Использование информационных технологий в деятельности учителей естественнонаучного профиля

Аннотация: рассмотрена сущность информационных технологий.  В работе показаны способы применения информационных технологий на уроках биологии и химии.

 

Abs

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_informatsionnye_tehnologiya.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.3.016

Использование информационных технологий в деятельности учителей естественнонаучного профиля

The use of information technology in the activities of teachers of natural science profile

Г. Р. Айсына, Е. Г. Шаронова

G. R. Aisina, E. G. Sharonovа

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Чебоксары, Россия

Yakovlev Chuvach State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Аннотация: рассмотрена сущность информационных технологий.  В работе показаны способы применения информационных технологий на уроках биологии и химии.

Abstract: In this work we learned many types of information technology. This work is also about using multimedia presentations during biology lessons.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные презентации, технология обучения, инновация.
Keywords: information technology, multimedia presentations, teaching technology, innovation.

Одним из важных направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Многие авторы указывают на вероятность и даже стратегическую значимость применения информационных технологий в обучении биологии и химии, организуются конференции по проблемам компьютеризации и образования.

Не менее важно внедрение в обучение информационных технологий, в частности средств мультимедиа ( multimedia) – средства ПИТ, позволяющее в то же время использовать разные каналы обмена данными между ПК и окружающей средой, потому как мультимедиа дает возможность использовать в ходе изучения все каналы передачи данных, предельно включить все виды памяти. По данным Г. Л. Бордовского, И. Б. Горбуновой и  А. С. Кондратьева «...внимание во время работы с обучающей программой в основе мультимедиа, как правило, удваивается, благодаря этому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для   исследования определенного материала, в среднем равно 30%, а полученные знания сохраняются в памяти значительно дольше» [2].

Важность и своевременность формирования и введения программного обеспечения и технологии применения средств мультимедиа при обучении биологии определяют актуальность темы: "Использование информационных технологий в деятельности учителей естественнонаучного профиля".

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках биологии и химии.

Предмет исследования – информационные технологии в курсе биологии.

Цель исследования: изучить особенности использования информационных технологий в деятельности учителей естественнонаучного профиля.

Задачи исследования:

  1. Изучить научные и учебно-методические источники по теме исследования;
  2. Опытно-экспериментально проверить формы использования информационных технологий на уроках биологии и химии;
  3. Выявить условия, при которых использование информационных технологий будет более эффективным.

Гипотеза: использование информационных технологий на биологии и химии сделать учителя и школьника эффективным, если наиболее пути их реализации.  

Теоретическая значимость:  выявлены сущность информационных технологий в процессе и их воздействие на подаваемого материала.

Практическая значимость: в том, что выявленные эффективные пути использования информационных технологий на уроках биологии и химии быть студентами при активной педагогической практики, образовательных всех уровней.

Информационные технологии владеют признаками словесных (ученики слушают, преподаватель объясняет), демонстрационных (ученики наблюдают, преподаватель показывает) и практических (ученики работают, преподаватель управляет) способов сразу. А это означает, что их можно назвать комплексными. Среди комплексных способов обучения можно выделить мультимедийную лекцию и мультимедийную практическую работу, позволяющую выполнить лабораторную работу по предмету, также провести виртуальную экскурсию в природу.

Мультимедийная лекция может быть автоматизирована и сопровождаться ранее записанным дикторским текстом или может быть проведена в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа показывает по очереди кадры, которые даны в содержании лекции, определяет задание ученикам, ставит оценку их работе и т. п.

Мультимедийная практическая работа может быть проведена в компьютерном классе, где учащиеся сидят по одному, или по два за одним компьютером. Такие мультимедийные практические работы позволяют моделировать естественные условия, проводить биологические опыты, узнавать природные закономерности.

При проведении занятий с использованием информационных технологий, по сравнению с традиционными методами обучения, является многогранным: наглядно представляется любой материал, эффективнее осуществляется проверка знаний, используются различные организационные формы в работе учеников и разнообразные методические приемы в работе преподавателя.

Информационные анимационные работы формируют в сознании учеников целостную картину биологического процесса, интерактивные модели предоставляют вероятность самостоятельно «проектировать» процесс, исправлять ошибки и самообучаться [1].

Использование информационных технологий на уроке зависит от содержания данного урока, цели, задачи, которую ставит учитель по каждой конкретной теме. Тем не менее, практика позволяет отметить общие, не менее эффективные приемы применения таких пособий, среди которых можно отметить:

  1. При изучении новой темы. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда нужно показать динамику развития какого-нибудь процесса или явления.
  2. При устном закреплении новой темы.
  3. При письменной проверочной работе.
  4. Как дополнительная информация для углубления знаний.
  5. При проверке фронтальных самостоятельных работ.
  6. При решении вопросов обучающего характера.  Информационные технологии может способствовать выполнение рисунка, составить план решения и контролировать промежуточные и конечные итоги самостоятельной работы по этому плану.
  7. Как способ психологической разгрузки. Во время проведения дополнительных уроков или долгих консультаций перед экзаменами: можно включить видеозаставки опытов или мультфильмы. При этом у учащихся исчезает утомленность, возникает интерес, они ищут решения, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией.
  8. Как раздаточный дидактический материал, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя в дополнении с принтером и сканером – это мини типография учителя.

Экспериментальная часть нашей работы была построена именно на применении информационных технологий в курсе биологии.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Токаевская СОШ» Комсомольского района в 10-х классах: 10 «а»- экспериментальный, 10 «б»- контрольный.

При проведении уроков по темам: «Нуклеиновые кислоты», «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро», «Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы» в экспериментальном классе мы пользовались  информационными технологиями, а в контрольном классе были использованы только учебники, некоторые учебные таблицы и схемы.

После проведенных всех запланированных вышеуказанных уроков было осуществлено сравнение результатов тестирования в экспериментальном и контрольном классах. Анализ показал, что в экспериментальном классе учащиеся лучше усвоили пройденный материал. Количество оценок «4» и «5» в экспериментальном классе выше над показателями контрольного класса примерно на 30%, а количество оценок «3»оказалось ниже на 39%.

 Преимущество использования информационных технологий хорошо осознают сами учащиеся. Они утвердительно говорят, что использование информационных технологий ускоряет скорость проведения уроков, повышает наглядность обучения, делает уроки более привлекательными и разнообразными.

Таким образом, из проведенного эксперимента мы можем сделать следующий вывод, что использование информационных технологий на уроках биологии и химии эффективно в том случае, если:

 - на уроке обсуждается возникшая проблема со всех сторон, и учитываются жизненные ситуации или житейский опыт;

      - соблюдается системность, последовательность использования информационных технологий в учебном процессе;

 - информационные технологии используются на разных этапах обучения: на этапе объяснения нового материала, на этапе закрепления, на этапе контроля знаний;

 - сами учащиеся участвуют в подготовке информационных технологий, например мультимедийных презентаций, так как они при этом полностью осмысливают подготовленный материал, у них при выступлении развивается речь, логическое и образное мышление, память. Учащиеся учатся конкретизировать, выделять главное, устанавливать логическое связи,  у них повышается качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Глазунова, Л. А.   Технология создания учащимися тематических мультимедийных презентаций на уроках биологии / Л. А. Глазунова // Биология в школе. – 2012. – № 8. – С. 23-28.
  2. Гуненкова, Е. В. Для чего на уроке компьютер? / Е. В. Гуненкова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №7. – С. 37-39.