Формы и методы контроля знаний учащихся по биологии и химии.

Кудрявцева Ольга Витальевна

Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

При изучении химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, умений наблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а также за усвоением прикладных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы контроля знаний учащихся по биологии и химии.

        Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

        При изучении химической науки контролю подлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, умений наблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а также за усвоением прикладных знаний.

        Использую различные способы оценки: устный контроль ( индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль ( многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль.

         Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос): учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников.

        Писменный контроль: все-таки считается самой объективной формой проверки знаний.  ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированности знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения.

Письменный контроль знаний в виде теста, программированого опроса, терминологического диктанта,  с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени

        При составление письменных работ, тестовых заданий применяется многовариантность: например, составлено 3-4 варианта, но на карточках варианты указаны по порядку по количеству учеников в классе. Или в инструкции к письменной самостоятельной работе указывается, что учащиеся могут выбрать любые шесть вопросов из 10 предложенных. Ответы на вопросы должны быть распространенными и обоснованными.

Тестовый контроль начинаю вводить как форму проверки знаний уже с 6 класса, но более широкое применение он находит в 7 -9 классах. Тесты используются при всех видах контроля: предварительном, текущем, тематическом, итоговом. Для работы применяю как готовые тесты, так и разработанные самостоятельно. Самостоятельно составленные или адаптированные тесты разработаны по всем темам в 7 – 9 классах. При составлении тестов использую все виды тестовых заданий: с выбором одного и нескольких ответов, задания на соответствие, на логическую последовательность, без вариантов ответов, при этом обязательно учитывается постепенность введения новых форм тестовых заданий с учетом их усложнения.

Часто при оценивали тестовых работ, особенно с небольшим количеством вопросов использую следующую систему: не отмечаю правильные и неправильные ответы, а выписываю только их количество, тем самым при работе над ошибками обучающиеся проверяют и систематизируют свои знания.

Компьтерный контроль отвечает всем требованиям к современному контролю знаний: он является открытым, оперативным, мобильным.

Обобщение и оценку знаний учащихся преподаватели проводят через 4 – 6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваются на несколько подтем, или проводится промежуточный контроль.