Рабочая программа по биологии 10 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 

Класс: 10

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

     Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  биологии для 10 класса (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф», 2014 г.).

6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучени е по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по биологии для  10 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф, 2014 г)

- Учебник :И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.)

 Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

      Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Программа по биологии для учащихся  10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней.

Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

 

 

                                                                       3. Календарно - тематическое планирование

урока

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

           Дата проведения

План

Факт.

1.

Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»

1

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

1  неделя

 

2.

Основные свойства жизни

1

охарактеризовать свойства живой материи

 

 

2 неделя

 

3.

Структурные уровни организации жизни

1

охарактеризовать структурные уровни организации живого

3 неделя

 

4.

Значение биологических знаний

1

показать основные области применения биологических знаний

4 неделя

 

5.

Методы биологических  исследований

1

назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

5 неделя

 

6.

Живой мир и культура. Семинарское занятие

1

проверить  и оценить  усвоение полученных знаний

6  неделя

 

7.

Учение о биосфере.

 

1

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

7 неделя

 

8.

Происхождение вещества

1

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

8  неделя

 

9.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

раскрыть функции живых организмов в биосфере

9 неделя

 

10.

Биосфера как глобальная экосистема

1

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

10 неделя

 

11.

Круговорот веществ в природе

1

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

 

1 1 неделя

 

12.

Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

1

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

12 неделя

 

13.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

1

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

 

13 неделя

 

14.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

 

14 неделя

 

15.

Экологические факторы и их значение

1

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

 

 

15 неделя

 

16.

Биогеоцен1оз как особый уровень орг1анизации жизни

1

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

16  неделя

 

17.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

1

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

17 неделя

 

18.

Строение и свойства биогеоценоза

1

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

18 неделя

 

19.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

1

показать многообразие связей в биогеоценозе

19 неделя

 

20.

Причины устойчивости биогеоценозов

1

Устойчивость и динамика  экосистем. Саморегуляция в экосистеме

20 неделя

 

21.

Зарождение и смена биогеоценозов

1

раскрыть понятие сукцессий

21 неделя

 

22.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

1

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

22  неделя

 

23.

Экологические законы природопользования

1

Законы природопользования

23 неделя

 

24.

Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

1

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

24 неделя

 

25.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

1

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

25 неделя

 

26.

Популяция как основная единица эволюции

1

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

26 неделя

 

27.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

1

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

27  неделя

 

28.

Этапы происхождения человека

1

ознакомить с этапами эволюции человека

28 неделя

 

29.

Человек как уникальный вид живой природы

1

познакомить с положением человека в системе живых организмов

29 неделя

 

30

История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы.]

1

Познакомить с развитием эволюционных идей.

30неделя

 

31.

Современное учение об эволюции

1

определение синтетической теории эволюции органического мира

31 неделя

 

32

 Результаты эволюции и ее основные закономерности Основные направления эволюции.

1

раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

32  неделя

 

33

Итоговая контрольная работа

1

обобщать и делать выводы

33 неделя

 

34

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Всемирная стратегия охраны природных видов

1

характеризовать особенности популяционно-видового уровня жизни

Проблемы сохранения биологического разнообразия

34 неделя

 

35

Повторение

1

обобщать и делать выводы

35  неделя

 

 

 

4.Требования к уровню подготовки учащихся

                     Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

 · основные положения клеточной теории;

 · общие признаки живого организма;

· основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

· причины и результаты эволюции;

· законы наследственности;

· примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

 Учащиеся должны характеризовать (описывать):

 · строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

 · деление клетки;

· строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

 · обмен веществ и превращение энергии;

· роль ферментов и витаминов в организме;

 · особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

· иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

· размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

· особенности строения и функционирования вирусов;

· среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); · природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

 · искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

 Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

 · взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

 · родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

 · особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

· роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

· влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие

; · роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

 · необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

 Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

 · организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

· наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

 Учащиеся должны соблюдать правила:

 · приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

 · наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

 · проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

 · бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

 · здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

· выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

· излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы.

Учебник:

1). Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г.

2). Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г

Методические пособия для учителя:

1). Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.К./ Под.ред. проф. И.Н. Пономаревой/

М., "Вентана-Граф", 2012.

2). Пепеляева О. А. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2011.

Дополнительная литература для учителя:

1.     Общая методика обучения биологии в школе / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. ; под ред. Т.В. Ивановой. – М.: Дрофа, 2010. – 271 с. – (Российская академия образования – учителю).

2.     Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.

3.     Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: " 5 за знания", 2006. – 144 с. – ("Методическая библиотека").

4.     Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / авт-сост. И. С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201 с: ил.

5.     Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.сост. Н.В. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011. – 189 с.

6.     Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.

7.     Справочник учителя биологии : законы, правила, принципы, биографии учёных / авт.сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010 . – 167 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_programma_biologiya.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс: 10

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

     Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  биологии для 10 класса (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф», 2014 г.).

6 Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучени е по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по биологии для  10 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф, 2014 г)

- Учебник :И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.)

 Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

      Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года. 

Программа курса «Биология» для учащихся 10 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Программа по биологии для учащихся  10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней.

Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).


                                                                       3. Календарно - тематическое планирование

урока

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

           Дата проведения

План

Факт.

1.

Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»

1

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

1  неделя

2.

Основные свойства жизни

1

охарактеризовать свойства живой материи

2 неделя

3.

Структурные уровни организации жизни

1

охарактеризовать структурные уровни организации живого

3 неделя

4.

Значение биологических знаний

1

показать основные области применения биологических знаний

4 неделя

5.

Методы биологических  исследований

1

назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

5 неделя

6.

Живой мир и культура. Семинарское занятие

1

проверить  и оценить  усвоение полученных знаний

6  неделя

7.

Учение о биосфере.

1

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

7 неделя

8.

Происхождение вещества

1

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

8  неделя

9.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

раскрыть функции живых организмов в биосфере

9 неделя

10.

Биосфера как глобальная экосистема

1

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

10 неделя

11.

Круговорот веществ в природе

1

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

1 1 неделя

12.

Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

1

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

12 неделя

13.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

1

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

13 неделя

14.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

14 неделя

15.

Экологические факторы и их значение

1

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

15 неделя

16.

Биогеоцен1оз как особый уровень орг1анизации жизни

1

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

16  неделя

17.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

1

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

17 неделя

18.

Строение и свойства биогеоценоза

1

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

18 неделя

19.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

1

показать многообразие связей в биогеоценозе

19 неделя

20.

Причины устойчивости биогеоценозов

1

Устойчивость и динамика  экосистем. Саморегуляция в экосистеме

20 неделя

21.

Зарождение и смена биогеоценозов

1

раскрыть понятие сукцессий

21 неделя

22.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

1

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

22  неделя

23.

Экологические законы природопользования

1

Законы природопользования

23 неделя

24.

Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

1

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

24 неделя

25.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

1

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

25 неделя

26.

Популяция как основная единица эволюции

1

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

26 неделя

27.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

1

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

27  неделя

28.

Этапы происхождения человека

1

ознакомить с этапами эволюции человека

28 неделя

29.

Человек как уникальный вид живой природы

1

познакомить с положением человека в системе живых организмов

29 неделя

30

История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы.]

1

Познакомить с развитием эволюционных идей.

30неделя

31.

Современное учение об эволюции

1

определение синтетической теории эволюции органического мира

31 неделя

32

 Результаты эволюции и ее основные закономерности Основные направления эволюции.

1

раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

32  неделя

33

Итоговая контрольная работа

1

обобщать и делать выводы

33 неделя

34

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Всемирная стратегия охраны природных видов

1

характеризовать особенности популяционно-видового уровня жизни

Проблемы сохранения биологического разнообразия

34 неделя

35

Повторение

1

обобщать и делать выводы

35  неделя


4.Требования к уровню подготовки учащихся

                     Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  основные положения клеточной теории;

  общие признаки живого организма;

 основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

 причины и результаты эволюции;

 законы наследственности;

 примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

 Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  деление клетки;

 строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  обмен веществ и превращение энергии;

 роль ферментов и витаминов в организме;

  особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

 иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

 размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

 особенности строения и функционирования вирусов;

 среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);  природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

 Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

 роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие

;  роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

 Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

 наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

 Учащиеся должны соблюдать правила:

  приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

 выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

 излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.

4.Список литературы.

Учебник:

1). Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г.

2). Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2015 г

Методические пособия для учителя:

1). Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.К./ Под.ред. проф. И.Н. Пономаревой/

М., "Вентана-Граф", 2012.

2). Пепеляева О. А. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2011.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Общая методика обучения биологии в школе / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. ; под ред. Т.В. Ивановой. – М.: Дрофа, 2010. – 271 с. – (Российская академия образования – учителю).
  2. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.
  3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: " 5 за знания", 2006. – 144 с. – ("Методическая библиотека").
  4. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей / авт-сост. И. С. Белова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201 с: ил.
  5. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.сост. Н.В. Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель,2011. – 189 с.
  6. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.
  7. Справочник учителя биологии : законы, правила, принципы, биографии учёных / авт.сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010 . – 167 с.