РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

         Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена

разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности 44.02.01  Дошкольное образование

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.03_vozrastnaya_anatomiya_fiziologiya_i_gigiena.docx65.65 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 240-р от 29.05.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 03

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

для специальности

44.02.01  Дошкольное образование

Покачи

2018

         Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена

разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности 44.02.01  Дошкольное образование

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 6 от 11. 05. 2018г.  

                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  15


1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

1.1  Область применения рабочей программы

       Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл .

1.3   Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Профессиональные компетенции по специальности:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Результаты освоения учебной дисциплины

Уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

Знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции  систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатома -  физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации;

1.4  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

 самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     практические занятия

29

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

    Подготовка докладов и презентаций

    Составление терминологического словаря

    Конспектирование текста

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1.

Задачи, история развития анатомии, физиологии и гигиены

1

2

Раздел  1. Основные этапы развития человека

Тема 1.1.

Онтогенез

Содержание учебного материала

2.

Онтогенез, периоды онтогенеза, их характеристика.

1

2

3

Практические занятия

Рост и развитие организма. Характеристика различных периодов эмбриогенеза.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнить таблицы «Половые различия мужчин и женщин», «Характеристика периодов онтогенеза»

2

Раздел 2.

Анатомия и физиология человека

Тема 2.1. Опорно-двигательный аппарат

Содержание учебного материала

4.

Практические занятия

Скелет, его функции, строение скелета: позвоночный столб, грудная клетка, череп, скелет верхней и нижней конечностей

1

2

5.

Анатомия соединения костей. Непрерывное соединение, симфизы, суставы, классификация суставов.

1

2

6.

Возрастные изменения костей и их соединений.

1

2

7.

Практические занятия

Возрастные особенности костей

1

3

8.

Мышечная система: строение и  функции скелетных мышц.

1

2

9.

Работа и сила мышц, мышечный тонус, утомление мышц.

1

2

10.

Фасции частей тела: головы, шеи, верхней и нижней конечностей,

1

2

11.

Мышцы туловища ,  диафрагма.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Зарисовать скелет человека и обозначить кости.

Зарисовать различные виды суставов.

Зарисовать и обозначить мышцы туловища, головы, шеи, конечностей.

Тема 2.2.

Учение о внутренностях

Содержание учебного материала

12.

Пищеварительная система. Строение. Функции.

1

2

13.

Практические занятия

Топографическое расположение органов пищеварения.

1

14.

Возрастные особенности органов пищеварения.

1

2

15.

Практические занятия

Возрастные особенности органов пищеварения.

1

16.

Пищеварение,  питательные вещества.

1

2

17.

Система органов дыхания, строение  воздухоносных  путей.

1

2

18.

Практические занятия

Топографическое расположение органов дыхания.

1

19.

Практические занятия

Возрастные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы.

1

2

20.

Дыхание. Механизм вдоха и выдоха, газообмен в легких, транспорт газов кровью.

1

2

21.

Мочевыделительная система, строение , функции.

1

2

22.

Практические занятия

Топографическое расположение органов мочевыделения.

1

3

23.

Практические занятия

Механизм образования и выведения мочи.

1

2

24.

Процесс образования мочи в почках, выведение мочи из почек.

1

25.

Внутренние и наружные мужские и женские  половые органы

1

2

26.

Возрастные особенности мужских и женских половых органов.

1

27.

Сперматогенез и овогенез..

1

2

28.

Органы кроветворения и иммунной системы,

1

2

29

Практические занятия

Возрастные особенности органов  кроветворения и иммунной системы.

1

30.

Лимфатическая система, её функции и строение.

1

2

31.

Эндокринные железы, гормоны, классификация .

1

2

32.

Практические занятия

Строение и  возрастные особенности желез внутренней секреции

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Зарисовать и обозначить органы пищеварительной системы.

Сделать презентацию «Система органов дыхания. Дыхание».

Доклад «Химический состав мочи».

Создать видеофильм «Факторы, влияющие на спермиогенез».

Заполнить таблицу «Действие гормонов».

Тема 2.3.

Учение о сосудах

Содержание учебного материала

33.

Сердце, его строение и расположение, перикард, возрастные особенности сердца, перикарда.

1

2

34.

Практические занятия

Топографическое расположение сердца.

1

3

35.

Кровеносные сосуды, большой и малый круги кровообращения,   возрастные особенности кровеносных сосудов.

1

2

36.

Практические занятия

Топографическое расположение крупных кровеносных сосудов.

1

3

37.

Работа сердца, автоматизм сердца.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Зарисовать и обозначить кровеносные сосуды тела человека.

Создать презентацию «Работа сердца».

Тема 2.4.

