Экологический проект "Сохраним и приумножим леса"

Шоботкина Эржена Баторовна

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

 

 

 

Экологический проект:

Номинация: « Лучший проект: Защищать - важнее всех глаголов»

 

Тема: «Сохраним и приумножим наши леса!»

 

 

 

Выполнила: Вологдина О

ученица 6 класса

Руководитель: ШоботкинаЭ.Б

учитель биологии

 

с. Могойто

2017 г

 

                                                            Введение.
     Проект «Сохраним и приумножим наши леса!» на сегодняшний день эта тема актуальна. Проблемы современного общества заставляют реально оценивать возможности социальной среды и школы в решении воспитательных задач подрастающего поколения в деле сохранения лесов Бурятии Экологический клуб «Земляне» сочетает в себе патриотическое, трудовое воспитание, природоохранную работу и профориентацию учащихся. Сажая лес, ухаживая за ним, охраняя его, учащиеся убеждаются, что только с помощью коллектива можно выполнить все эти трудоёмкие работы и достигнуть цели - сделать родную природу красивее и богаче. Молодое поколение должно знать не только о средообразующей роли леса, но и о той тысячелетней культурной традиции, которая связывает человека и лес, об особенности пространства леса свидетельствовал опыт многих поколений – лес мог одарить, и мог и погубить, если относиться к нему без должного почтения, потребительски. Наш экоклуб «Земляне»  на протяжении многих лет занимается природоохранной деятельностью.
 Леса как экологические системы интересны и важны во многих отношениях. 
Во – первых, это одни из немногих экосистем суши, сохранившиеся в естественном или слабо измененном человеком состоянии: 
Во- вторых, это самые крупные экосистемы на Земле, которые характеризуются высокой продуктивностью и в которых аккумулируется большая часть органического вещества планеты в виде древесины, детрита, гумуса, используемого затем человечеством, как для собственного потребления, так и для восстановления исчезающих в процессе его хозяйственной деятельности компонентов биосферы. 
Леса – это здравницы и места отдыха людей, ресурс культуры и науки, украшения ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания. Прекрасные леса украшают территорию нашего края, и мы будущее поколение должны сохранить леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков. 
Наш экоклуб  «Земляне» вносит свои предложения по сохранению лесных богатств. 
1. Создать в каждом районе при школе экспериментальные площадки по тематике «Школьное лесничество». 
2. В 9 классах ввести элективный курс «Лесохозяйственная экология». 
3. Создать лесопарки в каждом селе.

Цель: Оказание практической помощи органам, ведущим лесное хозяйство в деле охраны и защиты леса. 
Задачи
1. Обучать школьников трудовым умениям и навыкам природоохранного характера. 
2. Повысить познавательный интерес учащихся к лесохозяйственной экологии. 
3. Воспитывать бережное отношение к деревьям, как живым существам, понимания важности их охраны 
4. Проведение мероприятий по охране леса и защите от пожаров, насекомых – вредителей леса, лесонарушений. 
5. Сохранить лес будущим поколениям, при этом не оставаться равнодушным в деле сохранения леса. 
6. Выращивание посадочного материала. 
7. Пропаганда среди населения знаний о лесе. 
8. Посадить лесозащитные полосы вдоль автомобильных дорог. 
9. При школах создать небольшие питомники по выращиванию сеянцев хвойных и лиственных деревьев. 
10.  Продолжать  традиции посадки деревьев выпускниками школ.

Я предлагаю ввести в школьный курс в 9 классе элективный курс: «Лесохозяйственная экология».

Участники проекта – творческая экологическая группа учащихся в количестве  13 человек.
   Руководитель проекта и консультант - учитель биологии    Шоботкина Э.Б

В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать: 
1.Что изучает лесохозяйственная экология 
2 Определение основных экологических терминов, понятий 
3. Экологическое значение леса 
4. Правила поведения в лесу 
5.Рядовой состав деревьев на территории с. Могойто  и особенности экологических условий произрастания деревьев. 
6.Значение леса в природе и жизни человека. 
7.Приборы и инструменты, используемые в таксации леса. 
Уметь: 
1.Решать простейшие экологические задачи. 
2.Применять знания на практике. 
3.Осуществлять природоохранные мероприятия. 
4.Охарактеризовать экологическую обстановку своей местности. 
5.Оформлять результаты работы в виде рисунков, фотографий, чертежей. 
6. Знакомится с дополнительной литературой по данной проблеме. 
7. Определять возраст растущих деревьев по морфологическим признакам. 
8. Работать с планом насаждений. 
Методы: 
1. Частично - поисковый 
 2. Исследовательский 
 3. Наблюдение 
 4. Сравнение 
  5.Обобщение.

