Конспект урока по теме "Размножение и развитие организма" 9 класс

Шоботкина Эржена Баторовна

Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс:

Задачи: закрепить знания о роли размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов.

Урок: закрепление знаний.

Ход урока.

1. Учитель говорит притчу.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….

Что ответил философ?

(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).

«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.

Учитель говорит о задачах урока.

2. Аукцион биологических терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Каждый из учащихся должен называть по одному биологическому термину по теме.

Тот учащийся, кто последним называет термин, имеет право первым участвовать в следующем задании.

(Все правильные ответы первого задания и всех последующих заданий  учащихся заносятся в оценочный лист).

Учитель вывешивает на доске биологические термины по теме.

3. Задание : устно дать определение биологическим терминам (словарная работа).

4.Учитель вывешивает на доску схему « Схема основных стадий мейоза».

 

Задание 1. Прикрепить к схеме карточки с названиями делений  и  стадий мейоза, наименований клеток. Карточки:

Первое деление мейоза, второе деление мейоза, диплоидная клетка, гаплоидная клетка, метафаза 1, метафаза 2, телофаза 1, телофаза 2, интерфаза, профаза1, профаза 2, анафаза 1, анафаза 2.

Задание 2:

Ученикам раздаются карточки с текстом какой-либо стадии мейоза.

Учащиеся по очереди должны прочитать текст и с помощью магнита прикрепить к схеме.

Карточки.

Хромосомы в виде длинных тонких хроматиновых нитей, которые затем удваиваются. Центриоли тоже удваиваются.

Удвоившиеся хромосомы ( униваленты) постепенно спирализуются. Происходит конъюгация гомологичных хромосом. В результате перекручивания хромосом образуются Х – образные фигуры или хиазмы. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.

Объединенные пары удвоенных хромосом, или биваленты, выстраиваются в экваториальной плоскости. Центромеры гомологичных хромосом, соединяющие сестринские хроматиды в униваленты, обращены к противоположным полюсам клетки.

Удвоенные хромосомы ( по одной из каждой гомологичной пары) расходятся к противоположным полюсам.

Происходит спирализация хромосом, формируется ядерная оболочка. Клетка делится на две дочерние. Образовавшиеся ядра различаются составом материнских и отцовских хромосом, так как содержат одинарный набор хромосом. Но, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид и содержит удвоенное количество ДНК. Во время очень короткой интерфазы между первым и вторым делением редупликация ДНК не происходит.

В обеих клетках удвоенные хромосомы спирализуются. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.

В обеих клетках хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид каждая, выстраиваются в экваториальной плоскости.

В обеих клетках сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.

Формируется оболочка новых ядер, деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко. Происходит разделение обеих клеток на две дочерние. В результате образуется четыре гаплоидные клетки, не идентичные ни материнской клетке, ни друг другу.

5. Опрос учащихся по вопросам:

·         Что такое онтогенез? На какие стадии делится?

·         Перечислите этапы эмбриогенеза, дайте характеристику одному этапу.

·         Из каких зародышевых листков образуются:

а) нервная система;

б) дыхательная система;

в) кровеносная система;

г) пищеварительная система;

д) опорно-двигательная система.

  1. Тестирование по теме: «Размножение и развитие организмов». (10 мин.)

1 вариант

1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:

        1 – метафазой;   2 – анафазой;  3 – профазой;  4 – телофазой.

2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:

       1 – споры;       2 – яйцеклетки;   3 – сперматозоиды;   4 – спермии.

3. Процесс образования женских половых клеток называется:

          1 – митозом;    2 – амитозом;   3 – сперматогенезом;   4 – овогенезом.

4. Вегетативное размножение – способ размножения:

          1 – полового;    2 – бесполого;  3 – спорового;   4 – партеногенезом.

5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:

         1 – мейоз;  2 – митоз;  3 – амитоз;   4 – партеногенез.

6. Запасающая ткань эндосперм семени цветковых имеет набор хромосом:

        1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

7. Почкование – пример размножения:

        1 – бесполого;  2 – полового;  3 – спорового;  4 – вегетативного.

8. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:

        1 – бластопором;   2 – бластулой;   3 – нейрулой;   4 – гаструлой.

2 вариант.

1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:

1.      – 2 с диплоидным набором хромосом;  2) – 4 с диплоидным набором хромосом; 3)-4 с гаплоидным набором хромосом;  4) – 2 с гаплоидным набором хромосом.

      2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:

           1 профазы;  2 – анафазы;  3 – метафазы;  4 – телофазы;

3. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из:

1 – мейоза и интерфазы;  2 – митоза и мейоза;  3 – митоза и интерфазы;  4 – редукционного деления и интерфазы.

      4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:

            1 – профазой;  2 – телофазой;  3 – анафазой;  4 – интерфазой.

      5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:

            1 – митозом;  2 – амитозом;  3 – сперматогенезом;  4 – овогенезом.

       6. Запасающая ткань эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:

             1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

  1. Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:

1 – хордой;  2 – мезодермой;  3 – эктодермой;  4 – энтодермой.

      8. Споры имеют набор хромосом:

             1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

     

  1. Анализ тестирования (Ответы 1 варианта: 1-1, 2-2, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-1, 8-2. Ответы 2 варианта: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3).
  2. Подведение итогов урока по оценочному листу.

Домашнее задание.

Повторить значение понятий: генетика, наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы.

