Урок в 8 классе по теме: "Роль кожи в терморегуляции организма"

Шоботкина Эржена Баторовна

МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С.Анищенко».

                                                              Шоботкина Эржена Баторовна - учитель биологии

Урок на тему в 8 классе: «Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.                        Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Тип урока: изучение нового материала.  Вид урока - проблемныый урок.

Цель урока: Сформировать понятия «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция -  саморегулирующийся процесс, «закаливание организма», способствовать формированию умений оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах.

Задачи урока: Образовательные:

1.Обобщить знания о защите млекопитающих от перегревания и охлаждения.

2.Познакомить с условиями сохранения постоянной  температуры тела человека способами  терморегуляции, ее рефлекторными механизмами

3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры врачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики

4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Развивающие:   1. Продолжить формирование умений:

·       Связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно - следственные связи в процессе термрегуляции;

·       Выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий;

·       Формулировать выводы;

·       Применять знания в новой ситуации;

·       Осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;

2. Продолжить развитие психических познавательных процессов;

·       Мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

·       Памяти, всех видов внимания

·       Воспиятия различных видов информации;

Воспитательные: 1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.

2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.

3. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процессе поиска информации при работе с дополнительной литературой, интерентом.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку.

Этапы урока

                             Содержание урока

Слайд 1

I.Организационный

Задачи: подготовка учащихся к работе на уроке. (1 мин)

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация  внимания учащихся.

   Здравствуйте, ребята! Я надеюсь на нашу плодотворную работу вместе на сегодняшнем уроке. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Кожа человека». И для начала я вам предлагаю небольшую разминку.

 

II. Актуализация знаний и умений учащихся ( 3 мин)

Задачи: 1.Совершенствование

умений сравнивать разных животных по выбранному признаку)

2. Применение знаний о различной температуре тела животных в новой учебной ситуации

Среди хаоса букв в прмоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. Подсказка: из курса зоологии вспомните: на какие группы делятся животные по отношению к теплу?

На основании, какого признака вы исключили это животное?

Предпологаемый ответ учащихся: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний - заяц (теплокровное животное, остальные - холоднокровные).

Молодцы! Помните изученный материал.

Слайд 2

Подведение итогов данного этапа урока.

Да, действительно, тепло - форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов.

. Как вы думаете, к какой группе относится человек? Какова нормальная температура тела человека?

 

III. Постановка    темы, цели и задач урока.

Задачи:

1.Сообщение темы, цели и задач.

2. Объяснение практической значимости изучения нового материала.

3. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Постановка проблемы:

Вспомните, ребята, когда температура человека становится выше?

Как вы думаете, какова роль кожи в сохранении и поддержании нормальной температуры тела человека?

Так, вот, сегодня на уроке мы должны найти ответ на этот вопрос.

Запишем число и тему урока:

Слайд 3

IV. Формирование новых знаний и умений.

Задачи:

1. Сформировать понятие терморегуляция.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе терморегуляции

3. Раскрыть механизмы термрегуляции

4. Развитие умений применять новые понятия к уже известным процессам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлексия Подведение итогов урока.

Задачи: анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание .

Задачи:

1. Сообщить учащимся домашнее задание

2. Разъяснить методику выполнения.

 

Давайте попробуем разобраться, как поддерживается постоянная температура 36,6 С в организме людей?

 И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? А, вот, интересно, почему наша температура тела остается постоянной? В организме человека происходят какие- то процессы.

Сейчас мы попробуем объяснить механизм образования и отдачи тепла. Поработаем со схемой.

Задание №1. Проанализируйте и объясните схему.

Беседа по схеме. Перед вами таблица. Когда принимаете горячую пищу в организме становится тепло. А еще когда?

Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.

Задание №2. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными соудами». Валеологическая пауза (музыка)

Задание №3. А еще, какие условия благоприятвуют теплорегуляции? Правильно подобранная одежда по сезонам года в зависимости от температуры окружающей среды и по качеству.

Проведем простой опыт: возьмите стеклянные палочки, окуните их в воду и прикосните их к к коже руки, что вы почувствовали?

 Задание №4 Проблемная ситуация из повседневной жизни.

