Рабочая программа объединения естественнонаучной направленности "Среда обитания" для обучающихся 7-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
среда обитания | 93.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования Центр творчества
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педсовета зам. директора по ДО приказом № ___ от _______20___ г.
протокол № ___ _______Двуреченская О.Н. по МБОО ДО Центр творчества
________20 ___ г. директор _______А.Н. Новоковская
Рабочая программа объединения
естественно - научной направленности
«Среда обитания»
для обучающих 7-14 лет
Срок реализации программы 3 года
педагог дополнительного образования:
Краснощекова Елена Ивановна
г. Калач
2015 г.
Пояснительная записка
Модельная дополнительная общеобразовательная программа «Среда обитания» реализуется на трех ступенях.
Актуальность программы: раннее обучение будущих граждан заботиться об окружающей природе.
Цель программы: создать условия для развития экологической культуры подрастающего поколения, становление такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и предупреждении новых.
Задачи программы:
Познавательные:
- Формирование системы знаний, умений и навыков, а так же технологий и стратегий взаимодействия с окружающей средой;
- Раскрытие способностей к наблюдению, установлению взаимосвязей и осознанию своей включенности в природные процессы, к активному участию в практической деятельности по охране окружающей среды;
- Формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;
- Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Развивающие:
- Развитие общекультурных, коммуникативных, профессиональных, информационных компетентностей, а также компетентности разрешения проблем.
Воспитательные:
- Воспитание позитивного и ответственного отношения к природе;
- Формирование правильной гражданской позиции;
- Воспитание гармоничной личности на основе единения с природой, правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «природа – человек – общество».
Модули программы проходят через все 3 года обучения, что позволяет расширить и углубить знания и умения обучающихся.
Возраст обучающихся - 7 – 14 лет. Кратность занятий в неделю:
- 1 год обучения: 2 занятия, 4 часа, по 45 минут.
- 2 год обучения: 3занятия, 6 часов, по 45 минут.
- 3 год обучения: 3 занятия, 6 часов, по 45 минут.
Ожидаемые результаты
- Личностные результаты:
1 ступень «Стажер» (нашивка красного цвета) – ребенок проявляет живой интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, растений, может оценить их состояние с позиции плохо – хорошо, принимает правила поведения в окружающей среде;
2 ступень «Юный эколог» (нашивка желтого цвета) – с интересом участвует в экологически ориентированной действительности, может указать на некоторые видимые экологические проблемы и предложить пути их решения;
3 ступень «Магистр экологии» (нашивка зеленого цвета) - эмоционально реагирует на окружающий мир, природу, людей, пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, статья в газету), самостоятельно выбирает объект своей экологической деятельности, организует и выполняет работу по устранению проблемы окружающей среды.
- Метапредметные результаты:
- Освоение основных методик учебно-исследовательской деятельности;
- Освоение основ смыслового чтения и работа с текстом;
- Сформированность следующих компетенций:
Общекультурных
- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- Умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь;
- Стремление к саморазвитию и адаптации к жизни;
- Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- Овладение навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Профессиональных
- Способность применять современные методики исследования объектов;
- Умение использовать экологические нормы в быту, правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда;
- Приобретение УУД в исследовании природных объектов;
Регулятивных:
обучающийся научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных педагогом дополнительного образования ориентиров действий в области экологии, природоохранной деятельности;
Коммуникативных:
- Обучающийся научится задавать вопросы, работать в группе, эффективно сотрудничать, использовать приемы поиска информации в Интернете;
- Получит возможность научиться вступать в диалог, оказывать помощь партнерам.
Познавательных:
Обучающийся научится проводить исследование, реализует проект под руководством педагога дополнительного образования, создавать и преобразовывать модели и схемы действий при решении задач; получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность, делать выводы.
- Предметные результаты:
1 год обучения.
Обучающийся должен знать:
- Основные экологические понятия;
- О месте человека в экосистеме «Земля»;
- Экологические проблемы своей местности;
- Что такое проект, исследовательская работа.
Обучающийся должен уметь:
- Определять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
- Самостоятельно работать с литературой и др. источниками;
- Выполнять проектные работы по экологии, предложенные педагогом;
- Проводить исследовательские работы по экологии с помощью педагога;
- Вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
- Изготавливать поделки из вторсырья.
2 год обучения.
