Профилактика заболеваний в Ольской средней школе

Фандеева Яна Дмитриевна

Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, в частности распространение среди детей вирусных и желудочно-кишечных инфекций, нарушение зрения и осанки. Важно, чтобы просвещение школьников было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Цель: Сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью за счет профилактических мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zabolevaniy_v_olskoy_sredney_shkole.doc546.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ОЛА»

Научно-исследовательская работа по медицине

Профилактика заболеваний в Ольской средней школе

 Выполнили: ученицы 10 класса Б

Рыкова Алина, Кишко Валерия

Научный руководитель:

  учитель биологии-химии,

аспирант ДальГАУ

Фандеева Яна Дмитриевна

п. Ола 2014 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретическая часть………………………………………………………..…..4                                      

1.1 Симптомы инфекционных болезней у детей…………………………….….4

1.2  Течение инфекционных болезней у детей………………………………….5

1.3  Лечение болезней…………………………………………………………….7

1.4  Иммунологическая диагностика и профилактика  детских инфекционных болезней…………………………….……………………………………………..8

1.5  Профилактика опорно-двигательного аппарата…………………….…….12

1.6  Профилактика зрительного аппарата…………………………………...…13

2. Практическая часть…………………………………………………..……….17

Заключение ……………………………………………………………………...22

Список используемой литературы………………………….………………….23

Приложение …………………………………………………………………… 24

Введение

Актуальность: Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, в частности распространение среди детей вирусных и желудочно-кишечных инфекций, нарушение зрения и осанки. Важно, чтобы просвещение школьников было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Цель: Сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью за счет профилактических мероприятий.

Задачи:

1.        Расширить знания по вопросам гигиены, касающиеся профилактики вирусных и желудочно-кишечных заболеваний, опорно-двигательной системы и органов зрения;

2.        Провести анкетирование среди учащихся начального и среднего звена Ольской школы;

3.         Составить и провести классные часы, посвященные вопросам профилактики различных заболеваний.

Объект исследования: учащиеся Ольской средней школы.

Методика исследования: изучение литературы по данной проблеме, проведение анкетирования, составление и проведение классных часов во втором и пятом классе.

Гипотеза: Знают ли учащиеся Ольской средней школы правила личной гигиены?

1. Теоретическая часть

                     1.1 Симптомы инфекционных болезней у детей

Современные детские инфекции широко распространены, а развиваются остро (поднимается температура тела, начинается интоксикация всего организма: головная боль, рвота, тошнота, судороги, сыпь – вот неполный перечень признаков, которые должны вас насторожить, если сопровождаются температурой).

В детских коллективах весьма распространены такие болезни, как ветряная оспа, краснуха, корь, скарлатина, коклюш, свинка, дифтерия. Вирусные инфекции, которые во время всего хода болезни могут протекать с высокой температурой, оставляют после себя серьезные осложнения, если не долечить ребенка, или же вовремя не озаботиться вопросами его здоровья.

В летнее время опасны для ребенка кишечные инфекции. Главная причина их распространенности несоблюдение детской гигиены. Высокая температура, сильная рвота опасны для детей сильным обезвоживанием.

На какие симптомы стоит обратить внимание и начать бить тревогу после их обнаружения!

 Сыпь. Сыпь от потницы не является опасной, но чаще сыпь сопровождает ветрянку, оспу, краснуху и скарлатину – болезни, которые могут быть смертельно опасны для ребенка! Аллергическая сыпь возникает очень быстро, чаще напоминает ожоги от крапивы.

 Увеличенные лимфатические узлы. Увеличение лимфоузлов говорит о начале в них воспалительного процесса. Длительное увеличение узлов может быть указанием на заболевание крови. Болезненность пальпации узлов – тревожный признак.

 Температура. Повышенная температура сопровождает различные заболевания. Может появиться от переутомления ребенка, или если долгое время он был возбужден чем-то. Для маленьких детей температура может быть признаком прорезывания зубов.

 Боль в животе. Острая боль в животе ребенка – тревожный знак, указывающий на необходимость срочного обращения к врачу. Такой признак может сопровождать воспаление аппендицита. До посещения врача ребенку нельзя давать лекарства, обильно поить, кормить, а также прикладывать тепло к животу.