Нервная система

Содержание учебного материала

38.

Нервная система, ее строение и функции.  Центральная нервная система.

1

2

39.

Практические занятия

Возрастные особенности центральной нервной системы.

1

40.

Периферическая нервная система.

1

2

41.

Практические занятия

Возрастные особенности периферической нервной системы.

1

3

42

Практические занятия

Высшая нервная деятельность. Типы нервной системы и их характеристика.

1

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат «Центральная нервная система»

Тема 2.5. Органы чувств.

Содержание учебного материала

43.

Орган зрения. Орган слуха и равновесия. Строение и функции.

1

2

44.

Практические занятия

 Возрастные особенности органа зрения,   органа слуха и равновесия.

1

3

45.

Органы вкуса и обоняния, строение и функции.

1

2

46.

Практические занятия

Кожа и ее производные, строение и функции.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Зарисовать и обозначить части органа зрения.

Реферат «Орган вкуса и обоняния».

Раздел 3.

Основы гигиены детей

Тема 3.1. Формирование здоровья детской популяции

Содержание учебного материала

47.

Практические занятия

Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

1

2

48.

Основы профилактики инфекционных заболеваний.

1

2

49

Практические занятия

Проведение под руководством медицинского работника мероприятий по профилактике заболеваний детей.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации «Основные инфекционные болезни детей»

Тема 3.2. Гигиена образовательной деятельности детей

Содержание учебного материала

50.

Гигиенические требования к образовательному процессу.

1

2

51.

Практические занятия

Обеспечение  соблюдения гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

1

3

52.

Особенности развития утомления у детей.

1

53.

Практические занятия

Режим дня, гигиенические основы построения режима дня детей.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить режим дня детей различного возраста.

Тема 3.3. Гигиена питания детей

Содержание учебного материала

54.

Практические занятия

Гигиенические принципы режима и организации питания детей  организованных детских коллективов.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить меню на неделю для детей дошкольного возраста.

2

Тема 3.4. Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей

Содержание учебного материала

2

55.

Практические занятия

Гигиенические принципы организации физического воспитания детей.

1

2

56.

Закаливание, его физиологическая сущность, основные принципы закаливания.

1

2

57.

Факторы, влияющие на физическое воспитание детей

1

58.

Практические занятия

Умение оценивать факторы внешней среды ,влияющие на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Поиск информации в сети Интернет по теме «Факторы, влияющие на физическое воспитание детей»

Тема 3.5.Гигиена среды обитания, воспитания и обучения детей

Содержание учебного материала

6

58.

Практические занятия

Гигиенические требования к предметам детского обихода: детской одежде, обуви.

1

2

59

Практические занятия

Гигиенические требования к предметам детского обихода: игрушкам, детским книгам, учебным пособиям.

1

3

61.

Практические занятия

Гигиенические требования эксплуатации детских учреждений: воздушно-тепловой режим.  

1

3

62.

Практические занятия

Гигиенические требования эксплуатации детских учреждений: освещение, водный режим.

1

3

63.

Санитарно – эпидемиологическое благополучие дошкольных

  образовательных организаций .

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации «Физиологические основы правильного положения тела при различных видах занятий».

Оформление альбома.

4

Итоговый зачет

64.

Дифференцированный зачет

1

3

Всего:96ч.

64

96

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

                

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий
  • принтер;
  • микроскоп для работы студентов.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,
  • оборудование для лабораторных работ

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Для преподавателей

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2015.
  2. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Издательско-полиграфический центр Воронежского  государственного университета, 2013
  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2015.
  4. Назарова Е.Н. Н192 Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.

Для обучающихся

  1. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015

Дополнительные источники

Для преподавателей

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: Вако, 2013.

2. Смирнов В. М. Будилина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2015.

3. Смирнов В.Н. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. – М.: Академия, 2007.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2013

Дляобучающихся

  1. Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.-М.: Издательство «Академия»,2015

Интернет-ресурсы

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=742

2. www.referat.business-top.info/anatomy/

3. bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/00_afg.html

4. www.medical-enc.ru/uroki/

3.3. Используемые образовательные технологии

         С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

Оценка выполнения практической работы

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

Решение и анализ проблемных ситуаций.

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

Решение стандартных и нестандартных ситуаций на занятиях

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

Оценка выполнения практической работы

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников

Оценка выполнения практической работы.

Отчёт выполнения самостоятельной работы.

Знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

Письменный опрос

основные закономерности роста и развития организма человека;

строение и функции систем органов здорового человека;

Тестирование

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

Устный опрос

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

Письменный опрос

основы гигиены детей; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

Тестирование

основы профилактики инфекционных заболеваний;

Устный опрос

гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации

Решение и анализ проблемных ситуаций