хвощи и плауны Московской области

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    10

    нед.

    12.Голосеменные и  покрытосеменные растения в Московском регионе

    1

    1

    Л/р № 5 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

    Задания в «Рабочей тетради»

    Т

    11

    нед.

     4 Раздел: «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

    1. часов (4/4)

    13.Строение семян двудольных и  однодольных растений

    1

    Л/р № 6 «Изучение строения семян двудольных                                  и однолольных растений»

    Задания в «Рабочей тетради»

    12

    нед.

    14. Виды корней и типы  

          корневых систем. Зоны    

         корня.  Видоизменение корней          

         растений Московского  

          региона

    1

    Л/р № 7 «Виды корней. Видоизменения корней»

    Задания в «Рабочей тетради»

    13

    нед.

    15. Побег и почки

    1

    Л/р № 8 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

    Задания в «Рабочей тетради»

    14

    нед.

    16. Внешнее строение листа.    

          Видоизменение листьев

          растений Московского

          региона.

               Клеточное строение листа.

    1

    1

    Л/р № 9 «Изучение строения листа»

    Задания в «Рабочей тетради»

    15

    нед.

    17. Строение стебля

    1

    Л/р № 10 «Изучение макро             и микростроения стебля»

    Задания в «Рабочей тетради»

    16

    нед.

    18. Видоизмененные побеги

    1

    Л/р № 11 «Изучение видоизмененных побегов»

    Задания в «Рабочей тетради»

    17

    нед.

    19. Строение цветка.

     Соцветия растений    

      Московской области

    1

    Л/р № 12 «Изучение строения цветка»

    Задания в «Рабочей тетради»

    18 нед.

    20. Плоды растений Московской области.

    3    Распространение плодов и семян растений Московского региона

    1

    1

    Л/р № 13 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

    Задания в «Рабочей тетради»

    19 нед.

    5 раздел: «Жизнь растений»                             7 часов (4/3)

    21.Химический состав растений. Минеральное питание растений. Передвижение минеральных    

     веществ. Передвижение по стеблю  органических веществ

    1

    Тест по теме «Строение и разнообра-зие цветковых растений.»

    20 нед.

    22. Фотосинтез. Дыхание    

           растений. Испарение воды.

    1

    21 нед.

    23. Прорастание семян растений Московского региона.

     Р  

    1

    1

    П/р № 1 «Уход за комнатным растениями»

    22 нед.

    24.Растительный организм как   единое целое

    1

    23 нед.

    25. Способы размножения растений в Московской области

    Размножение споровых растений в Московской области.

    4    

    21  Размножение голосеменных растений в Московской области.

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    24 нед.

    26. Вегетативное размножение покрытосеменных растений в Московской области

    1

    П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

    25 нед.

    27. Размножение покрытосеменных растений.   Способы опыления у покрытосеменных растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян.

    1

    26

    нед.

    6 раздел: «Класси-фикация растений»

    3 часа (1/2)

    28. Основы классификации растений.

    5    Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

    1

    Л/р № 14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

    27 нед.

    29. Семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые,

     Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Московской области

    1

    1

    За    Задания в «Рабочей тетради»

    28 нед.

    30. Семейства Лилейные и Злаки на примере растений Московской области.

    1

    29 нед.

     7 раздел: «Природные сообщества»                               3 часа (0/3)

    31. Основные экологические факторы на примере Московского региона

    1

    30 нед.

    32. Характеристика основных групп растений на примере Московского региона

    1

    Задания в «Рабочей тетради»

    31 нед.

    33. Растительные сообщества на примере Московского региона.

    6    Взаимосвязи в растительном сообществе на примере сообщества Московского региона (лес)

    1

    1

    32 нед.

    8 раздел: «Развитие растительного мира»                                                2 часа (1/1)

    34.Многообразие растений и их происхождение.

    6   Основные этапы развития растительного мира

    1

    33 нед.

    35.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона

    1

    34 нед.

    Заключение

    1 час

    Летние задания

    1

    35 нед.

    СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО

    Председатель ШМО учителей предметов                                 Зам. директора (УВР)

    естественно-научного цикла_________                                      ____________________________            

    Протокол заседания ШМО № ____ от  _____________