Рабочая программа по биологии 9 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 

Класс: 9

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

 5.Программа  по  биологии для  9 классов  (авторы: И.Н.Пономарева, Вентана - граф, 2015

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по биологии для 9 классов. Авторы: - И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф» , 2015 г)

 Учебник: авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г)

В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены  лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

    Цель и задачи изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»:

изучение курса «Основы общей биологии»  направлено на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема  «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Настоящая программа разработана на  70 часов (2 часа в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

 

план

факт

 

Тема 1. Введение  (4 часа)

 

1.

Введение

1

Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Самостоятельно проводить научное исследование

 

1 нед

 

 

2.

Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов

1

Познакомиться с биологическими науками

1 нед

 

 

3

Общие свойства живых организмов.

1

Познакомиться с понятиями:

Свойства живого Уметь выделять:  Особенности развития живых организмов

 

2 нед

 

 

4

Многообразие форм живых организмов

1

Познакомиться с понятиями:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

 

2 нед

 

 

Тема 2  Основы цитологии.   Клетка-единица живого.(10 часов

 

5

Цитология- наука  изучающая клетку. Многообразие клеток.Демонстрация  моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животны

1

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

 

3 нед

 

 

6

Химический состав клетки. Неорганические вещества 

1

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

 

3 нед

 

 

7

Химический состав клетки

1

Характеризовать биологич. значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.

 

4 нед

 

 

8

Белки и нуклеиновые кислоты. 

1

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

 

4 нед

 

 

9

Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических  (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»

1

Различать по  рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Называть функции  основных органоидов клетки.

 

5 нед

 

 

10

Обмен веществ - основа существования клетки

1

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

 

5 нед

 

 

11

Биосинтез

1

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

 

6  нед

 

 

12

Биосинтез  углеводов – фотосинтез

1

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

 

6 нед

 

 

13

Обеспечение  клеток энергией.

 

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

 

7 нед

 

 

14

Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест.

 

1

 

7 нед

 

 

Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)  организмов (5 часов)

 

15

Типы размножения.

1

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения

 

8 нед

 

 

16

Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся  клеток»

1

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоз

 

8 нед

 

 

17

Мейоз. Образование половых леток

1

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

 

9 нед

 

 

18

Индивидуальное развитие организмов- онтогенез.

1

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек

 

9 нед

 

 

111           19

Итоговая работа  по теме: «Размножение и развитие  организмов»

1

 

10 нед

 

 

Тема 4 «Основы учения о нследственности и изменчивости» (10 часов)

 

20

Из истории развития генетики.

1

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

 

10 нед

 

 

21

Основные понятия генетики

1

 

11 нед

 

 

22

Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и 2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач »

 

1

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

 

11 нед

 

 

23

Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя.

1

Решать задачи на дигибридное скрещивание

12 нед

 

 

24

Сцепленное наследование  генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление  генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих  в неодинаковых условиях»

1

Решать задачи на сцепленное наследование.

12 нед

 

 

25

Взаимодействие  генов и их множественное действие

1

Привести примеры на взаимодействие генов

13 нед

 

 

26

Определение  пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Научиться решеать задачи на сцепленное с полом наследование

13 нед

 

 

27

Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости»

1

Приводить примеры изменчивости организмов

14 нед

 

 

28

Наследственные болезни сцепленные  с полом.

1

Анализировать наследственные болезни, сцепленные  с полом

14 нед

 

 

29

Итоговая работа по теме: « Основы генетики»

1

 

15 нед

 

 

Тема 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.(4 часа)

 

 

 

12 нед

 

30

Генетические основы селекции.

1

Давать понятия терминам: селекция, познакомиться с генетическими основами селекции.

15 нед

 

 

31

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

1

 Давать характеристику  особенностям селекции растений, центрам происхождения культурных растений.

16 нед

 

 

32

Особенности селекции животных.

1

Давать характеристику  особенностям селекции животных.

16 нед

 

 

33

Основные направления селекции микроорганизмов

1

Давать характеристику  основным направлениям селекции микроорганизмов

17 нед

 

 

Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов)

 

1

 

12 нед

 

34

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

Анализировать этапы возникновения жизни на земле.

17 нед

 

 

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

Познакомиться с основными направлениями возникновения жизни на земле

18 нед

 

 

36

Значение  фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

Выяснить роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

18 нед

 

 

37

Этапы развития жизни на Земле

1

Познакомиться с этапами развития жизни на земле.

