Влияние природы на духовное развитие ребёнка

Дубровина Марина Валерьевна

     Природная среда была, есть и будет неизменным партнером человека в их повседневной жизни. Мы черпаем из ящика природы все наши богатства. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которой не подвластны время, мода...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_prirody_na_duhovnoe_razvitie_rebyonka.docx287.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Влияние природы на духовное развитие ребёнка.

http://www.kemfil.ru/uploads/full_22cf945893646c0a.jpg

     Природная среда была, есть и будет неизменным партнером человека в их повседневной жизни. Мы черпаем из ящика природы все наши богатства. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которой не подвластны время, мода...

   Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.

       Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

     Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

    В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

     Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дети начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

     В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспримется ими ярче, полнее, если родители предложат послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, научат определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дети получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

   Многогранный мир природы пробуждает у ребенка интерес, вызывает удивление. Пытливость, любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому родители, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно учите правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивайте умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь станет более богатой, содержательной, связной.     

      Во время прогулок покажите детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомьте ребят с лекарственными травами, расскажите, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать – и - мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно будут относиться к растениям, даже широко распространенным.

     Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

     Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

     Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического воспитания способствует формированию действенной любви к природе.

http://wcu-network.org.ua/public/upload/images/orig/1_1453966334.jpeg