Рабочая программа по экологии 8 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

 

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

     

1. Пояснительная записка

 

   Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  экологии для 8- 11  классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

 6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по экологии

- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )

  Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

   Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

  Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой  и

человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

 Цели изучения курса:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

 - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 Задачи курса:

 - развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

 - анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

 - формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

   Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

 

                                                                                      2. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Что изучает экология человека.

1

Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

1 неделя

 

2

Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

1

Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы

2 неделя

 

3

История развития представлений о здоровом образе жизни

1

Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни

3 неделя

 

4

Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой

1

Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

4 неделя

 

5

Различия между людьми, проживающими в разных

природных условиях

1

Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в

зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

5 неделя

 

6

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства

6 неделя

 

7

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок

7 неделя

 

8

Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье

1

Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»,

8 неделя

 

9

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

1

Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека

9 неделя

 

10

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека

1

знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений

10 неделя

 

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

 

1

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови

11 неделя

 

12

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку»

1

Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы

12 неделя

 

13

Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

1

Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы

13 неделя

 

14

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор

1

Знать: состав пищи; значение минеральных веществ  для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

14 неделя

 

15

Чужеродные примеси пищи. Профилактика

вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

1

Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами

15 неделя

 

16

Рациональное питание и культура здоровья

1

знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам.

16 неделя

 

17

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем»

1

Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы.

17 неделя

 

18

Воздействие солнечных лучей на кожу

1

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и

18 неделя

 

19

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы

1

Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания

19 неделя

 

20

Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы

1

Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление

20 неделя

 

21

Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

1

Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения

21 неделя

 

22

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений»

1

Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации

22 неделя

 

23

Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

1

Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности

23 неделя

 

24

Биоритмы и причины их нарушения.

1

Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов.

24 неделя

 

25

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

1

Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна

25 неделя

 

26

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

26 неделя

 

27

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

1

знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы.

27 неделя

 

28

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

1

знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте

28 неделя

 

29

Проблемы взросления и культура здоровья

1

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов

29 неделя

 

30

Факторы риска внутриутробного развития.

1

Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска.

30 неделя

 

31

Гендерные роли.

1

Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин

31 неделя

 

32

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

1

знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем

32 неделя

 

33

Ответственное поведение как социальный фактор

1

знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях

33неделя

 

34

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье»

1

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы

34 неделя

 

35

Повторение

1

 

35 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

 

 В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:

 • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

• влияние климатических факторов на здоровье;

• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;

• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

• основные принципы лекарственной помощи;

 • факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:

 • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

 • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

• давать оценку диетам;

• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

 • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

 • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

 • следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• выполнения основных видов физических упражнений;

• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

• предупреждения переутомления;

• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

• уходе за больными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              4.Список литературы:

 

 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012

3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

 4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

 6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей

 7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

 8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

 9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

 12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

 

 

 

 

 


 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

 

 

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

 

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

 

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Могойто

2017 г.

     

1. Пояснительная записка

 

   Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  экологии для 8- 11  классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

 6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». 

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методиче­ского комплекта:

- Программа  по экологии

- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )

  Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

   Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

  Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой  и

человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

 Цели изучения курса:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

 - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 Задачи курса:

 - развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

 - анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

 - формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

   Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)

 

                                                                                      2. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Что изучает экология человека.

1

Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

1 неделя

 

2

Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

1

Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы

2 неделя

 

3

История развития представлений о здоровом образе жизни

1

Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни

3 неделя

 

4

Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой

1

Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

4 неделя

 

5

Различия между людьми, проживающими в разных

природных условиях

1

Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в

зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

5 неделя

 

6

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства

6 неделя

 

7

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок

7 неделя

 

8

Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье

1

Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»,

8 неделя

 

9

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

1

Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека

9 неделя

 

10

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека

1

знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений

10 неделя

 

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

 

1

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови

11 неделя

 

12

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку»

1

Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы

12 неделя

 

13

Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

1

Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы

13 неделя

 

14

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор

1

Знать: состав пищи; значение минеральных веществ  для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

14 неделя

 

15

Чужеродные примеси пищи. Профилактика

вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

1

Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами

15 неделя

 

16

Рациональное питание и культура здоровья

1

знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам.

16 неделя

 

17

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем»

1

Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы.

17 неделя

 

18

Воздействие солнечных лучей на кожу

1

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и

18 неделя

 

19

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы

1

Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания

19 неделя

 

20

Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы

1

Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление

20 неделя

 

21

Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

1

Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения

21 неделя

 

22

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений»

1

Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации

22 неделя

 

23

Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

1

Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности

23 неделя

 

24

Биоритмы и причины их нарушения.

1

Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов.

24 неделя

 

25

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

1

Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна

25 неделя

 

26

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

26 неделя

 

27

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

1

знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы.