 Потеря сознания. Ребенок может потерять сознание, если слишком долго находился в душном помещении, или же с ним случился тепловой удар. В тяжелых случаях, если ребенок потерял сознание, это может говорить о тяжелой форме острого вирусно-инфекционного заболевания или же о воспалительных процессах внутри черепа. Если потеря сознания сопровождается высокой температурой, необходимо незамедлительно вызывать скорую помощь.

 Судороги. Судороги сопутствуют травмам, перегреванию, обезвоживанию, отравлению и ряду других заболеваний. Как правило, судороги быстро проходят. Но чтобы не допустить их повторения и, соответственно, установить причину – необходимо обратиться к врачу.  [1].

                             1.2 Течение инфекционных болезней у детей

Каждое инфекционное заболевание имеет свои особенности. Однако общим для всех заболеваний является наличие определенных этапов в развитии болезни.

 При всех инфекциях после заражения болезнь проявляется не сразу: до появления первых признаков заболевания проходит так называемый инкубационный  период, во время которого ребенок внешне остается здоровым. Длительность инкубационного периода различна при разных заболеваниях: при кори он колеблется от 8 до 14 дней, при скарлатине — от 2 до 12 дней, при дифтерии — от 2 до 7 дней, при коклюше — от 3 до 21 дня, при гриппе и гриппоподобных заболеваниях— от нескольких часов до 2—3 дней.

 Чем меньше ребенок или  слабее, тем короче инкубационный период.

 Во время инкубационного периода в организме происходит размножение микробов, и все силы организма направлены на борьбу с микробами и выделяемыми ими токсинами. Хотя внешне ребенок производит впечатление здорового, однако при внимательном наблюдении за ним удается нередко отметить повышенную раздражительность, утомляемость, нарушение сна и понижение аппетита.

 Очень важно в это время обеспечить ребенку хороший уход, правильный режим сна и бодрствования, рациональное питание с большим количеством витаминов, возможно большее пребывание на чистом воздухе, частое проветривание помещения. Все это помогает организму сопротивляться болезни и успешно бороться с нею.

 За инкубационным периодом следует развитие первых признаков заболевания, различных при разных болезнях. Однако почти при всех инфекционных заболеваниях (кроме коклюша) наблюдается острое начало, характеризующееся общими симптомами: повышение температуры, общее недомогание, потеря аппетита, головная боль, иногда рвота, реже потеря сознания и судороги. Все эти симптомы вызываются отравлением организма ядовитыми веществами — токсинами, выделяемыми микробами — возбудителями болезни.

 Одновременно с общими явлениями развиваются признаки, характеризующие каждое заболевание: сыпь и ангина при скарлатине, развитие катара верхних дыхательных путей при кори и т. д. Длительность острого периода болезни различна и зависит как от особенности инфекционного процесса, так и от тяжести заболевания и от мероприятий, направленных на борьбу с заболеванием.

 Через некоторое время признаки заболевания начинают постепенно исчезать, вместе с этим улучшается самочувствие ребенка, появляется аппетит — начинается период выздоровления. Ребенок в это время находится в очень неустойчивом состоянии и, несмотря на кажущееся благополучие, изменения, происшедшие в его организме во время болезни, еще не исчезли, и погрешности в режиме ребенка могут неблагоприятно отозваться на его состоянии. В это время обязательно соблюдение режима соответственно особенностям каждого заболевания, правильное питание, максимальное использование свежего воздуха. [2].

                           

                               1.3 Лечение болезней

Для лечения инфекционных заболеваний у детей используются современные, эффективные препараты. Фармацевтические компании выпускают различные препараты для лечения и профилактики болезней. Кроме этого, для детей выпускаются специальные препараты, которые производят известные компании.

Для профилактики болезней детям необходимы витамины, которые укрепляют иммунитет, улучшают самочувствие.  У детей часто бывает авитаминоз, поэтому им всегда необходимо принимать полезные витамины для подкрепления иммунитета.

