Рабочая программа по биологии 8 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

 

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  биологии для 8 классов (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г).

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8..Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по биологии  для  8 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г   

- Учебник: авторы: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2015 г.)

   Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной  частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии на ступени среднего (основного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

 Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                           Задачи раздела  

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.                                                              

  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.

  Настоящая программа разработана на 70  часов  (2.часа в неделю).

 

2. Календарно - тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

Тема I. Общий обзор организма человека (5 часов)

1

Биологическая и соци­альная   природа   чело­века. Науки об организ­ме человека

1

Познакомиться с методами изучения организма человека, их значением для использования в собственной жизни; ролью биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

1 неделя

 

2

Структура тела. Место человека в живой природе

1

Познакомиться с особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

 Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

 

1 неделя

 

3

Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность.

Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

 

1

 Познакомиться с органоидами клетки

-процессами жизнедеятельности клетки

-ролью ферментов в процессе обмена веществ;

-сущностью процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки

Сравнивать клетки растений, животных и человека.

 

2 неделя

 

4

Ткани.

Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

 

1

 Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

2 неделя

 

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма.  Нервная и гуморальная регуляция.

1

Познакомиться спонятиями: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

 

3 неделя

 

Тема 2.  Опорно-двигательная система.  (10 часов)

 

6

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Л/р №3 «Строение костной ткани»

Л/р №4 «Состав костей»

 

1

 Познакомиться с понятиями:

-особенности строения скелета человека;

-функции ОДС

 Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей

-между строением и функциями скелета.

 

3  неделя

 

7

Скелет головы и туловища.

1

Обосновать понятия: особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

 

4  неделя

 

8

Скелет конечностей

1

Обосновать  особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

 Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

 

4 неделя

 

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

 Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.

-оказания первой помощи при травмах.

 

5  неделя

 

10

Обобщение по теме: Скелет

1

Делать выводы и обобщать материал

5  неделя

 

11

Мышцы.

1

Знать: Типы мышц, их строение и значение.

 Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

 

6  неделя

 

12

Работа мышц.

 

 

Знать: принцип работы мышц.

 Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц

 

6 неделя

 

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки.

 Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

 

7  неделя

 

14

Развитие опорно-двигательной системы

                    

 

1

Знать: основы здорового образа жизни. 

 Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС.

Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

 

7 неделя

 

15

Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система»

1

Обобщать и систематизировать знания

8 неделя

 

                                                                                                                        Тема 3. Кровь и кровообращение.  (9 часов)

 

16

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки

 

1

Обосновать понятия : признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма

-составляющие крови (форменные элементы)

-составляющие плазмы.

-сущность биологического процесса свертывания крови.

 Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

 

8  неделя

 

17

Иммунитет.

 

1

Познакомиться с  понятиями  иммунитет, виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

 Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

 

9  неделя

 

18

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Знать: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья.

 Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

 

9   неделя

 

19

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Характеризовать  особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения

-органы кровеносной системы

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ

-сущность кругов кровообращ

 

10  неделя

 

20

Движение лимфы.

1

Знать: - особенности строения органов лимфатической системы

- сущность биологического процесса- транспорта веществ.

- сущность биологического процесса – лимфообращения.Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

 

10  неделя

 

21

Движение крови по сосудам.

1

Устанавливать сущность биологического процессов:

-движение крови по сосудам

-регуляция жизнедеятельности организма

-автоматизма сердечной мышцы;

Роль гормонов в организме.

 

11 неделя

 

22

Регуляция  работы сердца и кровеносных сосудов

1

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

11  неделя

 

23

Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

 Использовать приобретенные знания для

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-профилактика вредных привычек

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов

 

12  неделя

 

24

Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение

1

Обобщать и систематизировать знания

12  неделя

 

Тема 4.  Дыхательная система (5 часов)

25

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

 

1

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы

Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхани

 

13 неделя

 

26

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса

 

1

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

 

13  неделя

 

27

Регуляция дыхания

1

Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

 

14 неделя

 

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

 

14 неделя

 

29

Урок-зачет по теме «Дыхательная система»

1

 

15 неделя

 

Тема 5  Пищеварительная система   (7 часов)

 

30

Значение и состав пищи

1

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

 

15  неделя

 

31

Органы пищеварения.

1

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

 

16  неделя

 

32

Зубы.

