Главные вкладки

    Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы"

    Фандеева Яна Дмитриевна

    Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».

    Цель проекта: привлечение школьников  к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnyy_proekt.docx49.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт проекта

    Наименование проекта:                              

     реализации экологического образования

    Срок выполнения проекта:                бессрочно

    Дата начала:                30.05.2016                

    Дата завершения:                               бессрочно                        

    Организации-участники:               Администрация школы, учитель биологии-химии,

    учащиеся МКОУ СОШ п.Ола, родители,общественность                                

    Телефон, факс, e-mail:                  Телефон:(41341)2 58 23

    География проекта:                РФ., Магаданская область, Ольский район, п. Ола,

     ул. Ленина, д. 52        

    Руководитель                                        Директор: Ивченко Валентина Васильевна

    организации-участников:        

    Руководитель проекта:           __________           (Фандеева Яна Дмитриевна)

    Социально-образовательный проект

    «Моя инициатива в сфере образования»

    Тема: Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы

    Природа – не только великий учитель, она,

    прежде всего, еще и великий воспитатель

    Сухомлинский В.А.

    Этап 1. Подготовительный

    Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего взаимодействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости её рационального использования и охраны.

    Охрана природы – это система научно обоснованных международных, государственныех и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

    Важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы – атмосферный воздух, воды, почву и др. – охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые компоненты.

    Согласно Федеральному законуот 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей среды»основные принципы охраны окружающей среды следующие:

    - соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

    - рациональное природопользование;

    - сохранение биологического разноообразия;

    - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    - обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

    - приоритет сохранения естественныхэкосистем, природных ландшафтов и комплексов;

    - соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др.

    Кто-то может посчитать, что охрана природы – удел работников заповедников и других организаций. Однако утвержать это – значит делать вид, что мы сами не отвечаем за то, что делается вокруг нас. Но ведь не случайно Конституция Российской Федерации начинается со слов о нашей «ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями». Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения.

    Поэтому для каждого из нас охранять природу – это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов.

    Для того чтобы школьники учились любить природу, восхищались её красотой, учились защищать и бороться за её сохранение ведётся активная природоохранная деятельность.

    Идея проекта: сформировать на базе Ольской средней школы экологический отряд «ЭкоГрИн».

    Цель проекта: привлечение школьников  к решению социально значимых проблем через участие в экологических, социально-просветительских, культурно-образовательных проектах и программах.

    Цель достигается путём решения следующих задач:

    • содействовать всестороннему развитию школьников;
    • сформировать у них активную жизненную позицию;
    • организовать и провести различные мероприятия экологического направления в школе, среди населения;
    • вовлечь школьников в научно-исследовательскую деятельность, проекты, связанные с охраной окружающей среды.

    В проекте принимают участие следующие стороны:

    • Педагоги;
    • Ученики;
    • Родители;
    • Общественность.

    Сроки и этапы проекта:

    Социально-образовательныйпроект начал свою реализацию с 30 мая 2016 года и является бессрочным.

    I этап Подготовительный(май-сентябрь 2016 г.):

    - Набор учащихся в экологический отряд;

    - Создание нормативно-правовой базы: разработка положения и устава  об экологическом отряде«ЭкоГрИн»; календарно-тематических планов дополнительного образования.

    II этап Проектировочный(2016-2017 гг.) – апробация модели экологического отряда; создание необходимой развивающей среды, способствующей  нравственному становлению личности школьников посредством экологического воспитания.

    III этап Заключительный(2018 г.) – анализ и обобщение результатов работы экологического отряда на базе школы, формулировка дальнейших планов.

    Основные принципы проекта:

    - индивидуальность и учет возрастных особенностей детей;

    - преемственность;

    - наглядность и доступность;

    - сотрудничество;

    - систематичность;

    - творчество и самостоятельность.

