Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Скуратов Илья Владимирович

Особенности строения и жизнедеятельности

кольчатых червей

 

Учебно-воспитательные задачи:

1.Ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями.

2. Продолжить формирование умения узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими червями.

3. Раскрыть роль почвенных кольчатых червей в природе и для человека, на примере червя дождевого.

Оборудование:

Учебные таблицы («Тип Кольчатые черви», «Особенности строения и многообразие паразитических червей»), рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразия их видов, иллюстрации учебника и научной литературы, карточки с индивидуальными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii.doc681 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

На тему: «Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей»

Провел: учитель первой квалификационной категории

Скуратов Илья Владимирович

Место реализации: МОУ СОШ № 33 Дзержинского района, г.Волгограда.

Волгоград, 2013


Особенности строения и жизнедеятельности

кольчатых червей

Учебно-воспитательные задачи:

1.Ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями.

2. Продолжить формирование умения узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими червями.

3. Раскрыть роль почвенных кольчатых червей в природе и для человека, на примере червя дождевого.

Оборудование:

Учебные таблицы («Тип Кольчатые черви», «Особенности строения и многообразие паразитических червей»), рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразия их видов, иллюстрации учебника и научной литературы, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

7 учеников получают карточки с заданиями, которые они выполняют пока ведется  фронтальный устный опрос по вопросам:

* Какие организмы называются паразитами? Перечислите признаки, характерные для паразитов. ( Питающиеся за счет другого организма; плохое развитие или полное отсутствие ряда систем органов, органы прикрепления, высокая плодовитость, смена хозяев или миграция в теле одного хозяина, плотные покровы тела …)

*Есть ли у аскариды смена хозяев? (нет)

* Что такое половой диморфизм? ( различии между мужской и женской особью)

* Чем объясняется большая плодовитость паразитов? ( высокой смертностью и малым процентом особей доживших до стадии взрослого червя)

* Перечислите признаки прогресса круглых червей по сравнению с плоскими червями? ( половой диморфизм, развитие пищеварительной, нервной и половой систем, уход от цикла со сменой хозяев …)

* Перечислите меры личной гигиены, позволяющие не заразиться паразитом? (мытье рук перед едой, мытье продуктов и их термическая обработка, соблюдение правил гигиены при работе с животными…)

Для опроса на доску вывешиваются учебные таблицы, по которым учащиеся показывают названные особенности

Пока видеться опрос, к доске вызывается ученик, зарисовывающий схему: «цикл развития аскариды человеческой».

Ученик у доски рассказывает про основные этапы цикла развития аскариды человеческой и показывает их на схеме, указывая смену стадий, условия заражения. Проговаривается вредное влияние паразита на организм хозяина на каждой из стадий цикла.

Остальные учащиеся должны внимательно следить за рассказом и показом по схеме и в случае необходимости исправлять ошибки в ответе.

По окончании опроса собираться карточки с заданиями.

II Изучение нового материала

Запись темы урока на доску и в тетради.

    Сегодня на уроке мы начнем знакомство с новым типом животного мира – Кольчатыми червями.

Кольчатые черви — обширная группа животных, включающая около 12 тыс. видов, которые живут главным образом в морях, а также в пресных водах и на суше. По сравнению с плоскими и круглыми червями они более высокоорганизованны.

Прочитайте первый абзац параграфа и ответьте на вопрос: с чем связано название типа? (тело состоит из сегментов-колец)

На протяжении 5 уроков вы заполняли сравнительную таблицу по основным типам червей в ней уже есть информация о строении плоских и круглых червей, теперь вы дополните ее информацией о кольчатых червях. Прочитайте текст параграфа на страницах 128-129 и заполните таблицу. Вам необходимо найти признаки прогресса в строении кольчатых червей.

Признаки сравнения

Тип: Плоские черви

Тип: Круглые черви

Тип: Кольчатые черви

Основные жизненные формы

Покровы тела

Форма тела

Органы прикрепления

Органы передвижения

Пищеварительная система

Выделительная

система

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система и органы чувств

Половая система

Через 10 минут обсуждаются результаты заполнения таблицы.

Все системы органов изучаться по учебным таблицам, вывешиваемых в момент показа.

                                     Основные жизненные формы

Какие жизненные формы характерны для кольчатых червей?

Среди кольчатых червей нет внутренних паразитов, значит нет цикла со сменой хозяев. Кольчатые черви- обитатели морей, рек, почв, встречаются эктопаразиты (пиявки).

Покровы и форма тела

Чем представлены покровы тела кольчатых червей?

Наружный эпителий кольчатых червей покрыт кутикулой и несет эпидермальные хитиновые щетинки -  параподии, за исключением пиявок.

Была ли кутикула у ранее изученных червей, какова ее роль?

Дождевой вервь  имеет вытянутое, длиной 10-16 см тело. На поперечном сечении тело округлое, но, в отличие от круглых червей, оно поделено кольцевыми перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие щетинки. Они почти не видны, но если провести пальцами от заднего конца тела червя к переднему, то мы сразу почувствуем их.

Как вы думаете, какова роль параподий в жизни кольчатых червей?

Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы - их оставляют здесь черви ночью. На поверхность выходят они также и после сильного дождя (отсюда название - дождевой). Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на зиму роют норки глубиной до 2 м.

Если взять червя в руки, то мы обнаружим, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.

С чем связана способность дождевого червя, сжимать тело, а не только сгибать его как аскарида?

Под кожей располагаются сросшиеся с ней кольцевые мышцы, а под ними слой продольных мышц - получается кожно-мускульный мешок. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Полость тела. Под кожно-мускульным мешком расположена заполненная жидкостью полость тела, в которой находятся внутренние органы. Эта полость тела не сплошная, как у круглых червей, а поделена поперечными перегородками соответственно числу члеников. Она имеет свои собственные стенки и располагается под кожно-мускульным мешком

Органы прикрепления

У свободно живущих форм, которых большинство органов прикрепления нет, но у пиявок-эктопаразитов есть ротовые присоски.

