Главные вкладки

    Рабочая программа объединения естественнонаучной направленности "Среда обитания" для обучающихся 7-14 лет.

    Краснощекова Елена Ивановна
    Рабочая программа, пояснительная записка, цели и задачи программы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл среда обитания93.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования Центр творчества

             РАССМОТРЕНА               СОГЛАСОВАНА                          УТВЕРЖДЕНА

            на заседании педсовета     зам. директора по ДО                    приказом  № ___ от _______20___ г.

           протокол № ___                 _______Двуреченская О.Н.           по МБОО ДО  Центр творчества        

            ________20 ___ г.                                                                       директор _______А.Н. Новоковская

                                                                                                                             

    Рабочая программа объединения

    естественно - научной направленности

    «Среда обитания»

    для обучающих 7-14 лет

       

                            Срок реализации программы 3 года                        

                                     

                                      педагог дополнительного образования:

                                           Краснощекова Елена Ивановна

    г. Калач

    2015 г.

    Пояснительная записка

    Модельная дополнительная общеобразовательная программа «Среда обитания» реализуется на трех ступенях.

    Актуальность программы: раннее обучение будущих граждан заботиться об окружающей природе.

    Цель программы: создать условия для развития экологической культуры подрастающего поколения, становление такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, осознанное стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и предупреждении новых.

    Задачи программы:

    Познавательные:

    • Формирование системы знаний, умений и навыков, а так же технологий и стратегий взаимодействия с окружающей средой;
    • Раскрытие способностей к наблюдению, установлению взаимосвязей и осознанию своей включенности в природные процессы, к активному участию в практической деятельности по охране окружающей среды;
    • Формирование устойчивой мотивации и ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих;
    • Формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Развивающие:

    • Развитие общекультурных, коммуникативных, профессиональных, информационных компетентностей, а также компетентности разрешения проблем.

    Воспитательные:

    • Воспитание позитивного и ответственного отношения к природе;
    • Формирование правильной гражданской позиции;
    • Воспитание гармоничной личности на основе единения с природой, правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «природа – человек – общество».

    Модули программы проходят через все 3 года обучения, что позволяет расширить и углубить знания и умения обучающихся.

    Возраст обучающихся  - 7 – 14 лет. Кратность занятий  в неделю:

    • 1 год обучения: 2 занятия, 4 часа, по 45 минут.
    • 2 год обучения: 3занятия, 6 часов, по 45 минут.
    • 3 год обучения: 3 занятия, 6 часов, по 45 минут.

    Ожидаемые результаты

    1. Личностные результаты:

    1 ступень «Стажер» (нашивка красного цвета) – ребенок проявляет живой интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, растений, может оценить их состояние с позиции плохо – хорошо, принимает правила поведения в окружающей среде;

    2 ступень «Юный эколог»  (нашивка желтого цвета) – с интересом участвует в экологически ориентированной действительности, может указать на некоторые видимые экологические проблемы и предложить пути их решения;

    3 ступень «Магистр экологии» (нашивка зеленого цвета) -  эмоционально реагирует на окружающий мир, природу, людей, пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, статья в газету), самостоятельно выбирает объект своей экологической деятельности, организует и выполняет работу по устранению проблемы окружающей среды.

    1. Метапредметные результаты:
    • Освоение основных методик учебно-исследовательской деятельности;
    • Освоение основ смыслового чтения и работа с текстом;
    • Сформированность следующих компетенций:

    Общекультурных

    1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
    2. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь;
    3. Стремление к саморазвитию и адаптации к жизни;
    4. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
    5. Овладение навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
    6. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

    Профессиональных

    1. Способность применять современные методики исследования объектов;
    2. Умение использовать экологические нормы в быту, правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда;
    3. Приобретение УУД в исследовании природных объектов;

    Регулятивных:

    обучающийся научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных педагогом дополнительного образования ориентиров действий в области экологии, природоохранной деятельности;

    Коммуникативных:  

    1. Обучающийся научится задавать вопросы, работать в группе, эффективно сотрудничать, использовать приемы поиска информации в Интернете;
    2. Получит возможность научиться вступать в диалог, оказывать помощь партнерам.

    Познавательных:

    Обучающийся научится проводить исследование, реализует проект под руководством педагога дополнительного образования, создавать и преобразовывать модели и схемы действий при решении задач; получит возможность ставить проблему, аргументировать ее актуальность, делать выводы.

    1. Предметные результаты:

    1 год обучения.

    Обучающийся должен знать:

    • Основные экологические понятия;
    • О месте человека в экосистеме «Земля»;
    • Экологические проблемы своей местности;
    • Что такое проект, исследовательская работа.

             Обучающийся должен уметь:

    • Определять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
    • Самостоятельно работать с литературой и др. источниками;
    • Выполнять проектные работы по экологии, предложенные педагогом;
    • Проводить исследовательские работы по экологии с помощью педагога;
    • Вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
    • Изготавливать поделки из вторсырья.

               2 год обучения.

    Обучающийся должен знать:

    • Основные экологические проблемы поселка, района, города, формы и методы охраны окружающей среды;
    • Принципы рационального природопользования;
    • Взаимозависимость окружающей среды и здоровья человека;
    • Экологические взаимосвязи и правила разумного поведения человека в природе;
    • Этапы проекта, правила его построения.

                Обучающийся должен уметь:

    • Выявлять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения;
    • Самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
    • Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
    • Определять необходимость того или иного проекта, разрабатывать и совместно его выполнять;
    • Выполнять исследовательские работы по экологии в минигруппах;
    • Выращивать цветную и овощную рассаду;
    • Находить «вторую» жизнь «отходам».