    Этап 2. Проектировочный

    В настоящее время в нашем обществе происходит осознание важности экологического образования не столько для успешного социально-экономического развития, сколько для сохранения самой жизни человека как биологического вида. Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек (Н.М. Мамедов).

    Современное же экологическое состояние территории России определяется как критическое. Экологическая ситуация в стране характеризуется на нынешнем этапе развития дальнейшим расширением антропо-сферы, истощением природных ресурсов, изменением природных процессов, сокращением биоразнообразия, загрязнением окружающей среды. Разрабатываемые с начала перестройки и часто реализуемые экологические государственные и региональные программы не способствуют улучшению экологической обстановки, и с каждым годом на территории России все больше становится регионов, городов и поселков, опасных для проживания населения. По мнению ряда исследователей, население не осознает приближение экологической катастрофы, безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования школьников. По некоторым данным, до 80 % от числа опрошенных учащихся признают, что они неактивны в делах природы, хотя осознают последствия безнравственного отношения к ней. По мнению Н.М. Мамедова, именно деформация экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим, являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению природы, непосредственно окружающей человека (Л.С. Глушкова).

    В сложившихся условиях от системы образования общество ожидает подготовки экологически грамотного и воспитанного поколения. Необходимо воспитать человека, обладающего не только экологическими знаниями, но экологически мыслящего, т.е. способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды; глубоко чувствующего, ответственного за судьбу своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной (Л.С. Глушкова).

    Для этого и реализуетсясоциально-образовательныйпроект«Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы».Проект представлен следующим перечнем мероприятий:

    №п/п

    Наименование

    мероприятия

    Срок

    испол-нения

    Награды

    Ответственные

    за проведение мероприятий

    Испол-нители

    1.

    Акция «Чистый лес»

    Июнь 2016 г.

    диплом

    Фандеева Я.Д.

    Учащиеся

    6-11 кл.

    2.

    Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»:

    - Конкурс плакатов «О природе с тревогой и надеждой»;

    - Конкурс композиций из природного материала «Природа и фантазия»;

    - Фотоконкурс «Осень в Приморье!;

    - Конкурс сценариев экологических мероприятий «Живи, Земля!»;

    - Концеренция «Жизнь планеты – в руках человека!»;

    - Конкурс композиций из бросового материала «Вторая жизнь!».

    Август-сентябрь 2016 г.

    3 место

    2 место

    2 место

    2 место

    3 место

    1 место

    Всероссийский детский центр «Океан»

    Учащиеся

    8-10 кл.

    Правдивец Анна

    Кольная Екатерина

    Покидин Максим

    Волкова Жанна

    Волкова Жанна

    Лопатина Анастасия

    3.

    Внеурочное мероприятие «Экологические знаки»

    Октябрь 2016 г.

    Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    8кл.

    4.

     Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!»

    Ноябрь 2016 г.

    Фандеева Я.Д., отряд ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    4-6 кл.

    5.

    Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

    Ноябрь 2016 г.

    Фандеева Я.Д.

    Учащиеся

    6, 8, 10 кл.

    6.

    Форум «Дети и экология ХХI века»:

    - Проект «Сохранение биоресурсов Охотского моря при разработке и добыче нефти на территории Магаданской области»;

    - Конкурс «Сохраним и приумножим!»;

    - Конкурс «Мода и экология»

    Декабрь 2016 г.

    Грамота

    Диплом призёра

    Диплом призёра

    Министерство образования и молодёжной политики Магаданской области

    Аникеева Анфиса,

    Покидин Максим,

    Лопатина Анастасия

    7.

    Акция «Заповедный урок»

    Январь 2017 г.

    Магаданский заповедник

    Учащиеся

    7-9 кл.

    8.

    Посвящение в Экогриновцы

    Февраль 2017 г.

    Фандеева Я.Д.

    Учащиеся

    5-8 кл.

    9.

    Конкурс экологического плаката «Под небом единым»

    Март 2017 г.

