Рабочая программа учебной дисциплины "Экология".

Кудрявцева Ольга Витальевна

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экология" разработана  на основе  ФГОС СПО с  максимальной учебной нагрузки обучающегося 53часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  36 часа, в том числе;

теоретические занятия – 18 часа;

- лабораторные и практические занятия – 18 часа;

самостоятельной работы обучающегося  17 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное   учреждение  Архангельской области

« ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА ДИЗАЙНА и ТЕХНОЛОГИЙ»

(ГАПОУ Архангельской области «ТСДиТ»)

                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Директор ГАПОУ АО «ТСДиТ»

___________________Т.С.Пятовская

«______»__________________2015 г.

Регистрационный номер___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.13  ЭКОЛОГИЯ

Северодвинск     2015г.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины разработана на основе  ФГОС СПО для профессии:

080118 — электромонтажник электрических цепей и электрообордования;

290129 — мастер столярного и мебельного производства;

430201 — организация обслуживания в общественном питании.

Организация – разработчик: Государственное профессиональное автономное учреждение среднего Архангельской области  «ТСДиТ»

Разработчик: Кудрявцева О.В. , преподаватель.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии:

Протокол заседания МК преподавателей № ____

от «____»______________2015г.

Председатель МК  Уланова Лидия Константиновна

________________________

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью изучения учебной дисциплины Экология является:

1) сформировать представления об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";

2) сформировать экологическое мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) овладеть умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) овладеть знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформировать личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформировать способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-решать простейшие экологические задачи;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- охранять пресноводных рыб в период нереста,

охранять полезных насекомых; подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничьих промысловых животных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-определения основных экологических понятий;

- разнообразие биотических связей;

- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообщества, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и подэкосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере),

- о месте человека в экосистеме Земли;

- о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использования и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и ох ране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов)

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 53часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  обучающегося  36 часа, в том числе;

теоретические занятия – 18 часа;

- лабораторные и практические занятия – 18 часа;

самостоятельной работы обучающегося  17 часа.


2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

53

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

      практические занятия

18

      контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

22ч.

Тема 1. Организмы и среда их обитания (4 часов)

  1. Предмет экологии. Экологические факторы.
  2. Экологические ресурсы. Экологическая ниша

2

2

Практическое занятие:

  1. «Строение растений в связи с условиями жизни»
  2. «Описание экологических ниш организмов»

2

3

Самостоятельная работа

1

Выполнение домашнего задания

Тема 2. Экология популяций (2 часа)

  1. Популяция и ее основные характеристики.

Популяционное обилие и его показатели

  1. Рождаемость и смертность

Динамика популяций

2

2

Самостоятельная работа

2

Выполнение домашнего задания

Тема 3. Экологические взаимоотношения организмов (2 часа)

  1. Типы экологических взаимоотношений. Конкуренция
  2. Хищничество. Паразитизм

2

2

Самостоятельная работа

1

Выполнение докладов и домашнего задания

Тема 4. Организация и функционирование сообществ (9 часов)

  1. Сообщество, его свойства и структура.
  2. Потоки энергии и вещества в экосистемах
  3. Продуктивность сообщества
  4. Экологическая сукцессия. Основные типы сукцессионных изменений

4

2

 Практическое занятие:

  1. « Разнообразие, особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера.»
  2. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме».
  3. «Круговорот веществ в экосистеме»
  4. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
  5. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

5

3

Самостоятельная работа

2

Выполнение домашнего задания

Контрольная работа №1 по темам 1-4

1

3

Тема 5. Антропогенное воздействие на биосферу  (8 часов)

  1. Биосфера. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.  Современное состояние окружающей среды
  2. Радиоактивность в биосфере

2

2

Практическое занятие:

  1. «Атмосфера. Виды загрязнений атмосферы»
  2. «Почва. Загрязнения почвы»
  3. «Вода. Загрязнение природных вод»
  4. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
  5. «Решение экологических задач»
  6. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения»

6

3

Самостоятельная работа

3

  1. Подготовка конспектов и домашнего задания

Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека  (5 часов)

  1. Химическое и биологическое загрязнения среды и здоровье человека
  2. Физические факторы среды и самочувствие человека
  3. Питание и здоровье человека

3

2

Практические занятия

  1. «Выявление  факторов среды на самочувствие человека»
  2. «Проблема адаптации человека к окружающей среде»

2

3

Самостоятельная работа

2

Подготовка домашнего задания

Тема 7. Растительные и животные ресурсы Архангельской области (3 ч)

Практические занятия:

  1. «Растительные ресурсы Архангельской области»
  2. «Животные ресурсы Архангельской области»
  3. «Особенности организации охраны природы в Архангельской области.»

3

3

Самостоятельная работа

3

Подготовка сообщений

  1. Обобщение 

1

3

Дифференцированный зачет по всем разделам программы.

         1

3


  1. 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 No 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

        В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);
  • информационно-коммуникационные средства;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд.

  1. 3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Валова В.Д. Экология. — М., 2012.

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 клас- сы. — М., 2014.

Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А.Ягодина. — М., 2011.

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 No 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 No 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 No 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 No 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз- витие». — М., 2011.

Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости и смены экосистем.

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование.

Решать элементарные экологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

Выполнение лабораторных работ, решение задач.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Выполнение лабораторных работ, подготовка сообщений, докладов.

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности, и делать выводы на основе сравнения.

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, выполнение практических работ.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов.

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Проведение практических работ, подготовка сообщений.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Подготовка сообщений, составление рефератов, докладов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение

Устные и письменные ответы, решение задач, выполнение лабораторных и  практических работ.

Знать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.

Устные и письменные ответы, тестирование, терминологические диктанты.

Знать структуру экосистем.

Устные и письменные ответы, выполнение практических и лабораторных работ, контрольные работы.

Знать сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере.

Контрольные работы, физические и терминологические диктанты, устные и письменные опросы, решение задач, выполнение лабораторных работ, тестирование.

Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки, биологическую терминологию и символику.

Подготовка докладов, рефератов, устные и письменные ответы.