В структуру экологической компетентности должны входить такие показатели: 
1.Высокий уровень экологических знаний в области лесохозяйственной экологии. 
2.Знание современных технологий в области лесоводства. 
3.Знания экологической обстановки в России и Бурятии и основных направлений государственной политики в области охраны природы. 
4.Умение определять различные виды деятельности связанные с лесом. 
                                        Использование ИКТ: 
1. Использование электронных учебных пособий для сопровождения уроков, тестирования знаний, решения задач, проведения экспериментов в виртуальной лаборатории 
 2.Составление и защита проектов, сообщений, докладов, рефератов 
 3.Выпуск бюллетеней, листовок на лесохозяйственную тему 
 4.Компьютерное оформление рабочих стендов в экологическом центре 
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения. 
Воспитание потребностей ( мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды. 
Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. 
Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

                                                     Ожидаемые результаты. 
1.Проводить агитационную работу среди населения по сохранению лесов от пожаров.

2.Выпускать агитационные аншлаги, буклеты, листовки по сохранению леса. 
3. Создать в деревнях и городах лесопарки. 
4. Создать школьные питомники по выращиванию сеянцев хвойных деревьев. 
5.Усилить контроль по заготовке древесины. 
6. Наше школьное лесничество на площади 1 га. гари высадит саженцы сосны. 
7. Увеличит норму посева семян сосны, лиственницы. 
8. Каждый выпускник школы посадит саженец хвойного дерева.

                                       Заключительный этап.
Подведение итогов в форме конференцию.. На торжественной школьной линейке огласить и подвести  итоги и наградить  активных  участников  экологического проекта «Защитим лес для будущих поколений»».
Для освещения результатов проекта организована постоянно действующая выставка «Наша работа по проекту «Сохраним и приумножим леса»
 Намечены дальнейшие мероприятия по защите и восстановлению леса:

  • назначение ответственных за состоянием мест  для отдыха;
  • рейды  по соблюдению правил поведения в лесу;
  • принять участие в областной акции «Первоцвет»;
  • продолжить работу на экологической тропе в ур. «Малиново»;
  • разработать и организовать акцию в весенне-летний период  «Лес для будущих поколений.

Выводы:

    Итак, работая над проектом, мы решили, что наша гипотеза подтвердилась:

Лес - дает нам не только материальные  блага, но лес - живая душа, которая радуется вместе  с нами и плачет от боли, лес- наш друг, источник всего прекрасного, целитель наших душ.

Наши  леса  волнуют  каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота  леса– неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь , кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1 .В березовой  роще. Рассказы./ В. Гакина-М.: Детская литература,1976

2. Великие  полотна русских художников./А.Астахов - М.: Белый город,2009

3.Ю. Дмитриев,Н. Пожарицкая. Книга природы. - М.: Детская литература,1990

4.Здравствуй, солнце!-М.: Детская литература, 2012 г

5.С.Мерзляков .Люблю тебя, березовая Русь

6. И.Соколов- Микитов .Русский  лес-М.: Детская литература,2014 г

 

 


     
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      
Провокационная выставка «Вот, такие наши леса».   Исследованию фитоценоза леса

       
                       

 




         

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray_proekt.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности темы. В этом году Ханты-Мансийскому району исполнилось 88 лет. В связи с этой датой в школе на уроках и классных часах мы часто говорим о нашем северном крае. В школьной и поселковой библиотеке оказалось много интересных книг. Я прочла несколько и поняла, что рассказать обо всем районе невозможно. Он очень большой. На карте Ханты-Мансийский округ похож на бабочку, а наш район протянулся почти через весь округ с севера на юг. Он как тело бабочки, а другие районы как красивые пестрые крылья.

Я читала книги и думала, а что знают о нашем посёлке и районе люди в других городах нашей страны? Конечно, знают о городе Ханты-Мансийске, ведь он столица нефтяного края.  А вот о нашем поселке мало кто слышал. Поэтому мне захотелось рассказать о нем.  

Цель работы: разработка маршрута экскурсии по поселку Бобровский.  

Обект исследования:посёлок Бобровский и его окрестности.

Предмет исследования: достопримечательности посёлка Бобровский.

Методы исследования: наблюдение за жизнью в посёлке, анализ литературы о районе и посёлке, анализ полученных результатов, интервью с библиотекарем.

Гипотеза: я предполагаю, что в нашем посёлке и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны гостям.

Для достижения целей я поставила следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал 2. Собрать информацию о посёлке 3. Обработать собранную информацию 4. Сделать выводы 5. Сделать презентацию работы 6. Сделать игру «В гости к другу» .   

Результаты: В нашем посёлке есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали. Надо в будущем создавать для них условия:строить кемпинги, организовывать экскурсии. 

Для того, чтобы дети стремились больше узнать о своей родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края. Для ребят придумана игра "В гости к другу". Цель проекта:
Способствовать развитию внутреннего туризма в г. Дубне и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего и молодого поколения дубненцев

Задачи проекта:

Разработка туристско-экскурсионных маршрутов; привлечение школьников к активной экскурсионно-образовательной деятельности; проведение историко-краеведческой, туристической работы среди жителей города, поделиться накопленным опытом с другими заинтересованными людьми и организациями.

Описание проекта:

Разработана и реализована пешеходная экскурсия «Дубна – город науки». Для жителей города успешно проведена краеведческая интерактивная развлекательно-познавательная программа – квест-ориентирование «Дубна – город физиков». Для распространения краеведческих знаний составлен «Иллюстрированный реестр объектов культурного и исторического значения на территории г. Дубны» и подготовлены некоторые другие краеведческие материалы.
В реализации разнообразных мероприятий краеведческого проекта задействованы обучающиеся ЦДЮТЭ, заинтересованные школьники и их родители, педагоги, горожане. Я считаю, что при проведении мероприятий самым важным для их участников является практико-ориентированная деятельность: не только услышать исторические сведения о родном городе, но и увидеть своими глазами, побывать в конкретных историко-культурных местах, встретиться с очевидцами событий, и самим стать причастными к истории города.
Реализованные мероприятия по проекту.
1. Разработана пешеходная экскурсия «Дубна – город науки». Данный маршрут отличает разнообразие экскурсионных объектов. При этом композиционный принцип построения экскурсии – тематический, все выбранные объекты показа отражают жизнь г. Дубна как научного центра фундаментальных исследований в области ядерной физики.
Экскурсанты познакомятся с историей создания институтской Дубны, с учёными-физиками, культурной жизнью молодого города. Увидят самые красивые уголки – набережную реки Волги, зелёные улицы, малоэтажную застройку. Маршрут насыщен памятниками. Все объекты компактно расположены на небольшой территории, отсутствуют длительные переходы (подробное описание см. в приложении).
Текст экскурсии составлен на основе краеведческого материала, собранного воспитанниками и педагогами Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Дубны в процессе исследовательской деятельности по изучению родного края.
По данному маршруту проведены экскурсии для воспитанников ЦДЮТЭ, школьников города, для детей, посещающих профильный городской оздоровительный лагерь «Костёр», гостей города.
Полный пакет материалов экскурсии «Дубна – город науки» (методическая разработка, текст экскурсии, «портфель экскурсовода») был передан в методический кабинет ГОРУНО и распространён среди педагогов города на семинаре (25.03.2014). Составлены методические рекомендации «Подготовка и проведение городской экскурсии» для учителей школ.
Материалы нашей экскурсии используются при проведении экскурсионных программ по приёму круизных теплоходов, которые с мая 2014 года останавливаются в Дубне (благодаря муниципальной целевой Программе построен причал), и имеют положительные отзывы.
Некоторые итоги: экскурсионный маршрут «Дубна – город физиков» участвовал в муниципальном конкурсе «Лучший экскурсионный маршрут», организованном в рамках муниципальной целевой Программы «Развитие индустрии туризма на территории г. Дубны на 2010-2014 годы», и занял 3 место. Обучающаяся ЦДЮТЭ Широкина Ирина заняла 2 место в конкурсе экскурсоводов.

