Внеурочное мероприятие - интеллектуальная игра "Кто лучше знает биологию?"

Грабина Наталья Владимировна

Данное внеурочное меропиятие разработала преподаватель биологии и химии Грабина Н.В. Внеклассная работа по биологии занимает особое место в образовательном процессе. Главная цель таких мероприятий - развитие познавательного интереса, проверка усвоенных знаний, повышение мотивации к учению, активизация деятельности по личностно-ориентированному развитию студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_kto_luchshe_znaet_biologiyu.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по биологии.

Интеллектуальная игра «Кто лучше знает биологию?»

Цели:1) Образовательная: закрепить полученные знания по курсу «Общая биология»; проверить уровень усвоения знаний студентами, умения применять знания на практике;

2) Развивающая: содействовать развитию у студентов способность работать в группе, сотрудничать; создать условия для развития  стремления к познанию;
3) Воспитательная: воспитывать уважение  к студентам  других групп; бережное отношение  к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Деятельность человека и состояние биосферы», « Ученые в области биологии», микроскопы, микропрепараты, модель  молекулы ДНК, модель молекулы  белка гемоглобина, таблицы «Законы Менделя», рисунки «Строение и химический состав клетки», карточки с заданиями.

Участники: студенты разных  групп (команды по 5 человек).

Ход игры.

I.Вступление.

Слово учителя.

Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по биологии – интеллектуальную игру «Кто лучше знает биологию?». Мы с вами  изучили весь материал  курса  «Общей биологии». Искренне надеюсь, что знания, полученные  на уроках  биологии,  Вы сможете применить на практике и  они помогут Вам в разных жизненных ситуациях. Сейчас  мы  должны  обобщить весь материал, который изучался на протяжении  года и определить, студенты какой группы лучше всех знают биологию. Желаю Вам  успехов!

II.Начало игры.

Сегодня на нашей игре 3 команды, претендующие на роль лучшей – команды. Все они должны пройти все этапы игры, выполнить много заданий и, конечно, победить. Победителей ждут призы и грамоты! Все участники получают дополнительный балл к итоговому зачету по биологии! Сегодня нашу игру будет судить жюри – это студенты 2-3 курсов (представляю).

Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много  знает, тому и этого мало».

III.Проведение игры.

1.Приветствие команд (домашнее задание).

Каждая команда представляет свое название, эмблему и девиз.

Жюри оценивает оригинальность, соответствие  названия  и эмблемы, красочность  и организованность. Максимальный балл -5.

2.Конкурс «Знакомство»( биологический  диктант по основным терминам).

Для всех студентов раздаю на столы листки, где проставлены цифры – их 20.

Студенты рассаживаются по одному за стол.

Вопросы к биологическому диктанту.

1.Наименьший уровень организации жизни.

2.Как называются вещества, хорошо растворимые в воде.

3.Какую функцию выполняют белки  миозин и актин?

4.Назовите 4 азотистых основания молекулы ДНК.

5.Какой органоид клетки  имеет складки внутренней мембраны, называющиеся  кристами?

6.Единстенный органоид клетки имеет трехслойную мембрану. Назовите его.

7.На каких органоидах осуществляется биосинтез  белков?

8.Назовите основные фазы митоза.

9.Как называется процесс обмена участками гомологичных хромосом в мейозе?

10.Назовите несколько способов вегетативного размножения.

11.Что образуется при слиянии половых клеток – гамет?

12.Кто представляет неклеточные  формы жизни?

13.Как называется угасающий, подавляемый признак, который не проявляется внешне у гибридов 1-го поколения.

14.Формулировка какого закона Менделя представлена здесь: «Наследование по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков»?

15.Родился ребенок с болезнью Шерешевского-Тернера. О какой мутации идет речь?

16.Как называется метод генетики, изучающий родословную человека?

17.Назовите основные методы селекции животных.

18.На живые организмы оказывают влияние свет, температура, вода, рельеф. К какой группе экологических  факторов они относятся?

19.К какой группе экологических взаимодействий относится следующий тип отношений: рак-отшельник и актиния?

20.Какая форма естественного отбора представлена в данном примере: индустриальный меланизм  бабочек.

Ответы на вопросы диктанта.

1.Молекулярный.

2.Гидрофильные.

3.Двигательная.

4.Аденин-тимин, гуанин-цитозин.

5.Митохондрии.

6.Лизосомы.

7.Рибосомы на гранулярной ЭПС.

8.Профаза,метафаза,анафаза,телофаза.

9.Кроссинговер.

10.Корнем,листом,побегом – клубнями, усами, отводками, черенками.

11.Зигота.

12.Вирусы.

13.Рецессивный.

14.III закон Менделя.

15.Геномная мутация.

16.Генеалогический.

17.Массовый,индивидуальный отбор, инбридинг, аутбридинг.

18.Абиотические.

19.Симбиоз.

20.Движущая форма естественного отбора.

Члены жюри проверяют диктанты. Оценивают по следующим критериям:

 без  ошибок,или 1 ошибка –«5»;

2-3 ошибки – «4»;

4-5 ошибок –«3»;

более 6 ошибок – «2».

