Рабочая программа элективного курса "Основы генетики " 11 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                       

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»

 

Класс: 11

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

    Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

  Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по элективному курсу

Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г

 Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека

- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека

- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.

  Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления  учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.

 После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:

- структуре и функционировании систем генома человека;

-о современных достижениях и перспективах геномики человека;

-о практическом значении изучения генома человека;

- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;

 Знают:

 - историю исследований генетики человека;

- основные методы изучения генетики генома человека;

- типы наследования признака человека;

- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;

Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.

 Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Календарно - тематическое планирование.

 

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека»  (8 часов)

1

Из истории развития генетики

1

Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип

1 неделя

 

2

Изменчивость признаков  организма и ее типы

1

На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости

2 неделя

 

3

Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

1

Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

3 неделя

 

4

Дигибридное скрещивание

1

Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи

4 неделя

 

 

5

Взаимодействие генов

1

Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры

5 неделя

 

6

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

1

Решать задачи  на  наследование, сцепленное с полом

6 неделя

 

7

Наследственные болезни человека

1

Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы

7 неделя

 

8

Мутагены, их влияние на живую природу человека

1

Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры

8 неделя

 

Тема 2  «Методы изучения генетики человека» (7 часов)

9

Генеалогический метод изучения наследственности

1

Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности

9 неделя

 

10

Аутосомное наследование

1

Давать характеристику аутосомному наследованию

10 неделя

 

11

Биохимический метод изучения наследственности

1

Характеризовать биохимический метод изучения наследственности

11 неделя

 

12

Неполное доминирование признаков

1

 Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами

12 неделя

 

13

Кодоминирование

1

Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие

13 неделя

 

14

Полимерия, полигенные признаки

1

Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки

14 неделя

 

15

Контрольная работа

 

Обобщить и систематизировать  полученные знания

15 неделя

 

Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов)

16

Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом

1

Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом

16 неделя

 

17

Популяционная генетика человека. Закон

Харди- Вайнберга

1

Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга

17 неделя

 

18

Биологическое и социальное в человеке

1

Анализировать биологическое и социальное в человеке

18 неделя

 

19

Этические проблемы генетики

1

Характеризовать этические проблемы генетики

19 неделя

 

20

Этические и юридические аспекты применения генных технологий

1

Познакомиться с этическими  и юридическими  аспектами применения генных технологий

20неделя

 

21

Сздаст ли наука совершенное общество?

1

Работать с информационными ресурсами, делать выводы

21 неделя

 

                                                                                                                Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов)

22

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

Решать задачи на моногибридное скрещивание

22 неделя

 

23

Задачи на дигибридное скрещивание

1

 Решать задачи на дигибридное  скрещивание

23 неделя

 

24

Сцепленное наследование

1

 Решать задачи на  сцепленное наследование

24 неделя

 

25

Задачи на наследование групп крови.

1

Решать задачи на наследование групп крови.

25 неделя

 

26

Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

1

Характеризовать  генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

26 неделя

 

27

Взаимодействие генов

1

Знать: Взаимодействие генов

27 неделя

 

28

Повторение и закрепление знаний

1

Обобщить и систематизировать полученные знания.

28 недееля

 

29

Контрольная работа

1

Применять полученные знания  на практике.

29 неделя

 

30

Составление родословной. Древо жизни.

1

Составлять свою родословную.

30 неделя

 

31

Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной»

1

Характеризовать  понятия: наследственность, изменчивость.

31 неделя

 

32

Повторение и закрепление знаний.

1

Применять полученные знания  на практике.

32 неделя

 

33

Итоговая контрольная работа.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

33 неделя

 

34

Пресс конференция «Перспективы развития генетики»

1

Работать с информационными ресурсами

34 неделя

 

35

Обобщение и повторение.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

35 неделя

 

 

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

·        Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;

·        Основные методы генетического анализа;

·        Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в Fи в F2 при разных типах наследования;

·        Назначение генетических коллекций;

·        Основные требования к постановке генетического скрещивания;

·        Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;

·        Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;

·        О достижениях в области молекулярной генетики.

Учащиеся должны уметь:

·        Пользоваться генетическими терминами;

·        Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;

·        Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;

·        Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;

·        Решать генетические задачи;

·        Применять формулу Харди-Вайнберга;

·        Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        Использовать текст для работы с натуральными объектами

·        Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач

·        Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками

·        Уметь моделировать задачи и ситуации;

·        Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;

·        Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.