2. По нашей инициативе впервые был проведён заочный конкурс «Городская экскурсия» среди образовательных учреждений в рамках олимпиады по предмету «Дубна. Родное Подмосковье» (май 2014).

3. Помимо экскурсий по городу мы организуем экскурсии на промышленные предприятия и научные организации, которые являются уникальными экскурсионными объектами. Так в 2013 г. обучающиеся ЦДЮТЭ посетили шлюз №1 Волжского района гидросооружений канала имени Москвы, где ознакомились в его работой и историей создания. В 2014 г. ребята участвовали в экскурсионной программе в ОИЯИ, где увидели легенду ускорительной техники – синхрофазотрон, посетили современный ускорительный комплекс – нуклотрон и поразились перспективным проектом – колайдером «НИКА», реализуемым в Дубне. Выражаем глубокую благодарность руководству этих организаций, которые откликаются на запросы молодого поколения горожан.

4. Подготовлена краеведческая интерактивная развлекательно-познавательная программа – квест-ориентирование «Дубна – город физиков». Программа была успешно реализована на мероприятии «Ночь музеев», проводимом нашим социальным партнёром музеем Истории науки и техники ОИЯИ (17 мая 2014).

5. С 2012 года мы занимаемся исследовательской деятельностью по составлению «Иллюстрированного реестра объектов культурного и исторического значения на территории г. Дубны». К работе привлекаются обучающиеся объединения «Юный исследователь». Эта кропотливая работа заключается в выявлении объектов, сборе исторических сведений, описании и фотографировании. Собранные материалы используются при составлении экскурсионных маршрутов. 
Некоторые итоги: данная работа, представленная на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся «Отечество», где заняла 3 место в секции «Культурное наследие».

6. Для распространения краеведческих знаний были разработаны учебные презентации «Интерактивная карта «Улицы Дубны. Институтская часть», содержащая сведения о людях, чьими именами названы улицы города; и «Интерактивная карта «Мемориальные и памятные доски г. Дубны». Подготовлены к выпуску краеведческие буклеты «Музей под открытым небом. Мозаики Нади Леже в Дубне», «Их имена – на карте Дубны. Правобережная часть».

7. Обучение экскурсионному делу школьников при подготовке команды к участию во Всероссийском слёте юных туристов-краеведов «Отечество». 
Некоторые результаты: команда г. Дубны, представляющая Московскую область, на Всероссийском слёте туристов-краеведов «Отечество» в 2014 г. заняла 1 место в комплексном командном зачёте.

Эффективная работа по проекту, его значимость оценена на уровне города – в 2013 году я стала победителем конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Край родной навек любимый».

Перспективы проекта. 
Дальнейшая разработка и реализация экскурсионных маршрутов по родному городу. Расширение аудитории школьников для обучения экскурсионному делу путём создания в перспективе «Школы юного экскурсовода». Дальнейшая разработка и выпуск буклетов об объектах культурного и исторического г. Дубны. В случае победы в конкурсе все средства пойдут на издательскую деятельность, в частности мне представляется важным опубликовать «Иллюстрированный реестр объектов культурного и исторического значения на территории г. Дубны».

Дата старта проекта: 2012 г.
Рекомендатели:
Озеров Александр Григорьевич, начальник отдела краеведческой исследовательской деятельности ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» (г. Москва), к.пед.н., отв. секретарь Союза краеведов России, тел. 8 (495) 362-82-33
Зайцева Ольга Станиславовна, методист МУ «Центр развития образования города Дубны Московской области», к.пед.н., тел. 8-905-725-54-93
Петров Федор Николаевич, директор МУП «Музей археологии и краеведения г. Дубны», тел.8 (496) 212-25-56

Дата старта проекта: 01.09.2012



Поделиться: 

16921

Все проекты