Формы и методы контроля знаний учащихся по биологии и химии.
Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
При изучении химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, умений наблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а также за усвоением прикладных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_kontrolya_znanii_uchashchikhsya_po_biologii_i_khimii.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы контроля знаний учащихся по биологии и химии.
Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
При изучении химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, умений наблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а также за усвоением прикладных знаний.
Использую различные способы оценки: устный контроль ( индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль ( многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль.
Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос): учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников.
Писменный контроль: все-таки считается самой объективной формой проверки знаний. ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированности знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения.
Письменный контроль знаний в виде теста, программированого опроса, терминологического диктанта, с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени
При составление письменных работ, тестовых заданий применяется многовариантность: например, составлено 3-4 варианта, но на карточках варианты указаны по порядку по количеству учеников в классе. Или в инструкции к письменной самостоятельной работе указывается, что учащиеся могут выбрать любые шесть вопросов из 10 предложенных. Ответы на вопросы должны быть распространенными и обоснованными.
Тестовый контроль начинаю вводить как форму проверки знаний уже с 6 класса, но более широкое применение он находит в 7 -9 классах. Тесты используются при всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. Для работы применяю как готовые тесты, так и разработанные самостоятельно. Самостоятельно составленные или адаптированные тесты разработаны по всем темам в 7 – 9 классах. При составлении тестов использую все виды тестовых заданий: с выбором одного и нескольких ответов, задания на соответствие, на логическую последовательность, без вариантов ответов, при этом обязательно учитывается постепенность введения новых форм тестовых заданий с учетом их усложнения.
Часто при оценивали тестовых работ, особенно с небольшим количеством вопросов использую следующую систему: не отмечаю правильные и неправильные ответы, а выписываю только их количество, тем самым при работе над ошибками обучающиеся проверяют и систематизируют свои знания.
Компьтерный контроль отвечает всем требованиям к современному контролю знаний: он является открытым, оперативным, мобильным.
Обобщение и оценку знаний учащихся преподаватели проводят через 4 – 6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваются на несколько подтем, или проводится промежуточный контроль.