Обучающийся должен знать:
- Основные экологические проблемы поселка, района, города, формы и методы охраны окружающей среды;
- Принципы рационального природопользования;
- Взаимозависимость окружающей среды и здоровья человека;
- Экологические взаимосвязи и правила разумного поведения человека в природе;
- Этапы проекта, правила его построения.
Обучающийся должен уметь:
- Выявлять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
- Самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Определять необходимость того или иного проекта, разрабатывать и совместно его выполнять;
- Выполнять исследовательские работы по экологии в минигруппах;
- Выращивать цветную и овощную рассаду;
- Находить «вторую» жизнь «отходам».
3 год обучения
Обучающийся должен знать:
- Экологические преимущества и недостатки родного города, поселка;
- О современном состоянии окружающей среды и способах охраны природы;
- Законы РФ об охране окружающей среды;
- Требования к выполнению исследовательской работы;
- Как подготовить и воплотить экологический проект в жизнь.
Обучающийся должен уметь:
- Видеть проблемы окружающей среды и действовать по их преодолению;
- Видеть экологические опасности вокруг себя;
- Работать с сельхозинвентарем;
- Подготовит и организовать акции, проекты с обучающимися 1 и 2 годов обучения;
- Проводить мастер-классы, игровые программы, праздники;
- Самостоятельно выполнять проектные работы по экологии;
- Самостоятельно выполнять исследовательские работы по экологии, оказывать помощь «начинающим».
Обучающийся должен владеть:
- Методами организации рационального кормления, содержания и разведения животных, методами выращивания сельскохозяйственной продукции, экономическим расчетом выгодности сельскохозяйственного производства;
- Научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- Способность применять современные методики исследования объектов;
- Умение использовать экологические нормы в быту. Правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда.
Учебно – тематический план
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания»
1 год обучения
Содержание курса
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
2 год обучения. 216 часов в год.
Занятие-огонек «Мы снова вместе!».Вводный инструктаж по технике безопасности. 2ч.
Человек и природа (28часов)
- Экологическое равновесие. 2ч.
- Экологическое равновесие. Практическое занятие. 6ч.
- Устный журнал «Жизнь ради жизни». 2ч.
- Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие. 6ч.
- Экологические катастрофы. 2ч.
- Экологические катастрофы. Практическое занятие. 8ч.
- Игра «Юные экологи». 2ч.
Сок жизни на Земле (26 часов)
- Все о воде. 2ч.
- Все о воде. Практическое занятие. 6ч.
- Охрана водных ресурсов. 2ч
- Охрана водных ресурсов. Практическое занятие. 4ч.
- Водоснабжение. 2ч.
- Водоснабжение. Практическое занятие. 4ч.
- Методы очистки воды. Практическое занятие 6ч.
Зелёная планета (24часа)
- Жизнь леса. 2ч.
- Жизнь леса. Практическое занятие 8ч.
- Поговорим о растениях 4ч.
- Поговорим о растениях. Практическое занятие.8ч.
- Игра-викторина «Раз ромашка, два ромашка…» 2ч.
Братья меньшие (32часа)
- Братья меньшие (32часа) 2ч.
- «Тайны живой природы» Практическое занятие. 4ч.
- Летят перелётные птицы…2ч.
- Летят перелётные птицы.… Практическое занятие 6ч.
- «Мы в ответе…». 2ч.
- «Мы в ответе…». Практическое занятие. 6ч.
- Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. 10ч.
Экология человека (38часов)
- Тренинговая игра «Лес характеров». 2ч.
- Интеллектуальное казино «Будь здоров». 4ч.
- Интеллектуальное казино «Будь здоров». Практическое занятие. 2ч.
- Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 4ч.
- Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Практическое занятие 4ч.
- Опасное – рядом! 4ч.
- Опасное – рядом! Практическое занятие. 4ч.
- Неприятные соседи. Практическое занятие 4ч.
- Экосистема жилища. 4ч.
- Экосистема жилища. Практическое занятие. 6ч.
Чем дальше в лес…(24 часа)
- Мусор. Практическое занятие. 4ч.
- Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?».2ч.
- «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?». Практическое занятие 4ч.
- «Листок жизни». 2ч.
- «Листок жизни». Практическое занятие. 6ч.
- Экотуризм. Практическое занятие. 4ч.
- Экологическая игра-путешествие «Мы идем в поход».2ч.