Выставляют средний балл для  каждой команды.

3.Конкурс  «Занимательные факты».

Задаю вопросы командам. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. За  каждый правильный ответ - 1 балл.

А) Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?(Под вечер в листьях этих растений накапливается наибольшее количество питательных веществ, образующихся ха счет фотосинтеза).

Б) Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.(Такая окраска цветка лучше видна в полумраке и привлекает насекомых даже при минимальном освещении).

В) В пустыне песок раскаляется до 60 -70 градусов, а верблюды спокойно ходят по нему и даже ложатся на песок. Почему они не получают ожогов?(У верблюда на ногах и на груди имеются толстые мозоли, которые предохраняют его от ожогов).

Г) Насколько справедливо с биологической точки зрения выражение «Проливать крокодиловы слезы».(Выражение правильное в какой –то мере Почки у них несовершенны. Поэтому избыток солей  выводится через железы, расположенные   у самых глаз).

Д) Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый, или пьяный быстрее замерзнет на морозе?(Пьяный человек замерзнет быстрее потому, что сосуды его кожи расширены и организм отдает больше тепла).

4.Конкурс «Биологическая  лаборатория».

Каждая команда получает микроскоп и микропрепарат. Нужно определить, что  изображено на препарате. Кто определяет первым, получает 5 баллов.

Учитель задает вопросы по строению микроскопа поочередно каждой команде. За  каждый правильный ответ – 1 балл.

5.Конкурс «Биолог – эрудит».

а) Учитель показывает модели – белка-гемоглобина и молекулы ДНК.

Студенты каждой команды  поочередно называют любые факты, касающиеся  строения, состава и значения этих веществ, а также называют болезни, связанные с нарушением строения или функций этих соединений. За каждый правильный ответ – 1 балл.

б) Презентация «Деятельность человека и состояние биосферы».

Перечислить основные экологические проблемы человечества.

Каждая команда записывает перечень проблем на листах. Проверяют правильность, посмотрев презентацию. За каждый правильный ответ – 1 балл.

6.Конкурс «Реклама-реклама…»

Мы изучали разделы «Основы экологии» и «Биосфера».

Каждой команде дается 3 мин., чтобы придумать рекламу, направленную на защиту окружающей среды. Максимальное количество баллов -5.

7.Конкурс «Кто он»?

В этом конкурсе речь пойдет об ученых-биологах. Для того, чтобы отгадать, о каком ученом идет речь, учитель дает подсказки. Если студенты угадают с первой – 10 баллов, со второй – 9 баллов, с третьей – 8  баллов и т.д.

Первая загадка.

А) Родился он 22 июля 1822 года в г. Хейнцендорфе (Австор–Венгрия)- 10 баллов.

Б) В связи с тяжелым материальным положением семьи, с 16 лет должен был сам заботиться о своем пропитании – 9 баллов.

В) В 1843 году поступает послушником в  Брюннский  монастырь, где получает новое имя, известное теперь всему миру- 8 баллов.

Г) В 1847 году был посвящен в сан священника – 7 балов.

Д) С 1856 года начал проводить в монастырском садике опыты по скрещиванию гороха – 6 баллов.

Е) Умер 6 января 1884 года. На его памятнике начертаны слова: «Мое время еще придет».

Ответ: Грегор  Иоганн  Мендель( портрет на экране).

Вторая загадка.

А) Его мама умерла, когда  ему было 7 лет – 10 баллов.

Б) С детства собирал коллекции минералов и насекомых, составлял гербарии – 9 баллов.

В) В 1831 -1836 г.г. совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигль»- 8 баллов.

Г) В 1839 году женится на своей кузине. В этом браке родилось 10 детей, многие из которых умерли (близкородственный брак) – 7 баллов.

Д) В 1859 году вышла его книга «Происхождение видов путем естественного отбора» - 6 баллов.

Е) В 1871 году вышла  книга «Происхождение человека и половой отбор» - 5 баллов.

Ответ: Чарлз Роберт Дарвин( портрет на экране).

Третья загадка:

А) Прожил немногим более 55 лет – 10 баллов.

Б) Побывал на 5 континентах, посетил около 40 стран, собрав уникальную коллекцию семян  разных  растений – 9 баллов.

В) В 1920 году ученый сформулировал  закон гомологических рядов в наследственной изменчивости – 8 баллов.

Г) В  1930 году возглавил первую в Советском Союзе лабораторию по генетике, ставшую через 3 года  Институтом генетики АН СССР – 7 баллов.

Д) Создал теорию центров происхождения культурных растений – 6 баллов.

Е) Был арестован в 1940 году и приговорен к расстрелу, как враг народа. Через несколько месяцев расстрел заменили на 20 лет тюрьмы, где и умер в 1943 году.

Ответ: Николай Иванович Вавилов( портрет на экране).

IV. Подведение итогов.

Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей. Награждается команда – победительница и лучшие игроки из других команд.