    Самоуправление школы, отряд «ЭкогрИн»

    Учащиеся

    5-11 кл.

    10.

    Экологический КВН

    Март 2017

    Отряд «ЭкоГрИн», Фандеева Я.Д.

    Учащиеся

    7 кл.

    11.

    Создание фотогалереи на экологическую тематику

    Апрель 2017 г.

    Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    1-11 кл, родители, обществен

    ность

    12.

    Конкурс «Мода за экологию!»

    Апрель 2017 г.

    Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    5 кл.

    13.

    Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера (к празднованию 9 мая)

    Май

    2017 г.

    Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    6-11 кл, родители, обществен

    ность

    14.

    Выпуск листовок (памяток)  на тему охраны окружающей среды

    Май

     2017 г.

    Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    1-11 кл, родители, обществен

    ность

    15.

    Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря»

    Июнь 2017 г.

    Фандеева Я.Д., Отряд ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    6-11 кл, родители, обществен

    ность

    16.

    Акция «Экология – Безопасность – Жизнь»

    Июнь 2017 г.

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», самоуправление школы

    Учащиеся

    6-11 кл, родители, обществен

    ность

    17.

    Акция«День действий против незаконной рыбной ловли»

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    6-11 кл, родители, обществен

    ность

    18.

    Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола»

    Июль – август 2017.

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн», Ольское лесничество

    Учащиеся

    6-11 кл.

    19.

    Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд»

    Август 2017.

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    6-11 кл, родители, обществен

    ность

    20.

    Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов

    Сентябрь 2017 г.

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    1-11 кл.

    21.

    Конкурс деткого творчества «Зеркало природы»

    Октябрь 2017 г.

    Детская библиотека

    Учащиеся

    4-8 кл.

    22.

    Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области»

    Ноябрь 2017.

    Фандеева Я.Д., Отряд «ЭкоГрИн»

    Учащиеся

    4-6 кл.

    23.

    Театрализованное представление «Как мы любим природу»

    Ноябрь 2017 г.

    Фандеева Я.Д., организатор школы

    Учащиеся

    7-9 кл.

    24.

    Экологический диалог «Колокола тревоги»

    Декабрь 2017 г.

    Районная библиотека

    Учащиеся

    7-8 кл.

    Алгоритм подготовки и проведения акций

    1. Выявление проблемы и определение цели учащимися
    2. Сбор и анализ информации:

    Для сбора информации рекомендуется:

    • Посетить интересующие объекты;
    • Разработать специальные анкеты и провести опрос по проблеме;
    • Отправить письма в те организации, с которыми придется контактировать при проведении акции;
    • Выявить в библиотеках (интернете) необходимую литературу;
    • Провести анализ всего собранного материала.
    1. Формирование возможных вариантов решения:
    • Разработать несколько вариантов решения проблемы.
    1. Определение критериев эффективности:
    • Отобрать существующие или разработать новые (в случае необходимости) критериии эффективности каждого варианта решения проблемы.
    1. Оценка альтернативных вариантов решения:
    • Дать оценку альтернативных вариантов решения по выбранным критериям.
    1. Выбор оптимального варианта решения и источников его финансирования:
    • Выбрать тот вариант, который позволит наиболее успешно решить проблему;
    • Определить пути и источники финансирования акции.
    1. Организационная деятельность:
    • Установить сроки прохождения отдельных этапов;
    • Определить ответственных исполнителей и участников;
    • Определить формы отчетности по итогам деятельности;
    • Написать заявку в органы местного самоуправления на получение разрешения акции (в случае необходимости);
    • Написать объявление для участников акции;
    • Подготовить необходимое оборудование и инвентарь;
    • Пригласить представителей СМИ (по возможности).
    1. Реализация (внедрение) акции:
    • Выезд на место проведения акции, «развертывание» оформления, начало распространения специальной литературы, листовок, включение «зазывающего» или сопровождающего музыкального и звукового сопровождения;
    • Осуществление непосредственного действия по реализации акции, анализ последствий.
    1. Аналитический этап:
    • Составление итогового отчета о проведении экологической акции с подробным анализом положительных и отрицательных сторон;
    • Составление финансового отчета;
    • Подготовка статьи в печатные СМИ, школьные газеты и т. п.