    3 год обучения

    Обучающийся должен знать:

    • Экологические преимущества и недостатки родного города, поселка;
    • О современном состоянии окружающей среды и способах охраны природы;
    • Законы РФ об охране окружающей среды;
    • Требования к выполнению исследовательской работы;
    • Как подготовить и воплотить экологический проект в жизнь.

    Обучающийся должен уметь:

    • Видеть проблемы окружающей среды и действовать по их преодолению;
    • Видеть экологические опасности вокруг себя;
    • Работать с сельхозинвентарем;
    • Подготовит и организовать акции, проекты с обучающимися  1 и  2 годов обучения;
    • Проводить мастер-классы, игровые программы, праздники;
    • Самостоятельно выполнять проектные работы по экологии;
    • Самостоятельно выполнять исследовательские работы по экологии, оказывать помощь «начинающим».

    Обучающийся должен владеть:

    • Методами организации рационального кормления, содержания и разведения животных, методами выращивания сельскохозяйственной продукции, экономическим расчетом выгодности сельскохозяйственного производства;
    •  Научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
    • Способность применять современные методики исследования объектов;
    • Умение использовать экологические нормы в быту. Правила поведения в природе, правила по технике безопасности, санитарии, гигиене и культуре труда.

    Учебно – тематический план

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания»

    1 год обучения

     Тема 

    количество часов

    Всего часов

    теория

    практика

    Занятие – знакомство. Вводный инструктаж по технике безопасности. (2 часа)

    -

    2

    2

     I. Человек и природа (18 часов)

    1.Наука «экология».

    2

    6

    8

    2.Что такое экосистема?

    2

    6

    8

    3.Викторина «Мир природы».

    -

    2

    2

    II. Сок  жизни на Земле (16 часов) 

    1.Вода на земле.

    2

    6

    8

    2.Виртуальный экскурс.

    -

    4

    4

    3.Качества воды.

    -

    4

    4

    III. Зелёная планета (26 часов)

    1.Царство растений.

    4

    4

    8

    2.Жизнь дерева.

    2

    6

    8

    3.Цветы на подоконнике.

    2

    6

    8

    4.Игра-путешествие «В мире растений».

    -

    2

    2

    IV. Братья меньшие (22 часа)

    1.Братья меньшие.

    2

    4

    6

    2.Пернатые друзья.

    2

    6

    8

    3.Домашние «пушистики».

    2

    6

    8

    V. Экология человека (18 часов)

    1. Занятие-огонёк «Экология души».

    -

    2

    2

    2. Диспут «Экология начинается с улыбки».

    -

    2

    2

    3. Здоровый образ жизни.

    2

    4

    6

    4. Опасная химия и здоровье человека.

    2

    6

    8

    VI. Чем дальше в лес…( 42 часа)

    1.О мусоре и НЕ мусоре.

    2

    8

    10

    2.Приметы времени.

    -

    4

    4

    3.Туризм и природа.

    2

    4

    6

    4.Экологическое шоу «Мусорный карнавал»

    -

    2

    2

    VII. Штаб юных экологов (6 часов)

    -

    6

    6

    VIII. Экологический пресс-клуб (6 часов)

    2

    4

    6

    IX. Экологические праздники (8 часов)

    -

    8

    8

    Итого

    30

    114

    144

    Содержание курса 1 год обучения. 144 часа в год

    Занятие – знакомство. Вводный инструктаж по технике безопасности. (2 часа)

    Человек и природа (18 часов)

    • Наука «экология». 2ч..
    • Наука «экология». Практическое занятие. 6ч
    • Что такое экосистема? 2ч.
    • Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» 2ч.
    • Что такое экосистема? Практическое занятие. 4ч.
    • Викторина «Мир природы».

    Сок  жизни на Земле (16 часов) 

    • Вода на земле. 2ч.
    • Вода на земле. Практическое занятие. 6ч.
    • Виртуальный экскурс. Вода в природе. Практическое занятие. 4ч.
    • Качества воды. Практическое занятие. 4ч.

    Зелёная планета (26 часов)

    • Царство растений. 4ч.
    • Царство растений. Практическое занятие. 4ч.
    • Жизнь дерева. 2ч.
    • Жизнь дерева. Практическое занятие. 4ч.
    • Цветы на подоконнике. 2ч.
    • Цветы на подоконнике. Практическое занятие. 6ч.
    • Игра-путешествие «В мире растений». 2ч.

    Братья меньшие (22 часа)

    • Братья меньшие.  2ч.
    • Братья меньшие. Практическое занятие 4ч.
    • Пернатые друзья. 2ч.
    • Пернатые друзья. Практическое занятие. 6ч.
    • Домашние «пушистики». 2ч.
    • Домашние «пушистики». Практическое занятие. 6ч.

    Экология человека (18 часов)

    • Занятие-огонёк «Экология души».2ч.
    • Диспут «Экология начинается с улыбки». 2ч.
    • Здоровый образ жизни. 2ч.
    • Здоровый образ жизни. Практическое занятие. 4ч.
    • Опасная химия и здоровье человека. 2ч.
    • Опасная химия и здоровье человека. Практическое занятие. 6ч.

    Чем дальше в лес…(42 часа)

    • О мусоре и НЕ мусоре.2ч.
    • О мусоре и НЕ мусоре. Практическое занятие. 8ч.
    • Приметы времени  Практическое занятие. 4ч.
    • Туризм и природа 2ч.
    • Туризм и природа. Практическое занятие. 4ч.
    • Экологическое шоу «Мусорный карнавал» 2ч.

    Штаб юных экологов (6 часов)

    • Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. 6ч.