Штаб юных экологов(14 часов)
- Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. 14ч.
Экологический пресс-клуб (12 часов)
- Анкетирование населения об экологических проблемах 12ч.
Экологические праздники (16часов)
- День заповедников и национальных парков России 2ч.
- День Земли. 2ч
- День борьбы за права человека от химической опасности. 2ч
- Всемирный день Солнца. 2ч.
- Всемирный день охраны окружающей среды. 2ч.
- Всемирный день животных. 2ч
- Всемирный день домашних животных. 23ч.
- Российские дни леса. 2ч.
Календарно – тематическое планирование по курсу
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
2 год обучения. 216 часов в год.
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол - во часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1 | Занятие-огонек «Мы снова вместе!». Вводный инструктаж по технике безопасности. | 2 | ||
Человек и природа (28 часов) | ||||
2 | Экологическое равновесие. | 2 | ||
3 | Экологическое равновесие. Практическое занятие. | 2 | ||
4 | Экологическое равновесие. Практическое занятие. | 2 | ||
5 | Экологическое равновесие. Практическое занятие. | 2 | ||
6 | Устный журнал «Жизнь ради жизни». | 2 | ||
7 | Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
8 | Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
9 | Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
10 | Экологические катастрофы. | 2 | ||
11 | Экологические катастрофы. Практическое занятие. | 2 | ||
12 | Экологические катастрофы. Практическое занятие. | 2 | ||
13 | Экологические катастрофы. Практическое занятие. | 2 | ||
14 | Экологические катастрофы. Практическое занятие. | 2 | ||
15 | Игра «Юные экологи». | 2 | ||
Сок жизни на Земле (26 часов) | ||||
16 | Все о воде. | 2 | ||
17 | Все о воде. Практическое занятие. | 2 | ||
18 | Все о воде. Практическое занятие. | 2 | ||
19 | Все о воде. Практическое занятие. | 2 | ||
20 | Охрана водных ресурсов. | 2 | ||
21 | Охрана водных ресурсов. Практическое занятие. | 2 | ||
22 | Охрана водных ресурсов. Практическое занятие. | 2 | ||
23 | Водоснабжение. | 2 | ||
24 | Водоснабжение. Практическое занятие. | 2 | ||
25 | Водоснабжение. Практическое занятие. | 2 | ||
26 | Методы очистки воды. Практическое занятие. | 2 | ||
27 | Методы очистки воды. Практическое занятие. | 2 | ||
28 | Методы очистки воды. Практическое занятие. | 2 | ||
Зелёная планета (24 часа) | ||||
29 | Жизнь леса. | 2 | ||
30 | Жизнь леса. Практическое занятие. | 2 | ||
31 | Жизнь леса. Практическое занятие. | 2 | ||
32 | Жизнь леса. Практическое занятие. | 2 | ||
33 | Жизнь леса. Практическое занятие. | 2 | ||
34 | Поговорим о растениях | 2 | ||
35 | Поговорим о растениях | 2 | ||
36 | Поговорим о растениях. Практическое занятие. | 2 | ||
37 | Поговорим о растениях Практическое занятие. | 2 | ||
38 | Поговорим о растениях. Практическое занятие. | 2 | ||
39 | Поговорим о растениях. Практическое занятие. | 2 | ||
40 | Игра-викторина «Раз ромашка, два ромашка…» | 2 | ||
Братья меньшие (32 часа) | ||||
41 | «Тайны живой природы» | 2 | ||
42 | «Тайны живой природы» Практическое занятие. | 2 | ||
43 | «Тайны живой природы» Практическое занятие. | 2 | ||
44 | Летят перелётные птицы… | 2 | ||
45 | Летят перелётные птицы.… Практическое занятие | 2 | ||
46 | Летят перелётные птицы… Практическое занятие. | 2 | ||
47 | Летят перелётные птицы… Практическое занятие. | 2 | ||
48 | «Мы в ответе…». | 2 | ||
49 | «Мы в ответе…». Практическое занятие. | 2 | ||
50 | «Мы в ответе…». Практическое занятие. | 2 | ||
51 | «Мы в ответе…». Практическое занятие. | 2 | ||
52 | Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. | 2 | ||
53 | Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. | 2 | ||
54 | Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. | 2 | ||
55 | Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. | 2 | ||
56 | Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. | 2 | ||
Экология человека (38 часов) | ||||
57 | Тренинговая игра «Лес характеров». | 2 | ||
58 | Интеллектуальное казино «Будь здоров». | 2 | ||
59 | Интеллектуальное казино «Будь здоров». | 2 | ||
60 | Интеллектуальное казино «Будь здоров». Практическое занятие. | 2 | ||
61 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. | 2 | ||
62 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. | 2 | ||