1

Распознавать и описыватьформы и функции различных зубов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

 

16  неделя

 

33

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

 

17  неделя

 

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Давать определение понятиям: фермент

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

 

17   неделя

 

35

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

 

18  неделя

 

36

Заболевания органов пищеварения.

1

 

18  неделя

 

                                                                                               Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.   (4 ч.)

 

37

Обменные процессы в организме.

1

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

 

19   неделя

 

38

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов

1

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена вещест

 

19  неделя

 

39

Витамины.

1

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся.

Характеризовать роль витаминов в организме.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

 

20  неделя

 

40

Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ»

1

 

20  неделя

 

Тема 7  Мочевыделительная система (2 часа)

41

Строение и работа почек

1

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

 

21  неделя

 

42

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек

21  неделя

 

                                                                                                                Тема 8. Кожа (2 часа)

43

Кожа. Строение и значение кожи

1

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

 

22  неделя

 

44

Роль кожи в терморегуляции.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

 

1

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

 

22   неделя

 

Тема 9 Эндокринная система (3 часа)

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Обосновать  понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Различать железы внутренней и внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска  на здоровье.

 

23 неделя

 

46

Нейрогормональная регуляция.

1

Обосновать понятия: Гипоталамо-гипофизарная система. Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная регуляция, самостоятельно делать выводы

23 неделя

 

47

Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система

1

Обобщать и делать выводы

24 неделя

 

Тема 10 Нервная система (4  часа)

48

Значение, строение и функционирование нервной системы

1

Познакомиться с понятием рефлекса, особенностями строения нервной системы, принципом деятельности нервной системы, функциями нервной системы

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

 

24 неделя

 

49

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

 

1

Познакомиться с  отделами нервной системы, их функциями; подотделами вегетативной нервной системы, их функциями.

 Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме

 

25 неделя

 

50

Спинной мозг.

 

1

Обосновать особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

 

25 неделя

 

51

Головной мозг: строение и функции.

1

Называть  особенности строения и отделы головного мозга а так же функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

 

26 неделя

 

Тема 11 Органы чувств Анализаторы (5 часов)

52

Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализато

1

Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека;

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

 

26  неделя

 

53

Заболевания и повреждения глаз.

1

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек

 

27  неделя

 

54

Орган слуха и равновесия.

 

1

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

 

27  неделя

 

55

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

 

28  неделя

 

56

Урок-зачёт по темам «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы»

1

 

28 неделя

 

Тема 12 Поведение и психика. (5 ч.)

 

57

Врожденные и приобретенные формы поведения

1

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы

Называть принцип работы нервной системы

Характеризовать 

-особенности работы головного мозга.

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма

 

29  неделя

 

58

Закономерности работы головного мозга.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

 

1

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы

Называть принцип работы нервной системы

Характеризовать 

-особенности работы головного мозга.

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма

-значение сна

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений  за состоянием собственного организма.

 

29  неделя

 

59

Особенности ВНД. Познавательные процессы.

1

Называть особенности ВНД

Характеризовать особенности ВНД и поведения  человека(речь, память, мышление), их значение.

 Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

 

30 неделя

 

60

Воля и эмоции. Внимание

1

Называть особенности ВНД

Характеризовать особенности ВНД и поведения  человека(речь, память, мышление), их значение

знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

 

30 неделя

 

61

Работоспособность. Режим дня.

1

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

31 неделя

 

Тема 13 Индивидуальное развитие человека (4 ч.)

 

62

Половая система человека

1

Называть особенности строения половой системы.

Объяснять причины наследственности

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

31  неделя

 

63

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.

 

32 неделя

 

64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

 

1

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

 

32  неделя

 

65

О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность.

1

Называть психологические особенности личностиИспользовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

33 неделя

 

Тема 14 Повторене и обобщение знаний (5 часов)

66

Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»

1

Повторить и обощить материал

33  неделя

 

67

Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»

 

1

Повторить и обощить материал

34 неделя

 

68

Повторение

1

Повторить и обощить материал

34  неделя

 

69

Итоговая контрольная работа

1

Повторить и обощить материал

35 неделя

 

70

Задания на лето

1

 

35 неделя

 

       

 

 

                          3.Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

·        признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

·        сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

·        особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

·        объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

·        изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

·        распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

·        сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·        определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

·        анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

·        проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·        оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

·        рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·        проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы.

