Рабочая программа по биологии по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП" новая

Матвеевская Марина Николаевна

Программа полностью соответсвует всем нормативам по созданию соответствующей документации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_master_po_to.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Государственное автономное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»

Рассмотрена на занятии МК                                                Утверждаю

Протокол №__ от «__»_________20__г.                            Директор Мариинско-Посадского

                                                                                                технологического техникума

                                                                                                Минобразования Чувашии

Председатель МК                                                              

                                                                                                  _____________/Н.П. Николаев/  

 ___________/Г.А. Стрелкова/                                               Приказ от «__»_________20__г.  

                                                                                                  №___

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

по профессии 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию

и ремонту машинно-тракторного парка

 со сроком обучения 2 года 5 месяцев

2014

   Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы по биологии ФИРО 2008 г. в  соответствии с учебным планом по профессии 110800.04 Мастер по ТО и ремонту МТП со сроком обучения 2 года 5 месяцев

Организация-разработчик: Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии

Разработчик: Матвеевская Марина  Николаевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

                стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ            

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО по ППКРС 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка со сроком обучения 2 года и 5 месяцев.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля, реализующих среднее общее образование.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология»  предназначена  для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. Относится к общеобразовательному циклу учебного плана по профессии СПО по ППКРС 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. При освоении профессий технического профиля в учреждениях СПО биология изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося _117______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  __78______ часов;

самостоятельной работы обучающегося _39_____ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

6

     практические занятия

5

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме                                                            зачет                   1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __Биология_____________

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

78

I курс

40

Введение

2

1

Объект изучения биологии – живая природа.

2

Основные уровни организации живой природы. Биологические системы.

Тема 1

Учение о клетке

Содержание учебного материала

11(8+3)

2

1

Развитие знаний о клетке. История изучения клетки.

2

Химический состав клетки. Клетки организма человека.

3

Строение клетки. Основные части. Органоиды клетки. Их функции.

4

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

5

Обмен веществ и превращение энергии.

6

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

7

Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

8

Жизненный цикл клетки. Митоз.

9

Лабораторная работа: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

10

Практическая работа: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.  

11     Контрольная работа №1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации на тему «Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира»

5

Тема 2 

Организм. Размножение и индивидуальное  развитие организмов.

Содержание учебного материала

9 (8+1)

2

1

Размножение – свойство организмов. Деление клетки.  

2

Половое и бесполое размножение. Способы размножения. Виды клеток.

3

Мейоз.

4

Оплодотворение, его значение.

5

Индивидуальное развитие организма. Способы развития.

6

Причины нарушений в развитии организмов.

7

Индивидуальное развитие человека.

8

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

9

Лабораторная работа: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюции.

Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата на тему «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность».

4

Тема 3

Генетика

Содержание учебного материала

18 (14+4)

2

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология. Символика.

3

Законы генетики, установленные Г. Менделем.

4

Моногибридное и дигибридное скрещивание.

5

Хромосомная теория наследственности.

6

Генетика пола.  Сцепленное с полом наследование.

7

Значение генетики для медицины и селекции.

8

 Наследственные болезни человека. Причины и профилактика.

9

Наследственная и генотипическая изменчивость. Модификационная  изменчивость.

10

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция.

11

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

12

Основные методы селекции. Гибридизация.  Искусственный отбор.

13

Основные достижения современной селекции.

14

Биотехнология и ее достижения и перспективы развития.

15

Лабораторная работа: Анализ фенотипической изменчивости.

16

Практическая работа:  Решение генетических задач.

17

Контрольная работа №2

18

Итоговый зачет за первый курс.

Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата на тему «Генетика – наука о закономерностях, наследственности и изменчивости».

6

II курс

Тема 4

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

15 (14+1)

2

1 

История эволюционных идей.

2

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

3

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

4

Естественный отбор.

5

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.  

6

Концепция вида, его критерии.

7

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

8

Движущие силы эволюции. Влияние на генофонд популяции.

9

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

10

Современные представления о видообразовании. Макроэволюция.

11

Сохранение многообразия видов. Основа устойчивого развития биосферы.

12

Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.

13

Биологический прогресс.  Биологический регресс.