Для детей в аптеке можно приобрести специальные лекарственные средства, которые следует давать им при появлении простуды. Детям также можно купить от кашля специальные сиропы, медикаменты, которые представлены в продаже в большом многообразии.

           Дети подвержены различным заболеваниям, поэтому  следует постоянно следить за ними, чтобы они были одеты по сезону. Родители должны уделять внимание своим детям и при появлении простуды своевременно начать лечение. При этом следует использовать все прописанные медикаменты для лечения.  [3].

1.4        Иммунологическая диагностика и профилактика детских инфекционных болезней

Рассмотрим, для чего и как проводится профилактика детских инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней основывается на учете их эпидемиологических закономерностей. Распространение инфекций среди детей возможно при наличии трех звеньев эпидемической цепи (источника, механизма передачи, восприимчивого макро- организма). Следовательно, профилактические мероприятия необходимо проводить по этим трем направлениям. Они состоят из организационных мер (изоляция, карантин), специальных санитарных мероприятий (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) и профилактики (специфической и неспецифической).

Профилактика инфекционных болезней включает систему мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, населения в целом.

Важное значение в профилактике инфекций имеют общие санитарно-гигиенические меры, проводимые систематически, независимо от эпидемической ситуации. Они включают благоустройство населенных пунктов, снабжение населения доброкачественной питьевой водой, организацию питания и торговли, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в детских дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках и больницах.

           Общее руководство профилактической и противоэпидемической работой осуществляют районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора.

Организационные профилактические и противоэпидемические мероприятия начинают с изоляции инфекционного больного и регистрации заболевания. Источник инфекции изолируют в стационаре или на дому, где проводят лечение больных и носителей. О заболевших и контактировавших с больным сообщают в детские учреждения, которые они посещают. Все сведения о данной категории лиц регистрируют в соответствующих журналах детских учреждений, поликлиник.

В очаге инфекции проводят эпидемиологическое обследование и противоэпидемические мероприятия, клинический осмотр и лабораторное обследование лиц, попавших в контакт. На лиц, бывших в контакте с больным, накладывают карантин. При одних инфекциях (корь, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.) карантин имеет строго установленный срок, в других случаях его накладывают на период лабораторного обследования, которое позволяет решить вопрос о наличии или отсутствии у ребенка соответствующего возбудителя. При инфекционных болезнях, после перенесения которых остается стойкий иммунитет, карантин накладывают только на детей, не болевших данным заболеванием (корь, эпидемический паротит, ветряная оспа и др.). Обязательно учитывают наличие в анамнезе профилактических прививок. Следовательно, для правильного определения контингента лиц карантинной группы, необходимо учитывать данные эпидемиологического обследования, особенности инфекции, сведения о вакцинации и возраст детей.

При возникновении инфекционного заболевания в детском коллективе карантин накладывают на все учреждение или группу (класс), где выявлена инфекция, в зависимости от нозологической формы, санитарно-эпидемического режима и планировки здания.

Карантин в детском учреждении предусматривает разобщение контактных детей с другими. На срок карантина прекращается прием в группу новых детей, перевод детей из карантинной группы в другие коллективы и учреждения. Во время карантина проводят постоянное медицинское наблюдение и лабораторное обследование детей и персонала.

С целью воздействия на пути распространения инфекций, вызываемых возбудителями, длительно сохраняющимися во внешней среде, проводят дезинфекцию; при нестойких возбудителях, быстро погибающих вне организма (вирусы кори, краснухи, ветряной оспы), достаточно проветривания помещения.

Текущую дезинфекцию применяют в очагах до госпитализации больного, а при лечении на дому - до выздоровления. Текущую дезинфекцию проводят также в инфекционных больницах, соматических стационарах и детских учреждениях.

Заключительную дезинфекцию (в детских учреждениях и на дому) проводят после госпитализации или выздоровления больного. Обеззараживанию подлежат следующие объекты: помещение, где находился больной; места общего пользования в квартире; предметы ухода, посудо - постельные принадлежности, белье.