63 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Практическое занятие. | 2 | ||
64 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Практическое занятие. | 2 | ||
65 | Опасное – рядом! | 2 | ||
66 | Опасное – рядом! | 2 | ||
67 | Опасное – рядом! Практическое занятие. | 2 | ||
68 | Опасное – рядом! Практическое занятие. | 2 | ||
69 | Неприятные соседи. Практическое занятие. | 2 | ||
70 | Неприятные соседи. Практическое занятие. | 2 | ||
71 | Экосистема жилища. | 2 | ||
72 | Экосистема жилища. | 2 | ||
73 | Экосистема жилища. Практическое занятие. | 2 | ||
74 | Экосистема жилища. Практическое занятие. | 2 | ||
75 | Экосистема жилища. Практическое занятие. | 2 | ||
Чем дальше в лес…(24 часа) | ||||
76 | Мусор. Практическое занятие. | 2 | ||
77 | Мусор. Практическое занятие. | 2 | ||
78 | Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?». | 2 | ||
79 | «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?». Практическое занятие. | 2 | ||
80 | «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?». Практическое занятие. | 2 | ||
81 | «Листок жизни». | 2 | ||
82 | «Листок жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
83 | «Листок жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
84 | «Листок жизни». Практическое занятие. | 2 | ||
85 | Экотуризм. Практическое занятие. | 2 | ||
86 | Экотуризм. Практическое занятие. | 2 | ||
87 | Экологическая игра-путешествие «Мы идем в поход». | 2 | ||
Штаб юных экологов(14 часов) | ||||
88 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
89 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
90 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
91 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
92 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
93 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
94 | Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
Экологический пресс-клуб (12 часов) | ||||
95 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
96 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
97 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
98 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
99 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
100 | Анкетирование населения об экологических проблемах | 2 | ||
Экологические праздники (16 часов) | ||||
101 | День заповедников и национальных парков России | 2 | ||
102 | День Земли. | 2 | ||
103 | День борьбы за права человека от химической опасности. | 2 | ||
104 | Всемирный день Солнца. | 2 | ||
105 | Всемирный день охраны окружающей среды. | 2 | ||
106 | Всемирный день животных. | 2 | ||
107 | Всемирный день домашних животных. | 2 | ||
108 | Российские дни леса. | 2 | ||
Итого | 216 ч. |
Учебно – тематический план
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
3 год обучения.
Тема | Количество часов | Всего часов | |
Теория | практика | ||
Занятие-огонек «Мои летние экологические достижения». Инструктаж по технике безопасности. | - | 2 | 2 |
I. Человек и природа (28 часов) | |||
1.Человек – звено общей цепи. | 2 | 2 | 4 |
2.Тайны живой природы. | - | 10 | 10 |
3. Защита экологии. | 4 | 8 | 12 |
4.Деловая игра «Экологический баланс». | - | 2 | 2 |
II.Сок жизни на Земле (26 часов) | |||
1.«Бомба замедленного действия». | 2 | 8 | 10 |
2. Ни дня без воды. | 2 | 4 | 6 |
3.Катастрофы и человек | 2 | 8 | 10 |
III. Зелёная планета(32 часа) | |||
1.Лес – зелёное море. | 2 | 6 | 8 |
2.Наши помощники. | 2 | 6 | 8 |
3.Ландшафтный дизайн. | 2 | 6 | 8 |
4.Занятие-путешествие. | - | 8 | 8 |
IV. Братья меньшие.(32 часа) | |||
1.Рядом с тобой. | 2 | 10 | 12 |
2.Жизнь птиц. | 2 | 10 | 12 |
3.Наука бионика. | 2 | 6 | 8 |
V. Экология человека(30 часов) | |||
1.Уроки жизни | 2 | 10 | 12 |
2.Человек и климат | 2 | 10 | 12 |
3.Голод – не тётка? | 2 | 4 | 6 |
VI. Чем дальше в лес…(34 часа) | |||
1.«Чёрная смерть» | 2 | 10 | 12 |
2.Экология и экономия. | 2 | 8 | 10 |
3.Отдыхающие и лес. | 2 | 10 | 12 |
VII. Штаб юных экологов (6 часов) | - | 6 | 6 |
VIII. Экологический пресс-клуб (8 часов) | 2 | 4 | 6 |
IX. Экологические праздники (8 часов) | - | 6 | 6 |
X. Я – комиссар! (8часов) | - | 6 | 6 |
XI. Мой экологический проект (10 часов) | - | 8 | 8 |
Итого: | 38 | 178 | 216 |
Содержание курса
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
3 год обучения. 216часов в год.