27 неделя

 

28

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

1

знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте

28 неделя

 

29

Проблемы взросления и культура здоровья

1

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов

29 неделя

 

30

Факторы риска внутриутробного развития.

1

Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска.

30 неделя

 

31

Гендерные роли.

1

Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин

31 неделя

 

32

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

1

знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем

32 неделя

 

33

Ответственное поведение как социальный фактор

1

знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях

33неделя

 

34

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье»

1

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы

34 неделя

 

35

Повторение

1

 

35 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

 

 В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:

 • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

• влияние климатических факторов на здоровье;

• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;

• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

• основные принципы лекарственной помощи;

 • факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:

 • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

 • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

• давать оценку диетам;

• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

 • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

 • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

 • следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• выполнения основных видов физических упражнений;

• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

• предупреждения переутомления;

• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

• уходе за больными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              4.Список литературы:

 

 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012

3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

 4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

 6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей

 7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

 8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

 9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

 12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

 

 

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_ekologiya.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                  Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «30» августа 2017 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

 (Ангабаева Т.Н.)_____________                                              от «31»  августа 2017 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «30» августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии

Класс: 8

Учитель: Шоботкина Э.Б, учитель биологии

Срок действия рабочей программы: 2017- 2018 уч. год

с. Могойто

2017 г.

     

1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по экологии для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»).

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г.  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».

5 Программа  по  экологии для 8- 11  классов  «Экология» (авторы  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника.)

 6.Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».

7.Образовательная программа МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 8-11 классов на 2017-2018 уч. гг.

8.Положение о рабочей программе, реализующей обучение по федеральному компонету  государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».  

      Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки учащихся

4. Список литературы

Рабочая  программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Программа  по экологии

- УМК (Учебник авторы: Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11)классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014 г )

  Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

   Программа курса написана в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта. Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

  Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой  и

человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

 Цели изучения курса:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

 - применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 Задачи курса:

 - развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения; - изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

 - анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

 - формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

   Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Настоящая программа разработана на  35 часов (1 час в неделю)


                                                                                      2. Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Что изучает экология человека.

1

Знать: предмет изучения экологии человека; разделы экологии человека; понятие «экологические факторы»; классификацию экологических факторов; какие экологические факторы воздействуют на организм человека; уметь: приводить примеры различных экологических факторов.

1 неделя

2

Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

1

Знать: понятия «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека; уметь: объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; вести наблюдения и делать выводы

2 неделя

3

История развития представлений о здоровом образе жизни

1

Знать: историю развития представлений о здоровом образе жизни; уметь: объяснять изменения взглядов на здоровый образ жизни

3 неделя

4

Из истории развития взаимоотно- шений человека с природой

1

Знать: понятия «загрязнение», «экологическая катастрофа»; этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой; уметь: характеризовать этапы в истории развития взаимоотношений человека с природой.

4 неделя

5

Различия между людьми, проживающими в разных

природных условиях

1

Знать: предмет изучения антропологии и этнографии; расы человека; типы телосложения в

зависимости от среды обитания; уметь: называть отличия человеческих рас, типов телосложения; доказывать, что все представители человечества относятся к виду человек разумный.

5 неделя

6

Влияние климатических факторов на здоровье.

1

знать: предмет изучения биометеорологии; воздействие климата и погоды на организм человека; уметь: объяснять какое влияние оказывает климат на 1здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для о1тдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их по1стоянного жительства

6 неделя

7

Экстремальные факторы окружающей среды.

1

знать: понятие «экстремальные факторы»; влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; уметь: объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок

7 неделя

8

Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье

1

Знать: основные понятия темы «Окружающая среда и здоровье человека»: экологические факторы», «природная среда», «социальная среда», «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня»,

8 неделя

9

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

1

Знать: понятия «вредные привычки», «пагубные пристрастия», «эйфория», «наркогенные вещества»; классификацию наркогенных веществ; последствия вредных привычек; уметь: объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека

9 неделя

10

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека

1

знать: вещества и элементы, входящие в состав костей; факторы, влияющие на формирование опорно- двигательной системы; понятие «гиподинамия»; уметь: объяснять действие различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений

10 неделя

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

1

знать: факторы, влияющие на состав крови; понятия «гипоксия», «анемия»; уметь: объяснять причины изменения состава крови

11 неделя

12

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на физическую нагрузку»

1

Знать: понятия «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония»; в чем заключается профилактика нарушения деятельности сердечно - сосудистой системы уметь: приводить примеры факторов, влияющих на кровообращение; вести наблюдения и делать выводы

12 неделя

13

Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

1

Знать: причины возникновения горной болезни; какие факторы влияют на дыхание; значение носового дыхания; уметь: вести наблюдения и делать выводы

13 неделя

14

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор

1

Знать: состав пищи; значение минеральных веществ  для организма; уметь: объяснять роль белков, жиров, углеводов в организме;

14 неделя

15

Чужеродные примеси пищи. Профилактика

вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

1

Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; уметь: объяснять, какой вред наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы; применять профилактику заболеваний, вызываемых болезнетворными организмами

15 неделя

16

Рациональное питание и культура здоровья

1

знать: понятия «рациональное питание», «культура питания», «диета»; уметь: давать оценку диетам.

16 неделя

17

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеваритель ной систем»

1

Знать: основные понятия темы «Условия правильного формирования опорно- двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем»: «гиподинамия», «гипоксия», «анемия», «ударный объем», «частота сердечных сокращений», «гипертония», «рациональное питание», «культура питания», «диета» уметь: отвечать на вопросы.

17 неделя

18

Воздействие солнечных лучей на кожу

1

знать: значение и строение кожи; последствия воздействия инфракрасных, видимых, ультрафиолетовых лучей на человека; правила пребывания на солнце; уметь: объяснять и

18 неделя

19

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегу- ляции. Закаливание: средства и способы

1

Знать: процессы теплоотдачи, протекающие в организме человека; правила закаливания; средства и способы закаливания; уметь: применять правила закаливания

19 неделя

20

Факторы, влияющие на развитие и функциониро вание нервной системы

1

Знать: строение и значение нервной системы; факторы, влияющие на развитие нервной системы плода, в подростковый период; понятие «утомление»; причины возникновения переутомления; уметь: предупреждать переутомление

20 неделя

21

Условия нормального функциониро вания зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лаборатор- ная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха»

1

Знать: строение зрительного анализатора; факторы, вызывающие нарушение зрения; строение органа слуха и равновесия; понятия «звук», «шум», «вибрация»; влияние шума на организм человека; уметь: применять гигиенические рекомендации работы на компьютере; применять профилактику болезней движения

21 неделя

22

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений»

1

Знать: понятие «стресс»; стадии стресса; методы релаксации; уметь: применять методы релаксации

22 неделя

23

Чувствитель ность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности

1

Знать: типы темпераментов; уметь: объяснять проявление стрессоустойчивости в зависимости от типов высшей нервной деятельности

23 неделя

24

Биоритмы и причины их нарушения.

1

Знать: понятие «биоритмы», «биологические часы»; причины нарушений биоритмов; уметь: называть основные группы биоритмов.

24 неделя

25

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

1

Знать: значение фаз сна для организма; продолжительность сна в разные периоды жизни; правила гигиены сна; уметь: применять правила гигиены сна

25 неделя

26

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

1

знать: железы внутренней секреции, их функции; уметь: объяснять влияние эпифиза на организм человека.

26 неделя

27

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»

1

знать: основные понятия темы «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы»: «утомление», «звук», «шум», «вибрация», «стресс», «биоритмы», «биологические часы» уметь: отвечать на вопросы.

27 неделя

28

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

1

знать: строение женской и мужской репродуктивной системы; функции половых желез в организме; чем характеризуется период полового созревания; уметь: называть факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте

28 неделя

29

Проблемы взросления и культура здоровья

1

знать: этапы развития организма человека; к каким возможным последствиям ведет ранняя половая жизнь; причины естественного прерывания беременности; уметь: объяснять отрицательные последствия искусственных абортов

29 неделя

30

Факторы риска внутриутробного развития.

1

Знать: понятие «внутриутробное развитие»; факторы риска внутриутробного развития; уметь: приводить примеры факторов риска.

30 неделя

31

Гендерные роли.

1

Знать: роль и место мужчины и женщины в обществе; уметь: перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин

31 неделя

32

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

1

знать: способы заражения венерическими заболеваниями; какие действия необходимо предпринять при подозрении на возникновение венерических болезней; уметь: давать характеристику группам заболеваний, передающимся половым путем

32 неделя

33

Ответственное поведение как социальный фактор

1

знать: чем опасны ранние сексуальные отношения; уметь: правильно вести себя в сложных ситуациях

33неделя

34

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье»

1

знать: основные понятия: «половые железы», «половые гормоны», «внутриутробное развитие»; уметь: отвечать на вопросы

34 неделя

35

Повторение

1

35 неделя


3.Требования к уровню подготовки учащихся.

 В результате изучения дисциплины учащийся должен знать:

 • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

• влияние климатических факторов на здоровье;

• влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; • последствия вредных привычек;

• факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров; • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

• причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

• правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

• основные принципы лекарственной помощи;

 • факторы здоровья и факторы риска болезни; уметь:

 • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

 • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно- двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

• давать оценку диетам;

• перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

 • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

• находить значение указанных терминов в справочной литературе;

 • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

 • следовать правилам безопасности при проведении практических работ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• выполнения основных видов физических упражнений;

• применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

• предупреждения переутомления;

• оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

• уходе за больными.

                                              4.Список литературы:

 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2014.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с. 2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2012

3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

 4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

 6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и родителей

 7.Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

 8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

 9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

10.Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

 12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988. 16.Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17.Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.