19 нед

 

 

38

Этапы развития жизни на Земле

 

Познакомиться с этапами развития жизни на земле

19 нед

 

 

Тема 7 Учение об эволюции  (9 часов)

 

 

 

12 нед

 

39

Идея развития органического мира в биологии

1

Объяснять причины развития органического мира

20 нед

 

 

40

Основные положения  теории Ч. Дарвина об эволюции.

1

Давать сравнительный анализ основных положений Дарвина об эволюции

20 нед

 

 

41

Современные представления  об эволюции.

1

Объяснять современные представления  об эволюции.

21 нед

 

 

42

Вид , его критерии

1

Описывать критерии вида

21 нед

 

 

43

Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Познакомиться примерами приспособленности организмов к среде обитания

22 нед

 

 

44

Макроэволюция – результат  микроэволюции.

1

Дать определение понятию макроэволюция

22 нед

 

 

45

Основные направления эволюции.

1

Познакомиться с основными направлениями эволюции : ароморфозом, идиоадаптацией, дегенарацией.

23 нед

 

 

46

Основные закономерности  биологической эволюции.

1

Познакомиться с основными закономерностями биологгической  эволюции :

23 нед

 

 

47

Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции»

1

 

24 нед

 

 

Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)

 

1

 

12 нед

 

48

Эволюция приматов

1

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

 

24 нед

 

 

49

Доказательства эволюционного происхождения Человека

1

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими

25 нед

 

 

50

Этапы эволюции Человека

1

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

 

25  нед

 

 

51

Первые и современные люди.

1

Описывать признаки первых и современных людей.

26 нед

 

 

 

 

52

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Характеризовать человеческие расы, их родство и происхождение

26 нед

 

 

 

 

53

Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Давать характеристику человеку как жителю планеты

27 нед

 

 

 

                                                                                                                              Тема 9  Основы экологии (11 часов)

 

1

 

54

Условия жизни на Земле.

1

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию эко

 

27 нед

 

 

55

Общие закономерности действия факторов среды на организмы.

1

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

28 нед

 

 

 

56

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

1

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

28 нед

 

 

 

57

Биотические связи в природе.

1

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

 

29 нед

 

 

 

58

Функционирование популяций.

1

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

 

29 нед

 

 

 

59

Динамика численности  популяций.

1

Объяснять динамику численности популяций.

30 нед

 

 

 

60

Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

 

30 нед

 

 

 

61

Развитие и смена  биогеоценозов.

1

Познакомиться с развитием и сменой биогеоценозов

31 нед

 

 

 

62

Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества  рабочего мест»

1

Давать характеристику законам устойчивости живой природы.

31 нед

 

 

 

63

Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование

1

Познакомиться с рациональным использованием природы и ее охраной

32 нед

 

 

 

64

Итоговая работа за курс 9 класса.

1

Использовать информационные ресурсы

32 нед

 

 

 

                                                                                                                         Тема 10 Повторение (6 часов)

 

 

 

12 нед

65

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

33 нед

 

 

 

66

Повторение

1

Работать с дополнительной литературой

33 нед

 

 

 

67

Повторение

1

Обобщить и систематизировать знания

34 нед

 

 

 

68

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

34 нед

 

 

 

69

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

35 нед

 

 

 

70

Повторение

1

Обобщить и систематизировать знания

35 нед

 

 

 

                           

 

 

                                      4.Требования к уровню подготовки учащихся.

 

 В результате изучения биологии ученик   должен:                                                                                      Знать\ понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов;

 генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,    грибов и бактерий; популяций;

- экосистем и агроэкосистем;

 -биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

-особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;                                                                                              

Уметь: объяснять:

-роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды;

-зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

-Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,

- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

-Использовать  приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма

 Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы:

 

  Основная литература:

1.«Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана - Граф , 2015 г

2.Программа по биологии. Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева  Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2014 г.

3.«Поурочные разработки по биологии. 9 класс»  О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2016г

Дополнительная литература:

1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин, В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2014г.

2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.

3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.

4.  «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.