    Этап 3. Заключительный

    Смета расходов по проекту

    № п/п

    Планируемые расходы по мероприятиям

    Расчеты и обоснования

    Сумма

    в руб.

    1.

    Акция «Чистый лес»

    1) Мешки под мусор пластиковые

    10 шт.*15,0 = 150,0;

    2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора

    1 ч. = 3000,0;

    3) Перчатки

    10 шт. * 20,0 = 200,0

    3350,0

    2.

    Всероссийский детский экологический форум «Живи, Земля!»

    1)Изготовление электронного логотипа «ЭкоГрИн» = 1500,0;

    2)Покупка футболок и нанесение  на них эмблемы

    5 шт.*850,0 = 4250

    5750,0

    3.

    Внеурочное мероприятие «Экологические знаки»

    Грамоты

    3 шт. *10,0 = 30,0

    30,0

    4.

     Конкурс «Птицам – жизнь!», приуроченный к областному конкурсу «Сохрани птицам жизнь!»

    1. Грамоты18 шт. *10,0 = 180,0;
    2. Шоколадки                  3шт. *25,0 = 75,0;
    3. Конфеты15 шт. *10,0 = 150,0

    405,0

    5.

    Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

    Финансирование не требуется

    -

    6.

    Форум «Дети и экология ХХI века»

    Финансирование не требуется

    -

    7.

    Акция «Заповедный урок»

    Финансирование не требуется

    -

    8.

    Посвящение в Экогриновцы

    Бумага «Снегурочка»

    1 шт. *380,0 = 380,0

    380,0

    9.

    Конкурс экологического плаката «Под небом единым»

    Грамота

    3 шт. *10,0 = 30,0

    30,0

    10.

    Экологический КВН

    1. Грамота                             3 шт. *10,0 = 30,0;
    2. Кубок1 шт. *420,0 = 420,0

    450,0

    11.

    Создание фотогалерии на экологическую тематику

    Финансирование не требуется

    -

    12.

    Конкурс «Мода за экологию!»

    Дипломы

    3 шт. *25,0 = 75,0

    75,0

    13.

    Акция «Марш парков – 2017», уборка от мусора сквера, к празднованию 9 мая.

    1. Мешки под мусор пластиковые      15шт.*15,0 = 225,0;
    2. Перчатки10 шт. * 20,0 = 200,0

    425,0

    14.

    Выпуск листовок (памяток)  на тему охраны окружающей среды

    1. Бумага «Снегурочка»1 шт. *380,0 = 380,0;
    2. Заправка цветного картриджа = 700,0

    1080,0

    15.

    Экологическая акция «Чистый берег Охотского моря»

    1) Мешки под мусор пластиковые

    1. шт.*15,0 = 375,0;

    2)Аренда автомобиля Камаз для вывоза мусора   1 ч. = 3000,0;

    3) Перчатки

    10 шт. * 20,0 = 200,0

    3575,0

    16.

    Акция «Экология – Безопасность – Жизнь»

    Бумага «Снегурочка»

    1 шт. *380,0 = 380,0;

    380,0

    17.

    Акция «День действий против рыбной ловли»

    Финансирование не требуется

    -

    18.

    Проект «Восстановление популяции кедрового стланика вблизи п.Ола»

    1. Доска 4 м.                          3 шт.*300,0 = 900,0;
    2. Гвозди

    0,5 кг * 130,0 = 65,0

    965,0

    19.

    Конкурс «Чистому населенному пункту – зеленый наряд»

    Финансирование не требуется

    -

    20.