Летом в солнечный день  Маша долго играла с подругами на пляже. Когда она вернулась домой, то у нее  поднялась температура, почувствовала головную боль и сильно хотела пить. Бабушка  подумала, что внучка простудилась, напоила чаем, укутала в одеяло. Но Маше не становилось лучше. Врач, прибывший по вызову почему- то наругал бабушку за ее действия. Как вы думаете, почему?

 - Что произошло с девочкой? (получила солнечный удар)

- в чем была не права бабушка? (неправильно оказала первую помощь)

- Какие меры надо предпринимать при тепловом и солнечном ударах?

Вывод: Повышение температуры тела зависит от температуры окружающей среды, и мы должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

 

А сейчас, ребята, поработаем в группах и решим биологические задачи. 1 группа: Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе? Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расшерены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит сосуды кожи, в которыхможет вместиться 30% всей крови организма.

2 группа:

Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобов). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции (вода испаряется, тело охлаждается). Озноб- это сокращения мышц. При сокращении мышц сужаются сосуды, нагнетается температура. Это защитное совйство организма бороться с инфекцией.

Вывод: Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе.

А, теперь решаем тест индивидуально, состоящий ииз 6 вопросов. Критерии оценивания: 6 баллов- «5»,

5 баллов-«4»,  4- 3 балла- «3», 1-0 баллов- «2».

Давайте разберем с вами проблемный вопрос:

Задание №6. Почему некоторые люди, находясь на улице при низкой температуре, быстро замерзают и простуживаются, а другие долгое время находятся на холоде и не болеют?

Да, действительно закаливание является одним из способов укрепления и сохранения здоровья.

 Каков девиз закаливания?  Девиз: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

На выбор комментировать домашнее  задание.

Стр. 168-170 учебника, отвечить на вопросы 1-4 устно

- Составить памятку «Правила закаливанияя из 5 пунктов»

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1 слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

Слайд11

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_cx.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Могойтинская СОШ имени В.С.Анищенко».

                                                              Шоботкина Эржена Баторовна - учитель биологии

Урок на тему в 8 классе: «Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание.                        Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе».

Тип урока: изучение нового материала.  Вид урока - проблемныый урок.

Цель урока: Сформировать понятия «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция -  саморегулирующийся процесс, «закаливание организма», способствовать формированию умений оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах.

Задачи урока: Образовательные: 

1.Обобщить знания о защите млекопитающих от перегревания и охлаждения.

2.Познакомить с условиями сохранения постоянной  температуры тела человека способами  терморегуляции, ее рефлекторными механизмами

3. Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры врачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики

4. Сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Развивающие:   1. Продолжить формирование умений:

  • Связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно - следственные связи в процессе термрегуляции;
  • Выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий;
  • Формулировать выводы;
  • Применять знания в новой ситуации;
  • Осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;

2. Продолжить развитие психических познавательных процессов;

  • Мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
  • Памяти, всех видов внимания
  • Воспиятия различных видов информации;

Воспитательные: 1. Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.

2. Развивать чувство уважения к чужому мнению.

3. Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процессе поиска информации при работе с дополнительной литературой, интерентом.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку.

Этапы урока

                             Содержание урока

Слайд 1

I.Организационный

Задачи: подготовка учащихся к работе на уроке. (1 мин)

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация  внимания учащихся.

   Здравствуйте, ребята! Я надеюсь на нашу плодотворную работу вместе на сегодняшнем уроке. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Кожа человека». И для начала я вам предлагаю небольшую разминку.

II. Актуализация знаний и умений учащихся ( 3 мин)

Задачи: 1.Совершенствование

умений сравнивать разных животных по выбранному признаку)

2. Применение знаний о различной температуре тела животных в новой учебной ситуации

Среди хаоса букв в прмоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. Подсказка: из курса зоологии вспомните: на какие группы делятся животные по отношению к теплу?

На основании, какого признака вы исключили это животное?

Предпологаемый ответ учащихся: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний - заяц (теплокровное животное, остальные - холоднокровные).

Молодцы! Помните изученный материал.

Слайд 2

Подведение итогов данного этапа урока.

Да, действительно, тепло - форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов.

. Как вы думаете, к какой группе относится человек? Какова нормальная температура тела человека?