1.Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2015 год.

2.«Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2015

3.Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2015;

4.Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2015. - 72с.;

5.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

6.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2015

Дополнительная литература для учащихся:

1Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 -11

классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

2.Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_biologiya.docx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  биологии для 8 классов (авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г).

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8..Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по биологии  для  8 классов. Авторы: И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф», 2014 г    

- Учебник: авторы: Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2015 г.)

   Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной  частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии на ступени среднего (основного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках- уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

 Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                           Задачи раздела  

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников
  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.                                                              

  • развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.

  Настоящая программа разработана на 70  часов  (2.часа в неделю).


2. Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

Тема I. Общий обзор организма человека (5 часов)

1

Биологическая и социальная   природа   человека. Науки об организме человека

1

Познакомиться с методами изучения организма человека, их значением для использования в собственной жизни; ролью биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

 Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

1 неделя

2

Структура тела. Место человека в живой природе

1

Познакомиться с особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

 Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

1 неделя

3

Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность.

Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

1

 Познакомиться с органоидами клетки

-процессами жизнедеятельности клетки

-ролью ферментов в процессе обмена веществ;

-сущностью процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки

Сравнивать клетки растений, животных и человека.

2 неделя

4

Ткани.

Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

 Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2 неделя

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма.  Нервная и гуморальная регуляция.

1

Познакомиться спонятиями: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

3 неделя

Тема 2.  Опорно-двигательная система.  (10 часов)

6

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Л/р №3 «Строение костной ткани» 

Л/р №4 «Состав костей»

1

 Познакомиться с понятиями:

-особенности строения скелета человека;

-функции ОДС

 Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей

-между строением и функциями скелета.

3  неделя

7

Скелет головы и туловища.

1

Обосновать понятия: особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

4  неделя

8

Скелет конечностей

1

Обосновать  особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

 Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

4 неделя

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

 Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.

-оказания первой помощи при травмах.

5  неделя

10

Обобщение по теме: Скелет

1

Делать выводы и обобщать материал

5  неделя

11

Мышцы.

1

Знать: Типы мышц, их строение и значение.

 Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

6  неделя

12

Работа мышц.

Знать: принцип работы мышц.

 Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц

6 неделя

13

Нарушение осанки и плоскостопие.

1

Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки.

 Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

7  неделя

14

Развитие опорно-двигательной системы

                    

1

Знать: основы здорового образа жизни. 

 Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС.

Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

7 неделя

15

Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная система»

1

Обобщать и систематизировать знания

8 неделя

                                                                                                                        Тема 3. Кровь и кровообращение.  (9 часов)

16

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки

1

Обосновать понятия : признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма

-составляющие крови (форменные элементы)

-составляющие плазмы.

-сущность биологического процесса свертывания крови.

 Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

8  неделя

17

Иммунитет.

1

Познакомиться с  понятиями  иммунитет, виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

 Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

9  неделя

18

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Знать: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья.

 Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

9   неделя

19

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Характеризовать  особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения

-органы кровеносной системы

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ

-сущность кругов кровообращ

10  неделя

20

Движение лимфы.

1

Знать: - особенности строения органов лимфатической системы

- сущность биологического процесса- транспорта веществ.

- сущность биологического процесса – лимфообращения.Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

10  неделя

21

Движение крови по сосудам.

1

Устанавливать сущность биологического процессов:

-движение крови по сосудам

-регуляция жизнедеятельности организма

-автоматизма сердечной мышцы;

Роль гормонов в организме.

11 неделя

22

Регуляция  работы сердца и кровеносных сосудов

1

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

11  неделя

23

Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

 Использовать приобретенные знания для

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-профилактика вредных привычек

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов

12  неделя

24

Урок-зачет по теме ««Кровь и кровообращение

1

Обобщать и систематизировать знания

12  неделя

Тема 4.  Дыхательная система (5 часов)

25

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы

Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхани

13 неделя

26

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса

1

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

13  неделя

27

Регуляция дыхания

1

Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

14 неделя

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

14 неделя

29

Урок-зачет по теме «Дыхательная система»

1

15 неделя

Тема 5  Пищеварительная система   (7 часов)

30

Значение и состав пищи

1

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

15  неделя

31

Органы пищеварения.

1

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

16  неделя

32

Зубы.