·        Применять на практике сведения о наследовании признаков человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы:

1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)

2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

 3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)

4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)

5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская

6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)

 7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336

8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям  М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии  А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234

Список литературы для учителя:

1.     Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118

2.     Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с

3.     Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.

4.     Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336

5.     Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

6.     Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

7.     Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

8.     Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234

 

 

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                       

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»

 

Класс: 11

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

    Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

  Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по элективному курсу

Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г

 Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека

- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека

- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.

  Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления  учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.

 После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:

- структуре и функционировании систем генома человека;

-о современных достижениях и перспективах геномики человека;

-о практическом значении изучения генома человека;

- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;

 Знают:

 - историю исследований генетики человека;

- основные методы изучения генетики генома человека;

- типы наследования признака человека;

- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;

Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.

 Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Календарно - тематическое планирование.

 

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека»  (8 часов)

1

Из истории развития генетики

1

Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип

1 неделя

 

2

Изменчивость признаков  организма и ее типы

1

На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости

2 неделя

 

3

Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

1

Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

3 неделя

 

4

Дигибридное скрещивание

1

Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи

4 неделя

 

 

5

Взаимодействие генов

1

Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры

5 неделя

 

6

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

1

Решать задачи  на  наследование, сцепленное с полом

6 неделя

 

7

Наследственные болезни человека

1

Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы

7 неделя

 

8

Мутагены, их влияние на живую природу человека

1

Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры

8 неделя

 

Тема 2  «Методы изучения генетики человека» (7 часов)

9

Генеалогический метод изучения наследственности

1

Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности

9 неделя

 

10

Аутосомное наследование

1

Давать характеристику аутосомному наследованию

10 неделя

 

11

Биохимический метод изучения наследственности

1

Характеризовать биохимический метод изучения наследственности

11 неделя

 

12

Неполное доминирование признаков

1

 Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами

12 неделя

 

13

Кодоминирование

1

Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие

13 неделя

 

14

Полимерия, полигенные признаки

1

Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки

14 неделя

 

15

Контрольная работа

 

Обобщить и систематизировать  полученные знания

15 неделя

 

Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов)

16

Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом

1

Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом

16 неделя

 

17

Популяционная генетика человека. Закон

Харди- Вайнберга

1

Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга

17 неделя

 

18

Биологическое и социальное в человеке

1

Анализировать биологическое и социальное в человеке

18 неделя

 

19

Этические проблемы генетики

1

Характеризовать этические проблемы генетики

19 неделя

 

20

Этические и юридические аспекты применения генных технологий

1

Познакомиться с этическими  и юридическими  аспектами применения генных технологий

20неделя

 

21

Сздаст ли наука совершенное общество?

1

Работать с информационными ресурсами, делать выводы

21 неделя

 

                                                                                                                Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов)

22

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

Решать задачи на моногибридное скрещивание

22 неделя

 

23

Задачи на дигибридное скрещивание

1

 Решать задачи на дигибридное  скрещивание

23 неделя

 

24

Сцепленное наследование

1

 Решать задачи на  сцепленное наследование

24 неделя

 

25

Задачи на наследование групп крови.

1

Решать задачи на наследование групп крови.

25 неделя

 

26

Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

1

Характеризовать  генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

26 неделя

 

27

Взаимодействие генов

1

Знать: Взаимодействие генов

27 неделя

 

28

Повторение и закрепление знаний

1

Обобщить и систематизировать полученные знания.

28 недееля

 

29

Контрольная работа

1

Применять полученные знания  на практике.

29 неделя

 

30

Составление родословной. Древо жизни.

1

Составлять свою родословную.

30 неделя

 

31

Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной»

1

Характеризовать  понятия: наследственность, изменчивость.

31 неделя

 

32

Повторение и закрепление знаний.

1

Применять полученные знания  на практике.

32 неделя

 

33

Итоговая контрольная работа.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

33 неделя

 

34

Пресс конференция «Перспективы развития генетики»

1

Работать с информационными ресурсами

34 неделя

 

35

Обобщение и повторение.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

35 неделя

 

 

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

·        Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;

·        Основные методы генетического анализа;

·        Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в Fи в F2 при разных типах наследования;

·        Назначение генетических коллекций;

·        Основные требования к постановке генетического скрещивания;

·        Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;

·        Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;

·        О достижениях в области молекулярной генетики.

Учащиеся должны уметь:

·        Пользоваться генетическими терминами;

·        Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;

·        Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;

·        Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;

·        Решать генетические задачи;

·        Применять формулу Харди-Вайнберга;

·        Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        Использовать текст для работы с натуральными объектами

·        Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач

·        Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками

·        Уметь моделировать задачи и ситуации;

·        Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;

·        Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.