                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_biologiya.docx65.81 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс: 9

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

 5.Программа  по  биологии для  9 классов  (авторы: И.Н.Пономарева, Вентана - граф, 2015

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по биологии для 9 классов. Авторы: - И.Н.Пономарева, издательский центр «Вентана - Граф» , 2015 г)

 Учебник: авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, издательский центр «Вентана - граф»,2015 г)

В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены  лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

    Цель и задачи изучения курса «Основы общей биологии в 9 классе»:

изучение курса «Основы общей биологии»  направлено на достижения базового уровня биологического образования, завершения знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема  «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Настоящая программа разработана на  70 часов (2 часа в неделю)


2.Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Введение  (4 часа)

1.

Введение

1

Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Самостоятельно проводить научное исследование

1 нед

2.

Биология как наука. Дем. портретов ученых - биологов

1

Познакомиться с биологическими науками

1 нед

3

Общие свойства живых организмов.

1

Познакомиться с понятиями:

Свойства живого Уметь выделять:  Особенности развития живых организмов

2 нед

4

Многообразие форм живых организмов

1

Познакомиться с понятиями:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

2 нед

Тема 2  Основы цитологии.   Клетка-единица живого.(10 часов

5

Цитология- наука  изучающая клетку. Многообразие клеток.Демонстрация  моделей клеток и микропрепаратов клеток растений и животны

1

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

3 нед

6

Химический состав клетки. Неорганические вещества 

1

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

3 нед

7

Химический состав клетки

1

Характеризовать биологич. значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.

4 нед

8

Белки и нуклеиновые кислоты. 

1

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

4 нед

9

Органоиды клетки и их функции. Л/р № 1 «Строение эукариотических  (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток»

1

Различать по  рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

Называть функции  основных органоидов клетки.

5 нед

10

Обмен веществ - основа существования клетки

1

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

5 нед

11

Биосинтез

1

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

6  нед

12

Биосинтез  углеводов – фотосинтез

1

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

6 нед

13

Обеспечение  клеток энергией.

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

7 нед

14

Итоговая работа по теме: «Основы цитологии» Тест.

1

7 нед

Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)  организмов (5 часов)

15

Типы размножения.

1

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения

8 нед

16

Митоз. Л/р № 2 «Рассмотрение под микроскопом делящихся  клеток»

1

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоз

8 нед

17

Мейоз. Образование половых леток

1

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

9 нед

18

Индивидуальное развитие организмов- онтогенез.

1

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек

9 нед

111           19

Итоговая работа  по теме: «Размножение и развитие  организмов»

1

10 нед

Тема 4 «Основы учения о нследственности и изменчивости» (10 часов)

20

Из истории развития генетики.

1

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

10 нед

21

Основные понятия генетики

1

11 нед

22

Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивании. 1и 2 законы Менделя. Л/р №3 «Решение генетических задач »

1

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

11 нед

23

Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя.

1

Решать задачи на дигибридное скрещивание

12 нед

24

Сцепленное наследование  генов и кроссинговер. Л/р №4 «Выявление  генотипических и фенотипических проявлений у особей вида или сорта, произрастающих  в неодинаковых условиях»

1

Решать задачи на сцепленное наследование.

12 нед

25

Взаимодействие  генов и их множественное действие

1

Привести примеры на взаимодействие генов

13 нед

26

Определение  пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Научиться решеать задачи на сцепленное с полом наследование

13 нед

27

Изменчивость. Л/р №5 «Изучение изменчивости»

1

Приводить примеры изменчивости организмов

14 нед

28

Наследственные болезни сцепленные  с полом.

1

Анализировать наследственные болезни, сцепленные  с полом

14 нед

29

Итоговая работа по теме: « Основы генетики»

1

15 нед

Тема 5 Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.(4 часа)

12 нед

30

Генетические основы селекции.

1

Давать понятия терминам: селекция, познакомиться с генетическими основами селекции.

15 нед

31

Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

1

 Давать характеристику  особенностям селекции растений, центрам происхождения культурных растений.

16 нед

32

Особенности селекции животных.

1

Давать характеристику  особенностям селекции животных.

16 нед

33

Основные направления селекции микроорганизмов

1

Давать характеристику  основным направлениям селекции микроорганизмов

17 нед

Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов)

1

12 нед

34

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

Анализировать этапы возникновения жизни на земле.

17 нед

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

Познакомиться с основными направлениями возникновения жизни на земле

18 нед

36

Значение  фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

Выяснить роль фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

18 нед

37

Этапы развития жизни на Земле

1

Познакомиться с этапами развития жизни на земле.