Профилактика детских инфекционных болезней. Профилактическую дезинфекцию проводят систематически, планомерно в местах скопления людей, особенно при быстро сменяющихся группах (вокзалы, поезда, гостиницы, бани). Профилактической дезинфекции подвергают воду (хлорирование, кипячение), молоко (пастеризация).

Для борьбы с рядом инфекций применяют дезинсекцию - уничтожение насекомых - переносчиков возбудителей (вши, мухи, клещи, комары) и дератизацию - уничтожение грызунов.

            Мероприятия в отношении третьего звена эпидемической цепи (макро- организм) включают: формирование специфической невосприимчивости (иммунитета) и повышение неспецифической резистенции детей.

Специфическая профилактика ряда инфекций достигается путем активной иммунизации. Важными факторами повышения неспецифической резистенции являются соответствующее возрасту питание, витаминизация пищи, закаливание (использование воздушных и водных процедур, физических упражнений).

Профилактика перекрестной инфекции. С целью профилактики внутрибольничных инфекций в прошлые годы предлагалось увеличение площади палат, устройство вытяжной вентиляции, индивидуальной изоляции больных в течение 2-3 недель после госпитализации (срок возможного инкубационного периода не диагностированной инфекции). Для больных "летучими" инфекциями Ф. Мельцер и Д. А. Соколов сконструировали специальный бокс (мельцеровский), К. А. Раухфус предложил ряд организационных мероприятий, включая изменения в планировке больниц. М. Г. Данилевич разработал систему профилактических мероприятий, основанную на следующих положениях:

o        правильная ранняя диагностика;        

o        учет анамнестических и эпидемиологических данных;

o        использование мер пассивной профилактики;

o        внутреннее маневрирование.

Профилактика заносов инфекции начинается еще при направлении ребенка в больницу: должны быть учтены возможные контакты с больными. В приемном отделении подробно собирают анамнез и внимательно осматривают ребенка, уделяя особое внимание выявлению симптомов, свойственных инфекциям. При малейшем подозрении на инфекционную болезнь ребенка изолируют в бокс или отдельную палату.

            Пассивная иммунизация контактных лиц (введение иммуноглобулина, сыворотки) в прошлом играла большую роль в профилактике кори. В настоящее время она используется при заносах вирусного гепатита  А, кори и др.

Маневрирование включает изоляцию контактировавших детей, не болевших данной инфекцией, в отдельные помещения до окончания срока карантина или на время проведения лабораторных исследований.

Профилактика собственно перекрестной инфекции заключается в индивидуальной изоляции детей, особенно грудного возраста, больных тяжелыми формами, с осложнениями.

Профилактика суперинфекции включает проведение ряда организационных мероприятий, в первую очередь в инфекционных больницах: создание диагностических отделений, диагностических палат.

В профилактике реинфекции главным является дифференцированное распределение больных с учетом формы, тяжести, периода и срока болезни.

Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Детская поликлиника представляет лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь детям до 18 лет включительно. Работа поликлиники складывается из двух основных разделов: профилактического обслуживания здоровых детей и лечения больных, включая оказание специализированной помощи. Детская поликлиника обеспечивает медицинское наблюдение за детьми, посещающими дошкольные учреждения и школы.

Профилактика детских инфекционных болезней. В детских поликлиниках необходимо иметь просторные гардеробы, помещения для регистрации. Движение детей через разные отделы поликлиники должно быть поточным в одном направлении.

             При планировании работы поликлиники предусматривают выделение специальных дней для профилактических осмотров детей раннего возраста. [4].

