Внеклассное мероприятие Экологическое заседание "Суд над автомобилем"

Щербакова Ирина Анатольевна

Экологическое заседание "Суд над автомобилем" внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_zasedanie_sud_nad_avto.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Московской области

«Люберецкий политехнический техникум им.Ю.А.Гагарина»

(ГБОУ СПО МО «ЛПТ им.Ю.А.Гагарина»)

Экологическое заседание на тему:

«Суд над автомобилем»

Группа А-12

Преподаватель географии,

биологии и экологии

Щербакова Ирина Анатольевна  

17.10.2014    

Люберцы, 2014.

Экологическое заседание по теме:

Суд над автомобилем

(ролевая игра)

Цель: на основе межпредметных связей обобщить экологические знания учащихся, расширить глубину и широту экологического мышления, укрепить интерес к выбранной профессии, путем выявления проблем охраны природы и их решения.

Оборудование: кабинет оформляется, как зал судебного заседания. Подсудимый – легковой автомобиль, проектор, компьютер, презентация.

Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь суда, свидетели (пять человек), общественные защитники (восемь человек), подсудимый автомобиль, полицейские (два человека), эксперт.        

Презентация Слайд 1.  Вступительное слово преподавателя: 

Слово экология – возникло из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – слово, т.е. слово о доме или наука об окружающей среде. В последнее время мы, всё чаще говорим об экологии, говорим о загрязнении атмосферы. Что же такое загрязнение? Чем вызвано загрязнение атмосферы, почему этот процесс является негативным и можно ли ему препятствовать? Выслушаем эксперта.

Эксперт: Загрязнением называется привнесение в какую-нибудь среду (в воздух, воду, почвы) новых, не характерных для неё компонентов (веществ) или их превышение по сравнению с естественным содержанием.

Презентация Слайд 2. Атмосфера – это та среда, которая наиболее интенсивно подвергается загрязнению. Она состоит из смеси газов: азот – 78, 09%, кислород – 20,95%, аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный и другие виды транспорта, промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферу по земному шару поступает более 700 млн. т. Загрязняющих веществ. Однако  в разных частях земного шара, хотя воздух почти всегда находится в беспрерывном движении, загрязнённость воздуха различна. В деревнях и сёлах он содержит в 10 раз больше загрязнителей; над посёлками  малыми городами - уже в 35 раз больше, а над промышленными центрами – в 150 раз больше чем над океанами.

Загрязненный воздух над крупными городами простирается на высоту 1,5 – 2 км. Эта плотная шапка задерживает летом до 20%  солнечных лучей, а зимой, когда и так мало света, поглощает его до 50%.

Презентация Слайд 3. Наиболее мощным источником загрязнения воздуха во многих городах и районах мира в настоящее время является автомобильный транспорт. Один автомобиль в год поглощает до 4 тонн кислорода, а выбрасывает около 1 тонны выхлопных газов. Последние содержат более 1000 различных веществ, причём около 200  из них – вредные или ядовитые.

Выхлопные газы тяжелее воздуха, поэтому они скапливаются у земли и сильнее действуют на детей и людей небольшого роста. Наиболее опасными в выхлопных газах являются вещества, содержащие свинец – тяжелый металл, а также угарный газ, углекислый газ, оксиды азота и углеводороды.

В связи с этим мы предъявляем иск автомобилю  и приглашаем на экологическое разбирательство.

(В зал экологического заседания полицейские вводят подсудимого)

Секретарь: Встать, суд идёт (все встают)

Судья: Слушается дело автомобиля, обвиняемого в совершении преступления – загрязнения атмосферы городов выхлопными газами. Начинаем экологическое разбирательство. Слово предоставляется прокурору. Прошу Вас.

Прокурор: Автомобиль – один из самых злостных преступников. Он выбрасывает в атмосферу диоксид и оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, бензол, бенз(а) пирек, сажу (всего около 200 разных токсичных веществ). При истирании автомобильных шин об асфальт атмосфера загрязняется  резиновой пылью вредной для здоровья человека.

Автомобиль расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира расходуют на дыхание в течение года.

Автомобиль повинен в том, что в городах уменьшается площадь, занятая растительностью, которая даёт кислород и очищает атмосферу от пыли и газов, всё больше места занимают стоянки для парковок, гаражи и автомобильные дороги.

Презентация Слайд 4. Кроме того, автомобиль - убийца. Под колёсами автомобилей и в катастрофах гибнет много людей. Так в России каждый час гибнут 4 человека. Пострадавшие от автомобилей оказываются на больничных кроватях, многие из них пополняют ряды инвалидов.

Вредная деятельность автомобиля год от года усиливается, так как число машин растёт. Сегодня в мире их уже более 1,2 млрд. В России на 1 тыс. жителей приходится 340 автомобилей.

Секретарь: Слово предоставляется свидетелям обвинения.

Первый свидетель: Уважаемый прокурор сказал, что автомобиль повинен в загрязнении атмосферы крупных городов. Но автомобили загрязняют атмосферу и небольших городов. Таких. Как Беслан и Владикавказ. В этих городах уже не половина, а 80% загрязняющих веществ поступает в атмосферу не из заводских труб, а из выхлопных труб автомобилей. В особенности неблагополучно состояние атмосферы у перекрёстков, где движение автомобилей приостанавливается светофорами и возникают пробки.   Нередко в жаркую погоду в таких загрязнённых местах пешеходы теряют сознание.

Второй свидетель: Презентация Слайд 5. А я хочу сказать о старых, изношенных автомобилях, которых много в наших населённых пунктах. Старые «Москвичи», «Жигули», «Волги» особенно сильно загрязняют окружающую среду, выбрасывая в 2 – 3 раза больше вредных газов, чем новые машины этих же марок, и в 5 – 6 раз больше чем иномарки.

Третий свидетель: К сказанному я могу добавить следующее: старые автомобили не только загрязняют атмосферу, но и составляют значительную часть твёрдых бытовых отходов на свалках, где скапливаются изношенные шины, ржавые корпуса. Впрочем, старые кузова автомобилей можно увидеть не только на свалках, но и во дворах и на пустырях.

Четвёртый свидетель: Презентация Слайд 6. Автомобили загрязняют почву. Если используется бензин с добавлением свинца, то они загрязняют почву этим тяжелым металлом вдоль автодороги в полосе шириной 50 – 100м, а если дорога идёт вверх, и машины газуют, то загрязнённая полоса имеет ширину до 400м!

Свинец, загрязняющий почву, накапливается растениями, которыми питаются животные. С молоком и мясом металл попадает в организм человека и может стать причиной заболеваний. Ещё больший вред окружающей среде наносит отработанное машинное масло. Если оно попадает в водоемы, то 1 литр масла может сделать непригодной для питья и жизни рыб 1 млн. литров воды.  

Пятый свидетель: Презентация Слайд 7. Выступившие свидетели не сказали о том ущербе, который наносится окружающей среде при изготовлении автомобиля. На производство каждого автомобиля затрачивается большое количество энергии и различных веществ, а их добыча и транспортировка практически всегда связаны с загрязнением среды.

Судья: Мы выслушали свидетелей обвинения. Для вынесения объективного решения суд должен выслушать защиту. Прошу вас.

Первый общественный защитник: Презентация Слайд 8. Я считаю, что нужно обвинять не автомобиль, а фирмы, которые их производят. Наши «Нивы» и «Волги» на каждые 100км пути расходуют 10 и более литров горючего, современные японские и американские марки – в 2 раза меньше. Более того, уже разработаны конструкции автомобилей, расходующих 4л горючего на100 км пути! От таких машин вреда будет меньше. Разрабатываются и электромобили, работающие от электричества.

Второй общественный защитник: Я не согласен с тем, что автомобиль повинен в резком возрастании объёма твердых бытовых отходов. Виноваты в этом муниципальные службы, которые не организовали сбор и переработку вторичного сырья. В некоторых  странах Европы в США налажена переработка  автомобильных шин: их сжигают как топливо, превращают в крошку, которая используется в качестве наполнителя в строительных материалах, продляют срок службы покрышек, наваривая на них новые протекторы.

Старые корпуса автомобилей также перерабатываются, получаемые из них железо, медь, пластики и другие материалы идут на производство новых автомобилей.

Третий общественный защитник: Я отвергаю обвинение в загрязнении автомобилем почвы. В большинстве стран мира запрещено использовать свинцовые добавки к бензину, запрещены они и в России. Кроме того, автомобили могут работать на более экологически чистом топливе – сжиженном газе. Выхлопных газов при этом образуется гораздо меньше. Наконец, существуют различные катализаторы, которые при добавке в бензин обеспечивают достаточно полное сжигание горючего. Полнота сжигания контролируется специальными приборами.

Конечно, автомобили выжигают кислород атмосферы. Но в любом городе много пустырей, а в любой сельской местности – заброшенных земель, все они могут быть засажены деревьями, которые восполнят в атмосфере кислород, который израсходовали машины.

Четвёртый  общественный защитник: Я считаю, что страшно не увеличение числа машин, а то, что на них очень много ездят. Но в этом опять виноват не автомобиль, а муниципальные службы, которые плохо организуют работу общественного транспорта.

Презентация Слайд 9. В Бразилии, есть город Куритиба, он прославился своими достижениями  по улучшению экологической среды на весь мир. Население его превышает 3млн человек. Количество автомобилей – 400 на одну тысячу горожан. Однако пользуются автомобилями куритибцы редко. В городе по строгому графику курсируют автобусы, причём по радиальным маршрутам мчатся автобусы из трёх секций, по кольцевым – из двух, а по дополнительным – из одной секции.

Остановки оборудованы, как станции метро, пассажиры входят в автобус и покидают его за считанные секунды. Часть стоимости проезда оплачивает муниципальная власть. Вот почему куритибцы пользуются своими автомобилями редко, а воздух в городе удивительно чистый.

Пятый  общественный защитник: Презентация Слайд 10. Во многих европейских городах, да и в России это уже распространяется, созданы специальные пешеходные зоны, куда въезд автомобилям запрещён и где можно перемещаться только пешком и на велосипеде. Чтобы горожане чаще пользовались велосипедами, на дорогах по всему городу выделены специальные полосы, а возле магазинов оборудованы для них стоянки.

Количество велосипедов в городах Европы растёт год от года, и каждый – дополнительная возможность уменьшить автопробег.

Шестой  общественный защитник: Воздушный бассейн города загрязняет и общественный транспорт, хотя  в пересчете на одного пассажира на 1км пути в атмосферу выбрасывается в 4 раза меньше вредных веществ. Но и в этом случае есть возможность снизить загрязнение. Презентация Слайд 11.  В общественном транспорте в будущем найдут применение различные варианты электромобилей и гиробусы, у которых массивный маховик, передающий движение колесам раскручивается на каждой автобусной остановке.  Наконец, во многих случаях автобусы можно заменить троллейбусами, а вдоль окраин города – трамваями. Развозить в городах продукты и подметать улицы должны электромобили. Наконец, чтобы уменьшить загрязнение атмосферы на перекрёстках, необходимо построить транспортные развязки: подземные тоннели и надземные мосты, тогда пешеходы не будут страдать от дефицита кислорода и избытка выхлопных газов.

Седьмой  общественный защитник: Презентация Слайд 12.  В «войне на дорогах» повинны не только автомобили, но и пешеходы, которые нарушают правила дорожного движения и переходят в неположенном месте. На проезжей части улиц иногда играют дети, подвергая себя опасности. И уже совсем не виноват автомобиль в том, что за его руль садится водитель после приёма алкоголя. Повысив культуру водителей и пешеходов, можно уменьшить и травматизм на дорогах, и количество смертельных исходов от автомобильных аварий.

Восьмой  общественный защитник: все обвиняют автомобиль в том, что из-за него ухудшается здоровье населения. А я скажу: нет, оно улучшается. Ведь обладатель автомобиля меньше времени тратит на дорогу, и у него остаётся больше времени, чтобы заниматься спортом или после работы съездить за город подышать чистым воздухом. Обладатель автомобиля также защищает себя от стресса, которому подвергаются пассажиры общественного транспорта, если автобус не приходит вовремя или если он переполнен.

Судья: экологическое разбирательство закончено. Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: На основании свидетельских показаний и изучения материалов следствия, несмотря на выступления защитников автомобиля, считаю, что он виновен в ухудшении окружающей среды.

Презентация Слайд 13. Автомобиль  загрязняет  атмосферу токсичными веществами и уменьшает содержание в ней кислорода. Содержащийся в выхлопных газах диоксид углерода способствует изменению климата в результате парникового эффекта. Токсичные газы, а также резиновая пыль вызывают заболевания горожан, что требует больших затрат на их лечение. Автомобиль загрязняет почву свинцом, а воду – отработанным машинным маслом.

Автомобиль виновен в том, что для шоссейных дорог, гаражей, мест парковок из биосферы отчуждаются значительные территории с уничтожением естественной растительности, что также пагубно влияет на газовый режим атмосферы и усиливает парниковый эффект.

Автомобиль повинен в исчерпании энергоносителей – нефти и газа, а также целого ряда дефицитных металлов, таких как медь, хром, никель, серебро и т.д. добыча и переработка энергоносителей и металлов, которые используются автомобилем, также ведут к загрязнению атмосферы.

Автомобиль виновен в гибели людей и нанесении им тяжелых увечий в дорожных катастрофах.

Требую признать автомобиль виновным во всех предъявлённых ему обвинениях и наказать его лишением свободы на срок достаточный для того, чтобы он полностью переориентировался под современные требования охраны окружающей среды и сохранения здоровья человека.

Судья:  Прокурор требует сурово наказать автомобиль. Выслушаем адвоката.

Адвокат:    Защита уже во многом оправдала автомобиль и показала, что виновник – не он. А люди, которые изготовляют плохие машины, вовремя их не ремонтируют и не могут организовать четкую работу общественного транспорта.

Служба ГИБДД, призванная контролировать техническое состояние автомобиля и не допускать появления на дорогах тех из них, выбросы которых превышают экологический норматив, со своей задачей не справляются. Контроль должен быть ужесточён и за состоянием личного транспорта, и за работой автобусов, которые также сильно загрязняют окружающую среду.

Необходимо организовать службу сбора и переработки машинного масла, не допускать его попадания   в поверхностные и грунтовые воды, сбор и утилизацию автомобильных покрышек и корпусов. Всё это вполне возможно сделать.

От автомобиля сегодня нельзя отказаться, но можно сделать так, чтобы машин год от года становилось меньше и чтоб ездили на них реже. Для этого нужны хорошо организованный общественный транспорт и более строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля.

Если будет жестко ограничен предельно допустимый выброс выхлопных газов, то будет невозможно использование старого автомобиля. Новый экологический автомобиль станет много дороже за счёт оборудования его электронными устройствами, контролирующими полноту сжигания высококачественного бензина.

Естественно, что приобрести его сможет меньшее число людей.

В будущем неизбежно возрастёт стоимость бензина, машинного масла, увеличатся налоги за пользование дорогами, местами парковок, гаражами. В США уже введён сверх высокий налог на машинное масло. И постепенно количество автомобилей будет уменьшаться, а велосипедов – расти.

Я считаю, что всё сказанное общественными защитниками и мной позволит оправдать автомобиль.

Секретарь: Суд удаляется на совещание (через короткое время возвращается).

Прежде чем выслушать решение суда, заслушаем эксперта, который представит постановление о возможных путях уменьшения загрязнения воздуха автотранспортом.

Пути уменьшения загрязнения воздуха автотранспортом.

Для уменьшения вредного воздействия автомобильного транспорта имеется много путей. В ходе разбирательства они были отличены. Это и постоянный контроль за техническим состоянием автомашин, это и совершенствование эксплуатации автопарка, это поиск менее токсичного топлива, замена двигателей внутреннего сгорания другими системами: совершенствуются конструкции электромобилей, паромобилей и солнцемобилей и пожалуй самый важный – расширение древесно-кустарниковых посадок.

Помимо хорошо нам известных издавна полезных свойств растений, в последние годы всё более отчётливо вырисовывается ещё одна исключительно важная функция растений – очистка природной среды от всевозрастающего количества загрязнителей. Подобно фильтру они очищают воздух от пыли, сажи, и вредных веществ. Некоторые из поглощённых веществ подвергаются в организме растений детоксикации (обезвреживанию). Образующиеся при этом нетоксичные  продукты могут частично выделяться в окружающую среду.

Растения имеют разные газопоглотительные способности и это надо учитывать пи создании санитарно-защитных зон, при озеленении магистралей, городов с предприятиями различного профиля.

При подборе древесных и кустарниковых пород для посадок следует учитывать, что стойкими к загрязнению являются клён американский, тополь канадский, дуб черенчатый,  ива белая, можжевельник казацкий и виргинский; с другой стороны, наиболее активно поглощают загрязнители тополь, акация белая, бест, бирючина, берёза и другие.

Древесные насаждения, кроме того, являются важным источником кислорода.

Судья: Суд вынес следующее решение:

Несмотря на то, что Автомобиль повинен в загрязнении окружающей среды, в силу ряда смягчающих обстоятельств, выявленных в ходе судебного разбирательства, суд счёл возможным вынести оправдательный приговор.

Согласен ли обвиняемый с решением суда?

Автомобиль: (Даёт длинный прерывистый гудок).

Звучит песня группы «Веселые ребята» «Автомобили»

Словарь:

Экология

Загрязнение

Атмосфера

Диоксид углерода

Оксид углерода

Оксид азота

Формальдегид

Бензол

Бензапирен

Сажа

Газовый режим атмосферы

Парниковый эффект

Экологический норматив

Предельно допустимый выброс выхлопных газов