Пищеварительная система

Какие органы появляться в пищеварительной системе кольчатых червей? С чем связано их появление?

Рот расположен на переднем конце тела. Питается дождевой червь гниющими растительными остатками, которые он заглатывает вместе с землей. Так же он может затаскивать с поверхности опавшие листья. Заглатывание производится мускулистой глоткой. Затем пища попадает в зоб, желудок и кишечник. Непереваренные остатки вместе с землей выбрасываются через анальное отверстие на заднем конце тела.

-  Появление пищевода, зоба и желудка связана, со свободной жизнью в почве и необходимости тщательного переваривания пищи.

Выделительная система

Чем представлена выделительная система дождевого червя?

Выделительная система представлена метанефридиями.

Как устроены метанефридии?

Жидкие ненужные, переработанные вещества поступают в полость тела. В каждом членике находится пара трубочек. Каждая трубочка на внутреннем конце имеет воронку, в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся по трубочке через противоположный конец наружу.

Дыхательная система

О чем говорит появление дыхательной системы? Как осуществляется дыхание кольчатых червей? Каковы ее функции?

Дыхание различными способами: всей поверхностью тела (дождевой червь) или жабрами (водные).

Кровеносная система

О чем говорит появление кровеносной системы? Каково строение кровеносной системы? Каковы ее функции?

Кровеносная система дождевого червя служит для переноса кислорода и питательных веществ прежде всего к мышцам. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной, по которому кровь движется сзади наперед, и брюшной, по которому кровь течет спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены кольцевыми сосудами. Несколько толстых кольцевых сосудов имеют мышечные стенки, за счет сокращения которых происходит движение крови. От главных сосудов отходят более тонкие, ветвящиеся затем на мельчайшие капилляры. В эти капилляры поступают кислород из кожи и питательные вещества из кишечника, а из других таких же капилляров, ветвящихся в мышцах, происходит отдача этих веществ. Какая кровеносная система называется замкнутой? Такая, когда кровь движется все время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой

Нервная система и органы чувств

По какому типу построена нервная система плоских и круглых червей?

А по какому типу построена нервная система кольчатых червей?

Какие прогрессивные черты в строении нервной системы кольчецов вы можете выделить?

Нервная система представлена надглоточным ганглием, окологлоточным нервным кольцом и брюшным нервным стволом с сегментарными ганглиями. Вдоль всего тела червя по брюшной стороне проходит пара нервных стволов. В каждом членике на них развиты нервные узелки - получается нервная цепочка. В передней части два больших узла соединены друг с другом кольцевыми перемычками - образуется окологлоточное нервное кольцо. От всех узлов отходят нервы к различным органам Появление головного мозга существенно отличает кольчатых червей от представителей других типов червей.

Таким образом нервная система приобретает сегментированность, этот тип нервной системы прогрессивнее, чем лестничный у плоских червей.

Специальных органов чувств нет, но чувствительные клетки в коже позволяют дождевому червю чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы.

Поверхность тела дождевого червя покрыта фоторецепторами. Зная это, можно провести интересный опыт: если разрезать червя пополам, то его головная часть будет уходить от света, а хвостовая, наоборот, будет поворачиваться к свету.

Среди других видов встречаются черви с хороши развитыми глазами и осязательными щетинками.

                              Половая система и размножение.

Какие особенности  в строении половой системы кольчецов вы можете выделить?

Дождевые черви - гермафродиты.

Какие, уже изученные вами черви также были гермофрадитами?

Перед откладкой яиц два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью - спермой: Таким образом для оплодотворения яиц используется сперма другой особи. Затем они расходятся, а из утолщения (пояска), имеющегося на передней части червя, выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем комок слизи с яйцами соскальзывает с тела червя и застывает в кокон. Из кокона выходят молодые черви., т.е превращение полное.

Среди кольчатых червей есть и разнополые виды.

Значение в природе и для человека

Эти черви, проделывая в почве ходы, разрыхляют ее и способствуют проникновению в почву воды и воздуха, необходимых для развития растений. Выделяемая червями слизь склеивает мельчайшие частицы почвы, препятствуя тем самым ее распылению и размыванию. Затаскивая в почву растительные остатки, они способствуют их разложению и образованию плодородной почвы. На  одном  гектаре  почвы  биомасса дождевых червей (Lumbricus) достигает 2-4 т. Эти черви перерабатывают ежегодно от 50 до 600 т почвы, превращая ее в мелкие, обогащенные гумусом почвенные агрегаты. Дождевые черви могут закапываться в землю на глубину до 8 м

Поэтому дождевых червей следует охранять как полезных животных.

Кольчатые черви входят в пищевые цепи, являясь их важным звеном.

Кроме того, в ряде стран Востока дождевые черви используются в пищу человеком, как деликатесы.

III Закрепление

Подводя итоги урока, давайте обсудим, в чем же выражается прогресс в строении кольчатых червей в сравнении с плоскими круглыми червями?

Проводиться фронтальный опрос с целью выявления черт прогресса кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями.

Таким образом, у кольчатых червей прослеживаются прогрессивные черты организации: наличие целома, метамерность строения, появление кровеносной системы, выделительная система типа метанефридиев, более высокоорганизованная нервная система и органы чувств. Этим кольчатые черви отличаются от низших — плоских и круглых червей.

V Домашнее задание

3 ученика готовят доклады :

1. Класс Многощетинковые

2.Класс Малощетинковые

3. Класс Пиявки

Прочесть текст параграфа на стр. 128-129, выполнить задания в рабочей тетради.