ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Сыстерова Виктория Олеговна

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

 Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста:

А. младшего (за счет проектной сущности игровой деятельности);

Б. подросткового (на волне потребности пробы своих сил);

В. юношеского (желанием самореализации).

 Г. для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped._sovete_06.11.13_g.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Педагогический совет школы от: 06.11.13

Сыстерова Виктория Олеговна

Учитель биологии, высшей

квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

В условиях динамичных изменений в системе образования становится необходимым применение инновационных проектных технологий в педагогической практике. Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. 

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

 Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста:

А. младшего (за счет проектной сущности игровой деятельности);

Б. подросткового (на волне потребности пробы своих сил);

В. юношеского (желанием самореализации).

 Г. для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.

Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования, но и от особенностей самих субъектов, и от того набора методов, которыми владеют сами  проектировщики.

Результатом проектирования является педагогический проект -  специфика которого зависит от следующих условий:

состояния среды,

особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта,

функциональных связей между элементами проекта,

возможностей его эффективного использования,

ожидаемых результатов.

Наша задача, то есть задача учителя в работе с детьми состоит в творческом развитии учеников, предоставлении учащимся максимальной самостоятельности, выявлении их потенциальных возможностей, стимулировании их поисковой и исследовательской активности. В рамках работы над проектом, мы должны научить детей самостоятельному достижению намеченной цели; выделению проблем; развить умение находить источники информации, проводить исследования, передавать и представлять полученные знания и опыт; сформировать навыки групповой работы. 

В связи с этим, в течении прошлых двух учебных годов,  разработана программа «Одаренные дети: Школа исследователя» (по естественно - научному направлению).

Цель программы: Выстроить   систему работы с интеллектуально одаренными  детьми, обеспечивающей их творческую и интеллектуальную активность в условиях развивающей образовательной среды   естественнонаучной направленности.

Задачи программы:

  • Выявить  интеллектуально одаренных детей, обучающихся в школе, ориентированных на  углубленное изучение предметов естественно - научного цикла;
  • разработать систему работы с интеллектуально одаренными детьми,  проявляющими интерес к предметам естественнонаучного цикла;
  • отобрать и использовать современные образовательные технологии в работе с интеллектуально одаренными детьми, обеспечивающие индивидуальный и деятельностный  подходы  в работе с одаренными учащимися на уроках естественно - научного цикла и во внеурочное время;
  • разработать дидактические и методические продукты для работы с интеллектуально одаренными обучающимися (программы, проекты, методические описания, методические издания  и др.);
  • провести мониторинг результативности реализации программы

Программа реализуется до 2017 года и в нее включены подпрограммы, которые обеспечивают ее комплексную реализацию:

  • Программа школьного эколого-краеведческого центра «ИРБИС». (отв. Сыстерова В.О.)
  • Программа «Наблюдай, исследуй, изучай» (5 – 6 класс); (отв. Балова С.Г.)
  • Программа «Краеведение без границ» (7 – 8  класс). (отв. Сыстерова А.О)
  • Программа «Памятники природы Кузбасса» (9  - 10 класс). (отв. Андреев П.Ю.)

  Хочу обратить Ваше внимание  на  ожидаемые результаты реализации программы:

Образовательные:

  1. Программно-методическое обеспечение индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.
  2. Развитие ученического исследования как возможность активизации позиции обучающихся в образовательном процессе и повышения качества образования.
  3. Активная деятельность одаренных детей по естественнонаучному направлению в рамках школьного НОУ.
  4. Увеличение числа учащихся участвующих в городских, областных всероссийских конкурсах, фестивалях, олимпиадах и достигающих высокие образовательные результаты.
  5. Личностный рост обучающихся и самоопределение, развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

Методические:

  1. Наличие специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ и проектов по подготовке детей к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям, акциям и т.д. по естественнонаучному направлению.
  2. Эффективные  формы оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся («Портфолио ученика», рейтинговая система оценки, мониторинг достижений).
  3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
  4. Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
  5. Диссеминация педагогического опыта по работе с одаренными детьми по естественнонаучному направлению.

Социальные:

  1. Создание творческой развивающей образовательной среды, благоприятной для развития творческой и интеллектуальной одаренности школьников.
  2. Создание благоприятных условий для самореализации личности  школьника, развития его одаренности и самоопределения.
  3. Организация содержательного досуга обучающихся.

                   В этом учебном году была продолжена работа по развитию интеллектуальных способностей.   Главная цель этой работы -  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

         Для этого учителя естественного научного цикла  стараются  использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и метод проектов, учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету.

        Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры, предметные олимпиады, викторины, конкурсы.

        В начале работы над Программой  был проведен анализ творческой, интеллектуальной и спортивной деятельности учащихся,  на основе  анализа началось создание банка данных одаренных детей, который постоянно пополняется.  

         Одним из способов реализации программы является работа Эколого-краеведческого центра «ИРБИС», кружка «Юный эколог» и участие в районных и муниципальных научно – практических конференциях.          Для работы  и подготовки обучающихся к участию в конференциях  организовываются тренинги и консультации, на которых  даются рекомендации  в помощь организации исследования и оформления работы.

         Работа ЭКЦ «ИРБИС», и других подпрограмм, не ограничивается только конференциями и олимпиадами муниципального, районного и  городского уровня.  В начале учебного года, мы получаем сводный план мероприятий от  Организаций дополнительного образования города: ГСЮН, МБНОУ «Гимназия № 48», МБОУ ДОД СЮТ № 2, МОУДОД «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской, «Областная  детская  эколого-биологическая  станция» (ГОУ ДОД ОДЭБС), экоцентр - заповедник  «Кузнецкий Алатау» г. Междуреченск и  по – возможности участвуем во всех мероприятиях естественно -научной направленности.  

        Для оптимальной и более быстрой работы  с  обучающимися был разработан сайт кабинета биологии нашей школы «Виртуальный кабинет биологии № 335»  vcabbio.jimdo.com.,  где выкладывается вся информация о подготовке к олимпиадам, конференциям, конкурсам и т.д.

        Но, несмотря на определенные успехи в реализации программы «Одаренные дети: Школа исследователя» перед педагогическим коллективом стоит еще немало проблем. Необходимо обратить внимание на более четкую систему работы с успешными и одаренными детьми, что даст возможность в стабильности результатов.

        Для этого необходимо руководителям предметных МО при планировании работы на новый учебный год обратить внимание на более четкое определение функций педагогов в подготовке к олимпиадам и выполнении исследовательских работ. Для усиления  значимости работы Школьного Научного Общества обязать каждого педагога принять участие в написании исследовательских работ разного уровня сложности и формы.