       1.5. Профилактика опорно-двигательного аппарата

Функциональное состояние ОДА находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма и является отражением его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями ОДА недостаточно развита общая моторика, нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются. Под влиянием различного рода нагрузок нарушения быстро прогрессируют, постепенно приобретая стойкий характер, а это ведет к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смешением внутренних органов. Нарушения осанки у детей могут влиять на функцию желудочно-кишечного тракта (нарушение секреции, изменение тонуса желудка и кишечника, отрыжка, метеоризм и т. д.), на состояние сосудов, нервов и нервных сплетений. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Традиционно очень мало внимания уделяется состоянию стопы, поскольку дети редко жалуются на стопы, но от пренебрежительного отношения к проблеме её негативное влияние на формирование осанки не уменьшается. Плоскостопие – проблема достаточно серьезная, так как здоровая стопа - это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

                   1.6.        Профилактика зрительного аппарата

По данным Министерства здравоохранения РФ за последние 5 лет заболеваемость глазными болезнями в детском возрасте возросла в 1,5 раза. Столь печальная статистика объясняется тем, что в школьные годы орган зрения ребенка испытывает значительные перегрузки в условиях длительного чтения, работы за компьютером, просмотра телевизора. При этом не всегда соблюдаются санитарные нормы внешнего освещения, правильного питания и правильной посадки ребенка.

Другими словами, количество факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на детское зрение, очень велико. Столь же велико и число препаратов, обещающих эффективную профилактику и лечение детских глазных заболеваний. Наиболее действенными являются препараты, созданные на основе натуральных антиоксидантов: экстракта черники и бета-каротина.

Черника издавна является популярным средством в народной медицине для улучшения остроты зрения, быстрого устранения зрительной усталости и улучшения сумеречного зрения. Ученые, заинтересовавшись этим фактом, выявили содержащиеся в чернике особые вещества - антоцианозиды, которые и оказывают выраженное антиоксидантное действие, укрепляют стенки сосудов сетчатки и улучшают кровоток в тканях глаза, что имеет первостепенное значение в профилактике и лечении большинства заболеваний глаз. Более того, антоцианозиды обладают ценной для глаз способностью увеличивать скорость образования зрительного пигмента - родопсина, что усиливает остроту зрения при низкой освещенности

Именно антоцианозиды придают темно-фиолетовый цвет средствам, созданным на основе экстракта черники, что делает их легко различимыми на аптечной витрине.

Другой важный компонент профилактики глазных недугов и защиты зрения - бета-каротин (или провитамин А). При больших зрительных нагрузках это вещество расходуется интенсивнее. Дело в том, что бета-каротин участвует в процессе превращения оптического образа в систему электрических сигналов, которые передаются в мозг. Помимо этого бета-каротин резко снижает негативное воздействие облучения (например - от телевизора), способствует хорошему цветовосприятию, темновой адаптации глаз и сумеречному зрению.

В результате научных исследований было обнаружено, что применение комплекса экстракта черники и бета-каротина обеспечивает выраженный положительный эффект при лечении целого ряда заболеваний глаз. Руководствуясь этим, датские специалисты разработали натуральный препарат Стрикс - комплекс экстракта черники (82,4) мг и бета-каротина (12 мг). Стрикс может применяться у детей с 7-летнего возраста, а также у взрослых. Офтальмологи ведущих российских офтальмологических клиник отмечают положительное действие Стрикс даже у пациентов с сахарным диабетом.

Но вернемся к факторам риска, угрожающим здоровью глаз. Уже упоминалось выше о вреде зрительных нагрузок при продолжительной работе за монитором компьютера. До 40% компьютерных пользователей испытывают явление зрительного утомления ежедневно, а у 92% пользователей зрительное утомление развивается время от времени. Если вспомнить, что сегодня одним из первых друзей ребенка становится компьютер, то получается совсем грустно. Действенный совет в ситуации, когда чадо невозможно отвадить от компьютерных игр: контроль за количеством времени, которое ребенок проводит за монитором (рекомендовано до 30 минут в день), и профилактика нарушений зрения с помощью препарата Стрикс. Этот же рецепт рекомендован родителям, чьи дети чрезвычайно сильно зависимы от телевизора (рекомендованное время просмотра - до одного часа в день).

Также необходимо следить и за условиями, при которых ребенок читает, пишет или рисует: источник освещения должен располагаться с левой стороны, чтение лежа или за едой недопустимо!

Комплекс мероприятий, включающий правильную организацию рабочего времени и места, специальную гимнастику для глаз, и обязательную чернично-бета-каротиновую профилактику со Стрикс - это гарантия здоровья не только детского зрения, но и всего организма.