·        Применять на практике сведения о наследовании признаков человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы:

1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)

2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

 3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)

4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)

5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская

6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)

 7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336

8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям  М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии  А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234

Список литературы для учителя:

1.     Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118

2.     Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с

3.     Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.

4.     Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336

5.     Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

6.     Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

7.     Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

8.     Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_genetika.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Основы генетики и геномики человека»

Класс: 11

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

1. Пояснительная записка.

    Программа элективного курса «Основы генетики и геномики человека» для 11 класса разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  генетике для 11 классов (авторы: Г.П.Подгорной, опубликованной в сборнике №2 Программы элективных курсов ).

6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

  Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по элективному курсу

Учебное пособие: Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности» автор: В.И.Зверев, Волгоград: Корифей, 2014 г

 Целью данного курса являются: расширение и углубление знаний учащихся о генетике человека.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

- углубить знания о механизмах наследования и реализации признаков человека

- расширить представления учащихся о практических методах генетики человека

- сформировать представления о современных достижениях и преспективах в области изучения генома человека и их практической значимости.

  Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления  учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и в частности молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, большой интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.

 После прослушивания данного курса учащиеся имеют представление:

- структуре и функционировании систем генома человека;

-о современных достижениях и перспективах геномики человека;

-о практическом значении изучения генома человека;

- о всеобщей декларации о геноме человека и правах человека;

 Знают:

 - историю исследований генетики человека;

- основные методы изучения генетики генома человека;

- типы наследования признака человека;

- влияние наследственности и среды на проявление признаков у человека;

Умеют: составлять и анализировать родословную, характеризовать метафазные пластинки хромосом человека, проводить элементарный дактилоскопический анализ.

 Настоящая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).


2. Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Тема 1 «Закономерности наследственности и изменчивости человека»  (8 часов)

1

Из истории развития генетики

1

Характеризовать зарождение науки генетики, объяснять понятия: ген, генотип, фенотип

1 неделя

2

Изменчивость признаков  организма и ее типы

1

На примерах определить изменчивость организма, познакомиться с типами изменчивости

2 неделя

3

Генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

1

Анализировать генетические закономерности, открытые Грегорем Менделем

3 неделя

4

Дигибридное скрещивание

1

Познакомиться спонятием дигибридное скрещивание, решать задачи

4 неделя

5

Взаимодействие генов

1

Объяснить понятие взаимодейтсвие генов, приводить примеры

5 неделя

6

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

1

Решать задачи  на  наследование, сцепленное с полом

6 неделя

7

Наследственные болезни человека

1

Познакомиться с наследственными болезнями человека, объяснить причины болезней и делать выводы

7 неделя

8

Мутагены, их влияние на живую природу человека

1

Анализировать понятие мутагены, механизм образования, приводить примеры

8 неделя

Тема 2  «Методы изучения генетики человека» (7 часов)

9

Генеалогический метод изучения наследственности

1

Познакомиться с генеалогическим методами изучения наследственности

9 неделя

10

Аутосомное наследование

1

Давать характеристику аутосомному наследованию

10 неделя

11

Биохимический метод изучения наследственности

1

Характеризовать биохимический метод изучения наследственности

11 неделя

12

Неполное доминирование признаков

1

 Характеризовать неполное доминирование признаков, работать с информационными ресурсами

12 неделя

13

Кодоминирование

1

Работать с информационными ресурсами, познакомиться с понятием кодоминирвнаие

13 неделя

14

Полимерия, полигенные признаки

1

Познакомиться с понятиями: полимерия, полигенные признаки

14 неделя

15

Контрольная работа

Обобщить и систематизировать  полученные знания

15 неделя

Тема 3 «Основы генетики человека» (6 часов)

16

Геном человека, Строение ДНК, структура хромосом

1

Характеризоват понятия геном человека, строение ДНК , структуру хромосом

16 неделя

17

Популяционная генетика человека. Закон

Харди- Вайнберга

1

Характеризовать популяционную генетику человека, познакомиться с законом Харди- Вайнберга

17 неделя

18

Биологическое и социальное в человеке

1

Анализировать биологическое и социальное в человеке

18 неделя

19

Этические проблемы генетики

1

Характеризовать этические проблемы генетики

19 неделя

20

Этические и юридические аспекты применения генных технологий

1

Познакомиться с этическими  и юридическими  аспектами применения генных технологий

20неделя

21

Сздаст ли наука совершенное общество?