1

Распознавать и описыватьформы и функции различных зубов.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

16  неделя

33

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

17  неделя

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Давать определение понятиям: фермент

Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы

Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

17   неделя

35

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

18  неделя

36

Заболевания органов пищеварения.

1

18  неделя

                                                                                               Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.   (4 ч.)

37

Обменные процессы в организме.

1

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

19   неделя

38

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов

1

Давать определение понятиям:

пластический и энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена вещест

19  неделя

39

Витамины.

1

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся.

Характеризовать роль витаминов в организме.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

20  неделя

40

Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ»

1

20  неделя

Тема 7  Мочевыделительная система (2 часа)

41

Строение и работа почек

1

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

21  неделя

42

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек

21  неделя

                                                                                                                Тема 8. Кожа (2 часа)

43

Кожа. Строение и значение кожи

1

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

22  неделя

44

Роль кожи в терморегуляции.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах

1

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

22   неделя

Тема 9 Эндокринная система (3 часа)

45

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Обосновать  понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Различать железы внутренней и внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска  на здоровье.

23 неделя

46

Нейрогормональная регуляция.

1

Обосновать понятия: Гипоталамо-гипофизарная система. Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная регуляция, самостоятельно делать выводы

23 неделя

47

Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система

1

Обобщать и делать выводы

24 неделя

Тема 10 Нервная система (4  часа)

48

Значение, строение и функционирование нервной системы

1

Познакомиться с понятием рефлекса, особенностями строения нервной системы, принципом деятельности нервной системы, функциями нервной системы

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

24 неделя

49

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

1

Познакомиться с  отделами нервной системы, их функциями; подотделами вегетативной нервной системы, их функциями.

 Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме

25 неделя

50

Спинной мозг.

1

Обосновать особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

25 неделя

51

Головной мозг: строение и функции.

1

Называть  особенности строения и отделы головного мозга а так же функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

26 неделя

Тема 11 Органы чувств Анализаторы (5 часов)

52

Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализато

1

Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека;

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

26  неделя

53

Заболевания и повреждения глаз.

1

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек

27  неделя

54

Орган слуха и равновесия.

1

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

27  неделя

55

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

28  неделя

56

Урок-зачёт по темам «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы»

1

28 неделя

Тема 12 Поведение и психика. (5 ч.)

57

Врожденные и приобретенные формы поведения

1

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы

Называть принцип работы нервной системы

Характеризовать 

-особенности работы головного мозга.

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма

29  неделя

58

Закономерности работы головного мозга.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы

Называть принцип работы нервной системы

Характеризовать 

-особенности работы головного мозга.

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма

-значение сна

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений  за состоянием собственного организма.

29  неделя

59

Особенности ВНД. Познавательные процессы.

1

Называть особенности ВНД

Характеризовать особенности ВНД и поведения  человека(речь, память, мышление), их значение.

 Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

30 неделя

60

Воля и эмоции. Внимание

1

Называть особенности ВНД

Характеризовать особенности ВНД и поведения  человека(речь, память, мышление), их значение

знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

30 неделя

61

Работоспособность. Режим дня.

1

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

31 неделя

Тема 13 Индивидуальное развитие человека (4 ч.)

62

Половая система человека

1

Называть особенности строения половой системы.

Объяснять причины наследственности

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

31  неделя

63

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.

32 неделя

64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

32  неделя

65

О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность.

1

Называть психологические особенности личностиИспользовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

33 неделя

Тема 14 Повторене и обобщение знаний (5 часов)

66

Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»

1

Повторить и обощить материал

33  неделя

67

Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека»

1

Повторить и обощить материал

34 неделя

68

Повторение

1

Повторить и обощить материал

34  неделя

69

Итоговая контрольная работа

1

Повторить и обощить материал

35 неделя

70

Задания на лето

1

35 неделя


                          3.Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

4. Список литературы.

1.Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф», 2015 год.

2.«Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2015

3.Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2015;

4.Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2015. - 72с.;

5.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

6.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2015

Дополнительная литература для учащихся:

1Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 -11

классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

2.Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/)  «Единая  коллекция  Цифровых  Образовательных

Ресурсов»

http://www.fcior.edu.ru/

www.bio.1september.ru – газета «Биология»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. - Подборка интернет-материалов

для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.