Совсем не нужно ждать, когда ваше чадо само пожалуется на ухудшение зрения, потому что зачастую дети просто не замечают того, как постепенно теряют блеск их зеркальца души и здоровья, или не считают важным сказать об этом родителям.

Даже при отсутствии жалоб минимум раз в год необходимо проходить обследование у детского офтальмолога. И заодно можно проконсультироваться с врачом относительно приема препарата Стрикс: как правило, детской суточной нормой является одна таблетка в день, дозировка для взрослых - две таблетки в день в течение 1-2 месяцев. Курс рекомендуется повторять 2-3 раза в год.

Главное, это помнить о том, что забота о здоровье зрения Вашего ребенка - это забота о здоровье всего детского организма.

2. Практическая часть

 Нами была разработана анкета для социологического опроса.

Анкета

1) Когда ты моешь руки?

А) не мою      Б) каждый раз после прогулки      В) каждый раз после туалета      Г) каждый раз после еды

2) Принимаешь ли ты витамины?

А) регулярно      Б) иногда    В) никогда

3) Пользуешься ли ты чужими средствами личной гигиены, чужой одеждой?

А) да      Б) нет

4) Моешь ли ты фрукты/овощи перед едой?

А) да      Б) нет     В) иногда

5) Как часто ты проветриваешь свою комнату?

А) 1 раз в день   Б) 2 раза в день    В) не проветриваю

6) Какой вид отдыха ты предпочитаешь?

А) игра в компьютер  Б) просмотр ТВ  В) чтение книг   Г) прогулка на улице

Д) другое

      Мониторинг состояния здоровья детей Ольской средней школы

Учащихся

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1

Количество детей

685

667

709

2

Общее количество пропущенных дней по болезни

1708

1462

2565

3

Динамика заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и деформации позвоночника)

7

12

19

4

Динамика нарушений зрения

3

9

11

5

Динамика нарушений вегетативной регуляции

-

-

-

6

Динамика травматизма

-

-

-

7

Динамика нервно-психических заболеваний и пограничных психических состояний (в том числе хронических стрессов, невротических состояний, социально-психической дезадаптации и др.)

1

-

-

Особенности образовательного процесса
Успеваемость и качество знаний за последние три года.


Годы


2009-2010


2010-2011


2011-2012


Успеваемость


    99 %


  100 %


  99,7 %

 Качество

    34,5 %                  

 

   31,9 %

   37,4 %

Был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 191 чел., учащиеся с 1-х по 6-е классы Ольской средней школы.

На первый вопрос «Когда ты моешь руки?» - 53% ответили, что моют руки каждый раз после туалета, а 38% - каждый раз после прогулки.

На второй вопрос «Принимаешь ли ты витамины?» - 65% школьников ответили, что иногда принимают витамины, а 11% - никогда не принимают.

На третий вопрос «Пользуешься ли ты чужими предметами личной гигиены, чужой одеждой?» - большинство учащихся - 93% - ответили, что не пользуются чужими предметами и одеждой.

На четвёртый вопрос « Моешь  ли ты фрукты/овощи перед едой?» - 60% опрошенных моют перед едой, 39% - иногда и 1% - никогда.

На пятый вопрос «Как часто ты проветриваешь свою комнату?» - 38% школьников проветривают 1 раз в день, 14% - вообще не проветривают и 48% - 2 раза в день.

На шестой вопрос, «Какой вид отдыха ты предпочитаешь?» большинство учащихся - 40% - предпочитают проводить свободное время на улице, 28% предпочитают поиграть в компьютер, 17% - посмотреть телевизор, а остальные учащиеся - почитать книги или позаниматься другими делами.

                           

                                                 

Заключение

 В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. По результатам социологического опроса, можно сказать, что большинство учащихся, не знают и не соблюдают правил личной гигиены;
  2. Нами в качестве профилактики были разработаны и проведены классные часы для начального и среднего звена Ольской средней школы.