14

Лабораторная работа: Описание особей одного вида по морфологическому признаку.

15

Практическая работа: Приспособление организмов к разным средам обитания.

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить выступление по теме «Клонирование человека»

6

Тема 5

История развития жизни на земле

Содержание учебного материала

7 (5+2)

2

1

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

2

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

3

Гипотезы происхождения человека.

4

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  

5

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

6

Практическая работа: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

7

Контрольная работа №3

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему «Доказательство родства человека с млекопитающими животными»

6

Тема 6

Основы экологии

Содержание учебного материала

13 (10+3)

2

1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

3

Экологические системы.

4

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

5

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме. Искусственные сообщества.

6

Биосфера – глобальная экосистема.

7

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса.

8

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

9

Глобальные экологические проблемы и  пути их решения.

10

Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

11

Лабораторная работа: Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь  агросистемы.

12

Лабораторная работа: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

13

Практическая работа: Решение экологических задач.

Самостоятельная работа обучающихся: решение экологических задач

6

Тема 7

Бионика

Содержание учебного материала

3 (1+2)

2

1

Бионика как одно из направлений биологии.

2

Контрольная работа №4.

3

Итоговый зачет.

Самостоятельная работа обучающихся: приготовить сообщение на тему «Примеры использования людей морфофункциональных черт организации растений и животных».

6

        


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия - Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (25 учащихся);

- комплект учебных наглядных пособий

- рабочее место преподавателя;

- образцы;

- модели;

- макеты;

- плакаты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

- телевизор;

- электронные учебники по биологии;

- дидактические материалы (карточки задания, учебные пособия, рекомендации);

- материал для контроля знаний (тестовые задания на бумажном и электронном                    носителях, предметные диктанты, карточки-вопросники).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. – М. Издательский центр «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Электронные ресурсы:

  1. http://biology.ru
  2. http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html
  3. http://dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21
  4. http://www.ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc
  5. http://59428s016.edusite.ru/p16aa1.html
  6. http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
  7. http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
  8. http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
  9. http://www.kozlenkoa.narod.ru/
  10. http://.center.fio.ru/method
  11. - http://bio.lseptember.ru/
  12. - http://bio.lseptember.ru/2001/07/5.htm
  13. - http://www.bio.msu.ru/biotest.html
  14. - http://genetics.timacad.ru/works_paperl.htm
  15. - http://www.nsu.ru/education/i4biol/index.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

   Знания:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

Умения:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Беседа

Устный опрос

Письменный опрос

Тестирование

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

 

Беседа

Устный опрос

Письменный опрос

Тестирование

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

Беседа

Устный опрос

Письменный опрос

Тестирование

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

Беседа

Устный опрос

Письменный опрос

Тестирование

Практическая работа

Лабораторная работа

Контрольная работа

  1. Контроль и оценка результатов освоения общих компетенций

  Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- использует знания биологии в профессиональной деятельности через работу с текстами,

- выполняет практические работы, используя биологические знания

Выполнение упражнений, устная речь

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

- составляет диалоги,  сообщения, рефераты по биологии;

- работает с источниками информации на бумажных и электронных носителях

Устная, письменная  речь

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- моделирует несложные практические ситуации на основе изученных тем                        

Устная, письменная речь

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

- работает с письменными информационными источниками (книгами, журналами, газетами, справочниками), в библиотеке работает с каталогом, со списком литературы;

- работает в сети - Интернет

Защита презентаций

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- самостоятельно осуществляет поиск информации, извлекает, систематизирует, анализирует и отбирает необходимую для решения учебных задач информацию, преобразует, сохраняет и передает информацию

Самостоятельная работа, составление презентаций, работа в  сети Интернет

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, клиентами

- работает в команде, организует работу в группе, подчиняется руководителю команды, выслушивает точки зрения другого человека и признает его правоту, умеет брать ответственность на себя, существование в многокультурном обществе, контролирование своих эмоций

Наблюдение, анкетирование, собеседование, работа в группах, работа с текстами

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Участие в учебных сборах, смотрах строевой песни

Наблюдение

Разработчик:         

Мариинско-Посадский

технологический техникум                        

Минобразования Чувашии             Преподаватель                  М.Н. Матвеевская

_______________________       __________________       _____________________