1

Работать с информационными ресурсами, делать выводы

21 неделя

                                                                                                                Тема 4 «Решение генетических задач» (11 часов)

22

Решение задач на моногибридное скрещивание

1

Решать задачи на моногибридное скрещивание

22 неделя

23

Задачи на дигибридное скрещивание

1

 Решать задачи на дигибридное  скрещивание

23 неделя

24

Сцепленное наследование

1

 Решать задачи на  сцепленное наследование

24 неделя

25

Задачи на наследование групп крови.

1

Решать задачи на наследование групп крови.

25 неделя

26

Генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

1

Характеризовать  генеалогические процессы и действие закона Харди- Вайнберга в популяциях человека

26 неделя

27

Взаимодействие генов

1

Знать: Взаимодействие генов

27 неделя

28

Повторение и закрепление знаний

1

Обобщить и систематизировать полученные знания.

28 недееля

29

Контрольная работа

1

Применять полученные знания  на практике.

29 неделя

30

Составление родословной. Древо жизни.

1

Составлять свою родословную.

30 неделя

31

Обобщающий урок по теме: Что мы узнали о своей родословной»

1

Характеризовать  понятия: наследственность, изменчивость.

31 неделя

32

Повторение и закрепление знаний.

1

Применять полученные знания  на практике.

32 неделя

33

Итоговая контрольная работа.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

33 неделя

34

Пресс конференция «Перспективы развития генетики»

1

Работать с информационными ресурсами

34 неделя

35

Обобщение и повторение.

1

Обобщить и систематизировать полученные знания

35 неделя


3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия, термины и обозначения,используемые в генетике;
  • Основные методы генетического анализа;
  • Особенности разных типов наследования одного и нескольких признаков у разных видов организмов, основные формулы расщепления в Fи в F2 при разных типах наследования;
  • Назначение генетических коллекций;
  • Основные требования к постановке генетического скрещивания;
  • Чем обусловлена генетическая индивидуальность каждого организма;
  • Основные причины, нарушающие менделеевские расщепления;
  • О достижениях в области молекулярной генетики.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться генетическими терминами;
  • Определять типы гамет у организмов с разными генотипами;
  • Определять без решетки Пеннета соотношение генотипов и фенотипов в F2моногибридного, дигибридного и более сложных скрещиваний;
  • Применять формулы расщепления в F2 и в Fа при разных типах наследования;
  • Решать генетические задачи;
  • Применять формулу Харди-Вайнберга;
  • Определять хромосомные синдромы у человека по фотографиям кариотипов с дифференциально окрашенными хромосомами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Использовать текст для работы с натуральными объектами
  • Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач
  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
  • Уметь моделировать задачи и ситуации;
  • Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
  • Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
  • Применять на практике сведения о наследовании признаков человека

4.Список литературы:

1.Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)

2.Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

 3.Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)

4.«Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)

5.«120 задач по генетике» Б.Х. Соколовская

6. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)

 7.Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014.-с.260-336

8.Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.

9.Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям  М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с

10.Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139

11.Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии  А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234

Список литературы для учителя:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология [Текст]/ И. И. Акимушкин. – Смоленск: Русич, 1999. –с.81-118
  2. Барабанщиков Б. И. Ермолаев А. И. Умылина Т. М. Зеленкова Н. П. Габитов Н. А. Хрестоматия по генетике [Текст]/ Б. И. Барабанщиков А. И. Ермолаев Т. М. Умылина Н. П. Зеленкова Н. А. Габитов. – Издательство Казанского Университета, 1988. -183с
  3. Гайсинович А. Е. Зарждение генетики [Текст]/ А. Е. Гайсинович. – М.: Наука, 1967. – 196с.
  4. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. Б. Захаров С. Г. Мамонтов Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2004.-с.260-336
  5. Каменский А. А. Криксунов Е. А. Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Каменский Е. А. Криксунов В. В. Пасечник.-М.: Дрофа, 2007.-с.100-126.
  6. Лобашев М. Е. Ватти К. В. Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям [Текст]/ М. Е. Лобашев К. В. Ватти М. М. Тихомирова.-М.: Просвещение, 1979.-304с
  7. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/ Д. К. Беляев П. М. Бородин Н. Н. Воронцов и др.: под ред. Д. К. Беляева Г. М. Дымшица.- М.: Просвещение, 2003.- с. 97-139
  8. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии [Текст]/ А. О. Рувинский Л. В. Высоцкая С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – с.147-234