Список используемой литературы

1.http://novorogdenniy.ru/txt/detskie-infekcionnye-bolezni-simptomy.html

2. http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/techenie.shtml

3. http://mndg.ru/lechenie-infekcionnyx-zabolevanij-u-detej.php

4. http://prickle.ru/page/profilaktika-detskix-infekcionnyx-boleznei

5. А.П. Чабовская, «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», М., 1980 г.

6. Н.Л. Черная, «Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. Диагностика, профилактика и коррекция.» Гл. ред. Н. Черная; Изд.: Феникс, 2007 г.

7. У.Г. Бейтс,«Как обрести хорошее зрение без очков» Изд.: Тимошка, 1990 г.

Приложение

Классный час «Берегите глаза!»

 
Цель: привитие навыков здорового образа жизни
- знакомство учащихся с основными правилами ухода за глазами, профилактика заболеваний глаз в целях сохранения хорошего зрения;
- формирование потребности в регулярном и правильном уходе за здоровьем глаз;
- коррекция речи, зрительных анализаторов, обогащение словаря и практических навыков.
Оборудование: таблицы и диаграммы, картинки летчика, шофера, стрелка, темные очки, набор предметов (карандаш, ножницы, спицы, рогатка), текстовые таблицы (демонстрационные и индивидуальные).
Ход: 1. Вводная часть.
Дети входят в класс, здороваются с гостями, садятся за столы.
- Ребята, какой орган чувств помог вам так уверенно ориентироваться в классе: найти своё место? (Ответы детей)
- Зрение это способность видеть, один из пяти внешних чувств человека, органом которого являются глаза. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить хорошее зрение и здоровые глаза.
- При помощи глаз мы можем читать, например: давайте прочтём тему нашего классного часа: Берегите глаза! (на доске) (Дети читают).
- Глаза помогут нам, и записать тему в тетради. (Учащиеся открывают тетради и записывают тему).
- Для чего ещё человеку нужны глаза? (Ответы детей).
2. Беседа-практикум: Показывается мультфильм «Сказка про зрение»

Текст сказки:

Сказка про зрение

В одном далеком королевстве, в самом центре его столицы стоял красивый замок из золотистого камня редкой породы. По его бокам возвышались башенки с разноцветной черепицей на крыше, а передний фронтон украшали 2 больших окна с витражами.

Жила в этом замке очаровательная фея, летом она выращивала цветы вокруг своего жилища и дарила их всем прохожим, а зимой строила снежный городок для детворы. Она очень любила сидя в тронном зале пить малиновый чай и любоваться в большие светлые окна на играющих детей.

Но со временем фея стала замечать, что любоваться на пейзажи за стеклом ей становится все сложнее. День за днем стекла становились все более тусклыми и грязными. То ветер на них пыль налепит, то птицы испачкают, да и сами стекла стали не такими ровными и начали искажать вид пейзажей…  Фея была очень расстроена, ведь она так любила свои большие красивые окна.

И вот, проснувшись однажды утром в отличном настроении под пение птичек, фея решила, что дальше откладывать некуда, и сегодняшний день идеален для уборки. Она достала свою волшебную палочку, взяла большую лейку, тряпочку и взлетела над замком. Подлетев прямо к правому окну, она легким взмахом своей палочки устранила все дефекты стекол, а затем принялась начисто отмывать их мягкой тряпочкой со специальной пенкой для стекол, периодически смывая все из леечки. Там, порхая у окна, она тихонько напевала себе под нос любимую песенку, а присевшие рядом на карниз птички подсвистывали её мотиву. Вымыв правое окошко до идеального состояния, фея проделала всё то же самое и с левым. А затем довольная своей работой и получившимся результатом пошла мыть и убирать на место тряпочку и лейку.

Вечером того же дня наша трудолюбивая фея, сидя за чашкой малинового чая, как и раньше наслаждалась прекрасным видом из своих чудесных окон и доносившимися со двора голосами играющих детей. А горожане вновь радовались, глядя на 2 чистых, светлых и удивительно красивых витражных окна её замка.

Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения?
а) Если человек часто переутомляет свои глаза, то его зрение начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с плохим зрением труднее стать лётчиком, шофёром, метким стрелком. Ему трудно хорошо играть в футбол, волейбол, городки и другие игры. Людям с плохим зрением приходиться носить очки. И если он их потеряет или разобьёт, то ему трудно ориентироваться в окружающем: трудно рассмотреть предметы, людей, машины.
- Давайте проведём небольшой эксперимент: Нарисуй лицо человека: сначала учащиеся рисуют человека с открытыми глазами, а затем с завязанными. По окончании эксперимента, спросить у учащихся когда они чувствовали себя уверенней? Какой рисунок получился у них лучше? Мы можем сделать вывод: с хорошим зрением человек чувствует себя комфортно, уверенно.
б) Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза нужно беречь.
- Отчего может испортиться зрение? (ответы детей)
- Для того, чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно чтобы он всегда занимался при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать и т.д. в сумерках или при слабом свете, и свет всегда должен падать с левой стороны. Важно сидеть прямо, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью - это вредно для глаз. Расстояние от глаз до книги 30-35 см.
- Давайте проведем небольшое наблюдение: когда книга освещена лучше, и нам хорошо видны буквы? (предлагается посмотреть в книгу при хорошем освещении и в тёмных очках).
- Вредно также читать, писать, смотреть телевизор, работать за компьютером очень долго без перерыва. Необходимо делать небольшие перерывы через каждые 30 минут, чтобы дать глазам отдых. Отдохнуть глазам поможет и гимнастика для глаз. Ежедневное выполнение таких упражнений даже помогает немного восстановить зрение.
Выполняется комплекс гимнастики для глаз. (Пальминг).
в) Еще важнее оберегать глаза от заболеваний и повреждений. Отчего могут заболеть глаза? (ответы детей). Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, так как с грязью передаются многие болезни. Грязь попадает в глаза, когда мы трём их пальцами, вытираем грязным полотенцем, при неосторожных играх с песком и т.д. Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится трудно смотреть на свет, появляется резь, зуд. Если глаза заболели, нужно как можно быстрее обратиться к врачу.
(пригласить врача для беседы).
г) Учитель показывает учащимся предметы: карандаш, ножницы, нож, вилка, спица, рогатка.
- Как вы думаете, для чего я показываю вам эти предметы? (ответы детей).
- Некоторые дети теряют зрение, слепнут на один или на два глаза в результате неосторожного обращения с такими предметами. Такие предметы не игрушки, они представляют опасность для здоровья и ребёнка и взрослого. Поэтому при обращении с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности: нельзя размахивать руками, бегать, прыгать, ставить их остриём вверх и т.д..
3. Повторение и закрепление правил.
Как сохранить хорошее зрение.
1.Занимайтесь при хорошем освещении.
2.Книгу и тетрадь держите на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз, не подносите близко к глазам.
3.Не читайте лёжа.
4.При чтении делайте перерыв каждые полчаса на 5 минут.

4. Речевое упражнение.
- Глаза важный орган, который и украшает наше лицо. Трудно представить лицо человека без глаз. И они такие разные. Наверно поэтому в речи очень много слов, помогающих нам описать глаза. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и объясни».
- Не забудьте ключевое слово « глаза».
- У взрослого человека - глаза, а у малыша - глазки, глазёнки.
- Огромные, страшные глаза - глазищи.
- Небольшое круглое отверстие в чем-либо - глазок.
- Если у человека голубые глаза, то про него мы говорим - голубоглазый, а если синие - синеглазый, карие - кареглазый, чёрные - черноглазый, зелёные - зеленоглазый, косые - косоглазый, узкие - узкоглазый.

5. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали? Что вас удивило? О чём бы вы хотели узнать больше?

6. Заключительная часть.

- Я думаю, ребята, что эти полезные знания, которые вы сегодня получили, помогут вам сохранить хорошее зрение и здоровые глаза на долгие годы. Ведь наши глаза не только помогают нам выражать наши чувства: они смеются, плачут, радуются, грустят, злятся и даже дарят любовь. Недаром в народе говорят: глаза зеркало души.
Ребята, возьмите за руки соседа по парте, посмотрите в его глаза. Какие они у нас красивые, добрые, весёлые. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу здоровья.