Занятие-огонек «Мои летние экологические достижения». Инструктаж по технике
безопасности. 2ч.
Человек и природа (28 часов)
- Человек – звено общей цепи.2ч.
- Человек – звено общей цепи. Практическое занятие. 2ч.
- Тайны живой природы. Проект 10ч.
- Защита экологии 4ч.
- Защита экологии. Проект. 8ч.
- Деловая игра «Экологический баланс». 2ч.
Сок жизни на Земле (26часов)
- «Бомба замедленного действия». 2ч.
- «Бомба замедленного действия». Проект. 8ч.
- Ни дня без воды. 2ч.
- Ни дня без воды. Проект. 4ч.
- Катастрофы и человек 2ч
- Катастрофы и человек. Проект. 8ч.
Зелёная планета(32 часа)
- Лес – зелёное море. 2ч.
- Лес – зелёное море. Проект. 6ч.
- Наши помощники. 2ч.
- Наши помощники. Проект. 6ч.
- Ландшафтный дизайн. 2ч.
- Ландшафтный дизайн. Проект. 6ч.
- Занятие-путешествие. 8ч.
Братья меньшие.(32часа)
- Рядом с тобой. Домашние животные. 2ч.
- Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. 10ч.
- Жизнь птиц. 2ч.
- Жизнь птиц. Проект. 10ч.
- Наука бионика. 2ч.
- Наука бионика. Практическое занятие. 6ч.
Экология человека(30часов)
- Уроки жизни. 2ч.
- Уроки жизни. Практическое занятие. 10ч.
- Человек и климат. 2ч.
- Человек и климат. Проект. 10ч.
- Голод – не тётка? 2ч.
- Голод – не тётка? Практическое занятие. 4ч.
Чем дальше в лес…(34часа)
- «Чёрная смерть» 2ч.
- «Чёрная смерть». Практическое занятие. 10ч.
- Экология и экономия. 2ч.
- Экология и экономия. Практическое занятие. 8ч.
- Отдыхающие и лес. 2ч.
- Отдыхающие и лес. Проект. 10ч.
Штаб юных экологов(6часов)
- Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие. 6ч.
Экологический пресс-клуб (6часов)
- Соцопрос населения об экологических проблемах 6ч.
Экологические праздники (6 часов)
- Всемирный день кошек. 2ч.
- Всемирный день дикой природы. 2ч.
- Международный день бездомных животных.2ч
Я – комиссар! (6 часов)
- Защитим природу вместе. Практическое занятие. 6ч.
Мой экологический проект. (8 часов)
- Мой экологический проект 8 ч.
Календарно – тематическое планирование по курсу
модельной дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
3 год обучения. 216 часов в год.