    Экологический пресс-клуб (6 часов)

    • Анкетирование населения об экологических  проблемах. 6ч.

    Экологические праздники (8 часов)

    • День земли.2ч.
    • Международный день лесов. 2ч.
    • День птиц. 2ч
    • День подснежника. 2ч

    Календарно – тематическое планирование по курсу

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания»

    1 год обучения. 144 часа в год

    п/п

    Тема учебного занятия

    Кол - во часов

    Дата проведения

    по плану

    фактически

    1

    Занятие – знакомство. Вводный инструктаж по технике безопасности. (2 часа)

    2

    1.09

    Человек и природа (18 часов)

    2

    Наука «экология».

    2

    7.09

    3

    Наука «экология». Практическое занятие.

    2

    8.09

    4

    Наука «экология». Практическое занятие.

    2

    14.09

    5

    Наука «экология». Практическое занятие.

    2

    15.09

    6

    Что такое экосистема?

    2

    21.09

    7

    Экскурсия на луг. «Луг –экосистема»

    2

    22.09

    8

    Что такое экосистема? Практическое занятие.

    2

    28.09

    9

    Что такое экосистема? Практическое занятие.

    2

    29.09

    10

    Викторина «Мир природы».

    2

    5.10

    Сок  жизни на Земле (16 часов) 

    11

    Вода на земле.

    2

    6.10

    12

    Вода на земле. Практическое занятие.

    2

    12.10

    13

    Вода на земле. Практическое занятие.

    2

    13.10

    14

    Вода на земле. Практическое занятие.

    2

    19.10

    15

    Виртуальный экскурс. Вода в природе. Практическое занятие.

    2

    20.10

    16

    Виртуальный экскурс. Вода в природе. Практическое занятие.

    2

    26.10

    17

    Качества воды. Практическое занятие.

    2

    27.10

    18

    Качества воды. Практическое занятие.

    2

    2.11

    Зелёная планета (26 часов)

    19

    Царство растений.

    2

    3.11

    20

    Царство растений.

    2

    9.11

    21

    Царство растений. Практическое занятие.

    2

    10.11

    22

    Царство растений. Практическое занятие.

    2

    16.11

    23

    Жизнь дерева.

    2

    17.11

    24

    Жизнь дерева. Практическое занятие.

    2

    23.11

    25

    Жизнь дерева. Практическое занятие.

    2

    24.11

    26

    Жизнь дерева. Практическое занятие.

    2

    30.11

    27

    Цветы на подоконнике.

    2

    1.12

    28

    Цветы на подоконнике. Практическое занятие.

    2

    7.12

    29

    Цветы на подоконнике. Практическое занятие.

    2

    8.12

    30

    Цветы на подоконнике. Практическое занятие.

    2

    14.12

    31

    Игра-путешествие «В мире растений».

    2

    15.12

    Братья меньшие (22 часа)

    32

    Братья меньшие.

    2

    21.12

    33

    Братья меньшие. Практическое занятие.

    2

    22.12

    34

    Братья меньшие. Практическое занятие.

    2

    28.12

    35

    Пернатые друзья.

    2

    29.12

    36

    Пернатые друзья. Практическое занятие.

    2

    11.01

    37

    Пернатые друзья. Практическое занятие.

    2

    12.01

    38

    Пернатые друзья. Практическое занятие.

    2

    18.01

    39

    Домашние «пушистики».

    2

    19.01

    40

    Домашние «пушистики». Практическое занятие.

    2

    25.01

    41

    Домашние «пушистики». Практическое занятие.

    2

    26.01

    42

    Домашние «пушистики». Практическое занятие.

    2

    1.02

    Экология человека (18 часов)

    2.02

    43

    Занятие-огонёк «Экология души».

    2

    8.02

    44

    Диспут «Экология начинается с улыбки».

    2

    9.02

    45

    Здоровый образ жизни.

    2

    15.02

    46

    Здоровый образ жизни. Практическое занятие.

    2

    16.02

    47

    Здоровый образ жизни. Практическое занятие.

    2

    22.02

    48

    Опасная химия и здоровье человека.

    2

    23.02

    49

    Опасная химия и здоровье человека. Практическое занятие.

    2

    29.02

    50

    Опасная химия и здоровье человека. Практическое занятие.

    2

    1.03

    51

    Опасная химия и здоровье человека. Практическое занятие.

    2

    7.03

    Чем дальше в лес…( 42 часа)

    52

    О мусоре и НЕ мусоре.

    2

    8.03

    53

    О мусоре и НЕ мусоре. Практическое занятие.

    2

    14.03

    54

    О мусоре и НЕ мусоре. Практическое занятие.

    2

    15.03

    55

    О мусоре и НЕ мусоре. Практическое занятие.

    2

    21.03

    56

    О мусоре и НЕ мусоре. Практическое занятие.

    2

    22.01

    57

    Приметы времени  Практическое занятие.

    2

    28.03

    58

    Приметы времени. Практическое занятие.

    2

    29.03

    59

    Туризм и природа.

    2

    4.04

    60

    Туризм и природа. Практическое занятие.

    2

    5.04

    61

    Туризм и природа. Практическое занятие.

    2

    11.04

    62

    Экологическое шоу «Мусорный карнавал»

    2

    12.04

    Штаб юных экологов (6 часов)

    63

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    18.04

    64

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    19.04

    65

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    25.04

    Экологический пресс-клуб (6 часов)

    66

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    26.04

    67

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    3.05

    68

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    10.05

    Экологические праздники (8 часов)

    69

    День земли.

    2

    16.05

    70

    Международный день лесов.

    2

    17.05

    71

    День птиц.

    2

    23.05

    72

    День подснежника.

