модульная программа Человек и природа.

Краснощекова Елена Ивановна
Модульная программа для учащихся различного возраста. Может быть использована на занятиях кружков, секций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл модульная программа33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная программа

Тема: Человек и природа 

Автор: Краснощёкова Е.И., педагог дополнительного образования

Форма: беседа, живой журнал, тематическая развивающая игра, конкурс рисунков; информационный проект, викторина.

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Направление воспитания: естественнонаучное.

Пояснительная записка

            Представленная программа сориентирована на учащихся различного возраста.  Может быть осуществлена в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения или в дополнительном образовании учащихся на занятиях кружков, клубов, обществ естественнонаучной направленности направленности.

  Предназначена для организаторов детского досуга (в т. ч. для учителей-предметников), педагогов дополнительного образования, классных руководителей, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Цель: Формирование у детей культуры общения с природой, бережного к ней отношения, осознания значимости и последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи:

  • проинформировать детей о способах общения и поведения в природе, оказание ей своей практической помощи через форму этических бесед;
  • научить формировать умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды; 
  • Воспитать человечность, милосердие, повысить мотивацию у детей к изучению наук о Природе.

Учебно-тематическое планирование  

№ п/п

                                 

                                            Тема

Часы

Форма занятия

1

Человек и флора.

2

теория

(беседа);

практика (информационный проект)

2

Человек и фауна.

1

практика

(живой журнал)

3

Здоровье человека и окружающая среда.

1

практика

(игра)

4

Земля – наш общий дом.

1

практика

(конкурс рисунков)

5

Итоговое занятие. Викторина «Мир природы».

1

практика (викторина)

Итого:

6

Содержанием тем

  1.  Человек и флора.

Беседа «Красная книга. Редкие, ядовитые, лекарственные растения Воронежской области».

  • ядовитые, лекарственные растения Воронежской области;
  • ядовитые грибы;
  • растения  из Красной книги Воронежской области, встречающиеся  на  

территории района;

Информационный проект: «Русское разнотравье».

  • особенности стенгазеты как способа представления результатов своей

            работы;

2. Человек и фауна.

Живой журнал: «Животные Красной книги Воронежской области.  Заказники и заповедники».

  • виды домашних животных, их значение в жизни человека;
  • животных  из Красной книги Воронежской области, встречающихся  на  

территории района;

  • заказники и заповедники Воронежской области;

3. Здоровье человека и окружающая среда.

Игра: «Экологическая тропа».                                                                          

  • правила безопасного поведения в природе, бережного отношения к ней;
  • почему человек должен  заботиться об окружающей среде, о своем    

здоровье, соблюдение правил поведения в природе,  оказание ей  свою

практической помощи;

4. Земля – наш общий дом.

Конкурс рисунков на экологическую тематику: «Защитим природу вместе… ».

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • оценивание своих поступков с точки зрения  их соответствия культуре общения  

            с природой и корректирование несоответствия;

5. Итоговое занятие.

Викторина «Мир природы»

Контроль

Примерные вопросы для обсуждения по итогам представленных тем:

К теме I. Человек и флора.

1. Назовите съедобные растения

а) малина, щавель;

б) ландыш, лютик;

в) крапива, вороний глаз;

г) белена, волчье лыко.

2. Выберите ряд, где находятся только ядовитые грибы:

а) подберезовик, ложный опенок, желчный гриб;

б) бледная поганка, ложная лисичка, красный мухомор;

в) подосиновик, маслята, шампиньон;

г) сыроежки, груздь черный, вешенки.

3. Какие признаки несъедобных растений вы знаете?

а) растения с неприятным запахом;

б) кора обглодана животными;

в) плоды поклеваны птицами;

г) птичий помет на ветках.

4. Какие последствия могут быть при  отравлении человека ядовитыми растениями?

а) никаких;

б) перерождение организма;

в) тяжелые заболевания и смерть

5. Укажите главное правило при сборе грибов:

а) собирать все грибы, какие попадаются на глаза;

б) не собирать и не пробовать неизвестные грибы на вкус;

в) пробовать на вкус все грибы;

г) собирать только симпатичные грибы.

К теме II. Человек и фауна.

1. Почему начали исчезать некоторые виды животных с планеты Земля?

2. В чем отличие между заповедником и заказником?.

3. Перечислите известные вам заповедники и заказники, находящиеся на территории      Воронежской области.

4. Назовите животных занесенных в Красную книгу Воронежской области.

5. Предложите свой вариант по сохранению животных от вымирания?

К теме III. Здоровье человека и окружающая среда.

1. Составьте список предметов, которые, по вашему мнению, необходимы для отдыха на природе.

2. Как вы будете ориентироваться в лесу, если вы забыли компас дома?

3. Что ни в коем случае нельзя делать, находясь на природе, в лесу?

4. Человек – часть природы. Как сохранить свое здоровье?

5. Вспомните пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.

К теме  IV. Земля – наш общий дом.

1. Вспомните героев сказок, мультфильмов, которые вредили природе.

2. Как вы понимаете, что такое природное сообщество?

3. Почему и  за что природа мстит человеку?

4. Почему в современном обществе людям необходимо пересмотреть отношение к природе?

5. Грозит ли исчезновение человека с лица Земли?

 К теме  V. Итоговое занятие.

Смотрите  раздел  Приложение.

Приложение.

В мире природы. (викторина)

Цели: формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление.