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
1 | Занятие-огонек «Мои летние экологические достижения». Инструктаж по технике безопасности. | 2 | ||
Человек и природа (28 часов) | ||||
2 | Человек – звено общей цепи. | 2 | ||
3 | Человек – звено общей цепи. Практическое занятие. | 2 | ||
4 | Тайны живой природы. Проект. | 2 | ||
5 | Тайны живой природы. Проект. | 2 | ||
6 | Тайны живой природы. Проект. | 2 | ||
7 | Тайны живой природы. Проект. | 2 | ||
8 | Тайны живой природы. Проект. | 2 | ||
9 | Защита экологии. | 2 | ||
10 | Защита экологии. | 2 | ||
11 | Защита экологии. Проект. | 2 | ||
12 | Защита экологии. Проект. | 2 | ||
13 | Защита экологии. Проект. | 2 | ||
14 | Защита экологии. Проект. | 2 | ||
15 | Деловая игра «Экологический баланс». | 2 | ||
Сок жизни на Земле (26часов) | ||||
16 | «Бомба замедленного действия». | 2 | ||
17 | «Бомба замедленного действия». Проект. | 2 | ||
18 | «Бомба замедленного действия». Проект. | 2 | ||
19 | «Бомба замедленного действия». Проект. | 2 | ||
20 | «Бомба замедленного действия». Проект. | 2 | ||
21 | Ни дня без воды. | 2 | ||
22 | Ни дня без воды. Проект. | 2 | ||
23 | Ни дня без воды. Проект. | 2 | ||
24 | Катастрофы и человек | 2 | ||
25 | Катастрофы и человек. Проект. | 2 | ||
26 | Катастрофы и человек. Проект. | 2 | ||
27 | Катастрофы и человек. Проект. | 2 | ||
28 | Катастрофы и человек. Проект. | 2 | ||
Зелёная планета(32 часа) | ||||
29 | Лес – зелёное море. | 2 | ||
30 | Лес – зелёное море. Проект. | 2 | ||
31 | Лес – зелёное море. Проект. | 2 | ||
32 | Лес – зелёное море. Проект. | 2 | ||
33 | Наши помощники. | 2 | ||
34 | Наши помощники. Проект. | 2 | ||
35 | Наши помощники. Проект. | 2 | ||
36 | Наши помощники. Проект. | 2 | ||
37 | Ландшафтный дизайн. | 2 | ||
38 | Ландшафтный дизайн. Проект. | 2 | ||
39 | Ландшафтный дизайн. Проект. | 2 | ||
40 | Ландшафтный дизайн. Проект. | 2 | ||
41 | Занятие-путешествие. | 2 | ||
42 | Занятие-путешествие. | 2 | ||
43 | Занятие-путешествие. | 2 | ||
44 | Занятие-путешествие. | 2 | ||
Братья меньшие.(32часа) | ||||
45 | Рядом с тобой. Домашние животные. | 2 | ||
46 | Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. | 2 | ||
47 | Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. | 2 | ||
48 | Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. | 2 | ||
49 | Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. | 2 | ||
50 | Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. | 2 | ||
51 | Жизнь птиц. | 2 | ||
52 | Жизнь птиц. Проект. | 2 | ||
53 | Жизнь птиц. Проект. | 2 | ||
54 | Жизнь птиц. Проект. | 2 | ||
55 | Жизнь птиц. Проект. | 2 | ||
56 | Жизнь птиц. Проект. | 2 | ||
57 | Наука бионика. | 2 | ||
58 | Наука бионика. Практическое занятие. | 2 | ||
59 | Наука бионика. Практическое занятие. | 2 | ||
60 | Наука бионика. Практическое занятие. | 2 | ||
Экология человека (30часов) | ||||
61 | Уроки жизни. | 2 | ||
62 | Уроки жизни. Практическое занятие. | 2 | ||
63 | Уроки жизни. Практическое занятие. | 2 | ||
64 | Уроки жизни. Практическое занятие. | 2 | ||
65 | Уроки жизни. Практическое занятие. | 2 | ||
66 | Уроки жизни. Практическое занятие. | 2 | ||
67 | Человек и климат | 2 | ||
68 | Человек и климат. Проект. | 2 | ||
69 | Человек и климат. Проект. | 2 | ||
70 | Человек и климат. Проект. | 2 | ||
71 | Человек и климат. Проект. | 2 | ||
72 | Человек и климат. Проект. | 2 | ||
73 | Голод – не тётка? | 2 | ||
74 | Голод – не тётка? Практическое занятие. | 2 | ||
75 | Голод – не тётка? Практическое занятие. | 2 | ||
Чем дальше в лес…(34часа) | ||||
76 | «Чёрная смерть» | 2 | ||
77 | «Чёрная смерть». Практическое занятие. | 2 | ||
78 | «Чёрная смерть» Практическое занятие. | 2 | ||
79 | «Чёрная смерть» Практическое занятие. | 2 | ||
80 | «Чёрная смерть» Практическое занятие. | 2 | ||
81 | «Чёрная смерть» Практическое занятие. | 2 | ||
82 | Экология и экономия. | 2 | ||
83 | Экология и экономия. Практическое занятие. | 2 | ||
84 | Экология и экономия. Практическое занятие. | 2 | ||
85 | Экология и экономия. Практическое занятие. | 2 | ||
86 | Экология и экономия. Практическое занятие. | 2 | ||
87 | Отдыхающие и лес. | 2 | ||
88 | Отдыхающие и лес. Проект. | 2 | ||
89 | Отдыхающие и лес. Проект. | 2 | ||
90 | Отдыхающие и лес. Проект. | 2 | ||
91 | Отдыхающие и лес. Проект. | 2 | ||
92 | Отдыхающие и лес. Проект. | 2 | ||
Штаб юных экологов (6 часов) | ||||
93 | Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
94 | Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
95 | Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие. | 2 | ||
Экологический пресс-клуб (8часов) | ||||
96 | Соцопрос населения об экологических проблемах | 2 | ||
97 | Соцопрос населения об экологических проблемах | 2 | ||
98 | Соцопрос населения об экологических проблемах | 2 | ||
Экологические праздники (6 часов) | ||||
99 | Всемирный день кошек. | 2 | ||
100 | Всемирный день дикой природы. | 2 | ||
101 | Международный день бездомных животных | 2 | ||
Я – комиссар! (6 часов) | ||||
102 | Защитим природу вместе. Практическое занятие. | 2 | ||
103 | Защитим природу вместе. Практическое занятие. | 2 | ||
104 | Защитим природу вместе. Практическое занятие. | 2 | ||
Мой экологический проект (8часов) | ||||
105 | Мой экологический проект | 2 | ||
106 | Мой экологический проект | 2 | ||
107 | Мой экологический проект | 2 | ||
108 | Мой экологический проект | 2 | ||
Итого | 216 ч. |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
«Среда обитания».
При реализации программы используются разнообразные формы занятий6 беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины, праздники, проекты.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Среда обитания» включает:
- Поурочное планирование теоретических и практических занятий;
- Подобранный и обобщенный материал по темам занятий;
- Разработки викторин, праздников, тестов, тигр и проектов;
- Методические пособия по темам программы;
- Сборник вопросов по диагностике знаний, умений;
- Наглядно – иллюстративный материал (таблицы, схемы, муляжи, фотографии и др.);
- Методика проведения исследований;
- Специальная литература.
Раздел | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
1 год обучения | Фронтальные: беседа, рассказ Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа. | Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод. | Наглядно-иллюстративный материал. Мультимедийная техника. Презентации. |
2 год обучения | Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа. | Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод. | Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации. |
3 год обучения | Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа. | Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, продуктивный метод. | Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.
|
Материально – техническое обеспечение.
Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.
1 год обучения.
- Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
- Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
- Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
- Карандаши цветные 15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
- Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
- Ножницы 3шт х 100руб. = 300руб.
- Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
- Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
- Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
- Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
- Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.
ИТОГО 11775руб.
Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.
Наполняемость группы 12 человек
Материально – техническое обеспечение.
Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.
2 год обучения.
- Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
- Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
- Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
- Карандаши цветные 15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
- Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
- Ножницы 3шт х 100руб. = 300руб.
- Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
- Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
- Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
- Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
- Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.
ИТОГО 11775руб.
Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.
Наполняемость группы 12 человек
Материально – техническое обеспечение.
Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.
3 год обучения.
- Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
- Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
- Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
- Карандаши цветные 15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
- Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
- Ножницы 3шт х 100руб. = 300руб.
- Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
- Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
- Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
- Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
- Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.
ИТОГО 11775руб.
Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.
Наполняемость группы 12 человек
Список литературы.
Литература для учителя:
- Глобальная сеть Интернет.
- Журналы «Начальная школа», №10 - 2006, №2 - 2007, №6 - 2008, №2 -2009, №6-2009.
- Журналы «Цветоводство 2007-2009.
- Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М.Курганский. – М.:
ВАКО,2015. – 288с.
Литература для родителей и детей:
- Глобальная сеть Интернет.
- Журналы «Цветоводство 2007-2009.
- Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009.
- Голубева Н.В. Все, что Вы хотели спросить о комнатных растениях. Самоучитель комнатного цветоводства.- С.-ПБ. Нева, 2005. – 125с.
- Все о комнатных растениях. Подробный справочник о 500 видах комнатных растений.- М.: АСТ Астраль, 2005.-320 с.
- Научно-познавательная литература «Что? Как? Почему?» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 256 с.
- Энциклопедия животных. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007. - 128 с.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для
детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2008.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В.
- Щетинина. – М, Сфера, 2007.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -
2008. - № 1.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для
любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для
любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. Харьков, Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009