III. Постановка    темы, цели и задач урока.

Задачи:

1.Сообщение темы, цели и задач.

2. Объяснение практической значимости изучения нового материала.

3. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Постановка проблемы:

Вспомните, ребята, когда температура человека становится выше?

Как вы думаете, какова роль кожи в сохранении и поддержании нормальной температуры тела человека?

Так, вот, сегодня на уроке мы должны найти ответ на этот вопрос.

Запишем число и тему урока:

Слайд 3

IV. Формирование новых знаний и умений.

Задачи:

1. Сформировать понятие терморегуляция.

2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе терморегуляции

3. Раскрыть механизмы термрегуляции

4. Развитие умений применять новые понятия к уже известным процессам.

V. Рефлексия Подведение итогов урока.

Задачи: анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.

VI. Домашнее задание .

Задачи:

1. Сообщить учащимся домашнее задание

2. Разъяснить методику выполнения.

Давайте попробуем разобраться, как поддерживается постоянная температура 36,6 С в организме людей?

 И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? А, вот, интересно, почему наша температура тела остается постоянной? В организме человека происходят какие- то процессы.

Сейчас мы попробуем объяснить механизм образования и отдачи тепла. Поработаем со схемой.

Задание №1. Проанализируйте и объясните схему.

Беседа по схеме. Перед вами таблица. Когда принимаете горячую пищу в организме становится тепло. А еще когда?

Для этого я вам предлагаю заполнить таблицу.

Задание №2. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными соудами». Валеологическая пауза (музыка)

Задание №3. А еще, какие условия благоприятвуют теплорегуляции? Правильно подобранная одежда по сезонам года в зависимости от температуры окружающей среды и по качеству.

Проведем простой опыт: возьмите стеклянные палочки, окуните их в воду и прикосните их к к коже руки, что вы почувствовали?

 Задание №4 Проблемная ситуация из повседневной жизни.

Летом в солнечный день  Маша долго играла с подругами на пляже. Когда она вернулась домой, то у нее  поднялась температура, почувствовала головную боль и сильно хотела пить. Бабушка  подумала, что внучка простудилась, напоила чаем, укутала в одеяло. Но Маше не становилось лучше. Врач, прибывший по вызову почему- то наругал бабушку за ее действия. Как вы думаете, почему?

 - Что произошло с девочкой? (получила солнечный удар)

- в чем была не права бабушка? (неправильно оказала первую помощь)

- Какие меры надо предпринимать при тепловом и солнечном ударах?

Вывод: Повышение температуры тела зависит от температуры окружающей среды, и мы должны знать правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

А сейчас, ребята, поработаем в группах и решим биологические задачи. 1 группа: Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный быстрее замерзнет на морозе? Теплая кровь нагревает кожу. Благодаря тепловым рецепторам возникает чувство тепла. Сосуды глубоких слоев кожи расшерены и человек теряет последнее тепло. Расширение или сужение сосудов создает ощущение тепла. Отдача избытка тепла происходит сосуды кожи, в которыхможет вместиться 30% всей крови организма.

2 группа:

Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобов). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции (вода испаряется, тело охлаждается). Озноб- это сокращения мышц. При сокращении мышц сужаются сосуды, нагнетается температура. Это защитное совйство организма бороться с инфекцией.

Вывод: Таким образом, теплорегуляция происходит благодаря сосудам кожи, потовым железам, нервной системе.

А, теперь решаем тест индивидуально, состоящий ииз 6 вопросов. Критерии оценивания: 6 баллов- «5»,

5 баллов-«4»,  4- 3 балла- «3», 1-0 баллов- «2».

Давайте разберем с вами проблемный вопрос:

Задание №6. Почему некоторые люди, находясь на улице при низкой температуре, быстро замерзают и простуживаются, а другие долгое время находятся на холоде и не болеют?

Да, действительно закаливание является одним из способов укрепления и сохранения здоровья.

 Каков девиз закаливания?  Девиз: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

На выбор комментировать домашнее  задание.

Стр. 168-170 учебника, отвечить на вопросы 1-4 устно

- Составить памятку «Правила закаливанияя из 5 пунктов»

Карточка №1 слайд 4

Карточка №2

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд11