лесные этажи

Данное занятие способствует расширению знаний учащихся о распределении растений и животных по ярусам леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лесные этажи22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лесные этажи».

Цель: формирование представления о распределении по ярусам растений и животных леса Кемеровской области.

Задачи:

- Образовательные:

Расширить знания обучающихся о разнообразии видов растений и животных по ярусам леса Кемеровской области;

- Развивающие:

Развить коммуникативные навыки;

- Воспитательные: 

Воспитать гуманное отношение к объектам живой природы.

Методы: 

  1. Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
  2. Наглядный (показ рисунков, презентация).
  3. Поисково-исследовательский (работа с карточками, картинками).
  4. Проблемный (беседа с детьми о взаимосвязи всего живого).

Оборудование: раздаточный печатный материал, презентация, компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности (шаблоны, ножницы, клей).

План занятия:

  1. Организационный момент. Вступительная беседа.
  2. Распределение по ярусам растительного и животного мира в лесах Кемеровской области (беседа, демонстрация презентации).
  3. Поисково-исследовательская работа в парах.
  4. Заключение.

 


Ход занятия.

(Слайд 1,2)  Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и попробуйте угадать, где мы с вами очутились? (запись «Звуки леса»).

-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Ты нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

                                     (Погореловский).

- Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью – сосна. В лесах нашей Кемеровской области встречаются и липы, и сосны, и лиственницы. Много в нашем лесу и разных кустарников и травянистых растений.

 (Слайд 3)  Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

- Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

- Дерево – это многолетнее растение с отчетливо выраженной главной осью – стволом.

- Какие еще деревья есть в лесу? (Слайд 4)  (Ель, пихта, кедр, береза, черемуха).

- Между деревьями растет кустарник. (Слайд 5)  Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

- Какие лесные кустарники вы знаете? (Слайд 6)  (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

- Что растет под кустами? (травянистые растения) (Слайд 7).

- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. (Слайд 8)  Посмотрите на экран – слева многоэтажный дом, а справа – лес, как вы считаете, какая связь между этими двумя картинками? (и в многоэтажном доме, и в лесу можно различить этажи). Это и есть тема нашего сегодняшнего занятия (запись в тетрадь). (Слайд 9) 

- Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. (Слайд 10).  Самый высокий этаж – третий – в старом лесу: это верхушки сосен, елей, кедра.

- Второй – кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

- А первый этаж образуют травянистые растения и мхи.

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире – свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом (работа с карточками).

- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме).

- А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого встретить довелось,

Знайте, дети, это ... (лось).

- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

- Какой самый хитрый? (Лиса).

- Кто самый быстроногий? (Заяц). 

- Правильно, это заяц. Волк, лиса, лось - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

- Какие еще животные живут на этом этаже?

- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на первом этаже. Они вьют свои гнезда на земле или на нижних ветвях кустов. Это тетерев, перепела, соловьи.

- Кто из лесных животных занимает второй этаж? (белки, совы). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев.

- Кто же живет на верхнем этаже? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

- Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам один из жителей леса. Послушайте.

Читаю логическую задачу:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит мышь. Какая противная! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

- Ребята, почему же случилась беда в лесу? Дети высказываются.

- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров – улетели птицы, а птиц не стало – развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес.

- Лес – богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

- Что дает лес людям? (Ответы детей).

- Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.

- С давних времен люди почитали лес, считали его своим кормильцем. Относились к нему с уважением, посвящали ему песни, слагали пословицы и поговорки:

- Рощи да леса – всему свету краса.

- По лесу ходи – под ноги гляди.

- Лес не школа, а всех учит.

- Лес и вода – брат и сестра.

- Срубили кусты – прощай птицы.

- Не высок лесок, а от жары защита.

(Работа с карточками «Собрать пословицу»).

(Слайд 11) Молодцы! Отлично поработали, всем спасибо за внимания. До свидания!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В.Волошиной»

«Лесные этажи»

(Занятие по образовательной программе «Радуга природы»,

1 год обучения)

Составитель:

Чепурнова Т.В., п.д.о.

Кемерово - 2014