РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 Естествознание для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.10_estestvoznanie.docx103.91 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 240-р от 29.05.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10

 Естествознание

для специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Покачи

2018

                Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание  разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

   

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 4 от 25. 05. 2018г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 21. 05. 2018г.  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

1.1  Область применения программы

     Рабочая  программа учебной дисциплины  Естествознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01  Дошкольное образование

1.2  Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл .

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

     При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.                       ОК 11.  Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

 Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области

естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

−− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

−− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

1.4   Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося -54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

     лабораторные работы

9

    практические работы

19

     практические занятия

22

    Зачеты

4

Самостоятельная работа обучающегося

54

наблюдение физических явлений

составление формул элементов

составление уравнений реакций

подготовка устных выступлений по заданным темам

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Физика

Введение.

Содержание учебного материала

1.

Физика — фундаментальная наука о природе.

1

1

1. Механика.

Тема 1.1 Кинематика.

Содержание учебного материала

2.

Практическое занятие: Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения.

1

2

3.

Практическое занятие: Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения.

1

2

4.

Практическое занятие: Механическое движение. Закон сложения скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость.

1

2

5.

Практическое занятие: Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел.

1

2

Самостоятельная работа: Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения.

3

Тема 1.2. Динамика.

Содержание учебного материала

6.

Практическое занятие: Масса и сила. Взаимодействие тел.

1

2

7.

Практическое занятие: Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения.

1

2

8.

Лабораторная работа «Определение жёсткости пружины». «Исследование зависимости силы трения от веса тела».

1

2

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

Содержание учебного материала

9.

Практическое занятие: Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

2

10.

Механическая работа. Мощность.

1

2

11.

Практическое занятие: Механическая энергия. Кинетическая энергия.

1

2

12.

Практическое занятие: Потенциальная энергия .Закон сохранения полной механической энергии.

1

1

Самостоятельная работа: Первые искусственные спутники Земли. Мировые

достижения в освоении космического пространства. «Доклад на тему: «Галилео Галилей – основатель точного естествознания» ,«Сила трения», «Заслуги России в освоении космоса» Реферат на тему: «Реактивное движение в природе и технике» Решение задач по теме: «Механика». Составление обобщающей таблицы: «Виды и характеристики механического движения».

3

 Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики.

Тема 2.1. Молекулярная физика.

Содержание учебного материала

13.

Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение.

1

1

14.

Практическое занятие: Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение.

1

1

15.

Практическое занятие: Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа.

1

2

16.

Модель жидкости. Кристаллические и аморфные вещества. Поверхностное натяжение и смачивание.

1

1

 17.

Практическая работа  «Агрегатные состояния вещества». « Кристаллические и аморфные вещества».

1

2

Тема 2.2. Термодинамика.

Содержание учебного материала

18.

Практическое занятие: Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики.

1

2

19.

Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение.

1

2

Самостоятельная работа: История атомистических учений. Объяснение агрегатных

состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и

проблема энергосбережения.

4

Раздел 3. Основы электродинамики.

Тема 3.1.

Электростатика.

Содержание учебного материала

20.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

1

1

21.

Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

1

2

22.

Практическое занятие: Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.

1

2

23.

Практическая работа «Проводники и изоляторы в электрическом поле».

1

2

Тема 3.2.

Постоянный

 ток

Содержание учебного материала

2

24.

Практическое занятие: Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи.

1

2

 25.

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи, измерение силы тока и

напряжения на ее различных участках.».

1

2

 26.

Практическая работа «Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца».

1

2

Тема 3.3.

Магнитное

 поле.

Содержание учебного материала

27.

Практическое занятие: Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.

1

2

28.

Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

1

1

29.

Лабораторная работа  «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

2

Самостоятельная работа: Наблюдение электризации тел. Применение электрических

машин. Изобретение радио.

6

Раздел 4.  Колебания и волны

Тема 4.1.

 Механические

 колебания и

волны

Содержание учебного материала

30.

Практическое занятие: Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.

1

2

31.

Практическое занятие: Механические волны и их виды. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

1

2

Тема 4.2.

Электромагнитные

 колебания и волны

Содержание учебного материала

2

 32.

Электромагнитные колебания и волны .Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

1

Тема 4.3.

 Световые волны.

Содержание учебного материала

2

 33.

Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Линзы. Формула тонкой линзы.

1

2

 34.

Лабораторная работа  «Изучение колебаний математического маятника».

1

2

 35.

Лабораторная работа  «Изучение интерференции и дифракции света»

1

2

Самостоятельная работа: Наблюдение интерференции света.

3

Раздел 5. Элементы квантовой физики

Тема 5.1.

Квантовые

свойства света.

Содержание учебного материала

1

 36.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

1

Тема 5.2.

Физика атома.

Содержание учебного материала

1

 37.

Практическое занятие: Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

1

2

Тема 5.3.

Физика

атомного

ядра и

элементарных

частиц.

Содержание учебного материала

 38.

Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.  

1

2

Самостоятельная работа: Использование фотоэффекта в технике. Применение лазеров. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

4

Раздел 6. Вселенная и ее эволюция

Тема 6.1.

Строение и

развитие

Вселенной.

Содержание учебного материала

1

39.

Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы.

Современная физическая картина мира.

1

40.

Дифференцированный зачет по разделу «Физика».

1

2

Химия

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1

 Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

1

2

1.

Основные понятия и законы химии .Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.

1

2

2.

Практическая работа «Составление формул веществ и уравнений реакций».

1

2

Тема 1.2 Периодический закон, периодическая система хим. элементов Д.И Менделеева

Содержание учебного материала

2

3.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Открытие Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

2

4.

Практическая работа «Составление электронных формул и схем элементов».

1

2

5.

Практическая работа «Составление электронных формул и схем элементов».

1

2

Самостоятельная работа: составление электронных формул элементов, составление уравнений реакций, Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

3

Раздел 2. Общая и неорганическая химия

Тема 2.1.

Строение вещества

Содержание учебного материала

6.

Виды химической связи. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.

1

2

7.

Практическая работа  «Определения типа химической связи и ее свойств»

1

2

Тема 2.2.

Вода. Растворы

Содержание учебного материала

1

8.

Вода. Растворы. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

1

2

9.

Лабораторная работа  «Устранение жёсткости воды»

1

Тема 2.3.

Химические реакции.

Содержание учебного материала

10.

Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

1

11.

Практическая работа «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов .

1

Тема 2.4. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Содержание учебного материала

12.

Практическое занятие: Оксиды, кислоты, их свойства в свете теории электролитической диссоциации.

1

2

13.

Практическое занятие: Основания, соли, их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Среда водных растворов солей

1

2

14.

Практическая работа «Определение рН раствора солей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей».

1

2

Тема 5.5.

Металлы и неметаллы.

Содержание учебного материала

15.

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов

1

2

16.

Практическая работа «Металлы»

1

2

17.

Неметаллы. Общая характеристика неМе на примере галогенов. Соединения Ме и неМе в в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

2

Самостоятельная работа: составление уравнений реакций, подтверждающих свойства неорганических соединений, определение типов химических реакций по различным параметрам, применение различных соединений в повседневной и профессиональной деятельности

человека. Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

6

Раздел 3. Органическая химия

Тема 3.1.

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала

18.

Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.

1

2

19.

Практическое занятие: Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

1

2

Тема 3.2. Углеводороды

Содержание учебного материала

20.

Предельные углеводороды. Природные источники углеводородов.

1

2

21.

Непредельные углеводороды

1

2

22.

Практическая работа «Природные источники углеводородов».

1

2

Тема 3.3. Кислородо-

содержащие органические вещества

Содержание учебного материала

23.