    2

    24.05

    Итого

    144 ч.

     

    Учебно – тематический план

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    2 год обучения.

           Тема

    Количество часов

    Всего часов

    Теория

    практика

    Занятие-огонек «Мы снова вместе!».

    Вводный инструктаж по технике

    безопасности.

    -

    2

    2

    I. Человек и природа (28 часов)

    1.Экологическое равновесие.

    2

    6

    8

    2. Устный журнал «Жизнь ради жизни».

    2

    6

    8

    3. Экологические катастрофы.

    2

    8

    10

    4. Игра «Юные экологи».

    -

    2

    2

    II. Сок жизни на Земле (26 часов)

    1.Все о воде.

    2

    6

    8

    2. Охрана водных ресурсов.

    2

    4

    6

    3. Водоснабжение.

    2

    4

    6

    4. Методы очистки воды.

    -

    6

    6

    III. Зелёная планета (24 часа)

    1.Жизнь леса.

    2

    8

    10

    2. Поговорим о растениях

    4

    8

    12

    3  Игра-викторина «Раз ромашка, два

    ромашка…»

    -

    2

    2

    IV. Братья меньшие (32 часа)

    1.«Тайны живой природы»

    2

    4

    6

    2.Летят перелётные птицы…

    2

    6

    8

    3. «Мы в ответе…».

    2

    6

    8

    4. Ярмарка «Добрая зима».

    -

    10

    10

    V. Экология человека (38 часов)

    1. Тренинговая игра «Лес характеров».

    -

    2

    2

    2. Интеллектуальное казино «Будь здоров».

    4

    2

    6

    3. Солнце, воздух и вода - наши лучшие

    друзья.

    4

    4

    8

    4. Опасное – рядом!

    4

    4

    8

    5. Неприятные соседи.

    -

    4

    4

    6. Экосистема жилища.

    4

    6

    10

    VI. Чем дальше в лес…(24 часа)

    1. Мусор.

    -

    4

    4

    2.Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и

    что делать?».

    2

    4

    6

    3.«Листок жизни».

    2

    6

    8

    4.Экотуризм.

    -

    4

    4

    5.Экологическая игра-путешествие «Мы

    идем в поход».

    2

    2

    VII. Штаб юных экологов (14 часов)

    -

    14

    14

    VIII. Экологический пресс-клуб (12 часов)

    6

    6

    12

    IX. Экологические праздники (16 часов)

    -

    16

    16

    Итого

    50

    166

    216

    Содержание курса

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    2 год обучения. 216 часов в год.

    Занятие-огонек «Мы снова вместе!».Вводный инструктаж по технике безопасности. 2ч.

    Человек и природа (28часов)

    • Экологическое равновесие. 2ч.
    • Экологическое равновесие. Практическое занятие. 6ч.
    • Устный журнал «Жизнь ради жизни». 2ч.
    • Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие. 6ч.
    • Экологические катастрофы. 2ч.
    • Экологические катастрофы. Практическое занятие. 8ч.
    • Игра «Юные экологи». 2ч.

    Сок  жизни на Земле (26 часов)

    • Все о воде. 2ч.
    • Все о воде. Практическое занятие. 6ч.
    • Охрана водных ресурсов. 2ч
    • Охрана водных ресурсов. Практическое занятие. 4ч.
    • Водоснабжение. 2ч.
    • Водоснабжение. Практическое занятие. 4ч.
    • Методы очистки воды. Практическое занятие 6ч.

    Зелёная планета (24часа)

    • Жизнь леса. 2ч.
    • Жизнь леса. Практическое занятие 8ч.
    • Поговорим о растениях 4ч.
    • Поговорим о растениях. Практическое занятие.8ч.
    • Игра-викторина «Раз ромашка, два ромашка…» 2ч.

    Братья меньшие (32часа)

    • Братья меньшие (32часа) 2ч.
    • «Тайны живой природы» Практическое занятие. 4ч.
    • Летят перелётные птицы…2ч.
    • Летят перелётные птицы.… Практическое занятие 6ч.
    • «Мы в ответе…». 2ч.
    • «Мы в ответе…». Практическое занятие. 6ч.
    • Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие. 10ч.

    Экология человека (38часов)

    • Тренинговая игра «Лес характеров». 2ч.
    • Интеллектуальное казино «Будь здоров». 4ч.
    • Интеллектуальное казино «Будь здоров». Практическое занятие. 2ч.
    • Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. 4ч.
    • Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Практическое занятие 4ч.
    • Опасное – рядом! 4ч.
    • Опасное – рядом! Практическое занятие. 4ч.
    • Неприятные соседи. Практическое занятие 4ч.
    • Экосистема жилища. 4ч.
    • Экосистема жилища. Практическое занятие. 6ч.

    Чем дальше в лес…(24 часа)

    • Мусор. Практическое занятие. 4ч.
    • Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?».2ч.
    • «Мусор в городе. Кто виноват, и что делать?». Практическое занятие 4ч.
    • «Листок жизни». 2ч.
    •  «Листок жизни». Практическое занятие. 6ч.
    • Экотуризм. Практическое занятие. 4ч.
    • Экологическая игра-путешествие «Мы идем в поход».2ч.

    Штаб юных экологов(14 часов)

    • Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие. 14ч.

    Экологический пресс-клуб (12 часов)

    • Анкетирование населения об экологических  проблемах 12ч.

    Экологические праздники (16часов)

    • День заповедников и национальных парков России 2ч.
    • День Земли. 2ч
    • День борьбы за права человека от химической опасности. 2ч
    • Всемирный день Солнца. 2ч.
    • Всемирный день охраны окружающей среды. 2ч.
    • Всемирный день животных. 2ч
    • Всемирный день домашних животных. 23ч.
    • Российские дни леса. 2ч.

    Календарно – тематическое планирование по курсу

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    2 год обучения. 216 часов в год.

    п/п

    Тема учебного занятия

    Кол - во часов

    Дата проведения

    по плану

    фактически

    1

    Занятие-огонек «Мы снова вместе!».

    Вводный инструктаж по технике

    безопасности.

    2

    Человек и природа (28 часов)

    2

    Экологическое равновесие.

    2

    3

    Экологическое равновесие. Практическое занятие.

    2

    4

    Экологическое равновесие. Практическое занятие.

    2

    5

    Экологическое равновесие. Практическое занятие.

    2

    6

    Устный журнал «Жизнь ради жизни».

    2

    7

    Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие.

    2

    8

    Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие.

    2

    9

    Устный журнал «Жизнь ради жизни». Практическое занятие.

    2

    10

    Экологические катастрофы.

    2

    11

    Экологические катастрофы. Практическое занятие.

    2

    12

    Экологические катастрофы. Практическое занятие.

    2

    13

    Экологические катастрофы. Практическое занятие.

    2

    14

    Экологические катастрофы. Практическое занятие.

    2

    15

    Игра «Юные экологи».

    2

    Сок  жизни на Земле (26 часов)

    16

    Все о воде.

    2

    17

    Все о воде. Практическое занятие.

    2

    18

    Все о воде. Практическое занятие.

    2

    19

    Все о воде. Практическое занятие.

    2

    20

    Охрана водных ресурсов.

    2

    21

    Охрана водных ресурсов. Практическое занятие.

    2

    22

    Охрана водных ресурсов. Практическое занятие.

    2

    23

    Водоснабжение.

    2

    24

    Водоснабжение. Практическое занятие.

    2

    25

    Водоснабжение. Практическое занятие.

    2

    26

    Методы очистки воды. Практическое занятие.

    2

    27

    Методы очистки воды. Практическое занятие.

    2

    28

    Методы очистки воды. Практическое занятие.

    2

    Зелёная планета (24 часа)

    29

    Жизнь леса.

    2

    30

    Жизнь леса. Практическое занятие.

    2

    31

    Жизнь леса. Практическое занятие.

    2

    32

    Жизнь леса. Практическое занятие.

    2

    33

    Жизнь леса. Практическое занятие.

    2

    34

    Поговорим о растениях

    2

    35

    Поговорим о растениях

    2

    36

    Поговорим о растениях. Практическое занятие.

    2

    37

    Поговорим о растениях  Практическое занятие.

    2

    38

    Поговорим о растениях. Практическое занятие.

    2

    39

    Поговорим о растениях. Практическое занятие.

    2

    40

    Игра-викторина «Раз ромашка, два ромашка…»

    2

    Братья меньшие (32 часа)

    41

    «Тайны живой природы»

    2

    42

    «Тайны живой природы» Практическое занятие.

    2

    43

    «Тайны живой природы» Практическое занятие.

    2

    44

    Летят перелётные птицы…

    2

    45

    Летят перелётные птицы.… Практическое занятие

    2

    46

    Летят перелётные птицы… Практическое занятие.

    2

    47

    Летят перелётные птицы… Практическое занятие.

    2

    48

    «Мы в ответе…».

    2

    49

    «Мы в ответе…». Практическое занятие.

    2

    50

    «Мы в ответе…». Практическое занятие.

    2

    51

    «Мы в ответе…». Практическое занятие.

    2

    52

    Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие.

    2

    53

    Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие.

    2

    54

    Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие.

    2

    55

    Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие.

    2

    56

    Ярмарка «Добрая зима». Практическое занятие.

    2

    Экология человека (38 часов)

    57

    Тренинговая игра «Лес характеров».

    2

    58

    Интеллектуальное казино «Будь здоров».

    2

    59

    Интеллектуальное казино «Будь здоров».

    2

    60

    Интеллектуальное казино «Будь здоров». Практическое занятие.

    2

    61

    Солнце, воздух и вода - наши лучшие

    друзья.

    2

    62

    Солнце, воздух и вода - наши лучшие

    друзья.

    2

    63

    Солнце, воздух и вода - наши лучшие

    друзья. Практическое занятие.

    2

    64

    Солнце, воздух и вода - наши лучшие

    друзья. Практическое занятие.

    2

    65

    Опасное – рядом!

    2

    66

    Опасное – рядом!

    2

    67

    Опасное – рядом! Практическое занятие.

    2

    68

    Опасное – рядом! Практическое занятие.

    2

    69

    Неприятные соседи. Практическое занятие.

    2

    70

    Неприятные соседи. Практическое занятие.

    2

    71

    Экосистема жилища.

    2

    72

    Экосистема жилища.

    2

    73

    Экосистема жилища. Практическое занятие.

    2

    74

    Экосистема жилища. Практическое занятие.

    2

    75

    Экосистема жилища. Практическое занятие.

    2

    Чем дальше в лес…(24 часа)

    76

    Мусор. Практическое занятие.

    2

    77

    Мусор. Практическое занятие.

    2

    78

    Ток-шоу «Мусор в городе. Кто виноват, и

    что делать?».

    2

    79

     «Мусор в городе. Кто виноват, и

    что делать?». Практическое занятие.

    2

    80

     «Мусор в городе. Кто виноват, и

    что делать?». Практическое занятие.

    2

    81

    «Листок жизни».

    2

    82

    «Листок жизни». Практическое занятие.

    2

    83

    «Листок жизни». Практическое занятие.

    2

    84

    «Листок жизни». Практическое занятие.

    2

    85

    Экотуризм. Практическое занятие.

    2

    86

    Экотуризм. Практическое занятие.

    2

    87

    Экологическая игра-путешествие «Мы

    идем в поход».

    2

    Штаб юных экологов(14 часов)

    88

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    89

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    90

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    91

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    92

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    93

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    94

    Защитим природу от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    Экологический пресс-клуб (12 часов)

    95

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    96

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    97

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    98

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    99

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    100

    Анкетирование населения об экологических  проблемах

    2

    Экологические праздники (16 часов)

    101

    День заповедников и национальных парков России

    2

    102

    День Земли.

    2

    103

    День борьбы за права человека от химической опасности.

    2

    104

    Всемирный день Солнца.

    2

    105

    Всемирный день охраны окружающей среды.

    2

    106

    Всемирный день животных.

    2

    107

    Всемирный день домашних животных.

    2

    108

    Российские дни леса.

    2

    Итого

    216 ч.

     Учебно – тематический план

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    3 год обучения.

           Тема

    Количество часов

    Всего часов

    Теория

    практика

    Занятие-огонек «Мои летние экологические

    достижения». Инструктаж по технике

    безопасности.

    -

    2

    2

    I. Человек и природа (28 часов)

    1.Человек – звено общей цепи.

     2

    2

     4

    2.Тайны живой природы.

    -

    10

    10

    3. Защита экологии.

    4

    8

    12

    4.Деловая игра «Экологический баланс».

    -

    2

    2

    II.Сок жизни на Земле (26 часов)

    1.«Бомба замедленного действия».

    8

    10

    2. Ни дня без воды.

    2

    4

    6

    3.Катастрофы и человек

    2

    8

    10

    III. Зелёная планета(32 часа)

    1.Лес – зелёное море.

    2

    6

    8

    2.Наши помощники.

    2

    6

    8

    3.Ландшафтный дизайн.

    2

    6

    8

    4.Занятие-путешествие.

    8

    8

    IV. Братья меньшие.(32 часа)

    1.Рядом с тобой.

    2

    10

    12

    2.Жизнь птиц.

    2

    10

    12

    3.Наука бионика.

    2

    6

    8

    V. Экология человека(30 часов)

    1.Уроки жизни

    2

    10

    12

    2.Человек и климат

    2

    10

    12

    3.Голод – не тётка?

    2

    4

    6

    VI. Чем дальше в лес…(34 часа)

    1.«Чёрная смерть»

    2

    10

    12

    2.Экология и экономия.

    2

    8

    10

    3.Отдыхающие и лес.

    2

    10

    12

    VII. Штаб юных экологов (6 часов)

    -

    6

    6

    VIII. Экологический пресс-клуб (8 часов)

    2

    4

    6

    IX. Экологические праздники (8 часов)

    -

    6

    6

    X. Я – комиссар! (8часов)

    -

    6

    6

    XI. Мой экологический проект (10 часов)

    -

    8

    8

    Итого:

    38

    178

    216

    Содержание курса

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    3 год обучения. 216часов в год.

    Занятие-огонек «Мои летние экологические достижения». Инструктаж по технике

    безопасности. 2ч.

    Человек и природа (28 часов)

    • Человек – звено общей цепи.2ч.
    • Человек – звено общей цепи. Практическое занятие. 2ч.
    • Тайны живой природы. Проект 10ч.
    • Защита экологии 4ч.
    • Защита экологии. Проект. 8ч.
    • Деловая игра «Экологический баланс». 2ч.

    Сок жизни на Земле (26часов)

    • «Бомба замедленного действия». 2ч.
    • «Бомба замедленного действия». Проект. 8ч.
    • Ни дня без воды. 2ч.
    • Ни дня без воды. Проект. 4ч.
    • Катастрофы и человек 2ч
    • Катастрофы и человек. Проект. 8ч.

    Зелёная планета(32 часа)

    • Лес – зелёное море. 2ч.
    • Лес – зелёное море. Проект. 6ч.
    • Наши помощники. 2ч.
    • Наши помощники. Проект. 6ч.
    • Ландшафтный дизайн. 2ч.
    • Ландшафтный дизайн. Проект. 6ч.
    • Занятие-путешествие. 8ч.

    Братья меньшие.(32часа)

    • Рядом с тобой. Домашние животные. 2ч.
    • Рядом с тобой. Домашние животные. Проект. 10ч.
    • Жизнь птиц. 2ч.
    • Жизнь птиц. Проект. 10ч.
    • Наука бионика. 2ч.
    • Наука бионика. Практическое занятие. 6ч.

    Экология человека(30часов)

    • Уроки жизни. 2ч.
    • Уроки жизни. Практическое занятие. 10ч.
    • Человек и климат. 2ч.
    • Человек и климат. Проект. 10ч.
    • Голод – не тётка? 2ч.
    • Голод – не тётка? Практическое занятие. 4ч.

    Чем дальше в лес…(34часа)

    • «Чёрная смерть» 2ч.
    • «Чёрная смерть». Практическое занятие. 10ч.
    • Экология и экономия. 2ч.
    • Экология и экономия. Практическое занятие. 8ч.
    • Отдыхающие и лес. 2ч.
    • Отдыхающие и лес. Проект. 10ч.

    Штаб юных экологов(6часов)

    • Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие. 6ч.

    Экологический пресс-клуб (6часов)

    • Соцопрос населения об экологических  проблемах 6ч.

    Экологические праздники (6 часов)

    • Всемирный день кошек. 2ч.
    • Всемирный день дикой природы. 2ч.
    • Международный день бездомных животных.2ч

    Я – комиссар! (6 часов)

    • Защитим природу вместе. Практическое занятие. 6ч.

    Мой экологический проект. (8 часов)

    • Мой экологический проект 8 ч.

    Календарно – тематическое планирование по курсу

    модельной дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    3 год обучения. 216 часов в год.

    п/п

    Тема учебного занятия

    Кол-во часов

    Дата проведения

    по плану

    фактически

    1

    Занятие-огонек «Мои летние экологические

    достижения». Инструктаж по технике

    безопасности.

    2

    Человек и природа (28 часов)

    2

    Человек – звено общей цепи.

    2

    3

    Человек – звено общей цепи. Практическое занятие.

    2

    4

    Тайны живой природы. Проект.

    2

    5

    Тайны живой природы. Проект.

    2

    6

    Тайны живой природы. Проект.

    2

    7

    Тайны живой природы. Проект.

    2

    8

    Тайны живой природы. Проект.

    2

    9

    Защита экологии.

    2

    10

    Защита экологии.

    2

    11

    Защита экологии. Проект.

    2

    12

    Защита экологии. Проект.

    2

    13

    Защита экологии. Проект.

    2

    14

    Защита экологии. Проект.

    2

    15

    Деловая игра «Экологический баланс».

    2

    Сок жизни на Земле (26часов)

    16

    «Бомба замедленного действия».

    2

    17

    «Бомба замедленного действия». Проект.

    2

    18

    «Бомба замедленного действия». Проект.

    2

    19

    «Бомба замедленного действия». Проект.

    2

    20

    «Бомба замедленного действия». Проект.

    2

    21

    Ни дня без воды.

    2

    22

    Ни дня без воды. Проект.

    2

    23

    Ни дня без воды. Проект.

    2

    24

    Катастрофы и человек

    2

    25

    Катастрофы и человек. Проект.

    2

    26

    Катастрофы и человек. Проект.

    2

    27

    Катастрофы и человек. Проект.

    2

    28

    Катастрофы и человек. Проект.

    2

    Зелёная планета(32 часа)

    29

    Лес – зелёное море.

    2

    30

    Лес – зелёное море. Проект.

    2

    31

    Лес – зелёное море. Проект.

    2

    32

    Лес – зелёное море. Проект.

    2

    33

    Наши помощники.

    2

    34

    Наши помощники. Проект.

    2

    35

    Наши помощники. Проект.

    2

    36

    Наши помощники. Проект.

    2

    37

    Ландшафтный дизайн.

    2

    38

    Ландшафтный дизайн. Проект.

    2

    39

    Ландшафтный дизайн. Проект.

    2

    40

    Ландшафтный дизайн. Проект.

    2

    41

    Занятие-путешествие.

    2

    42

    Занятие-путешествие.

    2

    43

    Занятие-путешествие.

    2

    44

    Занятие-путешествие.

    2

    Братья меньшие.(32часа)

    45

    Рядом с тобой. Домашние животные.

    2

    46

    Рядом с тобой. Домашние животные. Проект.

    2

    47

    Рядом с тобой. Домашние животные. Проект.

    2

    48

    Рядом с тобой. Домашние животные. Проект.

    2

    49

    Рядом с тобой. Домашние животные. Проект.

    2

    50

    Рядом с тобой. Домашние животные. Проект.

    2

    51

    Жизнь птиц.

    2

    52

    Жизнь птиц. Проект.

    2

    53

    Жизнь птиц. Проект.

    2

    54

    Жизнь птиц. Проект.

    2

    55

    Жизнь птиц. Проект.

    2

    56

    Жизнь птиц. Проект.

    2

    57

    Наука бионика.

    2

    58

    Наука бионика. Практическое занятие.

    2

    59

    Наука бионика. Практическое занятие.

    2

    60

    Наука бионика. Практическое занятие.

    2

    Экология человека (30часов)

    61

    Уроки жизни.

    2

    62

    Уроки жизни. Практическое занятие.

    2

    63

    Уроки жизни. Практическое занятие.

    2

    64

    Уроки жизни. Практическое занятие.

    2

    65

    Уроки жизни. Практическое занятие.

    2

    66

    Уроки жизни. Практическое занятие.

    2

    67

    Человек и климат

    2

    68

    Человек и климат. Проект.

    2

    69

    Человек и климат. Проект.

    2

    70

    Человек и климат. Проект.

    2

    71

    Человек и климат. Проект.

    2

    72

    Человек и климат. Проект.

    2

    73

    Голод – не тётка?

    2

    74

    Голод – не тётка? Практическое занятие.

    2

    75

    Голод – не тётка? Практическое занятие.

    2

    Чем дальше в лес…(34часа)

    76

    «Чёрная смерть»

    2

    77

    «Чёрная смерть». Практическое занятие.

    2

    78

    «Чёрная смерть» Практическое занятие.

    2

    79

    «Чёрная смерть» Практическое занятие.

    2

    80

    «Чёрная смерть» Практическое занятие.

    2

    81

    «Чёрная смерть» Практическое занятие.

    2

    82

    Экология и экономия.

    2

    83

    Экология и экономия. Практическое занятие.

    2

    84

    Экология и экономия. Практическое занятие.

    2

    85

    Экология и экономия. Практическое занятие.

    2

    86

    Экология и экономия. Практическое занятие.

    2

    87

    Отдыхающие и лес.

    2

    88

    Отдыхающие и лес. Проект.

    2

    89

    Отдыхающие и лес. Проект.

    2

    90

    Отдыхающие и лес. Проект.

    2

    91

    Отдыхающие и лес. Проект.

    2

    92

    Отдыхающие и лес. Проект.

