Рабочая программа биология 6 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 

Класс: 6

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

                                         1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.      Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.       Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

4.      Письмо  МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.

5.      Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)

      6 .Программа  по  биологии для 6  классов (авторы: :  И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

7. Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.

     9. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса   

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

  1. Программа  по биологии для 6 классов. И.Н.Пономарева

 2.Учебник авторы:И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

Рабочая тетрадь для 6 класса авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

  Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

   Данная рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО.

    Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии в 6 классе  имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

  Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

    Курс биологии 6 класса  нацелен на формирование у учащихся представлений о царстве растений, посвящен их изучению и продолжает развивать общую концепцию: системно структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой природы.

  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 12 лабораторных работ, практические работы и 1 экскурсия, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ,  экскурсий, защиты проектов.

 Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

   Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих).

  Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации,  создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования).

  Основной формой обучения  предполагается использование следующих методов: (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через  различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

 Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

  Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.        

Настоящая программа разработана на  35 часов (1час в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2. Содержание учебного предмета, курса

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

 

 

 

Уроки

Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д.

Контрольные работы/зачеты

1.

Наука о растениях – ботаника.

4

4

2

 

2.

Органы растений.

9

9

8

1

3

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

7

1

 

4

Основные отделы цветковых растений

10

10

1

1

5

Историческое развитие

и многообразие растительного мира

3

3

 

 

6

Природные сообщества.

2

2

 

3

 

Итого:

35

 

12

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

п/п

Тема урока

 

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Наука о растениях - ботаника

1

Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника.

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснить роль растений в природе  и жизни человека

1 неделя

 

2.

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы лука»

 

1

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; Называть клеточные структуры Называть и описывать: процессы, происходящие в клетке

Давать определение терминам:

Обмен веществ, деление

2 неделя

 

3

Ткани растений Л/р«Особенности строения различных видов растительных тканей»

 

1

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань

3 неделя

 

4

Мир растений вокруг нас. Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

1

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Развивать умения наблюдать за сезонными изменениями в природе

Объяснять причины и значение листопада

 

4  неделя

 

5

Семя. Л/р

«Изучение строения семени фасоли»

 

1

Объяснять роль семян в природе.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Использовать информационные  ресурсы для  подготовки сообщения о роли  семян  в жизни  человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во  время выполнения лабораторной  работы

5  неделя

 

6

Корень. Л/р

«Внешнее и внутреннее строение корня»

 

 

 

 

1

Распознавать и описывать: виды корней; зоны корня.

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей  корня.

Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста, фиксировать их результаты во  время выполнения лабораторной  работы

6  неделя

 

7

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

 

 

1

Рассматривать и описывать на животных объектах строение: побега, почки. Доказывать, что почка-видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

7 неделя

 

8

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

 

 

 

 

 

1

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различать простые и сложные  листья.  Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функции листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

8 неделя

 

9

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

 

 

 

1

Описывать внешнее строение стебля, приводить  примеры различных типов стеблей. Называть функции стебля.  Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

9  неделя

 

10

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

 

 

 

1

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Доказывать, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

10  неделя

 

11

Цветок - генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

 

 

 

1

Распознавать и описывать по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений,  типы соцветий. Объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

11 неделя

 

12

Плод. Разнообразие и значение плодов

Л/р «Изучение плодов цветкового растения»

 

 

 

1

Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

12 неделя

 

13

Взаимосвязь органов растения как организма.

 

1

Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение-биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения.

13 неделя

 

14

Контрольная  работа

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

14 неделя

 

15

Корневое питание растений

Значение воды в жизни растений

 

 

1

Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп

15 неделя

 

16

Воздушное питание растений

 

1

Описывать  механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснить космическую роль зелёных растений.

 

16  неделя

 

17

Дыхание и обмен веществ растений

 

1

5

17 неделя

 

18

Размножение и оплодотворение у растений.

 

1

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.  Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критерия процессы фотосинтеза и дыхания.

18 неделя

 

19

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Л/р «Черенкование комнатных растений»

 

1

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать оплодотворение от опыления.

19 неделя

 

20

Рост и развитие растения

 

1

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.  Называть способы вегетативного размножения.  Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при  вегетативном размножении.

20 неделя

 

21

Обобщающий урок к Главе 3

1

Распознавать и описывать  по рисунку стадия развития  растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды

21 неделя

 

22

Систематика растений, её значение для ботаники

1

Называть признаки царства Растения

Распознавать отделы  растений

Различать и описывать низшие и высшие растения

22 неделя

 

23

Водоросли

 

 

 

 

 

1

Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать высшее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

23 неделя

 

24

Отдел Моховидные

Л/р «Изучение внешнего строения моховидных растений»

 

 

 

 

 

 

1

 

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: строение мхов, растения отдела Мохообразные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей

24 неделя

 

25

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

 

 

1

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: строение папоротников; растения отдела папоротникообразные

25 неделя

 

26

Отдел Голосеменные

 

 

 

1

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать процесс размножения сосны.   Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространённых представителей голосеменных

26 неделя

 

27

Отдел Покрытосеменные

 

 

 

 

1

Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветковых растений. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения

27 неделя

 

28

Семейства  класса Двудольные

1

Распознавать и описывать наиболее  распространенные в данной местности  растения семейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные

28 неделя

 

29

Семейства класса Однодольные

1

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки

29 неделя

 

30

Контрольная работа

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

30 неделя

 

31

Историческое развитие растительного мира

 

 

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

31 неделя

 

32

Разнообразие и происхождение культурных растений

 

 

1

Приводить примеры дикорастущих культурных растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений.