    Организация выставки продукции, изготовленной на основе вторичных ресурсов

    1. Грамота10 шт. *10,0 = 100,0;
    2. Дипломы

    3 шт. *25,0 = 75,0

    175,0

    21.

    Конкурс деткого творчества «Зеркало природы»

    Дипломы

    3 шт. *25,0 = 75,0

    75,0

    22.

    Экологическое лото «В мире флоры и фауны Магаданской области»

    1. Дипломы3 шт. *25,0 = 75,0;
    2. Цветная бумага

    1шт. * 65,0 = 65,0

    65,0

    23.

    Театрализованное представление «Как мы любим природу»

    Финансирование не требуется

    -

    24.

    Экологический диалог «Колокола тревоги»

    Финансирование не требуется

    -

    Итого:

    Из них спонсорские деньги:

    17210,0

    12275,0

    Ожидаемые результаты проекта:

    • Повышение уровня знаний по экологии у школьников;
    • Создание на пришкольной территории экологически благоприятной среды;
    • Улучшение экологической обстановки в поселке Ола и прилегающей территории при непосредственном участии отряда «ЭкоГрИн»,привлечение общественности к работе по сохранению окружающей среды;
    • Разработка дидактического комплекса (конспектов непосредственно образовательной деятельности, проектов, акций, рекомендаций, игр, театрализованных представлений и др.).

    Партнерские отношения

    Реализация социально-образовательного проекта осуществляется в тесном взаимодействии с Администрацией Ольского городского округа, партией «Единая Россия»,  Государственным природным заповедником «Магаданский», Магаданским региональным отделением общественной организации «Российский союз молодежи», Северо-Восточным государственным университетом, Ольским лесничеством, Ольской центральной библиотекой имени  И.А. Варрена.

    Оценка эффективности реализации проекта

    Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность проекта, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий.

    Критериями оценивания эффективности реализации проекта могут быть следующие показатели:

    - активное участие учащихся в организации и проведении мероприятий;

    - информирование общественности о работе экологического отряда «ЭкоГрИн»;

    - динамика количества конкурсов, акций и количества участников в них;

    - результаты научно-исследовательской деятельности.

    Работая над проектом, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологической направленности решает конкретные задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, организацию позитивной деятельности школьников по охране окружающей среды.

    Оценка рисков проекта.Учитывая вышеизложенные цели, задачи, план реализации и смету расходов риски проекта могут заключаться в следующем:

    - Недостаточноематериально-техническое, финансовое обеспечение для покупки необходимых составляющих с целью проведения каких-либо мероприятий, акций (перчаток, мешков для мусора, аренда автотранспорта,  изготовление печатной продукции);

    - Отсутствие информации о местах проведения экологических мероприятий, их правовой принадлежности;

    - Риски заболеваний и травм учащихся при реализации проектов, акций.

    Минимизация рисков:

    1. Привлечение большего количества спонсоров;
    2. Консультирование со специалистами;
    3. Обязательный инструктаж по ТБ,  наличие медицинской аптечки, при масштабных акциях(по возможности) присутствиемедицинского работника.

    Список  используемой литературы:

    1. Программа экологического воспитания и образования «Мы – дети Земли». – МБОУ СОШ № 36 г. Пензы. – 2012.
    2. Программа экологического проекта 2Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». – МБДОУ детский сад № 12 «Белочка».
    3. Проект «Экология глазами молодежи» / М.Н. Песенко, Е.С. Кравченко и др. – п. Комсомольский, 2009.
    4. Социальный проект «Юные защитники природы Воронежской области» / П.С. Халимова. – МБОУЛ «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П.Киселева», 2013.
    5. Электронная статья. Практическая природоохранная деятельность школьников.
    6. Электронная статья Ялаш Я. О защите окружающей среды.
    7. Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников / Л.С. Глушкова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Калининград, 1999. –232 с.