19 нед

38

Этапы развития жизни на Земле

Познакомиться с этапами развития жизни на земле

19 нед

Тема 7 Учение об эволюции  (9 часов)

12 нед

39

Идея развития органического мира в биологии

1

Объяснять причины развития органического мира

20 нед

40

Основные положения  теории Ч. Дарвина об эволюции.

1

Давать сравнительный анализ основных положений Дарвина об эволюции

20 нед

41

Современные представления  об эволюции.

1

Объяснять современные представления  об эволюции.

21 нед

42

Вид , его критерии

1

Описывать критерии вида

21 нед

43

Видообразование. Л/Р № 6«Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Познакомиться примерами приспособленности организмов к среде обитания

22 нед

44

Макроэволюция – результат  микроэволюции.

1

Дать определение понятию макроэволюция

22 нед

45

Основные направления эволюции.

1

Познакомиться с основными направлениями эволюции : ароморфозом, идиоадаптацией, дегенарацией.

23 нед

46

Основные закономерности  биологической эволюции.

1

Познакомиться с основными закономерностями биологгической  эволюции :

23 нед

47

Итоговая работа по теме: « Учение об эволюции»

1

24 нед

Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)

1

12 нед

48

Эволюция приматов

1

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

24 нед

49

Доказательства эволюционного происхождения Человека

1

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими

25 нед

50

Этапы эволюции Человека

1

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

25  нед

51

Первые и современные люди.

1

Описывать признаки первых и современных людей.

26 нед

52

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Характеризовать человеческие расы, их родство и происхождение

26 нед

53

Человек, как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Давать характеристику человеку как жителю планеты

27 нед

                                                                                                                              Тема 9  Основы экологии (11 часов)

1

54

Условия жизни на Земле.

1

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию эко

27 нед

55

Общие закономерности действия факторов среды на организмы.

1

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

28 нед

56

Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

1

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

28 нед

57

Биотические связи в природе.

1

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

29 нед

58

Функционирование популяций.

1

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

29 нед

59

Динамика численности  популяций.

1

Объяснять динамику численности популяций.

30 нед

60

Сообщества, биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

30 нед

61

Развитие и смена  биогеоценозов.

1

Познакомиться с развитием и сменой биогеоценозов

31 нед

62

Основные законы устойчивости живой природы. Л/Р № 7 «Оценка санитарно- гигиенического качества  рабочего мест»

1

Давать характеристику законам устойчивости живой природы.

31 нед

63

Рациональное использование природы и ее охрана. Тестирование

1

Познакомиться с рациональным использованием природы и ее охраной

32 нед

64

Итоговая работа за курс 9 класса.

1

Использовать информационные ресурсы

32 нед

                                                                                                                         Тема 10 Повторение (6 часов)

12 нед

65

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

33 нед

66

Повторение

1

Работать с дополнительной литературой

33 нед

67

Повторение

1

Обобщить и систематизировать знания

34 нед

68

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

34 нед

69

Повторение

1

Использовать информационные ресурсы

35 нед

70

Повторение

1

Обобщить и систематизировать знания

35 нед


                                      4.Требования к уровню подготовки учащихся.

 В результате изучения биологии ученик   должен:                                                                                      Знать\ понимать: 

- признаки биологических объектов: живых организмов;

 генов и хромосом; клеток и организмов растений,  животных,    грибов и бактерий; популяций;

- экосистем и агроэкосистем;

 -биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

-особенности организма человека, его строения,  жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;                                                                                              

Уметь: объяснять:

-роль биологии в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды;

-зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- причины наследственности и изменчивости,   проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

-Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и   животных,  сезонными изменениями в природе,

- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты. Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения,  органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

-Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

-Использовать  приобретенные знания в практической деятельности для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения  в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; проведения наблюдений за состоянием собственного организма

 Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

4.Список литературы:

  Основная литература:

1.«Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева. Издательство: Вентана - Граф , 2015 г

2.Программа по биологии. Автор: В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева  Издательство:  Вентана- Граф. Год издания: 2014 г.

3.«Поурочные разработки по биологии. 9 класс»  О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, к учебнику «Основы общей биологии»  Автор: В.С. Кучменко И.Н. Пономарева 2016г

Дополнительная литература:

1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин, В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2014г.

2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.

3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.

4.  «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В.,Санкт- Петербург,2012г.