32 неделя

 

33

Дары Нового и Старого Света

1

 

33 неделя

 

34

Жизнь растений в природном сообществе. Многообразие природных сообществ

 

 

1

Называть основные т растения типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

34 неделя

 

35

Обобщающий урок «Прощай, БОТАНИКА!»

1

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ

35 неделя

 

 

 

 

 

 

                  4 .Планируемые предметные результаты учебного предмета:

              Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные  предметы" должны отражают:

 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

п/п

Тема урока

 

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Наука о растениях - ботаника.

1

Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника.Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснить роль растений в природе  и жизни человека

 

 

2.

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы»

1

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;  Называть клеточные структуры и их Называть и описывать: процессы, происходящие в клеткеДавать определение терминам:Обмен веществ, деление .

 

 

3

Ткани растений Л/р «Особенности строения различных видов растительных тканей»

1

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.  Давать определение термину ткань

 

 

4

Мир растений вокруг нас. Экскурсии  «Осенние явления в жизни растений»Инструктаж по Т/Б на экскурсии

1

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Развивать умения наблюдать за сезонными изменениями в природе .Объяснять . причины и значение листопада

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

 

 

Рассматривать и описывать на животных объектах строение: побега, почки. Доказывать, что почка-видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

 

 

 

 

 

 

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различать простые и сложные  листья.  Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функции листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

 

 

 

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

 

 

 

 

 

 

Описывать внешнее строение стебля, приводить  примеры различных типов стеблей. Называть функции стебля.  Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

 

 

 

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

 

 

 

 

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Доказывать, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

 

 

 

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

 

 

 

 

Распознавать и описывать по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений,  типы соцветий. Объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

 

 

 

Цветок- генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

 

 

 

 

Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

 

 

 

Плод. Разнообразие и значение плодов

Л/р«Изучение плодов цветкового растения»

 

 

 

 

Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение-биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения.

 

 

 

Взаимосвязь органов растения как организма.

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

 Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные предметы" должны отражать:  Биология:

 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_bioloiya.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс: 6

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

                                         1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
  4. Письмо  МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
  5. Примерная программа по биологии (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 г.)

      6 .Программа  по  биологии для 6  классов (авторы: :  И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, издательство «Вентана - Граф», 2015 г

7. Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов на 2015- 2020 уч. гг.

     9. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по  ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Программа  по биологии для 6 классов. И.Н.Пономарева

 2.Учебник авторы:И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

Рабочая тетрадь для 6 класса авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.

  Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

   Данная рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО.

    Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии в 6 классе  имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

  Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности.

    Курс биологии 6 класса  нацелен на формирование у учащихся представлений о царстве растений, посвящен их изучению и продолжает развивать общую концепцию: системно структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой природы.

  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 12 лабораторных работ, практические работы и 1 экскурсия, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ,  экскурсий, защиты проектов.

 Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

   Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих).

  Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации,  создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования).

  Основной формой обучения  предполагается использование следующих методов: (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через  различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

 Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.

  Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.        

Настоящая программа разработана на  35 часов (1час в неделю)

                               2. Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы организации учебной деятельности

Уроки

Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность ит.д.

Контрольные работы/зачеты

1.

Наука о растениях – ботаника.

4

4

2

2.

Органы растений.

9

9

8

1

3

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

7

1

4

Основные отделы цветковых растений

10

10

1

1

5

Историческое развитие

и многообразие растительного мира

3

3

6

Природные сообщества.

2

2

3

Итого:

35

12

3


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Наука о растениях - ботаника

1

Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника.

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснить роль растений в природе  и жизни человека

1 неделя

2.

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы лука»

1

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; Называть клеточные структуры Называть и описывать: процессы, происходящие в клетке

Давать определение терминам:

Обмен веществ, деление

2 неделя

3

Ткани растений Л/р«Особенности строения различных видов растительных тканей»

1

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань

3 неделя

4

Мир растений вокруг нас. Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

1

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Развивать умения наблюдать за сезонными изменениями в природе

Объяснять причины и значение листопада

4  неделя

5

Семя. Л/р

«Изучение строения семени фасоли»

1

Объяснять роль семян в природе.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Использовать информационные  ресурсы для  подготовки сообщения о роли  семян  в жизни  человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во  время выполнения лабораторной  работы

5  неделя

6

Корень. Л/р

«Внешнее и внутреннее строение корня»

1

Распознавать и описывать: виды корней; зоны корня.

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей  корня.

Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста, фиксировать их результаты во  время выполнения лабораторной  работы

6  неделя

7

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

1

Рассматривать и описывать на животных объектах строение: побега, почки. Доказывать, что почка-видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

7 неделя

8

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

1

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различать простые и сложные  листья.  Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функции листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

8 неделя

9

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

1

Описывать внешнее строение стебля, приводить  примеры различных типов стеблей. Называть функции стебля.  Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

9  неделя

10

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

1

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Доказывать, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

10  неделя

11

Цветок - генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

1

Распознавать и описывать по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений,  типы соцветий. Объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

11 неделя

12

Плод. Разнообразие и значение плодов

Л/р «Изучение плодов цветкового растения»

1

Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

12 неделя

13

Взаимосвязь органов растения как организма.

1

Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение-биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения.

13 неделя

14

Контрольная  работа

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

14 неделя

15

Корневое питание растений

Значение воды в жизни растений

1

Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп

15 неделя

16

Воздушное питание растений

1

Описывать  механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснить космическую роль зелёных растений.

16  неделя

17

Дыхание и обмен веществ растений

1

5

17 неделя

18

Размножение и оплодотворение у растений.

1

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.  Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критерия процессы фотосинтеза и дыхания.

18 неделя

19

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Л/р «Черенкование комнатных растений»

1

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличать оплодотворение от опыления.

19 неделя

20

Рост и развитие растения

1

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.  Называть способы вегетативного размножения.  Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при  вегетативном размножении.

20 неделя

21

Обобщающий урок к Главе 3

1

Распознавать и описывать  по рисунку стадия развития  растения и их последовательность. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды

21 неделя

22

Систематика растений, её значение для ботаники

1

Называть признаки царства Растения

Распознавать отделы  растений

Различать и описывать низшие и высшие растения

22 неделя

23

Водоросли

1

Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать высшее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

23 неделя

24

Отдел Моховидные

Л/р «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: строение мхов, растения отдела Мохообразные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей

24 неделя

25

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

1

Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: строение папоротников; растения отдела папоротникообразные

25 неделя

26

Отдел Голосеменные

1

Давать определение термину голосеменные растения.

Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать процесс размножения сосны.   Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространённых представителей голосеменных

26 неделя

27

Отдел Покрытосеменные

1

Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать строение цветковых растений. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения

27 неделя

28

Семейства  класса Двудольные

1

Распознавать и описывать наиболее  распространенные в данной местности  растения семейств класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные

28 неделя

29

Семейства класса Однодольные

1

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки

29 неделя

30

Контрольная работа

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

30 неделя

31

Историческое развитие растительного мира

1

Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос

31 неделя

32

Разнообразие и происхождение культурных растений

1

Приводить примеры дикорастущих культурных растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растения на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений.

32 неделя

33

Дары Нового и Старого Света

1

33 неделя

34

Жизнь растений в природном сообществе. Многообразие природных сообществ 

1

Называть основные т растения типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

34 неделя

35

Обобщающий урок «Прощай, БОТАНИКА!»

1

Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ

35 неделя


                  4 .Планируемые предметные результаты учебного предмета:

              Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные  предметы" должны отражают: 

 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

                                   

         




         

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1.

Наука о растениях - ботаника.

1

Приводить примеры значения ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника.Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснить роль растений в природе  и жизни человека

2.

Растительная клетка: химический состав и строение Жизнедеятельность клетки. Л/р «Клеточное строение кожицы»

1

Распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;  Называть клеточные структуры и их Называть и описывать: процессы, происходящие в клеткеДавать определение терминам:Обмен веществ, деление .

3

Ткани растений Л/р «Особенности строения различных видов растительных тканей»

1

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.  Давать определение термину ткань

4

Мир растений вокруг нас. Экскурсии  «Осенние явления в жизни растений»Инструктаж по Т/Б на экскурсии

1

Распознавать и описывать жизненные формы растений. Развивать умения наблюдать за сезонными изменениями в природе .Объяснять . причины и значение листопада

6

7

Побег и почки.

Л/р «Строение вегетативных и генеративных почек»

Рассматривать и описывать на животных объектах строение: побега, почки. Доказывать, что почка-видоизменённый побег. Отличать вегетативную почку от генеративной.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различать простые и сложные  листья.  Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Устанавливать взаимосвязь строения  и функции листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

Лист. Значение листа для растения

Л/р «Внешнее строение листа»

Описывать внешнее строение стебля, приводить  примеры различных типов стеблей. Называть функции стебля.  Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете биологии  с лабораторным оборудованием во время работы.

Стебель.

Л/р«Внешнее и внутренне строение стебля»

Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Доказывать, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

Видоизменения побегов

Л/р«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»

Распознавать и описывать по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений,  типы соцветий. Объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Цветок- генеративный орган. Строение и значение

Л/р «Типы соцветий»

Давать определение термину покрытосеменные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

Плод. Разнообразие и значение плодов

Л/р«Изучение плодов цветкового растения»

Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение-биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения.

Взаимосвязь органов растения как организма.

Контрольная  работа


4.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

 Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные предметы" должны отражать:  Биология:

 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.