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, кислоты

1

2

24.

Жиры как сложные эфиры. Мыла как соли высших карбоновых кислот..

1

2

25.

Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза

1

2

26.

Лабораторная работа «Определение содержания крахмала в продуктах питания»

1

2

Тема 3.4. Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

27.

Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.

1

2

Тема 3.5. Пластмассы и волокна

Содержание учебного материала

68.

Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.

1

2

Самостоятельные работы: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

5

2

Раздел 4. Химия и жизнь.

Тема 4.1.

 Химия и организм человека

Содержание учебного материала

2

29.

Углеводы — главный источник энергии организма. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки.

1

2

30.

Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.

1

2

31.

Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека

1

2

Тема 4.2.

 Химия в быту

Содержание учебного материала

32.

Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства.

1

2

33.

Практическое занятие: Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

1

2

Самостоятельная работа. Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

3

2

34.

Дифференцированный зачет по разделу «Химия».

2

Биология

Раздел 1. Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Введение

Содержание учебного материала

1.

Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.

1

2

Тема 1.1.

Клетка.

Содержание учебного материала

7

2.

Строение клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы.

1

2

3.

Строение клетки. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

2

4.

Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов.

1

2

5.

Биологическое значение химических элементов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

6.

Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онко вирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

1

2

7.

Практическая работа «Значение химических соединений для живых организмов»

1

2

8.

Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом. Сравнение. »

1

2

9.

Лабораторная работа «Активность ферментов в живых тканях»

1

2

Самостоятельная работа: Генная инженерия. Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологии

4

2

Тема 1.2.

Организм

Содержание учебного материала

10.

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов.

1

2

11.

Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

1

2

12.

Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном  развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.

13.

Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека.

1

2

14.

Общие представления о наследственности и изменчивости. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.

15.

Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции.

1

2

16.

Генетические закономерности изменчивости. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

1

2

17.

Практическая работа  «Решение элементарных генетических задач».

1

2

18.

Практическая работа   «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

1

2

Самостоятельная работа: Растения и животные, демонстрирующие наследственность. Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологии

3

2

Тема 1.3.

Вид

Содержание учебного материала

19.

Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира.

1

2

20.

Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и                                                                                эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.

21.

Вид, его критерии. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

1

2

22.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности.

1

2

23.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

1

2

24.

Практическая работа «Описание особей вида по морфологическому критерию».

1

2

25.

Практическая работа  «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

2

Самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологии

3

2

Тема 1.4 Экосистемы

Содержание учебного материала

26.

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия.

1

2

27.

Экологическая характеристика вида. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

1

2

28.

Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

1

2

29.

Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

1

2

30.

Практическая работа «Составление схем цепей питания. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем»

1

2

31.

Практическая работа  «Решение экологических задач».

1

2

32.

Практическая работа  «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

1

2

Самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологии

4

2

33.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

1

2

34.

Дифференцированный зачет по разделу «Биология».

108

54

2

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;

- лабораторное оборудование,  периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электро- отрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и

оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии,   химическая посуда, химические реактивы)

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор, компьютер, проекционный экран

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- ряд напряжений металлов;

- ряд электроотрицательности неметаллов;

- плакаты по общей и неорганической химии;

- плакаты по органической химии;

- химическая посуда;

- химические реактивы;

3.2   Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.

2. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. —М., 2014.

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-

экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

5. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

6.Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

9. Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического

и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.

10. Самойленко П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-

экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.

образования. — М., 2014.

Для преподавателей

1.Самойленко П. И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.

2. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014.

3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2014.

4. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2015.

5. Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2015.

Интернет-ресурсы

www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

3.3. Используемые образовательные технологии

         С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области

естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

−− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального

 природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

−− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

Тесты. Контрольные работы. Лабораторная работа. Тестирование. Контрольная работа. Самостоятельная работа. Практическая работа Сообщения. Рефераты