Ход занятия

1.        Введение в тему.

1.Сообщение темы  и  задач  занятия.

2. Вступительная  беседа.

-        Посмотрите в окно. Что вы там видите?
Дети отвечают.

Загадки:

Что видно только ночью? (Звезды, луна.)

Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)

Дышит, растет, а ходить не может. (Растение.)

В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб.)

Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)

Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

-        Как все это назвать одним словом? (Окружающая природа.)

П. Основная часть.

 1. Явления природы.

-        Что такое погода?

(Погода - определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)

~ А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня? завтра? через неделю? (Для этого существует метеослужба и метеорологи.)

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.

Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 километров. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)

Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

- Что вы знаете о явлениях природы?

Дети отвечают.

Это  интересно!

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы, град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Торнадо - это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает все, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, здания рассыпаются, как карточный домик. Тор-

надо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия. 1-й этап викторины.

На небе стукнет, на земле слышно. (Гром.)

Ни огня, ни жару не имею, а все поджигаю. (Молния.)

Не огонь, а жжется. (Мороз.)

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)

Седой дедушка у ворот

     Всем глаза заволок. (Туман.)

Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга.)

Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

9)        Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег.)

10)        Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер.)

2. Звери.

- Какое животное живёт дольше всех? Дети отвечают.

Это  интересно!

• Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет. А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия: бегемот - 41 год, носорог - 40, медведь - 34, обезьяны - более 20 лет, кошки - около 23 лет, собаки - 22 года. Эти данные относятся к отдельным особям животных.

2-й этап викторины.

1) Не земледелец, не кузнец, не плотник,

    А первый на селе работник. (Лошадь.)

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

Среди двора стоит копна,

    Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

В заплатках шея и бока,

     На всех глядит он свысока. (Жираф.)

Не мышь, не птица

    В лесу резвится,

    На деревьях живет

    И орешки грызет. (Белка.)

Не дерево, а суковато. (Олень.)

Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих. (Лев.)

Самый крупный хищник. (Белый медведь.)

Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра.)

10)        Серовато, зубовато,
По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

3. Птицы.

- Какая из летающих птиц самая большая? Дети отвечают. Это  интересно!

Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа - поднять в воздух такую птицу.

Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. (Желательно проиллюстрировать.) Взрослые птицы весят около 13 кг.

Скорость полета у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км, преодолев это рас-

стояние за 36 и 42 секунды, то есть 274 и 320 км в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри - от 80 до 88 км в час.

3-й этап викторины.

Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь.)

Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)

Начальник невелик, а долго спать не велит. (Петух.)

Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока.)

У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвин.)

Какая   из   птиц  нашей   страны   летает  быстрее   всех? (Стриж:)

Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист.)

Самая певчая птица России. (Соловей.)

Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается от паразитов.)

10)        Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел.)

4. Насекомые.

- Что вы знаете о насекомых?

 Дети отвечают.

 Это  интересно!

На нашей планете живёт 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде. Самое большое насекомое - бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30  см. Длина жука-голиафа более 20  см. (Рассмотреть по линейке.) Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука-трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полёта насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель - 3,5; муха - 2; златоглазка всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки-бражницы - около 60 км.

•    Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией

4-й этап викторины.

Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк.)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

4)        Ниток много-много,
А в клубок не смотает,
Одежду себе не шьет,
А ткань всегда ткет.
(Паук и паутина.)

5)        Домашнее насекомое, от которого все стараются изба
виться.
(Таракан.)

Летающий кровопийца. (Комар.)

Кто за печкою живет, спать мне ночью 'не дает? (Сверчок)

Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Погибнет).

Сколько ног у паука? (Восемь.)

10)        Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
5. Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.
Это  интересно!

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Ещё более необычная рыба - это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся  чешуи,   которая   покрывает жабры.   Проталкиваясь

хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5  м.

5-й этап викторины.

1)        Он в самом омуте живет -
Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом.)

2)        Выпучив глаза следит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,

По человечьи плавает. (Лягушка.)

Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка.)

Он превращается в лягушку. (Головастик.)

Неядовитая змея? (Уж.)

Кого поймал Емеля? (Щуку.)

Кто ходит в каменной рубахе? (Черепаха.)

10)        Кто автор басни «Лебедь, рак и щука»? (Н. А. Крылов.)

6. Растения.

Это  интересно!

Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах - в среднем 50-80  м, нередко до 100  м; максимальная высота деревьев - у эвкалиптов и секвой -около 150  м.

Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины - всего 2 года, а у сирени — до 60 лет.)

Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса – подлеска, то есть в затенеии, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.

Кустарнички - миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем 10-30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядки 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (черника, брусника).

6-й этап викторины.

1)        Не огонь, а жжется. (Крапива.)

Чей пух по городу летает?

    Среди июля - снегопад.

    Прохожие его ругают,

    А это ветер виноват. (Тополь.)

Стоит лепешка

    На одной ножке,

    Кто мимо ни пройдет,

     Всяк поклонится. (Гриб.)

Стоят в поле сестрички –

    Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. (Мох.)

Дерево, из которого делают спички. (Осипа.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Какая самая большая ягода? (Арбуз.)

На солнце я похожий,

    И солнце я люблю,

    За солнцем поворачиваю

    Я голову свою. (Подсолнечник.)

10)        Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела.)
III. Итоги игры.
Награждение активных участников викторины.