    2

    Штаб юных экологов (6 часов)

    93

    Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    94

    Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    95

    Дни защиты природы от экологической опасности. Практическое занятие.

    2

    Экологический пресс-клуб (8часов)

    96

    Соцопрос населения об экологических  проблемах

    2

    97

    Соцопрос  населения об экологических  проблемах

    2

    98

    Соцопрос населения об экологических  проблемах

    2

    Экологические праздники (6 часов)

    99

    Всемирный день кошек.

    2

    100

    Всемирный день дикой природы.

    2

    101

    Международный день бездомных животных

    2

    Я – комиссар! (6 часов)

    102

    Защитим природу вместе. Практическое занятие.

    2

    103

    Защитим природу вместе. Практическое занятие.

    2

    104

    Защитим природу вместе. Практическое занятие.

    2

    Мой экологический проект (8часов)

    105

    Мой экологический проект

    2

    106

    Мой экологический проект

    2

    107

    Мой экологический проект

    2

    108

    Мой экологический проект

    2

    Итого

    216 ч.

    Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

    «Среда обитания».

    При реализации программы используются разнообразные формы занятий6 беседы, игры, практические занятия, конкурсы, викторины, праздники, проекты.

    Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Среда обитания» включает:

    1. Поурочное планирование теоретических и практических занятий;
    2. Подобранный и обобщенный материал по темам занятий;
    3. Разработки викторин, праздников, тестов, тигр и проектов;
    4. Методические пособия по темам программы;
    5. Сборник вопросов по диагностике знаний, умений;
    6. Наглядно – иллюстративный материал (таблицы, схемы, муляжи, фотографии и др.);
    7. Методика проведения исследований;
    8. Специальная литература.

    Раздел

    Формы

    занятий

    Приемы и методы

    Дидактический материал, техническое оснащение занятий

    1 год обучения

    Фронтальные: беседа, рассказ Групповые: игра, наблюдение,

    праздник,

    практическая работа.

    Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод.

    Наглядно-иллюстративный материал. Мультимедийная техника. Презентации.

    2 год обучения

    Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа.

    Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, репродуктивный метод.

    Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.

    3 год обучения

    Фронтальные: беседа, рассказ, демонстрация Групповые: игра, наблюдение, праздник, практическая работа.

    Информационно-рецептивный, эвристический метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод, проектный метод, продуктивный метод.

    Мультимедийная техника. Наглядно-иллюстративный материал. Презентации.

     

    Материально – техническое обеспечение.

    Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.

    1 год обучения.

    1. Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
    2. Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
    3. Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
    4. Карандаши цветные  15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
    5. Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
    6. Ножницы  3шт х 100руб. =   300руб.
    7. Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
    8. Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
    9. Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
    10. Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
    11. Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.

     ИТОГО 11775руб.

    Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.

    Наполняемость группы 12 человек

    Материально – техническое обеспечение.

    Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.

    2 год обучения.

    1. Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
    2. Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
    3. Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
    4. Карандаши цветные  15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
    5. Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
    6. Ножницы  3шт х 100руб. =   300руб.
    7. Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
    8. Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
    9. Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
    10. Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
    11. Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.

     ИТОГО 11775руб.

    Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.

    Наполняемость группы 12 человек

    Материально – техническое обеспечение.

    Перечень учебного оборудования. Перечень расходных материалов.

    3 год обучения.

    1. Ватман 15 шт. х 20 руб. = 300 руб.
    2. Маркеры 15 шт. х 50 руб. = 750 руб.
    3. Клей ПВА 15шт. х 25 руб. = 375 руб.
    4. Карандаши цветные  15 пачек х 100 руб. = 1500 руб.
    5. Гуашь 15 коробок х 180 руб. = 2700 руб.
    6. Ножницы  3шт х 100руб. =   300руб.
    7. Кисти акварельные 15шт. х 30 = 450 руб.
    8. Ластик 15 шт. х 10 руб. = 150 руб.
    9. Бумага цветная 30 пачек х 50 = 1500 руб.
    10. Краски акварельные 15 коробок х 150 руб. = 2250 руб.
    11. Цветной картон 15 пачек х 100 = 1500 руб.

     ИТОГО 11775руб.

    Стоимость программы (на 1 обучающегося в год) 981руб.25 коп.

    Наполняемость группы 12 человек

    Список литературы.

    Литература для учителя:

    1. Глобальная сеть Интернет.
    2. Журналы «Начальная школа», №10 - 2006, №2 - 2007, №6 - 2008, №2 -2009, №6-2009.
    3. Журналы «Цветоводство 2007-2009.
    4. Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009
    5. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М.Курганский. – М.:                

                  ВАКО,2015. – 288с.

    Литература для родителей  и детей:

    1. Глобальная сеть Интернет.
    2. Журналы «Цветоводство 2007-2009.
    3. Журналы «Ландшафтный дизайн» 2007-2009.
    4. Голубева Н.В. Все, что Вы хотели спросить о комнатных растениях. Самоучитель комнатного цветоводства.- С.-ПБ. Нева, 2005. – 125с.
    5. Все о комнатных растениях. Подробный справочник  о 500 видах комнатных растений.- М.: АСТ Астраль, 2005.-320 с.
    6. Научно-познавательная литература «Что? Как? Почему?» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 256 с.
    7. Энциклопедия животных. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007. - 128 с.
    8.  Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для  

                 детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2008.

    1.  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В.
    2.  Щетинина. – М, Сфера, 2007.
    3.  Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  

     2008. - № 1.

    1.  Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для

     любознательных.  Москва 2010.

    1.  Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для

     любознательных. / Харьков , Белгород   2009.

    1.  Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. / Харьков                     Белгород  2009.
    2. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
    3.  Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. Харьков, Белгород  2008.
    4.  Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009