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 класс:

Задачи: закрепить знания о роли размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов.

Урок: закрепление знаний.

Ход урока.

1. Учитель говорит притчу.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….

Что ответил философ?

(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).

«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.

Учитель говорит о задачах урока.

2. Аукцион биологических терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Каждый из учащихся должен называть по одному биологическому термину по теме.

Тот учащийся, кто последним называет термин, имеет право первым участвовать в следующем задании.

(Все правильные ответы первого задания и всех последующих заданий  учащихся заносятся в оценочный лист).

Учитель вывешивает на доске биологические термины по теме.

3. Задание : устно дать определение биологическим терминам (словарная работа).

4.Учитель вывешивает на доску схему « Схема основных стадий мейоза».

 

Задание 1. Прикрепить к схеме карточки с названиями делений  и  стадий мейоза, наименований клеток. Карточки:

Первое деление мейоза, второе деление мейоза, диплоидная клетка, гаплоидная клетка, метафаза 1, метафаза 2, телофаза 1, телофаза 2, интерфаза, профаза1, профаза 2, анафаза 1, анафаза 2.

Задание 2:

Ученикам раздаются карточки с текстом какой-либо стадии мейоза.

Учащиеся по очереди должны прочитать текст и с помощью магнита прикрепить к схеме.

Карточки.

Хромосомы в виде длинных тонких хроматиновых нитей, которые затем удваиваются. Центриоли тоже удваиваются.

Удвоившиеся хромосомы ( униваленты) постепенно спирализуются. Происходит конъюгация гомологичных хромосом. В результате перекручивания хромосом образуются Х – образные фигуры или хиазмы. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.

Объединенные пары удвоенных хромосом, или биваленты, выстраиваются в экваториальной плоскости. Центромеры гомологичных хромосом, соединяющие сестринские хроматиды в униваленты, обращены к противоположным полюсам клетки.

Удвоенные хромосомы ( по одной из каждой гомологичной пары) расходятся к противоположным полюсам.

Происходит спирализация хромосом, формируется ядерная оболочка. Клетка делится на две дочерние. Образовавшиеся ядра различаются составом материнских и отцовских хромосом, так как содержат одинарный набор хромосом. Но, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид и содержит удвоенное количество ДНК. Во время очень короткой интерфазы между первым и вторым делением редупликация ДНК не происходит.

В обеих клетках удвоенные хромосомы спирализуются. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.

В обеих клетках хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид каждая, выстраиваются в экваториальной плоскости.

В обеих клетках сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.

Формируется оболочка новых ядер, деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко. Происходит разделение обеих клеток на две дочерние. В результате образуется четыре гаплоидные клетки, не идентичные ни материнской клетке, ни друг другу.

5. Опрос учащихся по вопросам:

  • Что такое онтогенез? На какие стадии делится?
  • Перечислите этапы эмбриогенеза, дайте характеристику одному этапу.
  • Из каких зародышевых листков образуются:

а) нервная система;

б) дыхательная система;

в) кровеносная система;

г) пищеварительная система;

д) опорно-двигательная система.

  1. Тестирование по теме: «Размножение и развитие организмов». (10 мин.)

1 вариант

1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:

        1 – метафазой;   2 – анафазой;  3 – профазой;  4 – телофазой.

2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:

       1 – споры;       2 – яйцеклетки;   3 – сперматозоиды;   4 – спермии.

3. Процесс образования женских половых клеток называется:

          1 – митозом;    2 – амитозом;   3 – сперматогенезом;   4 – овогенезом.

4. Вегетативное размножение – способ размножения:

          1 – полового;    2 – бесполого;  3 – спорового;   4 – партеногенезом.

5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:

         1 – мейоз;  2 – митоз;  3 – амитоз;   4 – партеногенез.

6. Запасающая ткань эндосперм семени цветковых имеет набор хромосом:

        1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

7. Почкование – пример размножения:

        1 – бесполого;  2 – полового;  3 – спорового;  4 – вегетативного.

8. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:

        1 – бластопором;   2 – бластулой;   3 – нейрулой;   4 – гаструлой.

2 вариант.

1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:

  1. – 2 с диплоидным набором хромосом;  2) – 4 с диплоидным набором хромосом; 3)-4 с гаплоидным набором хромосом;  4) – 2 с гаплоидным набором хромосом.

      2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:

           1 профазы;  2 – анафазы;  3 – метафазы;  4 – телофазы;

3. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из:

1 – мейоза и интерфазы;  2 – митоза и мейоза;  3 – митоза и интерфазы;  4 – редукционного деления и интерфазы.

      4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:

            1 – профазой;  2 – телофазой;  3 – анафазой;  4 – интерфазой.

      5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:

            1 – митозом;  2 – амитозом;  3 – сперматогенезом;  4 – овогенезом.

       6. Запасающая ткань эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:

             1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

  1. Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:

1 – хордой;  2 – мезодермой;  3 – эктодермой;  4 – энтодермой.

      8. Споры имеют набор хромосом:

             1 – тетраплоидный;  2 – гаплоидный;  3 – диплоидный;  4 – триплоидный.

     

  1. Анализ тестирования (Ответы 1 варианта: 1-1, 2-2, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-1, 8-2. Ответы 2 варианта: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3).
  1. Подведение итогов урока по оценочному листу.

Домашнее задание.

Повторить значение понятий: генетика, наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы.